Автор: Краснолобова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: город Исилькуль
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через организацию изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного рисования»
Раздел: дошкольное образование
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного
возраста через организацию изобразительной деятельности
с использованием нетрадиционного рисования»
Выполнила: Краснолобова Е.Н.
город Исилькуль, 2018г
Проблема творческого развития была актуальной всегда. Особенно она
важна
сейчас.
Социально
–
экономические
преобразования
в
обществе
диктуют
необходимость
формирования
творчески
активной
личности,
обладающей
способностью
эффективно
и
нестандартно
решать
новые
жизненные проблемы, познавать и творчески преобразовывать окружающий
мир, созидать новое. Практика показывает, что многие дети (особенно дети с
речевой патологией) не могут творчески мыслить, воображать, придумывать, они
пассивны, так как у них бедный словарный запас для того, чтобы выразить свои
эмоции, чувства.
Исследователи (Т.С. Комарова, О.В. Радонова, А.О. Куревина, А.А. Волкова,
Т.И.
Космачева)
доказали,
что
художественное
творчество,
как
и
художественная
культура
в
целом
является
сильнейшим
эмоциональным
фактором и средой для формирования творческой личности ребенка.
Творческий потенциал ребенка развивается через приобщение к
изобразительному искусству и продуктивные виды деятельности (рисование,
лепка, аппликации, конструирование, ручной труд). С их помощью ребенок
учиться думать, мыслить, анализировать, соизмерять, сравнивать, сочинять,
экспериментировать, благодаря чему развиваются познавательные процессы.
В.А.Сухомлинский говорил: «От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
нити
–
ручейки,
которые
питают
источник
творческой
мысли».
Продуктивные виды деятельности это средство развития ручной умелости,
мелкой моторики кистей рук и пальцев, сенсомоторики. Кроме того, доказано,
что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением
ребенка. Уровень развития мелкой моторики
–
один
из
показателей
интеллектуального развития. «Другими словами, чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребёнок» (В.А.Сухомлинский)
Особо следует остановиться на изобразительной деятельности. Рисование -
это творческий процесс, оказывающий влияние на мыслительную деятельность,
развивающий воображение. Рисунок, по сути, представляет собой рассказ, но не
словами, а изображенными средствами. В нем ребенок отображает окружающий
мир во всем его многообразии, в соответствии с его представлениями о добре и
красоте.
Волшебное возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет
удовольствие, вызывает положительные эмоции, вносит во внутренний
мир
ребенка радость и бодрость.
В процессе рисования ребенок овладевает техническими приемами, которые
способствуют развитию двигательных ощущений, ведь детям приходится
прорисовывать очень мелкие предметы (особенно в декоративном рисовании).
Рисуя, дети учатся «держать» линию, ограничивать свои движения.
Дети учатся рисовать красками, полученными с помощью смешивания. Таким
образом, развивается умение получать из основных цветов различные оттенки и
другие цвета. В таком виде деятельности дети экспериментируют.
Очень важно то, что ребенок видит результаты своей деятельности, учится их
анализировать
и
находить
им
применение.
Детский
рисунок
может стать
своеобразным психологическим тестом, отражающим многие черты характера
ребенка.
Еще одно преимущество рисования заключается в том, что существует множество
разнообразных нетрадиционных способов изображения. Новые или забытые
нетрадиционные способы все чаще применяются педагогами. Каждое по-своему
прекрасно, т. к. в каждом есть линия и цвет, в каждом они гармонично
сочетаются.
На основе этого определяется цель:
Формирование творческих навыков у
детей
дошкольного
возраста
через
организацию
изобразительной
деятельности с использованием нетрадиционного рисования.
Нетрадиционные изобразительные техники позволяют педагогу
осуществлять личностно-ориентированный подход к детям, учитывать их
желание, интерес.. Их использование способствует достижению задач:
1.
Формировать
навыки
получения
художественного
изображения
различными
способами,
используя
при
этом
богатый
изобразительный
материал и разную технику изображения
2.
Развивать
умения
детей
самостоятельно
определять
замысел
будущей работы для создания выразительного образа, интересного сюжета
3.
Формировать
изобразительно-выразительные
умения
в
передаче
цвета,
формы,
размера,
композиции,
применять
полученный
опыт
в
декоративном изображении
4. Развивать графо-моторные навыки, сенсомоторную координацию,
совершенствовать технические умения
5. Формировать эстетические и эмоциональные качества детей через
изобразительное искусство
Работу по знакомству и использованию разных способов рисования лучше
начинать с игр на развитие творческой активности:
- «Волшебная капля». Дети рисуют цветными каплями. В данной технике
развивается не только воображение, но и закрепляются умения смешивать и
различать оттенки цветов.
- «Простые рисунки». Рисунки состоят из контуров геометрических фигур,
дуг и прямых. В игре развиваются графо-моторные навыки, воображение.
- «Рисование нитками» на фланелеграфе или другой фактурной основе. В
игре развивается мелкая моторика рук, воображение, фантазия.
-
Необычные
рельефные
рисунки
получаются
способом
«Тиснения».
Рисовать этим способом очень легко (все наверно помнят, как в детстве
подкладывали копейки под лист и рисовали карандашом, получалась копия
копейки)
-
В
дидактических
играх
«Создай
картину»
и
«Угадай
картину»
учимся
различать жанры живописи: натюрморт, пейзаж и портрет.
Работа строится по принципу «от простого к сложному» в игровой форме, с
использованием
музыкального
сопровождения,
фольклорного
и
игрового
материала,
тематической
литературы,
с
привлечением
персонажей,
что
позволяет
заинтересовать
детей,
сделать
совместную
взросло-детскую
деятельность доступной, содержательной и познавательной.
Сохранить
устойчивую
мотивацию
к
художественно-творческой
деятельности помогает
использование нестандартных приемов рисования.
Ведь изобразительный материал может быть одним и тем же, а использовать
его можно разным способом.
Самые распространенные и известные нетрадиционные техники рисования с
которыми знакомятся дети это: кляксография, монотипия (оттиск), штампы,
печатанье листьями, коллаж, граттаж, набрызг, рисование свечой (восковым
мелком), нитью (изонить), пальцевая живопись, рисование ладошками… Менее
используемые: песочная живопись, витраж, рисование на пластилиновой основе,
на наждачной бумаге, батик... Очень редко для рисования с дошкольниками
используется пастель, уголь, сангина.
Если рассматривать технологию изготовления работ в той или иной технике, то
можно отметить, что монотипия (одноразовый оттиск) - одна из простых техник,
способствует развитию памяти, глазомера, помогает сформировать простейшие
мыслительные
операции.
В
основном используется один из вариантов
монотипии - для получения симметричного изображения, реже - как способ
получения сказочных, необыкновенных картин, используя разнообразные цветовые
сочетания (на основу наносятся пятна краски в произвольном порядке, затем сверху
кладется чистый лист бумаги, плотно прижимается и приглаживается рукой, далее
лист аккуратно снимается). Оттиск может быть самостоятельным изображением,
либо служить фоном для будущей картины.
Не так часто, можно встретить работы рисованные пластилином, на
пластилиновой основе, выложенные пластилиновыми жгутиками по контуру,
мозаика.
Первый способ: «Пальцевая живопись» из пластилина. На картоне рисуется
эскиз пейзажа, натюрморта и т.д. На рисунок накладывается кусочек пластилина
нужного цвета и оттенка и пальцем размазывается, при смешивании разных цветов
пластилина можно добиться плавного перехода.
Второй способ: «Контурное изображение» пластилином. На картонке рисуется
эскиз
будущей
работы.
С
помощью
пластилиновых
жгутиков
по контуру
выкладывается рисунок.
Третий способ: «Рисование на пластилиновой основе». Различают технику
однослойного процарапывания, когда на основу намазывается один слой пластилина.
И технику многослойного процарапывания «сграффито», при котором открывается
нижний слой, отличающийся по цвету.
Четвертый способ: «Пластилиновая мозаика». Предварительно на картоне
рисуется пейзаж или натюрморт, затем по рисунку выкладывается мозаика разных
цветов и размеров.
Очень редко выполняются работы в технике «витраж». Витраж - это особая
картина, составленная из цветных стекол, скрепленных между собой узкими,
жесткими полосками из свинца. С дошкольниками выполняется витраж с
облегченной технологией. Для создания витража необходимо сделать эскиз на
бумаге фломастером. Изображение лучше делать крупным. Выполненный набросок
подкладывается под стекло, по контуру рисунка выдавливается из тюбика черный
резерв (резерв: клей ПВА смешанный с черной тушью, заливается в мягкий
пластмассовый тюбик с острым наконечником). После высыхания резерва,
рисунок
раскрашивается гуашевыми красками. Имитацию витража можно
выполнить на картоне. Очень красиво выглядит витраж, когда фон закрашивается
не красками, а заполняется цветным бисером (в промежутки между резервом
пипеткой наносится клей ПВА и наносится бисер).
Необычный способ рисования по ткани «батик». Увлекает детей, вызывает
положительные эмоции, учит любить и понимать искусство. В основе росписи
лежит
принцип
резервирования,
т.е.
покрывания
не пропускающим краску
составом тех мест ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать
узор.
Для
росписи
используются
ткани
из натуральных
шелковых
и
хлопчатобумажных волокон. Различают несколько способов батика: холодный батик
(контур изображения прорисовывается резервом, который отделяет одно цветовое
пространство от другого, при этом все детали рисунка имеют четкую границу и
расписываются красками только внутри границы), горячий батик (в качестве
резервирующего средства используется разогретый воск). С дошкольниками
используется только холодный батик. При росписи ткань зажимается пяльцами.
Очень нравится детям рисовать на наждачной бумаге. Лучше всего на ней
получаются пейзажи. Изображения выглядят реалистичными, объемными. Для
творчества лучше использовать мелкую наждачную бумагу на бумажной основе
темного цвета. Рисунок может выполняться цветными карандашами или красками
с помощью жесткой кисти не только на темном фоне, но и на предварительно
окрашенном.
В последнее время с дошкольниками начали использовать такой способ рисования,
как «песочная живопись». Для этого понадобится деревянный ящик со стеклянной
поверхностью (его можно заменить разносом) и кварцевый (можно просто мелкий,
просеянный) песок. Существует три способа рисования песком.
Первый способ: Песок наносится ровным слоем на поверхность. На «песочном»
фоне пальцами или рукой рисуется изображение.
Второй способ: Песком наносится контурное изображение, далее пальцем
или рукой уточняются детали. Песок можно заменить мелкой крупой.
Третий способ: На картон наклеивается двусторонний скотч. На
полученную основу наносится эскиз будущей работы, далее верхний слой
двустороннего скотча прорезается канцелярским ножом по контуру рисунка.
После чего постепенно открываются элементы изображения, и на липкий
слой скотча наносится цветной песок, растирая его пальцами. Таким образом,
с помощью цветного песка получается яркая творческая работа.
Список нетрадиционных способов рисования постоянно расширяется.
Но
работу в данном направлении необходимо строить с учетом индивидуальных и
возрастных особенностей развития детей, соблюдая гигиенические правила.
включая упражнения по формированию графических навыков, упражнения для
профилактики зрения, гимнастику для рук.
В работу по формированию у детей познавательных процессов через
изобразительное искусство, необходимо привлекать родителей. На первом этапе
познакомить родителей с теми техниками, которые используются в работе с
детьми.
Такая
работа
проводится
на
занятиях
кружка
«Умные ручки».
Заинтересовать их, вызвать желание выполнить рисунок необычным способом. На
втором этапе возможна корректировка с учетом пожеланий родителей. В основном
заинтересованные родители высказывают свои творческие идеи, в связи с их
предложениями
список
нетрадиционных способов рисования дополняется,
расширяется. От этого наша работа становится интереснее и разнообразнее.
На третьем этапе совместные творческие работы родителей и детей выставляются
на окружные, муниципальные конкурсы («Зимушка хрустальная», «Дети против
пожара»). Такие конкурсы вдохновляют родителей и детей на дальнейшее
совместное
сотрудничество,
организуют
для
создания
художественных
уголков дома.
Необходимо отметить, что для достижения желаемых результатов,
положительной
динамики, работа с детьми по развитию познавательных
процессов
должна
иметь систематический и регулярный характер. Поэтому
родители под умелым руководством педагогов должны также уделять внимание
упражнениям,
играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и
координации движений руки своих детей.
Разнообразные изобразительные приемы помогают выяснить, что радует,
огорчает
ребенка,
сформировать
творческую
личность.
Учат дошкольников
мыслить свободно и смело. Ребенок будет любить и понимать искусство, сможет
самостоятельно творить.