Напоминание

"Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Хамадиева Лариса Варисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №27 "Микки–Маус"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область ХМАО–Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте происходит знакомство с основными эталонами

формы (круг, овал, квадрат, треугольник); величины (длинный – короткий,

толстый – тонкий); цвета (основные цвета спектра, белый, черный). Этой

темой занималось множество авторов, это такие авторы как: Е.И.Тихеева,

Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, А.И.Сорокина, Е.И.Удальцова.

Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств.

Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью

руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т. д.; звуки,

издаваемые, каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом,

ощущение и восприятия — непосредственное, чувственное познание

действительности. Развитие процессов ощущения и восприятия у детей

значительно обгоняет развитие мышления. В связи с этим иногда считают,

что достаточно лишь направить внимание детей на тот или иной предмет, а

рассмотреть его они могут сами. Но это не так: как правило, дети не умеют

самостоятельно рассматривать предметы, подмечать в них характерные

черты. И причина не в том, что ребенок невнимателен. Малыш действительно

может воспринимать очень поверхностно, но невнимательность часто

зависит от неумения всматриваться и вслушиваться. Внимание значительно

возрастает в тех случаях, когда человек воспринимает с какой-то целью, ради

чего-то. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее

чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая

возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-

психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем

меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опят.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет

определяющую роль. В процессе практической и игровой деятельности нами

используются сенсорные пособия – пирамиды, вкладыши, логический куб,

что значительно повышает эффективность работы.

Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенков, если

получили их самостоятельно (например, при смешивании красок) или в таких

играх как: “Найди цветок для бабочки”, “Поставь цветы в вазу”, “Ловись

рыбка», «Собери бусы” и так далее. Знакомя детей с геометрическими

формами, мы обучаем их приему обведения контура, это можно сделать либо

палочкой и карандашом, либо пуговицами, либо взять для этого раздаточный

материал математический. Величина рассматривается как размер, объем,

протяженность предмета, т.е. это те параметры, которые можно измерить.

Величина понятие относительное, в основе которого всего два слова:

большой и маленький. При сравнении предметов по величине происходит

развитие глазомера: Для этого нами используются, пирамидки, матрешки, а

также игры типа «Расставь по порядку”. Зрительное восприятие – это

сложная работа. Зрительно-моторная координация эффективно развивается

при выполнении различных двигательных упражнений, метание в цель.

Основной объем информации об окружающем мире дети получают благодаря

зрению и таким играм, как: “Что изменилось?, “Разрезные картинки”. Также

это такие игры как: «Продолжи ряд», «геометрический диктант». Эти игры

позволяют ребенку научиться видеть закономерность, развивают логическое

мышление. Также хотелось бы предложить вашему вниманию такую

интересную игру, как игра с костями. В этой игре ребенку предлагается

выбрать карточку с той цифрой, которая выпала. Для усложнения можно

цифру дополнить, например, геометрической фигурой определенного цвета.

Также очень большим разнообразием отличаются варианты игр со

счетными палочками. Этих игр множество, к примеру: составь квадрат и

треугольник маленького размера, составить маленький и большой

квадраты, составь прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого

будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2. Итак, далее.

Таким образом, мной представлено небольшое количество

материала, способного сенсорно обогатить и развивать детей младшего

дошкольного возраста.



В раздел образования