Авторы: Образцова Галина Егоровна, Милостивая Галина Николаевна
Должность: учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №10
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: конспект НОД по обучению грамоте
Тема: "Гласные звуки и буквы. Слогообразующая роль гласных".
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД детей дошкольного возраста с ОНР
группа для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет
интегрированное занятие
Тема: Гласные звуки и буквы. Слогообразующая роль гласных.
Цели: Создать условия:
*для развития фонематического слуха;
*для закрепления зрительного и тактильного образа букв, соотнесения их со
звуками;
*для понимания слогообразующей роли гласных;
*для проявления активности, творческой инициативы;
*для формирования умения взаимодействовать.
Технологии: АМО, здоровьесберегающие, интерактивного обучения.
Оборудование:
*наборы гласных для фронтальной и индивидуальной работы,
*наборное полотно в виде квадрата из 9 клеток,
*волшебный мешочек с буквами для ощупывания,
*карточки с правильно и неправильно написанными буквами,
*интерактивные
игры:
«Бегемотики
и
шары»,
«Найди
маму »,
*картинки, буквы, карточки для изготовления лото,
*крокодил, солнце, заяц, кустик, птица, зернышко для создания проблемных
и игровых ситуаций.
Содержание:
Проводит логопед.
1.Оргмомент.
1.1.Упражнения на внимание:
Правой рукой показать затылок, левой – подбородок, правой – правую щеку,
левой – правое ухо, левой – правое плечо, правой - правое колено, левой –
левый локоть.
1.2.Детям предлагается сесть, делается сообщение:
- Злой и жадный крокодил солнце в небе проглотил,
стало всем вокруг
обидно, ничего нигде не видно.
- Кто готов сразиться с крокодилом своими знаниями и вернуть солнышко на
небо?
Дети
рассказывают,
с
каким
настроением
и
какими
чувствами
они
отправляются в путь.
2.Основная часть.
2.1.-Птица летит нам навстречу, горюет, в темноте не может зернышко найти.
- Чтобы зернышко найти, выбираем
буквы из занимательного квадрата и
составляем из них дорожку.
Один
ребенок
выбирается
контролером,
он
оценивает
правильность
выполнения задания другими детьми.
Дети подходят индивидуально
(6 человек),
берут букву в указанном
квадратике, называют ее и выставляют в карман на доске.
- Дима, возьми букву из правого среднего квадрата.
-Кирилл, возьми букву из левого нижнего квадрата, и т. д.
Последний из присутствующих детей проходит по получившейся дорожке
(называет
слова,
которые
начинаются
на
звуки,
соответствующие
выставленным буквам).
Птичка получает зернышко.
2.2.-Скачет нам навстречу заинька, горюет, свой кустик потерял.
-Заиньке кустик отыщем, если все буквы узнаем, напишем правильно, к
звукам буквы подберем.
*каждый ребенок узнает на ощупь буквы в волшебном мешочке;
*разбившись парами, выбирают на карточках правильно написанные буквы,
прописывают их сверху маркером;
*сигналят
буквами
из
индивидуальных
конвертиков
на
гласные
звуки,
спрятавшиеся в словах: мох, стук, сталь, штык, клуб, сок, дым, шаль, мир.
Заинька находит кустик.
2.3.Физминутка.
Николай Шуть, музыкальная физминутка «Мы идем».
2.4.Игра с использованием интерактивной доски «Бегемотики и шары».
-В темноте бегемотики растеряли свои шарики, чтобы их вернуть, нужно
слова разделить на слоги.
-Как мы это делаем?
-Первому бегемотику отдадим шарики со словом-картинкой, состоящим из
одного
слога,
второму
–
из
двух
слогов,
третьему
–
из
трех
слогов.
Индивидуально
дети
выходят,
делят
на
слоги
слово-картинку
на
всплывающем шарике и передают шарик одному из бегемотиков.
2.5.Д/игра «Найди маму»
-В темноте детеныши потерялись, ищут своих мам. Найдите парочки.
Фишки с дикими животными: мамами и детенышами.
На обратной стороне фишек с детенышем – картинки:
жуки, ножницы,
лимоны, пальто, штаны, ананас, дом, книги.
На обратной стороне фишек с взрослым животным – графические схемы слов
(деление на слоги с выделением слогообразующих гласных). Дети собирают
парочки: картинка – схема слова, таким образом, находят детенышам мам.
2.6.Физминутка для глаз.
Медленные, плавные движения глазами:
далеко - близко,
вверх – вниз,
влево – вправо с синхронными движениями рук, языка.
2.7.Проводит воспитатель.
-И вот нас ждет встреча с зубастым крокодилом. Чтобы победить крокодила,
выпустить солнышко на волю, нужно сделать лото.
Дети разбиваются на две команды.
Ребенок выбирает картинку. К этой картинке на карточке – заготовке делает
графическую схему. Делит на слоги, приклеивает заранее приготовленные
гласные.
Все выбранные командой картинки
(6 штук) приклеиваются на
общую основу.
-Как вы думаете, кто может играть в это лото?
-Когда?
-Мы можем освободить солнышко? Почему?
Дети освобождают солнышко.
3.Итог. Рефлексия.
-Какие звуки и буквы нам помогли освободить солнышко?
-Какую работу выполняют?
-Какое у вас настроение?
-Почему?
-Какие задания вам понравилось выполнять?
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ КВАДРАТ
ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК
с буквами для ощупывания
Д/И: «НАЙДИ МАЛЫШУ МАМУ»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ НАБОРЫ ГЛАСНЫХ
Д/И: ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНУЮ БУКВУ