Автор: Улитина Анастасия Владимировна
Должность: преподователь
Учебное заведение: МБУ ДО ЖХШ №1
Населённый пункт: г. Иркутска.
Наименование материала: Доклад
Тема: Инновационные педагогические методы в ДХШ
Раздел: дополнительное образование
Доклад на тему:
Инновационные педагогические методы
в работе детской художественной школе (ДХШ)
Выполнил: педагог МБУ ДО ДХШ№1 г. Иркутска Улитина
Анастасия Владимировна.
Иркутск, 2018
2
Качество образования в детских школах искусств является одним из
наиболее важных показателей системы образования в области искусства в це-
лом. На сегодняшний день ведутся поиски новых методов обучения и анали-
зируются традиционные.
Не утихает спор, какие же методы преподавания наиболее продуктив-
ны для обучающихся ДШИ, ДХШ и соответствуют требованиям сегодняшне-
го дня.
Анализируя традиционные методы обучения можно выделить следую-
щее:
1.
принцип
природосообразности
и
целесообразности,
следование
за
природными задатками обучающегося, воспитание, идея связи между
предметами, принцип наглядного;
2.
обучение должно способствовать развитию самодеятельности и актив-
ности обучающегося, не допускать книжный, оторванный от жизни
характер, обучение должно быть интересно ребёнку;
3.
процесс обучения должен строится путем последовательного перехода
от части к целому, от общего к частному;
4.
обучение должно развивать способности обучающегося и иметь связь
с жизнью.
Эти принципы составляют основу дидактических принципов и обще-
признанных методов обучения, которыми пользуется каждый педагог:
1.
рассказ;
2.
беседа;
3.
учебная дискуссия;
4.
работа с книгой;
5.
демонстрация;
6.
видео-метод, сегодня сеть Интернет;
7.
практический метод, упражнение;
8.
упражнения, носящие творческий характер;
9.
обучающий контроль;
10.самоконтроль.
Сегодня специалисты всего мира единодушны в критике сложившейся
(традиционной) системы, по мнению инноваторов, классическая педагогиче-
ская теория устарела, строить на ней воспитание нынешних поколений не-
льзя.
3
Выделяют следующие недостатки традиционной системы:
1.
усредненный темп и объём знаний, которые даются обучающимся;
2.
знания даются в готовом виде, без опоры на самостоятельность обу-
чающегося;
3.
преобладание словесного объяснения, при котором рассеивается вни-
мание обучающегося;
4.
нагрузка на память, здесь будут отставать в воспроизводстве прой-
денного материала дети с плохой памятью.
Инновации (от анг. innovation нововведение, новация) - это изменение
внутренней системы. Инновации подразумевают нововведения, улучшающие
течения и результаты учебно-воспитательного процесса в педагогической си-
стеме. Дословно инновация означает такое нововведение, которое осуще-
ствляется за счет её собственных (in- внутри) ресурсов (резервов). Значит, что
всё, что привносится извне – это не инновация.
Главных выделенных путей совершенствования педагогической систе-
мы два: интенсивный и экстенсивный.
Интенсивный - предусматривает развитие за счет внутренних резервов,
а экстенсивный основывается на привлечении новых средств в оборудовании,
технологий, капиталовложений, и т.д. Считается, что возможности интенсив-
ного развития уже исчерпаны, за весь период существования обучающей си-
стемы, - всё было испробовано.
Часто городские учебные заведения дополнительного образования де-
тей - художественные, музыкальные, школы искусств, признают инновацион-
ными, а такого же образца из сельской глубинки зачисляют в разряд отстаю-
щих, хотя в первой развитие идет за счет селекции педагогов и обучающихся,
а во второй за счёт внутренних резервов, т.е. действительно инноваций. Ка-
кие проблемы исследования подвержены инновациям? Несомненно, это по-
вышение мотивации обучения, увеличение успеваемости учебного материала,
устранение потерь времени. Если под таким углом смотреть на современные
инновационные методы, то окажется, что ничего нового они не содержат. Ин-
новационно новыми можно признать лишь те идеи и методы, которые осно-
4
вываются на новом знании о психологических процессах развития, неисполь-
зованные ранее теоретические подходы, конкретные технологии, имеющие
высокие результаты. Все инновационные проекты, методы работы, должны
проходить отбор по принципу «известно или неизвестно», а также по прин-
ципу использования в педагогической практике «было – не было».
Мир не стоит на месте, с изменением усвоения темпов знаний, возмож-
ности применения средств обучения, информационных технологий встал во-
прос и о модернизации методов обучения. Важно, чтобы традиционные и ин-
новационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли
друг друга. Как показала практика, нет универсальных методов, в процессе
учебной деятельности должны применяться различные методы учебной рабо-
ты. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.
Становятся все более популярными интерактивные методы обучения:
1.
обучение через сотрудничество (используется для работы в малых
группах);
2.
имитационные и ролевые игры, деловые или ролевые игры, ориенти-
рованные на поэтапное, участие каждого в процессе занятия - дан-
ный метод хорошо подходит для «разгрузки» обучающихся после
длительного задания;
3.
ситуации, приоритетом которых являются нравственные ценности; -
программированное обучение;
4.
уроки - экскурсии, встречи;
5.
решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево
решений», «мозговой штурм»;
6.
портфолио - способствуют формированию необходимых навыков ре-
флексии, т.е. самонаблюдению и размышлению для обучающегося.
Действенным методом может послужить дифференциация и индивиду-
ализация учебно-воспитательного процесса:
1.
создание
благоприятных
условий
для
развития
наклонностей
и
способностей каждого обучающегося;
2.
разработка заданий различной трудности и объема;
3.
обоснование уровня развития каждого обучающегося;
4.
разная мера помощи педагога обучающимся при выполнении учебных
заданий;
5
5.
вариативность темпа освоения учебного материала; - основное время
на
уроке
отводится
практической
деятельности,
поэтому
создание
творческой атмосферы способствует ее продуктивности;
6.
методы, основанные на современных достижениях науки и информа-
ционных технологий, применение мультимедийных средств.
Выбор методов обучения не может быть произвольным. Только на пер-
вый взгляд может показаться, что педагог выбирает методы, как ему захочет-
ся. Выбирая тот или иной метод обучения, педагогу приходится учитывать
многие зависимости - прежде всего - это цель и задачи. Они «задают» группу
методов, которые в общих чертах пригодны для достижения намеченных за-
дач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяю-
щих наилучшим образом осуществить образовательный процесс.
6
Использованная литература
1.
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в началь-
ных класса. - М.: Просвещение,1998.- 190с.
2.
Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Посо-
бие для учителей. Изд.2-е, доп.и переработ. М.: «Просвещение», 1977. -
280с.
3.
Никитенков С.А. Новое и старое в обучении изобразительному искус-
ству. //Непрерывное образование: Современные проблемы и перспективы
развития Материалы XIX Всероссийской научно-практической конферен-
ции. 2015. С. 7-11.
4.
Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов пед. специаль-
ностей/под общ. ред. В. С. Кукушина. Изд. 4-е, перераб. и доп. Ростов-
н/Д: Изд. центр «МарТ»; Феникс, 2010.
5.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
школе. – М.: Просвещение, 1989. – 246с.
6.
Сидорова С.Ю. Педагогические технологии в обучении детей изобрази-
тельному искусству //Научные проблемы гуманитарных исследований.
2010. - № 5. С. 192-198.
7.
Традиции школы живописи государственной художественно-промышлен-
ной академии им. А. Л. Штиглица: кафедра общей живописи. СПб.: Нев-
ский мир — Лики, России, 2010.
7