Автор: Тулупова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КДОУ ВО ОЦППМСП детям дошкольного возраста
Населённый пункт: город Острогожск, Воронежская область
Наименование материала: доклад
Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство адаптации детей с ОВЗ в ДОУ».
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство
адаптации детей с ОВЗ в ДОУ».
Воспитатель: Тулупова Людмила Владимировна.
КДОУ ВО «Острогожский центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи детям дошкольного
возраста».
Дети с ОВЗ-это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению
образовательных программ вне специальных условий обучения и
воспитания.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и
реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-
педагогической работы с детьми с ОВЗ.
Основы коррекционного воспитания и обучения детей с ОВЗ надо знать всем
людям, которые будут взаимодействовать с таким ребёнком. В процессе
пребывания ребёнка с ОВЗ в ДОУ работникам необходимо знать следующие
положения коррекционной работы:
• включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта,
разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и
коррекционную программу.
•при оценке динамики продвижения ребёнка с ОВЗ сравнивать его не с
другими детьми, а главным образом с самим собой на предыдущем уровне
развития.
• создавать для ребёнка атмосферу доброжелательности, психологической
безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию
ребёнка, пониманию его ситуации.
Развитие творческих проявлений в изобразительной деятельности является
одной из многочисленных целей развития детей с ОВЗ. Рассмотрим
положительное влияние нетрадиционных техник рисования на развитие
глухих и слабослышащих дошкольников.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества», -говорил В.А. Сухомлинский. Современные идеи
развивающего обучения позволяют создавать в дошкольном учереждении
условия для интеграции видов изобразительной деятельности: есть
возможность ставить перед детьми задачи- находить различные способы
изображения, экспериментировать.
Дошкольное детство-очень важный период в жизни детей. С раннего
возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в
своих рисунках. Изобразительная деятельность приносит много радости
дошкольникам.
У глухих и слабослышащих детей развитие изобразительной деятельности
имеет глубокие специфические особенности: рисунки отличаются
схематизмом, низким уровнем изобразительной грамоты и стоят как бы на
более низких ступенях развития детского рисунка. Глухие и слабослышащие
дети часто испытывают при рисовании неуверенность в своих возможностях,
и им не по силам самостоятельно, без помощи взрослого преодолеть
трудности, обусловленные дефектом слуха. Нередко, если во время занятия
ребёнок не успевает завершить работу, это приводит к полному угасанию
интереса к изобразительной деятельности и отказ от неё. Вот тут-то на
помощь педагогу приходят нетрадиционные техники рисования.
Нетрадиционные техники- это толчок к развитию творчества,
самостоятельности, воображения. Применение нетрадиционных техник
рисования создаёт атмосферу непринуждённости, раскованности, позволяет
ребёнку выразить в рисунке свои чувства и эмоции.
Существует много различных техник нетрадиционного рисования: рисование
пальчиками, рисование ладошкой, кляксография, тычковое рисование,
отпечатки листьев, рисование мятой бумагой и др. Все эти техники
способствуют появлению у ребёнка уверенности в себе, в своих
способностях. Это рисование основано на творческой фантазии, а главное то,
что оно играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка.
Таким образом, эти методы рисования помогают ребёнку быть самим собой,
быть частичкой этого мира, быть внутри него. Главная задача педагога-
сделать ребёнка с ОВЗ неотъемлемой частью окружающего его мира.