Напоминание

"Социально – коммуникативное развитие детей раннего возраста через создания эмоционально развивающей среды в группе ДОУ"


Автор: Горбатых Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 49
Населённый пункт: город Амурск
Наименование материала: статья
Тема: "Социально – коммуникативное развитие детей раннего возраста через создания эмоционально развивающей среды в группе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Социально

коммуникативное

развитие

детей

раннего

возраста

через

создания

эмоционально развивающей среды в группе ДОУ

Горбатых Татьяна Алексеевна воспитатель МБДОУ № 49 г. Амурска

Необходимость полноценного развития детей , начиная с раннего дошкольного возраста,

не вызывает сомнений.

Социально – коммуникативное развитие одно из пяти

приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с

ФГОС ДО). Одна из основных задач - развитие социального и эмоционального

интеллекта детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки

доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи (Л.И. Божович, В.К. Вилюнас,

А.В. Запорожец, К.Э. Изард и др.) утверждают, что формирование эмоций человека –

важнейшее условие развития его как личности.

Поэтому в группах раннего возраста необходимо ориентироваться на создание не столько

предметно-развивающей, сколько эмоционально-развивающей среды, т.е. такой, которая

способствует

разностороннему

и

полноценному

развитию

эмоционально-чувственной

сферы ребенка раннего возраста как условия его дальнейшего успешного и гармоничного

развития.

В

своих

исследованиях

Е.В.

Коротаева

[

3

],

даёт

очень

ёмкое

и

точное

определение

эмоционально развивающей среды,

как специально создаваемую систему педагогических

условий

организации

жизнедеятельности

для

обеспечения

развития

ребенка

раннего

возраста

через

развитие

эмоциональной

сферы.

Она

в

своих

работах

определила

компоненты среды, влияющие на эмоциональную атмосферу в группе.

1.

эмоционально-поддерживающий компонент;

2.

эмоционально-настраивающий компонент;

3.

эмоционально-стабилизирующий;

4.

эмоционально-активизирующий;

5.

эмоционально-тренирующий компонент.

Каждый компонент очень важный для возникновения у ребёнка позитивных

эмоций, переживания радости и комфорта.

Эмоционально

поддерживающий

компонент

среды,

этот

компонент

предполагает

организацию

эмоционально

значимого

общения

между

детьми

и

взрослыми в группе. Любому ребенку необходимо, чтобы на него обращали внимание,

откликались на проявленные им эмоции. Если этого не происходит, ребенок начинает

«накапливать»

эмоции,

и,

переполняясь

ими,

демонстрирует

внезапные

бурные

реакции. Часто истерика представляет собой выход накопившегося эмоционального

напряжения.

С детьми необходимо наладить эмоциональный контакт и вовлекать их в игры. Дети с

большим удовольствием играют со мной в такие игры, как «Кто у нас хороший, кто у нас

пригожий», «Пускание мыльных пузырей», «Доброе утро», игры с песком и водой и др.

Эмоционально

настраивающий

компонент

среды,

под

ним

подразумевается

особенности внешней обстановки – благоприятное цветовое оформление, удобная мебель,

комфортный температурный режим, пространственное решение группы и пр.

Цветовое решение в нашей группе спокойное для восприятия. В качестве музыкального

фона в группе включаю – не только детские песенки, но и классические произведения,

народная музыка. Во время проведения режимных моментов звучат песни из парциальной

программы «Весёлый день дошкольника».

Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского

сада, в группе продумана организация жизни ребёнка, удобная мебель, разнообразные

игрушки и др.

Эмоционально-настраивающая

среда

побуждает

у

ребенка

разнообразные

эмоции,

способствует снятию эмоциональных напряжений. Но не менее важно, чтобы среда давала

ребенку ощущение стабильности, безопасности.

Эмоционально

стабилизирующий

компонент

среды основное

содержание

данного

компонента

-

обеспечение

стабильности

окружающей

среды,

способствующее

устойчивому

чувству

безопасности

и

эмоционального

комфорта.

Этот

компонент

обеспечивается

соблюдением

режима

дня

малышей

в

соответствии

возрастным

особенностям ребёнка. Режим дня предполагает смену деятельности, чтобы малыши не

уставали, а песни из программы «ВеДеДо», делать день эмоционально насыщенным.

Эмоционально активизирующий компонент среды

Мы знаем, что чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в

игровой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника.

Я с детьми играю в такие игры, как «Медвежонок», «Солнечный зайчик» и др. Очень

малышам нравиться играть в игру «Спаси птенца». Я говорю ребёнку «Представь, что у

тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь

согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на

него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди,

отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь,

что птенец радостно взлетел; улыбнись ему, не грусти, он ещё прилетит к тебе!». В этих

играх у детей активизация положительных эмоций.

Эмоционально

тренирующий

компонент среды

призван

обеспечить

формирование

навыков эмоциональной регуляции, т.е. способности понимать, осознавать свои и чужие

эмоции,

правильно

их

понимать

и

полноценно

переживать.

Для

этого

с

детьми

проводиться

психогимнастики.

Конечно,

для

детей

раннего

возраста

предлагаются

несложные упражнения. Мы с детьми очень любим, играть в игры «Пылесос и пылинки»,

«Цветок»

и

др.

Дети

откликаются

на

мою

просьбу

нахмуриться

как

осенняя

тучка,

рассерженный человек; улыбнуться как хитрая лиса, радостный ребёнок.

Создавая эмоционально развивающую среду в группе детского сада, хочется, чтобы и

дома родители

эмоционально наполняли жизнь ребенка. Для этого я широко использую в

своей работе

опосредованные формы работы с родителями: размещение информации в

родительских уголках, на стендах, так и непосредственные беседы с ними по таким темам

как: «Как развить эмоции у детей»,

«Влияние родительских установок на развитие

эмоциональной сферы дошкольников» и др.

В заключении можно отметить, что важнейшим для ребенка фактором, влияющим на

него

эмоциональное

состояние,

является

окружающая

среда,

которая

побуждает

к

позитивным эмоциям, переживаниям радости, комфорта. Ограничение ребенка в раннем

возрасте в ласке, любви и физическом контакте приводит к его отставанию в познании

окружающего

мира,

к

снижению

активности

и

нарастанию

вялости,

апатичности,

к

затрудненному

развитию

навыков

общения.

В

р е зул ьт ат е недостаточности

эмоционального опыта на ранних этапах развития у ребенка впоследствии возникают

проблемы

в

адаптации,

неспособность

выразить

словами

и

описать

собственные

эмоциональные переживания, неумение распознавать и учитывать чувства других людей

(«эмоциональная невосприимчивость») [1, 2].

Поэтому

создание

эмоционально

развивающей

среды

в

группе,

по

моему

мнению,

является необходимым условием для социально – коммуникативного развития ребенка

раннего возраста.

Литература

1. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999.

2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001.

3. Коротаева Е.В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа:

Монография. Екатеринбург, 2007.

4. Коротаева Е.В. Проблемы создания предметно развивающей среды для детей раннего

возраста / Коротаева Е.В., Максакова Л.А.//Плюс до и после.- 2007 №5. – С. 1- 4



В раздел образования