Автор: Беленя Алена Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: общеобразовательная школа №58
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Множественное число имен существительных"
Раздел: среднее образование
План урока
Тема: Множественное число имен существительных
Цель:
Познакомить с особенностями склонения имен существительных во
множественном числе Д,п, Т.п, П.п., дать представление об образовании
существительных и употреблении в речи формы И.п множественного числа
некоторых существительных.
Задачи: 1. Формировать умение правильно склонять существительные во
множественном числе.
2. Развивать устную и письменную речь учащихся, развивать
орфографические умения и навыки.
3. Воспитывать интерес к русскому языку.
Тип
урока: Урок изучения нового материала.
Методыи приемы
:
Беседа, слово учителя, фронтальный опрос,
практические упражнения, работа с учебником.
Межпредметные связи:
Литература.
Используемая литература
: Учебник русского языка 6 класс. Т.А.
Ладыженская, Учебник : Русский язык. Теория 5-9 кл. В.В. Бабайцева.
Оборудование:
Учебник русского языка Т.А. Ладыженская 6 класс.
Ход урока:
I.
Организационный момент
(1 мин.)
II.
Объявление темы, постановка цели урока (
1 мин.
)
Тема:
Множественное число имен существительных
Цели:
Сегодня познакомимся с существительными множественного
числа. Научимся правильно склонять существительные во
множественном числе.
Проверка домашнего задания (10 мин).
Языковая разминка
Сне… чернеет на полянк…,
С каждым днем теплей п…года.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года?
(Весна)
Задание:
1.Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы
2.Слово санки разобрать по составу, указать число.
3.Отгадать загадку, сделать фонетический разбор.
Работа 2 учащихся за доской, остальные в тетради (повторение
правил –и, -ы после Ц, корни –лаг , -лож, корни –раст. - рос,- ращ, буквы
О, Ё в корне слова.)
1.Цыплята, ростовщик, предлагать, приросли, приложение,
демонстрация, Синицын, шов, крыжовник, отрасль, цифра, на
цыпочках, шорох, растение.
1.
Фронтальный опрос
1)
Что такое имя существительное? (Имя существительное-часть
речи, которая отвечает на вопрос кто?что? и обозначает предмет.
Например кто? волк, что?парта.)
2)
Как изменяются имена существительные? (по числам и
падежам). Например : гора-горы, доска-доски, парта-парты.
(Просклонять любое слово)
3)
Чем чаще всего в предложении бывают существительные?
(подлежащими, дополнениями или обстоятельствами).
4)
Какие бывают имена существительные? (Собственные и
нарицательные, одушевленные, неодушевленные) Пример:
Москва, дом; собака, стол.
5)
Сколько родов имеет имя существительное? (женский,
мужской, средний). Оно изменяется по родам? (нет).
6)
Сколько типов склонения имеет имя существительное?
(3)Какие?(1. 2, 3)Рассказать про каждое, привести примеры. По
какой форме существительного определяется склонение? (И.п.
ед.ч).
7)
Сколько падежей в русском языке?(6). Какие? (И.п, Р.п, Д.п, В.п,
Т.п, П.п) На какие вопросы они отвечают?
8)
Когда у существительных пишется окончание е?(у сущ. 1 скл в
Д.п, и П.п кроме слов на -ИЯ).Пример: в деревне, подарить маме.
У сущ. 2 скл в П.п кроме существительных на ИЙ, ИЕ(поется в
песне, в моем доме.)
9)
Когда пишется и (ы)? (у сущ.1скл в Р.п)Пример :дяди, сестры.(у
сущ 3 скл в Р.п.,Д.п и П.п)Пример(В горячей печи, (П.п), около
рощи(Р.п).
III.
Изучение нового материала по теме
1.
Слово учителя:
Тема сегодняшнего урока Множественное число имен сущ.
И в течение урока мы с вами должны ответить на ряд вопросов.
- Запишите тему урока в тетрадь.
Кто сможет из вас ответить на вопрос , как отличить сущ. ед.ч. от мн.ч.?
(Сущ. ед.ч. обозначают один предмет, а сущ. мн.ч. два и несколько
предметов.)
Открываем в учебнике страницу 217, читаем задание.
Сейчас приступим к упражнению под номером 547, к доске пойдет
Антон. Читаем задание.
Следующее упражнение 548 с места. Обращение к таблице в учебнике
на странице 218.
551 упражнение. Работа с картинками .Составить и записать
словосочетания.