Напоминание

Инновационные педагогические методы в ДХШ


Автор: Улитина Анастасия Владимировна
Должность: преподователь
Учебное заведение: МБУ ДО ЖХШ №1
Населённый пункт: г. Иркутска.
Наименование материала: Доклад
Тема: Инновационные педагогические методы в ДХШ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Доклад на тему:

Инновационные педагогические методы

в работе детской художественной школе (ДХШ)

Выполнил: педагог МБУ ДО ДХШ№1 г. Иркутска Улитина

Анастасия Владимировна.

Иркутск, 2018

2

Качество образования в детских школах искусств является одним из

наиболее важных показателей системы образования в области искусства в це-

лом. На сегодняшний день ведутся поиски новых методов обучения и анали-

зируются традиционные.

Не утихает спор, какие же методы преподавания наиболее продуктив-

ны для обучающихся ДШИ, ДХШ и соответствуют требованиям сегодняшне-

го дня.

Анализируя традиционные методы обучения можно выделить следую-

щее:

1.

принцип

природосообразности

и

целесообразности,

следование

за

природными задатками обучающегося, воспитание, идея связи между

предметами, принцип наглядного;

2.

обучение должно способствовать развитию самодеятельности и актив-

ности обучающегося, не допускать книжный, оторванный от жизни

характер, обучение должно быть интересно ребёнку;

3.

процесс обучения должен строится путем последовательного перехода

от части к целому, от общего к частному;

4.

обучение должно развивать способности обучающегося и иметь связь

с жизнью.

Эти принципы составляют основу дидактических принципов и обще-

признанных методов обучения, которыми пользуется каждый педагог:

1.

рассказ;

2.

беседа;

3.

учебная дискуссия;

4.

работа с книгой;

5.

демонстрация;

6.

видео-метод, сегодня сеть Интернет;

7.

практический метод, упражнение;

8.

упражнения, носящие творческий характер;

9.

обучающий контроль;

10.самоконтроль.

Сегодня специалисты всего мира единодушны в критике сложившейся

(традиционной) системы, по мнению инноваторов, классическая педагогиче-

ская теория устарела, строить на ней воспитание нынешних поколений не-

льзя.

3

Выделяют следующие недостатки традиционной системы:

1.

усредненный темп и объём знаний, которые даются обучающимся;

2.

знания даются в готовом виде, без опоры на самостоятельность обу-

чающегося;

3.

преобладание словесного объяснения, при котором рассеивается вни-

мание обучающегося;

4.

нагрузка на память, здесь будут отставать в воспроизводстве прой-

денного материала дети с плохой памятью.

Инновации (от анг. innovation нововведение, новация) - это изменение

внутренней системы. Инновации подразумевают нововведения, улучшающие

течения и результаты учебно-воспитательного процесса в педагогической си-

стеме. Дословно инновация означает такое нововведение, которое осуще-

ствляется за счет её собственных (in- внутри) ресурсов (резервов). Значит, что

всё, что привносится извне – это не инновация.

Главных выделенных путей совершенствования педагогической систе-

мы два: интенсивный и экстенсивный.

Интенсивный - предусматривает развитие за счет внутренних резервов,

а экстенсивный основывается на привлечении новых средств в оборудовании,

технологий, капиталовложений, и т.д. Считается, что возможности интенсив-

ного развития уже исчерпаны, за весь период существования обучающей си-

стемы, - всё было испробовано.

Часто городские учебные заведения дополнительного образования де-

тей - художественные, музыкальные, школы искусств, признают инновацион-

ными, а такого же образца из сельской глубинки зачисляют в разряд отстаю-

щих, хотя в первой развитие идет за счет селекции педагогов и обучающихся,

а во второй за счёт внутренних резервов, т.е. действительно инноваций. Ка-

кие проблемы исследования подвержены инновациям? Несомненно, это по-

вышение мотивации обучения, увеличение успеваемости учебного материала,

устранение потерь времени. Если под таким углом смотреть на современные

инновационные методы, то окажется, что ничего нового они не содержат. Ин-

новационно новыми можно признать лишь те идеи и методы, которые осно-

4

вываются на новом знании о психологических процессах развития, неисполь-

зованные ранее теоретические подходы, конкретные технологии, имеющие

высокие результаты. Все инновационные проекты, методы работы, должны

проходить отбор по принципу «известно или неизвестно», а также по прин-

ципу использования в педагогической практике «было – не было».

Мир не стоит на месте, с изменением усвоения темпов знаний, возмож-

ности применения средств обучения, информационных технологий встал во-

прос и о модернизации методов обучения. Важно, чтобы традиционные и ин-

новационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли

друг друга. Как показала практика, нет универсальных методов, в процессе

учебной деятельности должны применяться различные методы учебной рабо-

ты. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.

Становятся все более популярными интерактивные методы обучения:

1.

обучение через сотрудничество (используется для работы в малых

группах);

2.

имитационные и ролевые игры, деловые или ролевые игры, ориенти-

рованные на поэтапное, участие каждого в процессе занятия - дан-

ный метод хорошо подходит для «разгрузки» обучающихся после

длительного задания;

3.

ситуации, приоритетом которых являются нравственные ценности; -

программированное обучение;

4.

уроки - экскурсии, встречи;

5.

решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево

решений», «мозговой штурм»;

6.

портфолио - способствуют формированию необходимых навыков ре-

флексии, т.е. самонаблюдению и размышлению для обучающегося.

Действенным методом может послужить дифференциация и индивиду-

ализация учебно-воспитательного процесса:

1.

создание

благоприятных

условий

для

развития

наклонностей

и

способностей каждого обучающегося;

2.

разработка заданий различной трудности и объема;

3.

обоснование уровня развития каждого обучающегося;

4.

разная мера помощи педагога обучающимся при выполнении учебных

заданий;

5

5.

вариативность темпа освоения учебного материала; - основное время

на

уроке

отводится

практической

деятельности,

поэтому

создание

творческой атмосферы способствует ее продуктивности;

6.

методы, основанные на современных достижениях науки и информа-

ционных технологий, применение мультимедийных средств.

Выбор методов обучения не может быть произвольным. Только на пер-

вый взгляд может показаться, что педагог выбирает методы, как ему захочет-

ся. Выбирая тот или иной метод обучения, педагогу приходится учитывать

многие зависимости - прежде всего - это цель и задачи. Они «задают» группу

методов, которые в общих чертах пригодны для достижения намеченных за-

дач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяю-

щих наилучшим образом осуществить образовательный процесс.

6

Использованная литература

1.

Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в началь-

ных класса. - М.: Просвещение,1998.- 190с.

2.

Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Посо-

бие для учителей. Изд.2-е, доп.и переработ. М.: «Просвещение», 1977. -

280с.

3.

Никитенков С.А. Новое и старое в обучении изобразительному искус-

ству. //Непрерывное образование: Современные проблемы и перспективы

развития Материалы XIX Всероссийской научно-практической конферен-

ции. 2015. С. 7-11.

4.

Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов пед. специаль-

ностей/под общ. ред. В. С. Кукушина. Изд. 4-е, перераб. и доп. Ростов-

н/Д: Изд. центр «МарТ»; Феникс, 2010.

5.

Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в

школе. – М.: Просвещение, 1989. – 246с.

6.

Сидорова С.Ю. Педагогические технологии в обучении детей изобрази-

тельному искусству //Научные проблемы гуманитарных исследований.

2010. - № 5. С. 192-198.

7.

Традиции школы живописи государственной художественно-промышлен-

ной академии им. А. Л. Штиглица: кафедра общей живописи. СПб.: Нев-

ский мир — Лики, России, 2010.

7



В раздел образования