Напоминание

"Роль детских исполнительских конкурсов в музыкальном развитии учащихся ДМШ"


Автор: Афонина Ирина Викторовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОДО "Детская музыкальная школа им. С. И. Налимова с. Выльгорт"
Населённый пункт: Республика Коми, с. Выльгорт
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Роль детских исполнительских конкурсов в музыкальном развитии учащихся ДМШ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования

«Детская музыкальная школа им. С. И. Налимова с. Выльгорт»

Методическая разработка на тему:

«Роль

детских

исполнительских

конкурсов

в

музыкальном

развитии

учащихся ДМШ».

Разработчик:

Афонина И. В.- преподаватель по классу фортепиано

с. Выльгорт

2018г.

Актуальность

вопросов

организации

конкурсной

деятельности

учащихся ДМШ и ДШИ определяется практикой современного образования в

сфере

культуры,

где

конкурсы

и

фестивали

признаны

эффективными

формами

выявления

и

развития

одаренных

детей,

средством

повышения

качества обучения. Отмечено также, что у детей, имеющих конкурсный опыт,

более активно формируются социально востребованные качества личности,

такие, как: сила воли, выдержка, способность к конкуренции и личностной

презентации, коммуникативные навыки и т. п. Это обусловливает особую

популярность конкурсной деятельности среди детей и их родителей.

Но существуют разные мнения в отношении к постоянно растущей

численности конкурсов, фестивалей. Одни считают, что конкурсы приносят

реальную

пользу:

открывают

таланты,

это

возможность

признания

достижений

учащихся

и

педагогов,

творческого

общения,

конкурсы

развивают

стремление

детей

к

соревнованию.

Укрепляют

сценическую

выносливость

учащихся.

Другие-

указывают

на

чрезмерную

нервную

нагрузку,

которую

испытывают

участники

конкурсов,

на

существующую

необъективность

у

членов

жюри.

Природа

конкурсов

действительно

противоречива.

Конкурсы

имеют

как

свои

преимущества,

так

и

свои

недостатки.

Сегодня

на

муниципальном,

региональном,

федеральном

и

иных

уровнях проводится множество разнообразных конкурсных мероприятий, в

которых

принимают

участие

десятки

и

сотни

учащихся

ДМШ

и

ДШИ.

Полученные здесь награды и успешные результаты становятся показателями

качества образования в той или иной школе. Поэтому для образовательных

учреждений

участие

в

фестивалях

и

конкурсах

является

престижным,

и

конкурсное движение все чаще включается в образовательный процесс.

Детские исполнительские конкурсы повсеместно играют большую роль

в деле выявления новых талантов, которые до той поры были известны лишь

собственному

педагогу

и

небольшому

кругу

близких.

Выявление

и

поощрение наиболее одаренных и способных детей, которые впоследствии

продолжат музыкальное образование и изберут музыку своей профессией, -

безусловно,

является

одной

из

основных

задач

конкурсов!

Но

все

же

основной целью городских , краевых и особенно школьных конкурсов, по

моему

мнению,

является

привлечение

широкого

круга

учащихся

с

различными музыкальными способностями.

Ни для кого не секрет, что в наше время с талантливыми учениками

дело обстоит не так хорошо как, допустим, 15-20 лет назад. И дело не столько

в

природной

музыкальной

одаренности

детей,

сколько

в

отсутствии

комплекса:

одаренный

и

трудоспособный

ребенок-

заинтересованные

и

строгие помощники-родители-и, наконец, грамотный и не менее одаренный

педагог. К сожалению, все три звена этой цепочки, которые бы работали на

100%- большая редкость. И поэтому будем исходить из того, что имеем:

основная масса учащихся- дети со средними данными. Но и работа с такими

детьми может дать прекрасный результат, который зависит, прежде всего, от

профессиональных качеств педагога.

Благодаря подготовке к конкурсу и участию в нем, ребята даже со

средними

данными

при

упорной

подготовке,

целеустремленности

и

грамотной педагогической работе, могут добиться успехов, раскрыться и

показать себя с самой лучшей стороны. Даже если ученик и не займет

призового места, но выступит достойно и выполнит поставленные педагогом

задачи, его обязательно нужно похвалить. Это повысит самооценку ребенка и

заставит добиваться еще лучших результатов. После окончания конкурса у

таких детей часто появляется большое желание заниматься на инструменте и

наблюдается значительный прогресс, а иногда именно участие в конкурсе

оказывается

решающим

моментом

для

выбора

в

дальнейшем

профессии

музыканта.

Детские

исполнительские

конкурсы

обладают

еще

одним

существенным преимуществом- они представляют собой школу и прежде

всего школу для педагогов. Каждый конкурс - это сравнение результатов и

одновременно дискуссионная школа. Это самая положительная и важнейшая

сторона детских исполнительских конкурсов. Участие в конкурсе вполне

соответствует

естественной

детской

потребности

соревноваться.

Поэтому

возможность участия в конкурсе должна являться сильнейшим стимулом для

упорной работы на инструменте.

Подготовка к конкурсу- это колоссальный труд, но все мы знаем:

современные дети в общем мало занимаются по разным причинам: большая

загруженность в школе, лень, плохая организация домашних занятий и т. д.

Участие же в конкурсе ставит перед детьми конкретную цель, близкую их

пониманию:

померяться

силами

с

другими

в

дружеском

состязании

и

постараться победить, а для этого необходимо найти силы, время и, конечно

побороть свою лень!

Каковы же отрицательные стороны конкурсов? Безусловно, конкурсы,

проводимые ежегодно, и в которых участвуют одни и те же дети, не полезны.

Ведь жизнь юного музыканта состоит не только из конкурсов, порой бывает

необходимо сосредоточиться на той или иной учебной проблеме, улучшить ту

или иную сторону игры, проработать определенные технические элементы,

заполнить репертуарные пробелы и т. д. Для всего этого не хватает времени

при подготовке к конкурсу. Есть талантливые дети, которые побеждают в

одном

конкурсе

за

другим,

а

позже

у

них

внезапно

обнаруживаются

технические или иные недостатки, и оказывается порой, что их успехи были

следствием

умелого

«

натаскивания»

хорошо

знающим

свое

дело

преподавателем.

Вместо

того,

чтобы

постоянно

двигаться

вперед

в

нормальном учебном процессе, эти дети год-два подряд упорно разучивают

одни и те же произведения и конкурс, который должен быть стимулом, стал

для них тормозом. Итак, конкурсы не должны являться самоцелью. Нужно

видеть в них лишь средство к дальнейшему развитию, но никак не смысл

всей работы.

О. А. Алешина, лауреат международных конкурсов, на вопрос «Нужны

ли конкурсы?», отвечает следующее: «Подготовка к конкурсу и выступление

на

нем

заставляют

педагога

и

ученика

работать

в

более

напряженном,

ответственном

режиме

и,

конечно,

это

может

не

сказаться

на

профессиональном росте ученика, а нередко и преподавателя… Разумеется,

по отношению к ученикам не должно быть состояния конкурсного марафона,

когда конкурсная гонка становится самоцелью, и ученик с одной и той же

программой

кочует

с

конкурса

на

конкурс.

Не

успевая

восстановиться

психологически, он попросту устает от программы, «забалтывая» ее… Здесь

педагогу очень важно почувствовать момент «пика» исполнения программы и

вовремя закрыть конкурсный сезон. Все в нашем деле хорошо в меру: нужно

ведь

найти

время

и

для

овладения

новым

музыкальным

материалом.

Конкурсные

выступления

учеников-это

не

самоцель,

это

ступень

их…

движения вперед, проверка своих сил, своей воли и собранности. Очень

многие вещи в этой жизни мы доказываем прежде всего себе, а не кому-то».

На мой взгляд, внутришкольные фестивали и конкурсы в воспитании

юных музыкантов имеют не меньшее значение, чем, те, которые проходят во

внешней социокультурной среде. Школьные конкурсы создают условия и

равные возможности для творческого развития значительного числа детей,

имеющих

разную

степень

выраженно сти

природных

д а н н ы х ,

сформированности

музыкантских

навыков,

социальной

адаптации

и

сценического опыта. Они во многом помогают решать задачи мотивации к

обучению в ДМШ и ДШИ, влияют на выбор будущей профессии в сфере

культуры и искусства. Как отмечают психологи, потребность соревноваться

естественна для школьного возраста.

Моё обращение к конкурсной деятельности было во многом вызвано

необходимостью

обновления,

совершенствования

и

развития

учебной

и

внеурочной работы, поиском путей повышения эффективности и качества

образовательного процесса. Для решения этой задачи сама форма конкурса

обладает

оптимальными

возможностями,

т.к.

его

образовательно-

воспитательный

потенциал

проверен

многолетней

практикой.

Конкурс

способен

«оживить»

будни

школьной

жизни,

выйти

за

пределы

повседневности учебного процесса, круга и тем общения. От традиционной

системы контроля успеваемости - зачётов, экзаменов, контрольных уроков,

открытых концертов – конкурсы отличаются наличием соревновательного

компонента,

который

мотивирует

детей

к

обучению,

усиливает

привлекательность

занятий

и

требует

высокой

степени

мобилизации

способностей и творческих усилий детей и преподавателей.

Любой, даже самый скромный по задачам, школьный конкурс должен

стать

своеобразной

акцией,

которая

позволяет

осуществить

«смотр»

исполнительских

умений

учащихся,

провести

проверку

и

мониторинг

качества

усвоения

образовательных

программ

ДМШ

и

ДШИ,

выявить

творческих

лидеров

и

талантливых

детей.

Остановимся

на

особенностях

школьных конкурсов на нашем фортепианном отделении.

Школьный

конкурс

под

названием

«Ступеньки

мастерства».

Проведение

этого

конкурса

было

призвано

заинтересовать

учащихся

процессом

разучивания

произведений

и

представления

их

на

публику,

содействовать проявлению их самостоятельности и творческой инициативы.

Для конкурсантов был предложен список произведений, рекомендуемых для

исполнения, из которого они имели возможность самостоятельно выбрать

понравившееся произведение.

Конкурс

«Искусство

аккомпанемента»

дал

возможность

показать

музыкально-творческие

способности

учащихся

в

камерном

ансамбле.

Конкурсными

требованиями

было

исполнение

двух

разнохарактерных

произведений.

Конкурс «Юный виртуоз» предусматривал определение технического

уровня, исполнительского мастерства юных пианистов. Конкурс проходил за

ширмой, что явилось ещё более интересным и увлекательным для детей.

Каждый

учащийся

исполнил

один

обязательный

этюд.

Все

учащиеся

с

огромным желанием поучаствовали в школьных конкурсах. Кто-то радовался

победе,

может

первой

в

его

жизни,

кому-то

конкурс

дал

стимул

для

дальнейшего творческого развития.

Подводя итог, хочется отметить, что конкурсы, в общем, чрезвычайно

полезны.

Они

помогают

открывать

таланты,

являются

поучительной

и

ненавязчивой

практической

школой

для

преподавателей,

развивают

стремление

детей

к

соревнованию,

расширяют

репертуар

учащихся,

укрепляют их сценическую выносливость. Благодаря подготовке и участию в

конкурсах, дети не только становятся ценителями и любителями высокого

искусства,

но

и

учатся

исполнительству

профессионально,

что

является

основной

актуальной

задачей

новых

образовательных

программ

предпрофессионального обучения детей.

Используемая литература:

П. Штепан «Дети и конкурсы»



В раздел образования