Автор: Горбунова Ирина Пиусовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "СОШ №19"
Населённый пункт: город Ухта, Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике»
Раздел: полное образование
«Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике»
Цель и задачи педагогической деятельности
Цели работы:
успешная подготовка выпускников к ЕГЭ по математике.
Образовательная цель: развить умение ставить цели, планировать свою
учебную деятельность в период подготовки к итоговой аттестации, проводить
анализ полученных результатов и намечать пути ликвидации пробелов в
знаниях.
Рассмотреть основные типы математических задач, включенных в КИМы
ЕГЭ по математике и обобщить основные идеи, подходы и методы их
решения. В ходе решения задач привить навык аналитико-синтетического
логического мышления. А также подготовить учащихся психологически,
развить эмоционально-волевую сферу при решении сложных задач.
В процессе образовательной деятельности я решаю следующие задачи:
1.
Создать организационно-методическую систему подготовки учащихся
к экзамену;
2.
Изучение материала с включением заданий в формах, используемых
при итоговой аттестации (тесты, тематические тесты) обучить учащихся
оптимальной стратегии работы с тестами:
Самоконтроль времени
Оценка объективной трудности заданий
Прикидка границ результатов ;
3.
В рамках спецкурсов и факультативов решать задания как базового, так
и профильного уровня, настроить учащегося на длительную
самостоятельную работу, научить вносить дополнения в свой
индивидуальный справочник;
4.
Приучить учащихся работать самостоятельно, обязательно научить
стратегии выполнения экзаменационной работы, правильно распределять
свое время, развивать умение концентрировать внимание, ставить учебные
цели, находить пути их реализации, а так же развивать самоконтроль.
Ведущая педагогическая идея
Ведущей педагогической идеей данного опыта является создание
действенной системы подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ через
внедрение тренировочных задач и промежуточного контроля по темам. На
занятиях сформировать интерес к изучению материала посредством
положительной мотивации.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие
образования.
Каковы средства достижения этой цели?
Чтобы хорошо подготовить учащихся к ЕГЭ, нужно самому много и
постоянно учиться, совершенствовать свое мастерство, и наряду с
традиционными подходами использовать инновационные технологии и
методы обучения так же использовать ресурсы сети Интернет.
Работая учителем математики в основной школе, пришла к выводу:
невозможно использовать только те методики, которые сложились несколько
десятков лет назад и являются общепринятыми. Школа сегодня стремительно
меняется, пытается попасть в ногу со временем. Важно не столько дать
ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его
общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его
умением учиться.
_________________________________________________________
Слайд
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий
наиболее часто использую в своей работе следующие средства достижения
цели:
Обучение в сотрудничестве
Работа в парах сменного состава на уроках и факультативах
Проектная технология
Разноуровневое обучение
Слайд
Обучение в сотрудничестве
идея проста –класс разбивается на небольшие группы, в каждой группе есть
сильный ученик, каждая группа выполняет общее задание и работает над ним
до тех пор, пока все члены группы полностью не поймут и не выполнят всю
работу.
Слайд
Работа в парах сменного состава на уроках
Позволяет реализовывать сотрудничество
Учитывает неоднородность учебных способностей учащихся
Предоставляет регламентировать свое время на усвоение материала
Данная форма может использоваться на любых этапах учебного процесса
Слайд
Технология создания карточек
1) В каждом разделе количество карточек 6 -10
2) Разные задания из одного раздела состоят из задач разных типов
3) Учитывать, что каждое задание одного раздела можно выполнять
независимо от остальных заданий этого раздела
Слайд
Пример карточек
Слайд
Этапы работы ученика с материалом
1) Слушает объяснение консультанта
2) Применяет полученные знания
3) Объясняет этот материал другому
Слайд
Маршрутный лист
Слайд
Метод проектов
На современном этапе развития образования проектная методика широко
распространена.
Этот метод я использую для накопления теоретических данных и для
отработки навыков решения заданий по каждой теме. Т. Е. учащиеся создают
для себя мини-проекты в виде карточек пошагового решения задания. Этим
обеспечиваю:
1)
повышение мотивации учащихся к изучению математики
2) формирование ключевых компетентностей
В организации работы по проекту я выделяю следующие этапы:
Подготовительный
Подготовительный этап проходит в сжатой форме, когда я на доске решаю с
объяснениями очередное задание из демоверсии. Акцентируя внимание
учащихся на основные формулы, законы, свойства и определения.
Основной:
Основной этап- это работа в группах над созданием карточек для всех
заданий из демоверсии. Длится на протяжении первого полугодия 10 класса,
а в 11 классе дополняется по мере прохождения новых тем.
Заключительный:
Созданная индивидуальная папка «Моя подготовка к ЕГЭ», содержащая
необходимые теоретические сведения и набор решенных заданий по каждой
теме, эта папка помогает при самостоятельной работе дома. Защиты проекта
нет, но по мере отработки каждой темы задаётся зачет на знание формул,
законов, свойств и определений.
Работу над этими Мини-проектами мы ведем во внеурочное время на
факультативе.
Слайд
Пример одного из проекта (выполнялся на конференцию муниципального
уровня)
Индивидуальные консультации
Индивидуальные консультации по необходимости в частном порядке.
Слайд
Разноуровневое обучение
Этот прием является частью обучения в сотрудничестве, а так же
используется для формирования групп по уровню знаний и запросов с целью
организации дифференциального обучения.
Слайд
Разноуровневые задания трех уровней сложности в каждой теме и на всех
этапах контроля.
Деление учащихся по уровню подготовки на 3 группы
(хорошие математические способности, средние, низкие)
на факультативных занятиях
Изучение материала алгебры и начал анализа и геометрии ведется с учётом
календарно – тематического планирования, но при этом на каждом уроке
выделяю время на повторение материала, входящего в кодификатор
элементов содержания заданий ЕГЭ.
На изучение новой темы уходит 10-15 минут, остальное время уделяю
решению ключевых задач, таким образом, базовый уровень знаний получает
весь класс.
Слайд
После этого 1 – группа получает дидактический материал, составленный из
таких заданий, которые служат закреплению нового материала и
одновременно являются прототипами заданий из КИМов.
Слайд
Со 2-й группой продолжается работа, сначала групповая, а затем
индивидуальная. На каждом уроке по изучению нового материала в конце
урока проходит первичная проверка полученных знаний.
Слайд
С 3-й группой сначала решаем по тренажеру, а затем понемногу усложняю
задание\
Слайд
Использование ИКТ
ИКТ использую на уроках разного типа: уроках введения нового материала,
обобщения, закрепления, на которых применяю различные формы работы с
ЦОР (цифровые образовательные ресурсы), такие, как фронтальная,
групповая, парная, индивидуальная.
Практикую создание презентаций, таблиц, схем, диаграмм, использование
видеопроектора и возможностей интерактивной доски.
На мой взгляд, презентации и интерактивные элементы удобны и для
учителя, и для учеников. Кроме текста, она включает в себя картинки,
графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Составляю сама
презентации к урокам, а также использую презентации созданные другими
учителями.
Для диагностики и мониторинга качества изучения предмета также
использую компьютер: тесты.
Считаю что использование ИКТ позволяет:
Обеспечить наглядность, доступность, научность
Оживить учебный процесс
Обеспечить связь теории с практикой
Эффективно провести проверку усвоенных знаний.
Повысить результативность урока
Способствует развитию мышления
Процесс использования ИКТ повышает эффективность самообразования
самого учителя, т.к. позволяет совершенствовать знания и обмениваться
идеями и опытом.
Слайд
Периодически обновляю стенд «Готовимся к ЕГЭ»
Слайд
Использую учебные пособия, одни из них на слайде, особенно пошаговая
подготовка
Слайд1,2,3
Слайд 4
Результаты ЕГЭ 2017г (протокол, где качество составило 80%, ОПУ-100%)
Слайд
В своей работе по подготовке к ЕГЭ использую «Лист контроля» для каждого
учащегося (для профильного уровня)
Слайд
Для базового уровня, по которым отслеживаю динамику развития учащегося,
постоянно анализируя, тем самым работаю над проблемными заданиями.