Автор: Черноскутова Инна Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №12 "Родничок". Населённый пункт: г. Катайск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Проект "Мини - музей хлеба". Раздел: дошкольное образование
« Музей – научное и научно-просветительское учреждение,
осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников
естественной истории, материальной и духовной культуры –
первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества
Актуальность:
Согласно
требованиям
ФГОС
развивающая
среда
в
группе
должна
способствовать
развитию
личности,
мотивации
и
способностей
детей
в
различных
видах
деятельности
и
охватывать
направления
развития
и
образования
детей,
представлений
о
социокультурных
ценностях
нашего
народа. Дети в любом возрасте задают взрослым множество вопросов о том, что
им кажется интересным и необычным. Чтобы достойно отвечать на тысячи
детских «почему», разработала долгосрочный творческий проект «Мини-музеи
хлеба
в
детском
саду».
Музей
–
эффективное
средство
познания
системы
ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение. Музей
обладает
уникальным
потенциалом
социально-воспитательной работы
с
детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и
рукотворность, становится незаменимыми помощниками в изучении культуры
своего
народа,
воспитывает
патриотические
чувства
и
творчество.
Музей
приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, истории, формирует
художественный вкус. Создание мини-музея – дело необычайно увлекательное,
но в то же время серьезное, кропотливое и сложное.
Цель:
Формирование
развивающей
предметно-пространственной
среды
в
соответствии с ФГОС ДО через создание мини-музея в группе, как отражение
интересов и проявление инициативы детей.
Задачи:
1.Формировать у дошкольников представления о музее.
2. Приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать
к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю.
3.Дать элементарные представления о процессе выращивания и изготовления
хлеба, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к
людям его производящим;
4.Использовать новые формы работы с детьми и их родителями.
Принципы:
1.Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
2.Принцип опоры на интересы ребенка;
3.Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при
руководящей роли взрослого;
4.Принцип наглядности;
5.Принцип последовательности;
принцип сотрудничества и взаимоуважения
Формы деятельности:
Поисковая;
Научная;
Экспозиционная;
Познавательная.
Вид проекта: Практико-ориентированный, творческий.
Продолжительность проекта: долговременный.
Участники проекта : дети, родители, педагоги группы.
План работы по созданию мини-музея
Практический этап
1 Создание музея в группе
2 Сбор экспонатов
3.
Разработка
экскурсий.
Разработка
плана
работы
образовательной
деятельности с детьми на год.
4.Пополнение экспонатов
5. Разработка плана работы с родителями
Внедренческий этап
1.Открытие музея
2. Проведение образовательной деятельности в музее
Оформление мини-музея: Музейные экспонаты собраны в соответствии с
возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально
отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей
экспонаты. Также представлены: детская литература, подборки картинок о
хлебе; подборка дидактических игр на тему «Хлеб всему голова»
Перспективный план работы
Образовательной деятельности с детьми в мини-музее.
№
Содержание
Цели и задачи
Срок
Ответственны
п/п
е
1
Б е с е д а
« Т а к и е
разные музеи»
Открытие
м и н и -
музея в группе.
Закреплять
знания
детей
о
музее,
его
н а з н а ч е н и и ,
о
разнообразии
п р о ф и л е й ,
о
правилах поведения
в нем.
Сентябрь
Воспитатели
2
Экскурсия на
хлебное поле, сбор
экспонатов для
музея
Формировать у
детей
представление о
том , что во время
уборки хлеба на
полях трудятся
люди разных
профессий , а
машинах
необходимых для
труда хлеборобов, а
результатах труда
колхозников и его
значимости.
Воститывать
уважение к труду
хлеборобов,
бережное
отношение к хлебу.
Сентябрь
Воспитатели
3
Инсценировка
сказки «Колосок»
С
п р и гл а ш е н и е м
гостей
из
другой
группы
Дать представления
о жизни крестьян, о
хлебе как основном
источнике
питания,
подвести
детей
к
т о м у,
ч т о
х л е б
н у ж н о
б е р е ч ь .
Развивать
творчество
детей.
Воспитывать
гостеприимство
Сентябрь
Воспитатели
4
О.Д.«Хлеб
–
соль
кушай
да
добрых
людей слушай»
Знакомить
детей
с
произведениями,
посвященными
хлебу:
пословицы,
поговорки, стихи.
Сентябрь
Воспитатели
5
Что такое злаки?
Пополнить
музей
Дать
элементарные
представления
о
Октябрь
Воспитатели
злаковыми крупами
злаковых культурах,
о
блюдах,
которые
и з
н и х
м о ж н о
приготовить.
Рассмотреть разные
виды круп
6
П р о с м о т р
презентации
« П у т е ш е с т в и е
в
прошлое»
Познакомить
детей
с
о с н о в н ы м
занятием
русских
к р е с т ь я н
–
земледелием,
видами
п ол е в ы х
работ,
о руд и ями
труда.
Октябрь
Воспитатели
7
О.Д. «Колосок»
Поделки
из пластилина
Закреплять
представления
детей
о
хлебе
как
основном
продукте
питания.
Воспитывать
желание
совместной
деятельности.
Развивать
художественное
творчество
Октябрь
Воспитатели
8
Чтение
сказки
Э.
Го н е л и у с а
« Т р и
ржаных колоса»
Познакомить
детей
с
п р о ц е с с о м
выращивания хлеба
в настоящее время,
с
орудиями
труда,
машинами,
профессиями.
Октябрь
Воспитатели
9
Экскурсия на кухню
детского сада.
Обогащать
представления
д е т е й
о б
изготовлении
хлебобулочных
изделий.
Воспитывать
уважительное
отношение
к
труду
взрослых.
Ноябрь
Воспитатели
10
Создание
альбома
п о с л о в и ц
и
Продолжать
ф о р м и р о в а т ь
у
Ноябрь
Воспитатели
поговорок о хлебе
Оформление
альбома
«Хлебобулочные
изделия»
детей
понятие
о
взаимопомощи.
Продолжать
з н а к о м и т ь
с
п о г о в о р к а м и
о
хлебе.
Пополнение
экспонатов музея
11
Ч т е н и е
к н и г и
«Правила поведения
для
во спитанных
д е т е й »
с
последующей
беседой
Фо рми р о ват ь
( в
условиях реального
чаепития)
навыки
правильного
п о в е д е н и я
з а
столом,
обратить
особое внимание на
т о ,
к а к
н у ж н о
о б р а щ а т ь с я
с
хлебобулочными
изделиями.
Ноябрь
Воспитатели,
родители
12
Экскурсия в магазин
«Хлебный отдел»
Закреплять
навыки
правильного
п о в е д е н и я
з а
столом. Продолжать
воспитывать
бережное
отношение к хлебу.
Ноябрь
Воспитатели
13
Дидактическая
игра
«Что
сначала,
что
потом»
Закрепить
знания
д е т е й
о
последовательности
д е й с т в и й
п р и
выращивании
хлеба.
Декабрь
Воспитатели
14
Просмотр
презентации
« З н а к о м с т в о
с
трудом пахаря»
Д.и.
«Волшебные
к о л о с к и »
с
помощью
«Палочек
Кюизинера»
Закреплять
знания
д е т е й
о
последовательности
посадки
пшеницы
(вспахать,
проборонить и т.д.).
Вызвать
интерес
и
уважительное
о т н о ш е н и е
к
людям,
занимающимся
этим трудом.
Развитие
Декабрь
Воспитатели
воображения,
мелкой моторики
15
О.Д.«Страда
деревенская»
Закреплять
знания
д е т е й
о
т а к о м
орудии
труда
как
с е р п .
П о к а з а т ь
трудоемкость
процесса
уборки
хлеба.
Декабрь
Воспитатели
16
Беседа
«Выпечка
хлеба»
З н а к о м и т ь
с
процессом
выпекания
хлеба
в
крестьянской семье,
объяснить значение
с л о в
« к в а ш н я » ,
«решето»,
«сито»,
«жито» и т.д.
Январь
Воспитатели
17
Беседа «Хлеб –
наше богатство»
З н а к о м и т ь
с
процессом
выпекания
хлеба
в
крестьянской семье,
объяснить значение
с л о в
« к в а ш н я » ,
«решето»,
«сито»,
«жито» и т.д.
Январь
Воспитатели
18
Э к с к у р с и я
в
библиотеку.
Выставка
книг
о
хлебе.
Дать
элементарные
представления
об
изготовлении
хлебобулочных
и з д е л и й
в
настоящее
время,
обратить
внимание
н а
с о д е р ж а н и е
труда
людей,
на
механизацию труда.
Февраль
Воспитатели
19
Литературная
в и к т о р и н а
п о
произведениям
о
хлебе.
П о з н а к о м и т ь
с
произведениями,
посвященными
процессу
в ы р а щ и в а н и я
и
изготовления хлеба.
П о з н а к о м и т ь
с
авторами,
Февраль
Воспитатели
пишущими о хлебе:
М. Глинская,
Т.
Ятц и т.д.
20
Опытническая
деятельность
«Свойства
различных
видов
грунта»
Опытническим
путем
определить
свойства
з е м л и ,
песка,
опила,
как
предполагаемого
г р у н т а
д л я
растений.
Февраль
Воспитатели
21
Просмотр
презентации
«Хлеб
разных народов»
Представление
различных
хлебобулочных
и з д е л и й
д л я
оформления
выставки
«Золотые
руки»
Закреплять
знания
детей о народных и
авторских
сказках,
рассказах о хлебе.
О
хлебобулочных
изделиях
производимых у нас
в городе
Март
Воспитатели
22
Опытническая
деятельность
« В ы с а д к а
з е р е н
пшеницы»
Н а б л ю д а я
з а
ростками,
подтвердить
верность
утверждения,
что
«земля
–
лучший
г р у н т
д л я
выращивания
растений»
Март
Воспитатели
23
КВН «Хлеб да каша
–
п и щ а
н а ш а »
( с о в м е с т н о
с
родителями)
Знакомить
детей
с
видами
хлебобулочных
и зд е л и й
д р у г и х
народов:
багет
–
Франция,
лаваш
–
Армения и т.д.
Март
Воспитатели,
родители
24
Ко н к у р с
ч т е ц о в
« Х л е б
в с е м у
голова»
Учить использовать
полученные
знания
в
с п е ц и а л ь н о
Апрель
Воспитатели
организованной
самостоятельной
деятельности
(театральной)..
25
Лепка
из
соленого
теста «Угощение для
кукол»
Учить использовать
полученные
знания
в
с п е ц и а л ь н о
организованной
самостоятельной
деятельности
(театральной).
Апрель
Воспитатели
26
Развлечение
«Каравай,
каравай…»
Знакомить
детей
с
хороводными
играми,
посвященными
х л е б у.
С о з д а т ь
хорошее
настроение.
Май
Воспитатели
27
Беседа по картинам
«На
пашне»
А.Н.
Ком а р о в о й ,
« Н а
пашне. Весна.» А.Г.
Венецианова,
« Ж а т в а »
З . Е .
Серебряковой
Выставка
рисунков
« Т а к о й
р а з н ы й
хлеб»
У ч и т ь
в и д е т ь
выразительные
средства,
которые
использовал
х у д о ж н и к
д л я
передачи
н а с т р о е н и я
в
картинах.
Учить
высказывать
свое
о т н о ш е н и е
к
содержанию
картин.
Май
Воспитатели,
музыкальный
руководитель
28
Занятие
«Обобщение знаний
детей
о
процессе
в ы р а щ и в а н и я
и
изготовления хлеба»
Закреплять
знания
детей
об
озимой
ржи.
О бъ я с н и т ь
з н ач е н и е
с л о в а
«жито».
Май
Воспитатели
29
Итоговая
беседа
в
музее
Подвести
и то г и :
п о буд и т ь
д е т е й
в с п о м н и т ь ,
ч т о
нового они узнали о
хлебе.
Май
Воспитатели
Приглашение гостей. Разработка различных видов экскурсий проводится в
течении всего года
Перспективный план работы с родителями.
№
Содержание
Цели и задачи
Сроки
Ответственны
е
1
Консультация
«Программное
содержание
о б у ч е н и я
и
воспитания
детей
подготовительной
группы»
Познакомить родителей
с
п о к а з а т е л я м и
р а з в и т и я
д е т е й
п о
разделу
«познавательное
развитие»
(воспитание
бережного отношения к
окружающему
миру);
« к у л ь т у р а
б ы т а »
(навыки
поведения
за
столом).
Сентябрь
Воспитатели
2
Опрос
родителей
«Воспитание
бережного
отношения к хлебу
в семье»
Выявить
отношение
родителей к беседе как
методу
в о с п и т а н и я
детей.
Показать
роль
личного
примера
в
воспитании детей.
Октябрь
Воспитатели,
родители
3
Оформление
альбома
«Хлебобулочные
изделия»
Привлечь
родителей
к
процессу
обогащения
э к с п о н а т о в
м у з е я
расширкнию
знаний
детей
о
многообразии
хлебобулочных
изделий.
Ноябрь
Воспитатели,
родители.
4
Изготовление
дидактической
игры «Что сначала,
что потом»
Привлечь
родителей
к
процессу
ознакомления
д е т е й
с
последовательностью
д е й с т в и й
п р и
выращивании хлеба.
Декабрь
Воспитатели,
родители.
5
Представление
художественной
л и т е р а т у р ы
о
хлебе.
Привлечь
родителей
к
оформлению
в
группе
мини-библиотеки
о
хлебе.
Январь
2010г.
Воспитатели,
родители.
6
Консультация
«Мамины
помощники»
Показать
воспитательную
ценность
совместного
семейного труда, в том
ч и с л е
ц е н н о с т ь
совместного
приготовления
пищи,
выпечки.
Февраль
Воспитатели.
7
Представление
различных
хлебобулочных
и з д е л и й
д л я
оформления
выставки «Золотые
руки»
Привлечь
родителей
к
процессу
обогащения
з н а н и й
д е т е й
о
многообразии
хлебобулочных
изделий,
воспитанию
уважительного
отношения
к
т руд у
людей,
выращивающих
хлеб.
Март
Воспитатели,
родители.
8
Опытническая
деятельность
«Высадка
з е р е н
пшеницы»
Привлечь
родителей
к
процессу
п р и гото вл е н и я
д л я
в ы с а д к и
з ё р е н
пщеницы
Март
Воспитатели,
родители.
9
К В Н
« Х л е б
д а
каша – пища наша»
( с о в м е с т н о
с
родителями)
Привлечь родителей к
Совместной
деятельности
воспитывать
детско-
родительские
отношения
Март
Воспитатели,
родители.
10
Э к с к у р с и я
в
библиотеку
«Выставка
книг
о
хлебе»
Привлекать родителей к
процессу
обогащения
з н а н и й
д е т е й
о
произведениях,
посвященных хлебу.
Апрель
Воспитатели,
родители.
11
Выставка рисунков
« Х л е б
б ы в а е т
разный»
Побуждать
родителей
совместно
с
детьми
использовать
полученные
знания
в
специально
организованной
деятельности.
Апрель
Воспитатели,
родители.
12
Родительское
собрание
«Подведем итоги».
Показать
эффективность
совме стной
р а б от ы
Д О У
и
с е м ь и
п о
оформлению
у
детей
бережного отношения к
хлебу, вызвать желание
и
в
д а л ь н е й ш е м
принимать
активное
Май
Воспитатели,
родители.
участие
в
воспитании
своих детей.
Предполагаемый результат:
Важная
особенность
мини-музеев
—
участие
в
их
создании
детей
и
родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они
участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята
из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими
рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях
не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому
менять,
переставлять
экспонаты,
брать
их
в
руки
и
рассматривать.
В
обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он —
соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама,
бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной
работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музеи стали неотъемлемой
частью
развивающей
предметной
среды
нашей
группы.
Мини-музеи
постоянно
пополняются
новыми
экспонатами.
Здесь
же
размещаются
детские работы, выполненные совместно с взрослыми.
Список литературы:
1.
«Программа
патриотического
воспитания
детей
дошкольного
возраста».Пермь.2000г.
2.
О.Л.
Князева
«Приобщение
детей
к
истокам
русской
народной
культуры», Санкт-Петербург, 1997г.
3.
Н.В. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музей в детском саду»,
Линка Пресс, Москва, 2008г.