Напоминание

Экономическое воспитание как доминирующее направление социализации воспитанников детского дома


Автор: Торлопова Жанна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГУ РК "Детский дом №3"
Населённый пункт: респ. Коми г.Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: Экономическое воспитание как доминирующее направление социализации воспитанников детского дома
Раздел: дополнительное образование





Назад




Экономическое воспитание как доминирующее направление

реабилитации и социализации воспитанников детского дома.

Экономическое воспитание – организованная педагогическая деятельность, направленная на

формирование экономического сознания воспитанников, в процессе осуществления которой они

усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, развитии

производительных сил, производственных отношениях, действующем хозяйственном механизме.

Из ежегодного послания Путина В.В. Парламенту от 3.12.2015 г.:«Российскую школу,

дополнительное и профессиональное образование, поддержку детского творчества нужно настроить

на будущее страны, на запросы как людей, молодых людей в данном случае, так и на запросы

экономики, имея в виду перспективы ее развития. Им, ребятам, предстоит решать еще более сложные

задачи, и они должны быть готовы стать первыми, стать не только успешными в профессии, но и

просто порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой»

Нормативные документы :

1.

Конвенция ООН о правах ребенка

2.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

3.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российского образования

на период до 2020 г.

4.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.

5.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Проблема экономического воспитания детей отражена в трудах таких авторов, как А.Ф.

Аменд, Л. Антонова, М.Л. Алферова, Ю.К. Васильев, Б.З. Вульфов, Е.Н. Землянская, М.Б.

Рамазова, Н.С. Толстой, Л.П. Фридман и многие другие. Этими учеными отмечается

важность начинать экономическое воспитание как можно раньше и продолжать на всех

уровнях школьного образования.

Сасова И.А., Васильев Ю.К., Шемякин Б.П. и другие

определили, что уже в дошкольном возрасте возможно и необходимо воспитание чувства

хозяина с присущими ему качествами экономической деятельности (бережливость,

экономность, рациональность, деловитость)

.

Шатова А.Д. впервые подняла вопрос о

нравственно-экономическом воспитании детей, ссылаясь на трактовку этого понятия

Амендом, который объединял эти два вида воспитания и выделил личностное качество, к

формированию которого должны стремится – это нравственно-экономическая

воспитанность. Возникает противоречие между социальной значимостью экономического

воспитания и условиями жизни детей в детском доме (гиперопека, решение всех проблем

за детей и др.). Детям необходимы знания для принятия решений в жизненных ситуациях

в области владения и распоряжения собственностью, выборе способа сбережений и т.д. За

основу экономического воспитания в нашем детском доме приняты программы «Семь

шагов в мир экономики» и «Семейная экономика (авт. Симоненко В.Д., Шелепина О.И.).

Мого лет мы ведем практикум «Школьная компания», в котором развиваются, уточняются

и закрепляются основные понятия и принципы предпринимательской деятельности.

Главная цель программы «Основы экономической грамотности»

- Формирование основ

экономической компетенции воспитанников детского дома, обеспечивающих им успешную

реабилитацию и социализацию в самостоятельной жизни.

Задачи программы

Обучающие

: познакомить воспитанников с экономическими понятиями, терминами;

из

учить виды экономических потребностей; изучить составляющие семейного

бюджета; расширить представления о сбережениях и их назначении.

Развивающие: развивать умение правильно анализировать и устанавливать

причинно-следственные связи экономических проблем; развивать способность

переноса экономических связей в практическую деятельность; развивать процесс

осмысления хозяйственной ситуации и принятия решений, повышающих

эффективность трудовой деятельности; закреплять в устной речи экономические

термины и понятия.

Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к финансовым расходам,

бережливость и экономность; формировать умение принимать активную позицию в

решении социально-экономических задач, обогащение личного опыта.

Предполагаемые результаты:

Необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени,

о трудовой деятельности, о деньгах как эквиваленте человеческого труда и др.)

Экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих

потребностей с материальными возможностями; умение организовать свою работу с

наименьшими затратами времени, сил и средств; проявлять бережливость в повседневной

практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические онятия и

др.)

Экономически значимые качества личности (бережливость, трудолюбие и аккуратность и

др.)

Качества креативной личности (гибкость мышления, умение работать в команде,

принимать решения в нестандартной ситуации)

Экономические потребности (потребность в творческом труде, в в достижени высоких

результатов с наименьшими затратами, в уважении со стороны других людей и

самоуважении, в сохранении и приумножении природных богатств)



В раздел образования