Напоминание

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. "Царство трех ветров".


Автор: Гусева Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 38
Населённый пункт: город Томск, РФ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. "Царство трех ветров".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Царство трех ветров».

Автор конспекта: Гусева Татьяна Васильевна, воспитатель. МАДОУ № 38, г. Томск.

Задачи приоритетной образовательной области:

Познавательное развитие: поддерживать интерес детей к экспериментально - исследовательской деятельности; продолжать формировать

навыки наблюдения, проведения опытов, самостоятельного подведения итогов. Развивать логическое мышление, воображение.

Задачи ОО в интеграции:

речевое развитие: развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз;

обогащать словарь детей за счет расширения представлений об объектах природы; развивать умение воспроизводить ритм стихотворения,

правильно пользоваться речевым дыханием.

Художественно - эстетическое развитие: обогащать опыт слушания литературных произведений за счет малых форм фольклора

(прибаутки, придуманной сказки, стихотворения о природе); развивать умения воспринимать текст, понимать содержание, устанавливать

порядок событий в тексте и простейшие связи между ними.

Социально – коммуникативное развитие: поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному с взрослым и

самостоятельному познанию; обогащать представление об объектах и явлениях природы, устанавливать причинно-следственные связи;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе как источнику благоприятного существования человека.

Физическое развитие: развивать навыки имитирования; объяснить детям, что физическое здоровье человека зависит от

его деятельности, которую он совершает по отношению к окружающей среде; формировать у детей представление о здоровом образе жизни.

Оборудование для педагога: две больших емкости с водой; вентилятор; иллюстрации с изображением таких природных явлений, как

пурга, буран, смерч, торнадо, ураган, метель, вьюга.

Оборудование для детей: 8-10 бумажных корабликов, листы бумаги по колличеству детей, бумажные вееры по количеству детей.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап).

Содержание НОД

образовательная

область (вид

детской

деятельности)

Наличие

средства для

достижения

образовательного

результата для

каждого ребёнка

Формы

работы

Образовательные

цели и задачи

Итоговый

образовательный

результат

(целевые

ориентиры

возможных

достижений детей)

В течение недели наблюдаем за погодой.

Заостряем внимание на ветре. Предлагаю

фиксировать свои наблюдения, отмечать в

табличке. Табличку разделили на восемь

колонок: пофамильный список детей и

семь дней недели. Заполняем с помощью

следующих знаков: «кружок» - есть ветер;

«треугольничек» - не определил,

сомневается; «квадратик» - нет ветра. «!» -

слабый ветер, «!!» - ощущаемый ветер,

«!!!» - сильный ветер. На прогулке, по

дороге в детский сад, по дороге домой

дети наблюдают. Обсуждаем вместе.

Напротив своей фамилии дети ставят

знаки, я помогаю. А на субботу и

воскресенье табличку разрезаем, каждый

берет свои отметки, и наблюдения

двудневные отмечают вместе с родителями.

На аппликации складываем бумажные

вееры. И индивидуально складываем

бумажные кораблики, поочердно 6-8

человек, - 6-8 корабликов.

Познавательное

развитие

(познавательно-

исследовательская,

коммуникативная,

конструирование,

двигательная).

Социально-

коммуникативное

развитие

(коммуникативная,

двигательная,

познавательно-

исследовательская).

Физическое

развитие

(двигательная,

коммуникативная

деятельность)

Слово, красный

карандаш, листы

белой бумаги

форматом А4,

общая таблица

для наблюдений,

которая

разрезается на

индивидульные

колонки, для

индивидуального

наблюдения в

выходные дни.

Ситуативный

разговор,

наблюдение,

беседа,

заполнение

таблицы,

работа с

бумагой

(оригами).

Познавательное

развитие:

поддерживать

интерес детей к

экспериментально-

исследовательской

деятельности;

продолжать

формировать

навыки

наблюдения,

проведения

опытов,

самостоятельного

подведения

итогов.

Социально-

коммуникативное

развитие:

поддерживать

детское

любопытство и

• У ребенка развита

крупная и мелкая

моторика; он

подвижен,

вынослив, владеет

основными

движениями, может

контролировать

свои движения и

управлять ими.

• Ребенок способен

к волевым усилиям,

может следовать

социальным норма

м поведения и

правилам в разных

видах деятельности,

во

взаимоотношениях

со взрослыми и

В понедельник обсуждаем, и я предлагаю

послушать сказку…

.

развивать интерес

детей к

совместному с

взрослым и

самостоятельному

познанию;

обогащать

представление об

объектах и

явлениях природы,

устанавливать

причинно-

следственные

связи. Продолжать

знакомить детей с

таким природным

явлением, как

ветер, его

свойствами.

Физическое

развитие:

развивать мелкую

моторику рук.

сверстниками,

может соблюдать

правила

безопасного

поведения и навыки

личной гигиены.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание НОД

Образовательная

область (вид

детской

деятельности)

Наличие

средства для

достижения

образовательного

результата для

каждого ребёнка

Формы работы

Образовательные

цели и задачи

Итоговый

образовательный

результат

(целевые

ориентиры

возможных

достижений детей)

Рассказываю сказку:

«В некотором царстве, в некотором

государстве жили-были три брата.

Старший брат – Ветрище, средний –

Ветер, младший брат – Ветерок. Как-то

раз разгорелся у братьев спор: кто из

них самый нужный и важный.

Вопрос: ребята, а сильный ветер – это

хорошо или плохо? Почему?

(Сильный ветер – это плохо. Он

разрушает дома, ломает деревья,

срывает крыши, переворачивает

машины, рвет линии электропередач…)

Вопрос: а чем хоош сильный ветер?

(разгоняет тучи, гонит по морю корабли,

крутит по морю колеса мельниц).

Вопрос: а как еще можно назвать

сильный ветер?

(ураган, буран, торнадо, смерч, метель,

вьюга, пурга).

Обращаю внимание детей на картинки с

изображением вышеобозначенных

Познавательное

развитие

(Познавательно-

исследовательская,

коммуникативная

деятельность).

Речевое развитие

(Коммуникативная,

игровая,

восприятие

художественной

литературы и

фольклора,

двигательная

деятельность).

Социально-

коммуникативное

развитие

(коммуникативная,

познавательно –

Наглядный

материал

(картинки с

явлениями

природы), две

емкости с водой,

6-8 бумажных

корабликов, белые

листы бумаги по

количеству детей,

вееры бумажные

по количеству

детей, вентилятор,

слово,

художественное

слово.

Сказка, беседа,

чтение

стихотворения

наизусть,

прибаутка, игра-

имитация

«Деревья»,

игра –

превращалочка,

диалогическая

речь,

наблюдение,

опыт,

эксперимент,

рассматривание

картинок,

обсуждение,

работа по

подгруппам,

ситуативный

разговор.

Познавательное

развитие:

поддерживать

интерес детей к

экспериментально -

исследовательской

деятельности;

продолжать

формировать

навыки

наблюдения,

проведения опытов,

самостоятельного

подведения итогов.

Развивать

логическое

мышление,

воображение.

Речевое развитие:

развивать умение

Ребенок достаточно

хорошо владеет

устной речью,

может

выражать свои

мысли и желания,

использовать речь

явлений. Дети выражают свои эмоциии,

впечатления…

Воспитатель: а давайте мы с вами

превратимся в сильный ветер-Ветрище

и попробуем определить, когда сильный

ветер плох, а когда хорош. Для этого

надо произнести заклинание. (Дети

встают на ноги. Сначала произношу я, -

потом повторяют дети).

Чики-чики-чикалочка!

Игра-превращалочка!

Вокруг себя повернись!

И в Ветрище превратись!

Опыт 1:

Две емкости с водой стоят по обе

стороны. Дети разделились на две

подгруппы. Каждая подходит к своей

емкости, опускают в воду бумажные

кораблики, которые рядом лежали.

Начинают сильно дуть…

Вопрос: какую картину наблюдаем?

Какой делаем вывод?

Вывод: сильный ветер – это опасно.

Дети встали на ножки.

Чики-чики-чикалочка!

Игра – превращалочка!

Вокруг себя повернись!

В ребятишек превратись.

Слушаем дальше сказку. Вот

вышелвперед средний брат Ветер и стал

доказывать свою важность и нужность:

«Я в поле гуляю. Деревья качаю, снег

пушистый кружу, облака гоняю…»

коммуникативная

деятельность).

Художественно –

эстетическое

развитие

(восприятие

художественной

литературы и

фольклора,

коммуникативная,

игровая,

двигательная

деятельность).

Физическое

развитие

(коммуникативная,

игровая,

двигательная

деятельность).

отвечать на

вопросы, используя

форму простого

предложения или

высказывания из 2-

3 простых фраз;

обогащать словарь

детей за счет

расширения

представлений об

объектах природы;

развивать умение

воспроизводить

ритм

стихотворения,

правильно

пользоваться

речевым дыханием.

Художественно -

эстетическое

развитие:

обогащать опыт

слушания

литературных

произведений за

счет малых форм

фольклора

(прибаутки,

придуманной

сказки,

стихотворения о

природе); развивать

для построения

речевого

высказывания в

ситуации общения,

выделять звуки в

словах, у ребенка

складываются

предпосылки

грамотности.

• Ребенок обладает

развитым

воображением,

которое

реализуется в

разных видах

деятельности, и

прежде всего в

игре; владеет

разными формами

и видами игры,

различает

условную и

реальную

ситуации;

умеет подчиняться

разным правилам и

социальным

нормам. Умеет

Ребята, хотите поиграть со средним

братом Ветром?

Дети встали на ноги.

Чики-чики-чикалочка!

Игра – превращалочка!

Вокруг себя повернитесь!

И в деревья превратитесь!

Игра – имитация «Дерево». Дети

встали на ноги. Воспитатель: Ваши

ноги – это корни дерева. Ваше туловище

– это ствол. Ваши руки – это веточки,

Ваши пальцы – это листочки. Деревья,

вы клонитесь на ветру. Сначала подул

легкий ветерок – зашелестели листочки

на деревьях (дети шевелят пальчиками),

ветер усиливается, закачались веточки

(закачали кисточками рук). Совсем

погода испортилась, сильный ветер

раскачивает деревья. Гнет их стволы

(дети раскачивают руками, наклоняются

из стороны в сторону). Ну вот, ветер

стих, погода улучшилась. Деревья

отдыхают.

Чики-чики-чикалочка!

Игра – превращалочка!

Вокруг себя повернитесь!

И в детей превратитесь!

Ребята, мы с вами наблюдали за ветром

на прогулке, а как можно создать

искусственный ветер в помещении? Кто

знает?

(включить вентилятор).

Опыт 2:

умения

воспринимать текст,

понимать

содержание,

устанавливать

порядок событий в

тексте и

простейшие связи

между ними.

Социально –

коммуникативное

развитие:

поддерживать

детское

любопытство и

развивать интерес

детей к

совместному с

взрослым и

самостоятельному

познанию;

обогащать

представление об

объектах и явлениях

природы,

устанавливать

причинно-

следственные связи;

воспитывать

любовь и бережное

отношение к

природе как

источнику

распознавать

различные

ситуации и

адекватно их

оценивать.

• Ребенок

проявляет

любознательность,

задает вопросы

взрослым и

сверстникам,

интересуется

причинно-

следственными

связями, пытается

самостоятельно

придумывать

объяснения

явлениям природы

и поступкам людей;

склонен наблюдать,

экспериментироват

ь. Обладает

начальными

знаниями о себе, о

природном и

Включаем вентилятор, что происходит?

Дует, ветер дует, воздух, поток

воздуха…)

Вопрос: так что же такое ветер?

Вывод: ветер – это движение воздуха.

«Слушаем сказку дальше. Дошла

очередь и до младшего брата. Тогда и он

стал доказывать, что это он – самый

нужный и важный. «Я – ветерок-

ветерок, бегаю вдоль дорого, шевелю

листочки, травки да цветочки.

Вопрос: а хотите с младшим братом

познакомиться?

Давайте помашем на себя руками. Что

вы почувствовали?

(ветерок)

Возьмем листы бумаги и помашем на

себя этими листами. Вам удобно?

(нет). Чем лучше помахать?

(веером) А что такое ветер?

(дети отвечают…)

Давайте помашем веером. Так что же

такое ветерок?

Ветерок – это слабое движение воздуха.

Вопрос: а для чего нужен воздух?

(воздух нужен для того, чтобы жить).

А каким должен быть воздух, чтобы мы

жили?

(свежим, чистым).

А что по-вашему загрязняет воздух?

(дым, выхлопы машин, заводов).

Ачто или кто очищает воздух?

(растения, деревья).

благоприятного

существования

человека.

Физическое

развитие: развивать

навыки

имитирования;

объяснить детям,

что физическое

здоровье человека

зависит от

его деятельности,

которую он

совершает по

отношению к

окружающей среде;

формировать у

детей

представление о

здоровом образе

жизни.

социальном мире, в

котором он живет;

обладает

элементарными

представлениями

из области живой

природы, способен

к принятию

собственных

решений, опираясь

на свои знания и

умения в

различных видах

деятельности.

Как вы думаете, где воздух чище: в

городе большом или лесу? Почему?

(Лес, деревья очищают воздух).

А человек может как-то повлиять на

воздух? Что мы с вами должны делать,

чтобы дышать чистым воздухом?

(беречь лес, не ломать, не вырубать;

садить как можно больше деревьев,

кустарников; любить и беречь природу.

Ведь наше здоровье напрямую

зависит от состояния природы.

Прдолжаем сказку. По сей день спорят

три брата: Ветрище, Ветер, Ветерок,

доказывая друг другу свою важность и

нужность.

Вопрос: А как вы думаете. Кто из

братьев нужен и важен в природе.

Вывод: каждый важен и нужен по-

своему. Но Ветрище – опаснее всех.

• Имеет начальные

представления о

здоровом образе

жизни. Воспри-

нимает здоровый

образ жизни как

ценность.

Заключительная часть

Содержание НОД

образовательная

область (вид

детской

деятельности)

Наличие

средства для

достижения

образовательного

результата для

каждого ребёнка

Формы работы

Образовательные

цели и задачи

Итоговый

образовательный

результат

(целевые

ориентиры

возможных

достижений

детей)

И в заключении загадка на внимательность,

сообразительность:

Что общего в следующих словах: ветер,

ветрище, ветерок, веер, вентилятор, воздух?

(все слова начинаются с буквы «В»).

Встанем на ножки и прочитаем Гимн

природе. Стихотворение с движениями.

Хорощо, что солные светит!

Хорошо,что дует ветер!

Хорошо, что этот лес

Вырос прямо до небес!

Хорошо, что в этой речке

Очень синяя вода!

Хорошо, что все мы вместе –

Очень дружная семья!

Художественно-

эстетическое

развитие

(коммуникативная,

восприятие

художественной

литературы и

вольклора,

двигательная

деятельность).

Текст

стихотворения

Чтение

наизусть

стихотворения,

выполнение

движений в

соответствии с

текстом

Развивать

эстетическое

отношение к

окружающему

миру.

• Эмоционально

отзывается на

красоту

окружающего

мира, произве-

дения народного

искусства.



В раздел образования