Автор: Торлопова Жанна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГУ РК "Детский дом №3"
Населённый пункт: респ. Коми г.Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: Экономическое воспитание как доминирующее направление социализации воспитанников детского дома
Раздел: дополнительное образование
Экономическое воспитание как доминирующее направление
реабилитации и социализации воспитанников детского дома.
Экономическое воспитание – организованная педагогическая деятельность, направленная на
формирование экономического сознания воспитанников, в процессе осуществления которой они
усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, развитии
производительных сил, производственных отношениях, действующем хозяйственном механизме.
Из ежегодного послания Путина В.В. Парламенту от 3.12.2015 г.:«Российскую школу,
дополнительное и профессиональное образование, поддержку детского творчества нужно настроить
на будущее страны, на запросы как людей, молодых людей в данном случае, так и на запросы
экономики, имея в виду перспективы ее развития. Им, ребятам, предстоит решать еще более сложные
задачи, и они должны быть готовы стать первыми, стать не только успешными в профессии, но и
просто порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой»
Нормативные документы :
1.
Конвенция ООН о правах ребенка
2.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
3.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российского образования
на период до 2020 г.
4.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.
5.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Проблема экономического воспитания детей отражена в трудах таких авторов, как А.Ф.
Аменд, Л. Антонова, М.Л. Алферова, Ю.К. Васильев, Б.З. Вульфов, Е.Н. Землянская, М.Б.
Рамазова, Н.С. Толстой, Л.П. Фридман и многие другие. Этими учеными отмечается
важность начинать экономическое воспитание как можно раньше и продолжать на всех
уровнях школьного образования.
Сасова И.А., Васильев Ю.К., Шемякин Б.П. и другие
определили, что уже в дошкольном возрасте возможно и необходимо воспитание чувства
хозяина с присущими ему качествами экономической деятельности (бережливость,
экономность, рациональность, деловитость)
.
Шатова А.Д. впервые подняла вопрос о
нравственно-экономическом воспитании детей, ссылаясь на трактовку этого понятия
Амендом, который объединял эти два вида воспитания и выделил личностное качество, к
формированию которого должны стремится – это нравственно-экономическая
воспитанность. Возникает противоречие между социальной значимостью экономического
воспитания и условиями жизни детей в детском доме (гиперопека, решение всех проблем
за детей и др.). Детям необходимы знания для принятия решений в жизненных ситуациях
в области владения и распоряжения собственностью, выборе способа сбережений и т.д. За
основу экономического воспитания в нашем детском доме приняты программы «Семь
шагов в мир экономики» и «Семейная экономика (авт. Симоненко В.Д., Шелепина О.И.).
Мого лет мы ведем практикум «Школьная компания», в котором развиваются, уточняются
и закрепляются основные понятия и принципы предпринимательской деятельности.
Главная цель программы «Основы экономической грамотности»
- Формирование основ
экономической компетенции воспитанников детского дома, обеспечивающих им успешную
реабилитацию и социализацию в самостоятельной жизни.
Задачи программы
Обучающие
: познакомить воспитанников с экономическими понятиями, терминами;
из
учить виды экономических потребностей; изучить составляющие семейного
бюджета; расширить представления о сбережениях и их назначении.
Развивающие: развивать умение правильно анализировать и устанавливать
причинно-следственные связи экономических проблем; развивать способность
переноса экономических связей в практическую деятельность; развивать процесс
осмысления хозяйственной ситуации и принятия решений, повышающих
эффективность трудовой деятельности; закреплять в устной речи экономические
термины и понятия.
Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к финансовым расходам,
бережливость и экономность; формировать умение принимать активную позицию в
решении социально-экономических задач, обогащение личного опыта.
Предполагаемые результаты:
Необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени,
о трудовой деятельности, о деньгах как эквиваленте человеческого труда и др.)
Экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих
потребностей с материальными возможностями; умение организовать свою работу с
наименьшими затратами времени, сил и средств; проявлять бережливость в повседневной
практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические онятия и
др.)
Экономически значимые качества личности (бережливость, трудолюбие и аккуратность и
др.)
Качества креативной личности (гибкость мышления, умение работать в команде,
принимать решения в нестандартной ситуации)
Экономические потребности (потребность в творческом труде, в в достижени высоких
результатов с наименьшими затратами, в уважении со стороны других людей и
самоуважении, в сохранении и приумножении природных богатств)