Автор: Кузьмина Ольга Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №21
Населённый пункт: город Уссурийск Приморский край
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Кинезиология для детей"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Кинезиология для детей»
Всем родителям хотелось бы видеть своего ребенка внимательным, обладающим
хорошей
памятью,
логикой,
сообразительностью.
Существует
отдельная
наука,
которая посвящена развитию и улучшению работы психологических процессов - это
кинезиология. Кинезиология
-
наука о развитии умственных способностей и
физического
развития
посредством
определенных
двигательных
упражнений.
И
именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного
мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Применяя
комплекс
специальных
кинезиологических
упражнений,
мы
развиваем
межполушарное взаимодействие, а значит создание предпосылки для становления
многих психических процессов, в том числе мышления и речи. Под влиянием
кинезиологических
тренировок
в
организме
происходят
положительные
структурные изменения, происходит стимуляция интеллектуального развития. При
этом
,
чем
более
интенсивна
нагрузка,
тем
значительнее
эти
изменения.
У
дошкольников
улучшается
память,
внимание,
речь,
пространственные
представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость, повышается
работоспособность
к
произвольному
контролю.
Еще
одним
положительным
моментом от проведения кинезиологических занятий является то, что они дают не
только быстрый, но и накапливающийся эффект, развивая при этом логическое
мышление и повышая умственную деятельность в целом.
Рекомендации по применению:
- Занятия можно проводить в любое время;
- Систематичность выполнения, ежедневно, без пропусков;
- Постепенное увеличение темпа и сложности;
- Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
- Требуется точное выполнение движений и приемов;
- Упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
- Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 – 10 до
20 – 35 минут в день.
- Упражнения можно проводить в различном порядке и сочитании.
Методы и приемы:
Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мыжц опорно-двигательного
аппарата.
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма , развивают
самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные
упражнения
- расширяют
поле
зрения,
улучшают
восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию
организма.
Телесные движения - улучшают межполушарное взаимодействие, снимают
непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнения для развития мелкой моторики - стимулируют речевые зоны
головного мозга.
Массаж - воздействует на биологически активные точки.
Упражнения на релаксацию - способствуют расслаблению, снятию
напряжения.
Кинезиологические упражнения для дошкольников несложны, дети с легкостью
могут
их
выполнять.
Сначала
нужно
научиться
выполнять
дыхательные
кинезиологические упражнения. Они способствуют развитию самоконтроля у детей,
а также появлению чувства ритма.
Дыхание важно не только с точки зрения физиологии. Помимо предоставления
кислорода
каждой
клеточке
детского
организма,
оно
также
помогает
развить
производительность
действий
и
самоконтроль
у
ребенка.
Дыхательные
кинезиологические упражнения для дошкольников не трудные, но очень полезные.
«Задуть свечу» Ребенок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно
сначала задуть большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объём воздуха
распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.
«Качание головой» Исходное положение: сидя или стоя расправить плечи, голову
опустить вперед и закрыть глаза. Затем ребенок начинает покачивать головой в
разные стороны и глубоко, как только может, дышать.
«Дыхание носом» Упражнение заключается в том, что дети дышат только одной
ноздрей.
При
этом
важно
правильно
располагать
пальцы
рук:
правая
ноздря
закрывается правым большим пальцем, левая - мизинцем левой руки. Остальные
пальцы всегда направлены вверх. Важно глубоко и неторопливо дышать.
«Пловец» Дети, стоя делают глубокий вдох, закрывают нос пальцами и
приседают.
В
таком
положении
они
мысленно
считают
до
5,
затем
встают
и
выпускают воздух. Упражнение напоминает действия ныряющего пловца.
Движение глазами и частями тела в кинезиологии.
Работа по улучшению функций головного мозга продолжается с выполнением
глазодвигательных действий. Они помогают снять у детей
мышечные зажимы, а
также способствуют лучшему взаимодействию двух полушарий мозга.
Ребенок с помощью этого комплекса может расширить поле зрения, улучшить
процесс
мышления,
запоминания
и
речевого
развития.
Кинезиологические
упражнения для детей в целом способствуют активизации обучения, в этом не
последнее место занимают синхронизованные движения глаз и языка.
«Глаза и язык» Дети делают глубокий вдох, поднимая глаза вверх, в это время
язык тоже поднимается. Затем выдох, возвращаясь в исходное положение. То же
самое во время вдоха проделывается языком и глазами во все направления, в том
числе и диагоналям. Это упражнение можно сначала облегчить, применяя только
движение глаз, потом добавляя дыхание.
«Восьмерка» Нужно взять в правую руку ручку или карандаш и нарисовать на
листе бумаги горизонтальную восьмерку. То же самое проделать и
левой рукой.
После этого попытаться нарисовать рисунок двумя руками сразу.
«Лягушка» Ладошки на столе выполняют движения: правая лежит (вниз язык
движется вправо, влево.
«Симметрические
рисунки» Рисовать в воздухе обеими руками зеркально
симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблока, арбуза и т.д.
Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку.
«Зеркальное рисование» Рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками
зеркально-симметричные рисунки, буквы.
«Шагание» На фоне ритмичной музыки, выполнять следующие действия:
шагать на месте с сопровождением каждого шага взмахом руки. Например, когда
шаг делает левая нога, взмахивает и левая рука, с правой точно так же.
Не все кинезиологические упражнения для дошкольников легкие. К тому же,
такие действия развивают мелкую моторику рук, значит, и больше образовывается
нервных связей между разными отделами мозга.
Кинезиологические упражнения для дошкольников.
«Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в
кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба
выполняется в прямом и обратном ( от мизинца к указательному пальцу ) порядке. В
начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
«Кулак – ребро –ладонь» Упражнение заключается в том, что ребенок должен
положить на стол кулак, потом поставить ладонь ребром, затем положить ладонь на
поверхность.
Задание
отрабатывается
руками
поочередно,
потом
одновременно.
Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем – двумя руками вместе по
8 – 10 раз. Можно давать себе команды (кулак – ребро – ладонь).
«Лезгинка» Левую руку сложите в кулак, большой палец оставьте в сторону,
кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном
положении
прикоснитесь
к
мизинцу
левой.
После
этого
одновременно
смените
положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
«Ухо – нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за
противоположное
ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши,
поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
«Змейка» Скрепите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок,
выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен
двигаться
точно
и
четко.
Прикасаться
к
пальцу
нельзя.
Последовательно
в
упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
«Пианист» Предлагают играть на пианино. Просят ребенка прижать ладонь к
поверхности стола и сначала по порядку, а затем хаотично поднимать пальцы по
одному и называть их.
После продолжительного выполнения кинезиологических упражнений,
результат
порадует
любого
родителя
как
ребенка
дошкольника,
так
и
ребенка,
посещающего
школу.
Основная
их
польза
заключается
в
том,
что
развивается
мозолистое
тело
головного
мозга
ребенка,
повышается
стрессоустойчивость,
снижается утомляемость, а также улучшается работа психических процессов.
Ребёнок будет лучше готов к обучению в школе!