Автор: Хамадиева Лариса Варисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №27 "Микки–Маус"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область ХМАО–Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте происходит знакомство с основными эталонами
формы (круг, овал, квадрат, треугольник); величины (длинный – короткий,
толстый – тонкий); цвета (основные цвета спектра, белый, черный). Этой
темой занималось множество авторов, это такие авторы как: Е.И.Тихеева,
Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, А.И.Сорокина, Е.И.Удальцова.
Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств.
Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью
руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т. д.; звуки,
издаваемые, каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом,
ощущение и восприятия — непосредственное, чувственное познание
действительности. Развитие процессов ощущения и восприятия у детей
значительно обгоняет развитие мышления. В связи с этим иногда считают,
что достаточно лишь направить внимание детей на тот или иной предмет, а
рассмотреть его они могут сами. Но это не так: как правило, дети не умеют
самостоятельно рассматривать предметы, подмечать в них характерные
черты. И причина не в том, что ребенок невнимателен. Малыш действительно
может воспринимать очень поверхностно, но невнимательность часто
зависит от неумения всматриваться и вслушиваться. Внимание значительно
возрастает в тех случаях, когда человек воспринимает с какой-то целью, ради
чего-то. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее
чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая
возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-
психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем
меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опят.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет
определяющую роль. В процессе практической и игровой деятельности нами
используются сенсорные пособия – пирамиды, вкладыши, логический куб,
что значительно повышает эффективность работы.
Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенков, если
получили их самостоятельно (например, при смешивании красок) или в таких
играх как: “Найди цветок для бабочки”, “Поставь цветы в вазу”, “Ловись
рыбка», «Собери бусы” и так далее. Знакомя детей с геометрическими
формами, мы обучаем их приему обведения контура, это можно сделать либо
палочкой и карандашом, либо пуговицами, либо взять для этого раздаточный
материал математический. Величина рассматривается как размер, объем,
протяженность предмета, т.е. это те параметры, которые можно измерить.
Величина понятие относительное, в основе которого всего два слова:
большой и маленький. При сравнении предметов по величине происходит
развитие глазомера: Для этого нами используются, пирамидки, матрешки, а
также игры типа «Расставь по порядку”. Зрительное восприятие – это
сложная работа. Зрительно-моторная координация эффективно развивается
при выполнении различных двигательных упражнений, метание в цель.
Основной объем информации об окружающем мире дети получают благодаря
зрению и таким играм, как: “Что изменилось?, “Разрезные картинки”. Также
это такие игры как: «Продолжи ряд», «геометрический диктант». Эти игры
позволяют ребенку научиться видеть закономерность, развивают логическое
мышление. Также хотелось бы предложить вашему вниманию такую
интересную игру, как игра с костями. В этой игре ребенку предлагается
выбрать карточку с той цифрой, которая выпала. Для усложнения можно
цифру дополнить, например, геометрической фигурой определенного цвета.
Также очень большим разнообразием отличаются варианты игр со
счетными палочками. Этих игр множество, к примеру: составь квадрат и
треугольник маленького размера, составить маленький и большой
квадраты, составь прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого
будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2. Итак, далее.
Таким образом, мной представлено небольшое количество
материала, способного сенсорно обогатить и развивать детей младшего
дошкольного возраста.