Напоминание

"Неуверенный ребенок"


Авторы: Щербакова Лиана Федоровна, Курцева Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида "Теремок"
Населённый пункт: Белгородская обл. пос. Борисовка
Наименование материала: Статья
Тема: "Неуверенный ребенок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Неуверенный ребёнок».

Дошкольное

детство,

как

указывают

ведущие

психологи

(Л.

И.

Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. И. Леонтьев, а также А.

Валлон,

Р.

Зарро),-особо

ответственный

период,

когда

закладываются

основные личности механизмы, когда у ребёнка возникают первая модель

мира-система

представлений

об

окружающей

действительности,

о

своих

возможностях и отношениях с окружающими людьми.

Проблеме

воспитания

произвольного,

активного

поведения

у

дошкольников уделили внимание и Б. Г. Ананьев, и С. Л. Рубенштейн, и А. В.

Суворовцева, и А. П. Усова и др., и не случайно. Ведь малая общительность,

неуверенность,

застенчивость-это

черты

характера,

которые

могут

стать

тормозом в развитии активности ребёнка, инициативности, а в дальнейшем

закрепиться

в

таких

нежелательных

качествах,

как

чрезмерная

робость,

нерешительность, безынициативность. Не редко у такого ребёнка, может

сформироваться беспринципность, слепое подражание тому, кто уверенно

взял инициативу в свои руки.

В каждой группе детского сада вы встретите детей нерешительных,

застенчивых, неуверенных. Установить контакты с незнакомым человеком им

чрезвычайно трудно. Собственная самооценка чаще всего ниже реальных

возможностей («У меня не получится», «А я не могу», «Не знаю»). Как

правило, они долго не приступают к выполнению задания, неуверенные в

своих

возможностях,

постоянно

ощущают

нехватку

времени,

чтобы

завершить работу.

Внешне неуверенный ребёнок чаще всего заторможён, замкнут, легко

смущается.

Вместе

с

тем

его

неуверенность

может

совмещаться

с

удивительной активностью, упрямством. В основе такого поведения лежит

внутренняя неуверенность, отрицательные эмоциональные переживания.

Развитию

неуверенности

может

способствовать

и

многократный

отрицательный прежний опыт в той или иной деятельности, конфликтные

отношения со взрослыми и с товарищами, чрезмерная опека родителей или,

наоборот, равнодушное отношение окружающих.

Эмоциональное неблагополучие ребёнка способствует развитию страха,

замкнутости, чувства незащищённости, одиночества, недоверия к людям. А

это

уже

основа

роста

неуверенности

в

своих

силах.

«Эмоциональное

созвучие»

со

взрослым,

его

положительные

оценочные

суждения

способствуют

развитию

активности,

побуждают

ребёнка

к

хорошим

поступкам. Только в обстановке доверительности малыш легко вступает в

контакт со взрослым, проявляет высокую социальную активность.

От рицательным

фактом,

спо собствующим

ф о рм и р о ва н и ю

неуверенности, является авторитарный стиль общения. Дети, в семье которых

царит авторитарный стиль воспитания, менее активны, и инициативны, менее

самостоятельны в своих поступках. Однако, покорные с взрослыми, они в

некоторых случаях проявляют агрессивность к своим сверстникам, с трудом

овладевают нравственными нормами.

Как

же

помочь

ребёнку?

Эмоционально

поддержать

одобрительным

взглядом,

улыбкой,

мягким

поглаживанием

руки,

ласковым

советом.

Основной путь коррекции - обеспечение эмоционального благополучия и в

семье, и в дошкольном учреждении. Это можно создать посредством:

-доброжелательного, доверительного отношения;

-авансированными положительными оценками;

-фиксацией внимания на положительных сторонах личности;

-включением в совместную деятельность по желаемому выбору;

-посредством

привлечения

ребёнка

в

подгруппу

детей,

где

он

будет

выполнять роль организатора, владеющего информацией.

Не следует забывать об индивидуальном подходе. Избегать замечаний в

адрес застенчивого ребёнка в присутствии группы. Поощрять при всех его

малейшие успехи. Переключать ребёнка с отрицательных переживаний на

положительные с помощью драматизированных игр, инсценировок. Только в

обстановке доверительности ребёнок легко вступает в контакт со взрослыми,

проявляет высокую социальную активность.

Не менее важно помочь ребёнку научиться свободно выражать свои

эмоции,

желания,

чувства.

Застенчивые

дети

часто

держатся

скованно,

особенно если на них смотрят окружающие. Снять внутреннее напряжение,

почувствовать себя свободно им помогут специально организованные игры.

Считается, что прятки, жмурки - это развлечения, в которых участвуют одни

лишь дети, причём, они якобы излишне возбуждают малышей. Это не верно.

Подвижные

игры,

да

ещё

и

вместе

со

взрослыми,

помогают

детишкам

выражать свои эмоции и активизировать жизненную энергию, устанавливать

более непосредственные отношения с окружающими. Игры - соревнования

(кегли, мяч, стрельба из лука с присосками, преодоление препятствий, борьба

и прочие забавы), которые сопровождаются громкими возгласами и смехом,

также

помогут

застенчивому

ребёнку

почувствовать

себя

увереннее.

Организуя такие игры, лучше создать для малыша ситуацию успешности

(чтобы

он

не

чувствовал

себя

проигравшим

или

отстающим),

а

потом

похвалить его за смелость и ловкость, выразить радость от того, что играли

вместе.

Эмоционально-непосредственное

взаимодействие

смягчает

чрезмерную

боязнь

неудачи,

порицания

и

запретов.

Раскрепощению

эмоциональной

сферы,

лучшему

освоению

языка

эмоций

хорошо

способствуют игры-пантомимы, такие как "Угадай эмоцию", "Где мы были,

мы не скажем, а что делали - покажем", "Фанты" и другие. Желательно,

чтобы

в

них

участвовали

несколько

взрослых

и

детей.

В

таких

играх

создается

эмоционально-положительная

атмосфера,

преодолеваются

внутренние

психологические

барьеры,

устанавливаются

дружеские,

непосредственные взаимоотношения между детьми и взрослыми Взрослые

часто стараются объяснить застенчивому ребёнку, что бояться людей не надо,

уговаривают его выступить перед гостями или на празднике в детском саду.

Такое

прямое

воздействие

малоэффективно.

Малыш

весь

сжимается,

не

может произнести ни слова, прячется и начинает ещё больше опасаться

ситуаций

публичности.

Гораздо

более

действенным

приёмом

борьбы

со

стеснительностью являются игры-фантазии, в которых различные персонажи

наделяются

чертами

самого

ребёнка,

а

ситуации

близки

к

тем,

которые

особенно волнуют его, вызывают тревогу или страх. Такие игры помогают

ребёнку как бы со стороны посмотреть на свои трудности, понять, что они

бывают

и

у

других

детей,

приобрести

опыт

их

разрешения.

Игры

на

воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые

живут в таких же обстоятельствах, попадают в разные жизненные ситуации и

находят выход из них. Часто дети стыдятся, а иногда и просто не умеют

рассказывать о своих проблемах, а слушая или сочиняя рассказ о другом

ребёнке,

приписывая

ему

свои

переживания,

они

становятся

более

открытыми для разговора о себе. Перед тем, как играть с малышом в такие

придуманные истории, взрослым следует усвоить несколько правил:

1.

Обдумайте, какие ситуации являются наиболее трудными для ребёнка.

Настройтесь

на

волну

его

чувств,

переживаний,

Взгляните

на

проблему

глазами ребёнка.

2.

Подумайте над сюжетом рассказа. Какие мысли вы хотели бы донести

до ребёнка, какие конкретные советы дать ему?

3.

Начните рассказ о вымышленных девочке или мальчике с описания

деталей их жизни, сходных с жизнью ребёнка (например, мальчик живёт в

таком же доме, у него есть такой же брат или сестра, такая же собака или

птичка). Имя вымышленного героя не должно прямо совпадать с именем

ребёнка, но может иметь некоторое сходство с ним по звучанию. Опишите его

переживания в конкретной ситуации как можно подробнее. Например, если

ребёнок

часто

стесняется

присоединиться

к

игре

сверстников,

можно

сочинить

историю

про

мальчика,

который

боялся,

что

дети

считают

его

глупым,

некрасивым,

неуклюжим

и

будут

смеяться.

Из-за

этого

малыш

боялся смотреть в глаза ребятам, говорил очень тихо, не знал, как нужно

попросить их принять его в игру.

4.

По ходу рассказа обращайтесь к ребёнку за дополнениями, чтобы он

стал участником обсуждаемой проблемы и ситуации. Задайте ему вопросы, о

том, что ещё подумал герой, как можно было бы ему помочь.

5.

Затем

введите

персонаж,

который

станет

помощником

ребёнка

в

разрешении внутреннего конфликта. Это может быть мама, папа, старший

брат

или

сестра,

добрый

волшебник.

Придумайте

диалог

малыша

с

помощником, в котором они будут обсуждать разные способы поведения, а

затем применять их в жизни. Учитывайте детские комментарии к рассказу.

Привлекайте ребёнка к поиску решения. Старайтесь сделать его активным

участником и соавтором истории.

6.

Придуманная история должна иметь положительный результат.

7.

После

того,

как

вы

вместе

обсудите

поведение

вымышленного

персонажа, понаблюдайте за поведением застенчивого ребёнка в реальных

ситуациях его жизни, проверьте, повлияла ли на него игра. Постарайтесь

сделать так, чтобы история имела продолжение в зависимости от поведения

ребёнка.

8.

Старайтесь

сделать

рассказ

живым,

остроумным,

вводите

в

него

больше

диалогов

различных

персонажей,

наполняйте

его

сказочными

элементами.

Помимо придумывания рассказов хорошо организовывать с детьми игры-

драматизации.

Их

персонажами

могут

стать

знакомые

герои

сказок,

животные. Поочерёдно проигрывая вместе со взрослыми роли страшного

волка

и

боязливого

зайчика,

хитрой

лисы

и

маленькой

мышки,

смелого

мальчика и застенчивой девочки, ребёнок невольно найдёт в них отголоски

собственной жизни, научится бороться со своими страхами и тревогами.

Хорошо, если родители вместе с ребёнком изготовят маски для таких игр, с

их

помощью

ему

будет

легче

войти

в

роль,

"спрятаться".

Эффективный

способ смягчения страха перед публичными ситуациями -- организация игр с

другими детьми. Например, можно с несколькими друзьями ребёнка поиграть

в

"детский

сад",

где

дети

и

взрослый

поочерёдно

разыгрывают

роли

воспитательницы и ребятишек, которым нужно выступить перед другими,

например,

рассказать

стихотворение

или

составить

рассказ

по

картинке.

Застенчивые

дети

долго

не

решаются

начать

ответ,

говорят

медленно,

неуверенно

и

тихо.

Постепенно

в

игру

можно

вводить

ограничения

по

времени, включать упражнения на громкость и выразительность речи.



В раздел образования