Напоминание

Проект "Мини - музей хлеба".


Автор: Черноскутова Инна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №12 "Родничок".
Населённый пункт: г. Катайск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Мини - музей хлеба".
Раздел: дошкольное образование





Назад





Проект «Мини - музей хлеба».

« Музей – научное и научно-просветительское учреждение,

осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников

естественной истории, материальной и духовной культуры –

первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества

Актуальность:
Согласно требованиям ФГОС развивающая среда в группе должна способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать направления развития и образования детей, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. Дети в любом возрасте задают взрослым множество вопросов о том, что им кажется интересным и необычным. Чтобы достойно отвечать на тысячи детских «почему», разработала долгосрочный творческий проект «Мини-музеи хлеба в детском саду». Музей – эффективное средство познания системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение. Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, истории, формирует художественный вкус. Создание мини-музея – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное, кропотливое и сложное.
Цель:
Формирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО через создание мини-музея в группе, как отражение интересов и проявление инициативы детей.
Задачи:
1.Формировать у дошкольников представления о музее. 2. Приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю. 3.Дать элементарные представления о процессе выращивания и изготовления хлеба, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям его производящим; 4.Использовать новые формы работы с детьми и их родителями.
Принципы:
1.Принцип учета возрастных особенностей дошкольников; 2.Принцип опоры на интересы ребенка;
3.Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого; 4.Принцип наглядности; 5.Принцип последовательности; принцип сотрудничества и взаимоуважения
Формы деятельности:
Поисковая; Научная; Экспозиционная; Познавательная.
Вид проекта:
Практико-ориентированный, творческий.
Продолжительность проекта:
долговременный.
Участники проекта
: дети, родители, педагоги группы.
План работы по созданию мини-музея

Практический этап
1 Создание музея в группе 2 Сбор экспонатов 3. Разработка экскурсий. Разработка плана работы образовательной деятельности с детьми на год. 4.Пополнение экспонатов 5. Разработка плана работы с родителями
Внедренческий этап
1.Открытие музея 2. Проведение образовательной деятельности в музее
Оформление мини-музея:
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты. Также представлены: детская литература, подборки картинок о хлебе; подборка дидактических игр на тему «Хлеб всему голова»
Перспективный план работы

Образовательной деятельности с детьми в мини-музее.



Содержание

Цели и задачи

Срок

Ответственны


п/п

е
1 Б е с е д а « Т а к и е разные музеи» Открытие м и н и - музея в группе. Закреплять знания детей о музее, его н а з н а ч е н и и , о разнообразии п р о ф и л е й , о правилах поведения в нем. Сентябрь Воспитатели 2 Экскурсия на хлебное поле, сбор экспонатов для музея Формировать у детей представление о том , что во время уборки хлеба на полях трудятся люди разных профессий , а машинах необходимых для труда хлеборобов, а результатах труда колхозников и его значимости. Воститывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу. Сентябрь Воспитатели 3 Инсценировка сказки «Колосок» С п р и гл а ш е н и е м гостей из другой группы Дать представления о жизни крестьян, о хлебе как основном источнике питания, подвести детей к т о м у, ч т о х л е б н у ж н о б е р е ч ь . Развивать творчество детей. Воспитывать гостеприимство Сентябрь Воспитатели 4 О.Д.«Хлеб – соль кушай да добрых людей слушай» Знакомить детей с произведениями, посвященными хлебу: пословицы, поговорки, стихи. Сентябрь Воспитатели 5 Что такое злаки? Пополнить музей Дать элементарные представления о Октябрь Воспитатели
злаковыми крупами злаковых культурах, о блюдах, которые и з н и х м о ж н о приготовить. Рассмотреть разные виды круп 6 П р о с м о т р презентации « П у т е ш е с т в и е в прошлое» Познакомить детей с о с н о в н ы м занятием русских к р е с т ь я н – земледелием, видами п ол е в ы х работ, о руд и ями труда. Октябрь Воспитатели 7 О.Д. «Колосок» Поделки из пластилина Закреплять представления детей о хлебе как основном продукте питания. Воспитывать желание совместной деятельности. Развивать художественное творчество Октябрь Воспитатели 8 Чтение сказки Э. Го н е л и у с а « Т р и ржаных колоса» Познакомить детей с п р о ц е с с о м выращивания хлеба в настоящее время, с орудиями труда, машинами, профессиями. Октябрь Воспитатели 9 Экскурсия на кухню детского сада. Обогащать представления д е т е й о б изготовлении хлебобулочных изделий. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Ноябрь Воспитатели 10 Создание альбома п о с л о в и ц и Продолжать ф о р м и р о в а т ь у Ноябрь Воспитатели
поговорок о хлебе Оформление альбома «Хлебобулочные изделия» детей понятие о взаимопомощи. Продолжать з н а к о м и т ь с п о г о в о р к а м и о хлебе. Пополнение экспонатов музея 11 Ч т е н и е к н и г и «Правила поведения для во спитанных д е т е й » с последующей беседой Фо рми р о ват ь ( в условиях реального чаепития) навыки правильного п о в е д е н и я з а столом, обратить особое внимание на т о , к а к н у ж н о о б р а щ а т ь с я с хлебобулочными изделиями. Ноябрь Воспитатели, родители 12 Экскурсия в магазин «Хлебный отдел» Закреплять навыки правильного п о в е д е н и я з а столом. Продолжать воспитывать бережное отношение к хлебу. Ноябрь Воспитатели 13 Дидактическая игра «Что сначала, что потом» Закрепить знания д е т е й о последовательности д е й с т в и й п р и выращивании хлеба. Декабрь Воспитатели 14 Просмотр презентации « З н а к о м с т в о с трудом пахаря» Д.и. «Волшебные к о л о с к и » с помощью «Палочек Кюизинера» Закреплять знания д е т е й о последовательности посадки пшеницы (вспахать, проборонить и т.д.). Вызвать интерес и уважительное о т н о ш е н и е к людям, занимающимся этим трудом. Развитие Декабрь Воспитатели
воображения, мелкой моторики 15 О.Д.«Страда деревенская» Закреплять знания д е т е й о т а к о м орудии труда как с е р п . П о к а з а т ь трудоемкость процесса уборки хлеба. Декабрь Воспитатели 16 Беседа «Выпечка хлеба» З н а к о м и т ь с процессом выпекания хлеба в крестьянской семье, объяснить значение с л о в « к в а ш н я » , «решето», «сито», «жито» и т.д. Январь Воспитатели 17 Беседа «Хлеб – наше богатство» З н а к о м и т ь с процессом выпекания хлеба в крестьянской семье, объяснить значение с л о в « к в а ш н я » , «решето», «сито», «жито» и т.д. Январь Воспитатели 18 Э к с к у р с и я в библиотеку. Выставка книг о хлебе. Дать элементарные представления об изготовлении хлебобулочных и з д е л и й в настоящее время, обратить внимание н а с о д е р ж а н и е труда людей, на механизацию труда. Февраль Воспитатели 19 Литературная в и к т о р и н а п о произведениям о хлебе. П о з н а к о м и т ь с произведениями, посвященными процессу в ы р а щ и в а н и я и изготовления хлеба. П о з н а к о м и т ь с авторами, Февраль Воспитатели
пишущими о хлебе: М. Глинская, Т. Ятц и т.д. 20 Опытническая деятельность «Свойства различных видов грунта» Опытническим путем определить свойства з е м л и , песка, опила, как предполагаемого г р у н т а д л я растений. Февраль Воспитатели 21 Просмотр презентации «Хлеб разных народов» Представление различных хлебобулочных и з д е л и й д л я оформления выставки «Золотые руки» Закреплять знания детей о народных и авторских сказках, рассказах о хлебе. О хлебобулочных изделиях производимых у нас в городе Март Воспитатели 22 Опытническая деятельность « В ы с а д к а з е р е н пшеницы» Н а б л ю д а я з а ростками, подтвердить верность утверждения, что «земля – лучший г р у н т д л я выращивания растений» Март Воспитатели 23 КВН «Хлеб да каша – п и щ а н а ш а » ( с о в м е с т н о с родителями) Знакомить детей с видами хлебобулочных и зд е л и й д р у г и х народов: багет – Франция, лаваш – Армения и т.д. Март Воспитатели, родители 24 Ко н к у р с ч т е ц о в « Х л е б в с е м у голова» Учить использовать полученные знания в с п е ц и а л ь н о Апрель Воспитатели
организованной самостоятельной деятельности (театральной).. 25 Лепка из соленого теста «Угощение для кукол» Учить использовать полученные знания в с п е ц и а л ь н о организованной самостоятельной деятельности (театральной). Апрель Воспитатели 26 Развлечение «Каравай, каравай…» Знакомить детей с хороводными играми, посвященными х л е б у. С о з д а т ь хорошее настроение. Май Воспитатели 27 Беседа по картинам «На пашне» А.Н. Ком а р о в о й , « Н а пашне. Весна.» А.Г. Венецианова, « Ж а т в а » З . Е . Серебряковой Выставка рисунков « Т а к о й р а з н ы й хлеб» У ч и т ь в и д е т ь выразительные средства, которые использовал х у д о ж н и к д л я передачи н а с т р о е н и я в картинах. Учить высказывать свое о т н о ш е н и е к содержанию картин. Май Воспитатели, музыкальный руководитель 28 Занятие «Обобщение знаний детей о процессе в ы р а щ и в а н и я и изготовления хлеба» Закреплять знания детей об озимой ржи. О бъ я с н и т ь з н ач е н и е с л о в а «жито». Май Воспитатели 29 Итоговая беседа в музее Подвести и то г и : п о буд и т ь д е т е й в с п о м н и т ь , ч т о нового они узнали о хлебе. Май Воспитатели Приглашение гостей. Разработка различных видов экскурсий проводится в течении всего года
Перспективный план работы с родителями.




Содержание

Цели и задачи

Сроки

Ответственны

е
1 Консультация «Программное содержание о б у ч е н и я и воспитания детей подготовительной группы» Познакомить родителей с п о к а з а т е л я м и р а з в и т и я д е т е й п о разделу «познавательное развитие» (воспитание бережного отношения к окружающему миру); « к у л ь т у р а б ы т а » (навыки поведения за столом). Сентябрь Воспитатели 2 Опрос родителей «Воспитание бережного отношения к хлебу в семье» Выявить отношение родителей к беседе как методу в о с п и т а н и я детей. Показать роль личного примера в воспитании детей. Октябрь Воспитатели, родители 3 Оформление альбома «Хлебобулочные изделия» Привлечь родителей к процессу обогащения э к с п о н а т о в м у з е я расширкнию знаний детей о многообразии хлебобулочных изделий. Ноябрь Воспитатели, родители. 4 Изготовление дидактической игры «Что сначала, что потом» Привлечь родителей к процессу ознакомления д е т е й с последовательностью д е й с т в и й п р и выращивании хлеба. Декабрь Воспитатели, родители. 5 Представление художественной л и т е р а т у р ы о хлебе. Привлечь родителей к оформлению в группе мини-библиотеки о хлебе. Январь 2010г. Воспитатели, родители. 6 Консультация «Мамины помощники» Показать воспитательную ценность совместного семейного труда, в том ч и с л е ц е н н о с т ь совместного приготовления пищи, выпечки. Февраль Воспитатели.
7 Представление различных хлебобулочных и з д е л и й д л я оформления выставки «Золотые руки» Привлечь родителей к процессу обогащения з н а н и й д е т е й о многообразии хлебобулочных изделий, воспитанию уважительного отношения к т руд у людей, выращивающих хлеб. Март Воспитатели, родители. 8 Опытническая деятельность «Высадка з е р е н пшеницы» Привлечь родителей к процессу п р и гото вл е н и я д л я в ы с а д к и з ё р е н пщеницы Март Воспитатели, родители. 9 К В Н « Х л е б д а каша – пища наша» ( с о в м е с т н о с родителями) Привлечь родителей к Совместной деятельности воспитывать детско- родительские отношения Март Воспитатели, родители. 10 Э к с к у р с и я в библиотеку «Выставка книг о хлебе» Привлекать родителей к процессу обогащения з н а н и й д е т е й о произведениях, посвященных хлебу. Апрель Воспитатели, родители. 11 Выставка рисунков « Х л е б б ы в а е т разный» Побуждать родителей совместно с детьми использовать полученные знания в специально организованной деятельности. Апрель Воспитатели, родители. 12 Родительское собрание «Подведем итоги». Показать эффективность совме стной р а б от ы Д О У и с е м ь и п о оформлению у детей бережного отношения к хлебу, вызвать желание и в д а л ь н е й ш е м принимать активное Май Воспитатели, родители.
участие в воспитании своих детей.
Предполагаемый результат:
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.
Список литературы:
1. «Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста».Пермь.2000г. 2. О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург, 1997г. 3. Н.В. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музей в детском саду», Линка Пресс, Москва, 2008г.


В раздел образования