Автор: Захарова Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №8 "Огонек"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Мастер класс для родителей
Тема: Игры для обогащения словаря у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Кинолента (автор — М.Сигимова)
Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: группа (6-7 человек).
Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова»
Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его
и добавить одно свое
слово, третий повторить первые два слова и сказать свое, четвертый —
повторить первые три слова и сказать четвертое и т.
д. Когда все дети проговорят желаемое,
они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.
Комментарий: вместо показа кино игра может закончиться сочинение
м сказки илирассказа с использованием предложенных слов. Если же в
зрослый ставит задачумышечного раскрепощения детей, развития спос
обности передавать свои чувстваи переживания невербально (мимикой
и пантомимой), тогда лучше использоватьпервый вариант окончания и
гры.
Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые (автор —
О. Хухлаев. О.Хухлаева)
Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: любое.
Описание игры: дети представляют, что их пальчики
— добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.
Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики,
например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых
зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться,
поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается,
можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме
развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности
общения детей.
Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она
помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы
налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.
Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай (авторы —
О. Хухлаев, О.Хухлаева)
Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового
внимания.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: 2 или более человек.
Описание игры: взрослый называет предложения,
а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в
ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение
неверно.
«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».
«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».
«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».
Интервью (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)
Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения
вступать в диалог.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: 3 и более человек.
Необходимые приспособления: стул.
Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что
они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают
на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ре-
бенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он
работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.
Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе
вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя,
предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно,
но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».
Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что
пришли в группу, а также вовлечь в общение
стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы,
правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет
имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка,
которому будет кидать мяч.
На мостике
Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: 2 команды.
Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через
пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска
шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон
навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он
перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий
считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним
выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик
перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них
активно «болеют».
Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе
движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине
мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.
Обзывалки (автор — Н. Кряжева)
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных
эмоций.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: не менее двух человек.
Необходимые приспособления: мячик.
Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обз
ывать другдруга необидными словами, например названиями овощей и
ли фруктов,
при этомобязательно называть имя того, кому передается мячик:
«А ты, Лешка —картошка», «А ты, Иришка — редиска»,
«А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей,
что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь этоигра. Завершать игру о
бязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка»,
«А ты, Антошка — солнышко» и т. д.
Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.
Комментарий: перед началом игры можно провести с
детьми беседу об обидныхсловах, о том, после чего
люди обычно обижаются и начинают обзываться.
Охота на тигров (авторы — Е. Карпова. Е. Лютова)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: не менее 4 человек.
Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).
Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене
и громкосчитает до 10. Пока водя-
щий считает, дети передают друг другу игрушку. Когдаведущий заканч
ивает считать, ребенок,
у которого оказалась игрушка, закрываеттигра ладошками и вы-
тягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же.Водящий д
олжен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого
была игрушка.
Комментарий: трудности могут возникнуть во время игры у аутичных
детей, потому им можно разрешить сначала присмотреться к тому,
как играют другиедети.
Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не
проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников.
Но в игровой форме этому можно научить (игры, подобные «Море
волнуется ...», « Царевна-Несмеяна »).
Сиамские близнецы (автор — К. Фопель)
Цель: развитие коммуникативных навыков, уме-
ния согласовывать свои действия,развитие графических навыков.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: кратное двум.
Необходимые
приспособления:
перевязочный
бинт,
большой
лист
бумаги, восковые мелки.
Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близ
ко друг кдругу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую
— другого от локтя докисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки долж
ны быть разного цвета. До началарисования дети могут договориться м
ежду с о б о й ,
ч т о
о н и будут рисовать. Времяна рисование —
5 -
6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можнозавязать г
лаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего
».
Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно
снять, чтобыигроки могли получить опыт взаимодействия в паре без п
осторонних помех.
Впроцессе игры взрослый может сопровождать действия участниковко
мментариями по поводу необходимости договора в паре для достижен
иялучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их
ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно,
что им мешало, а что помогало.
Давай поговорим (автор — Е. Лютова)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: любой.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый нач
инает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ...
(волшебником, волком, маленьким).
Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение изавя
зывается беседа. В конце можно спросить,
кем бы хотел стать ребенок, но
нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если о
н не хочет по каким-либо причинам признаться.
Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как
в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию
необходимости вступления в контакт.
На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или
вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.
Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне
с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.
Клубочек
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: от 4 лет.
Количество играющих: группа детей.
Необходимые приспособления: клубок ниток.
Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в цент
ре и,намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при
этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишь-
ся). Ребенок ловит клубочек,наматывает нитку на палец, отвечает на во
прос и задает вопрос, передаваяклубок следующему игроку. Если ребе
нок затрудняется с ответом, он возвращаетклубок ведущему.
Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а
взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении.
Она будет полезна малообщительным детям,
также ее можно использовать в группах малознакомых участников.
Ведущим может быть выбран и ребенок.
Когда все участники соединились ниточкой,
взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди
чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда
веселее, когда есть друзья.
Зеркала
Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в
центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать
любые движения, играющие должны
повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает.
Победивший ребенок становится ведущим.
Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало»
ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что
и он.
Поварята (автор — Н. Кряжева)
Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к
группе.
Возраст: старше 4 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или
«миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп,
компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой,
мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, он
выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг,
следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся
снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к
приготовлению нового «блюда».
Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо
действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д.
Можно имитировать закипание, перемешивание.
Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий
имитационный массаж.
Газета (автор — Н. Кряжева)
Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных
барьеров.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: четверо, или кратное четырем.
Необходимые приспособления: газета.
Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают
четыре ребенка. Затем газету складывают пополам,
все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор,
пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В
процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно
обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.
Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед
телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более
открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а
также для детей, перенесших какие-то травмы.
Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по
команде. Другими словами, на газету они должны стать после
определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться
по комнате. После того как дети станут на
газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям
возможность почувствовать поддержку соседа.
Живая картина (авторы — Ю. Шевченко, М. Шевченко)
Цель: развитие выразительности движений, произвольности,
коммуникативных навыков.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: любое.
Описание игры: дети создают сюжетную сценку и замирают.
Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает
название «картины».
Комментарий: несмотря на то, что основная цель игры — создание
«живой картины», акцент в ней делается на развитие умения
договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно
полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным,
агрессивным, застенчивым, замкнутым). Взрослому лучше занимать
позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае
ссоры детей.
Ладонь в ладонь (авторы — Н. Клюева. Ю. Касаткина)
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта
взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Возраст: любой.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к
левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные
таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различ-
ные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек),
реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и
т. д.
Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста
Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок.
Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками,
бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ла-
дони разжимать нельзя.
Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе
общения.
Сотворение чуда
Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпа-тийных
способностей.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: любое четное.
Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши,
веточки или любой другой предмет.
Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках
«волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его:
«Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает:
«Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на
скакалке)» или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже
(оговаривается время и место).
Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических
особенностей детей-дошкольников. Им несвойственно сильно
переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатии и
децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему —
одна из основных задач в воспитании дошкольников.
Войди в круг — выйди из круга (автор — К. Фопель)
Цель: развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве,
совершенствование навыков межличностной коммуникации.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: не больше 10 человек.
Описание игры: дети выбирают водящего и становятся в круг, очень
тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и
обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он все-
ми силами пытается пробраться в круг — уговаривает, толкается,
старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр
круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.
Комментарий: взрослый следит, чтобы дети не проявляли агрессию,
помогает водящему, если ему приходится совсем туго. В такой игре
ребенок получает бесценный опыт общения с разными людьми, когда
нужно в одной ситуации проявить уступчивость, попытаться уговорить
человека, а в другой, наоборот, проявить твердость и настоять на
своем.
Зоопарк (автор — Н. Кряжева)
Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать
язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: две команды.
Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда
изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку.
Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу»,
«фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда
все животные будут угаданы, команды меняются ролями.
Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они
передавали повадки того или иного животного, а также по своему
желанию наделяли его какими-либо чертами характера.
Старенькая бабушка (автор — Н. Кряжева)
Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии,
развитие моторной ловкости.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: 8-10 человек.
Необходимые приспособления: платки для завязывания глаз.
Описание игры: дети разбиваются на две команды — бабушки
(дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они
очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо
непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным
движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки)
постаравшись, чтобы их не сбила машина.
Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами»,
бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести
«старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-
то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.
Комментарий: перед началом игры можно побеседовать с детьми о
необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и
дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы.
В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между
играющими. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам,
«машины» должны соблюдать правила.
Найди отличие (авторы —Е. Лютова, Г. Монина)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: взрослый и ребенок (группа детей).
Необходимые приспособления: лист бумаги, карандаши).
Описание игры: ребенок рисует все, что ему захочется, затем
передает листок взрослому. Взрослый добавляет одну или несколько
деталей и возвращает рисунок ребенку, который должен найти
изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения — они
меняются ролями.
Комментарий: если в игре принимают участие несколько детей, их
можно расположить по кругу и предложить меняться рисунками,
пустив их по кругу, пока листок не вернется к хозяину.
В зависимости от особенностей детей игра может проходить как в
быстром, так ив медленном темпе.
После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу.
Взрослый предлагает поговорить о них. Важно спросить ребенка,
нравится ли ему рисунок, что именно нравится (или не нравится), что
бы он хотел убрать (добавить) и т. д.
Дотронься...
Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных
зажимов.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: 6-8 человек.
Необходимые приспособления: игрушки.
Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки.
Ведущий произносит: «Дотронься до ... (глаза, колес а, правой ноги,
хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.
Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей
коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры
могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом
проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с
нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети
научатся делиться, находить общий язык.
Ау! (авторы — О. Хухлаев. О. Хухлаева)
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: 5-6 человек.
Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он
потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и
«потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу
через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе
знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем
остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при
знакомстве.
Тропинка
Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: четное.
Необходимые приспособления: аудиозапись с русской народной песней
«Кума».
Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых
равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под
музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливают-
ся и выполняют задания, которые дает ведущий:
«Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впереди-стоящему,
приседают и наклоняют головы вниз;
«Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга;
«Кочки!» — все приседают, обхватив руками голову.
Ведущий дает команды в любом порядке, как ему захочется. Команда,
все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко.
Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество
очков.
Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности
действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата,
согласовывая свои действия в соответствии с правилами. Она будет
полезна как конфликтным детям, так и замкнутым.
Небоскреб (автор — К. Фопель)
Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: 5-6 человек.
Необходимые приспособления: складной метр; 2-3 деревянных
кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.
Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо
построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному
за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик,
чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство
начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства,
периодически измеряет высоту постройки.
Комментарий: взрослый в данной игре занимает место стороннего
наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае
возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны
самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую
цель: построить как можно более высокую башню, более или менее
устойчивую.
В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и
командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к
единому решению — это та основа, которая может удерживать башню
от падения, а группу — от развала.
Источник: «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста».
Г.А. Широкова
Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения,
межличностных отношений и эмоциональной сферы.
1. “До свидания – здравствуй” (2-3 года).
Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если
ребёнок затрудняется ответить, взрослый показывает жест: подняв
руку вверх, машет кистью (от себя). Затем со словом “до свидания” он
удаляется от ребёнка, прощально помахивая рукой, а со словом
“здравствуйте” приближается, протягивая к нему руки с повёрнутыми
вверх раскрытыми ладонями. Пусть ребёнок включится в игру,
повторяя движения (и слова) вместе со взрослым.
2. “Ласка” (2-3 года).
Взрослый просит малыша ласково погладить игрушку, выражая свою
любовь к ней, приговаривая нежно: “Хорошая, хорошая”.
Подсказывает “Загляни ей в глазки ласково, поглаживай мягко,
неторопливо, чтоб ей было приятно”. Сам может показать движение,
исполняя его выразительно, с участием.
3. “Проснись” (3-4 года).
Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями
руки и тихо, ласково приговаривает: “Проснись, моё солнышко!” и т.п.
Взрослый. Давай поиграем.
Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А – ты мама (папа) – меня
будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным
голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать.
Ситуация разыгрывается по ролям. При этом “просыпающийся” может
потянуться, протереть глаза, улыбнуться утру и “маме”. При повторе
участники игры меняются ролями.
4. “Прошу – не надо” (3-4 года).
Взрослый предлагает ребёнку сначала попросить жестом то, что ему
нравится, а затем отказаться от того, что не нравится. В случае
затруднения помогает найти нужные движения (с ласковым
произнесением слова “прошу” рука выводится вперёд раскрытой
ладонью вверх, с твёрдым “не надо” – кисть вытянутой руки
становится вертикально вверх, ладонь повёрнута “от себя”).
5. “Давай дружить” (4 года).
Взрослый. Встретились однажды зайчонок и бельчонок, и захотелось
им подружиться. Бельчонок был посмелее и первым предложил
дружить. Зайчонок согласился.
Взрослый предлагает ребёнку быть бельчонком и попытаться найти
жест, выражающий предложение дружить: рука с повёрнутой вверх
раскрытой ладонью протягивается партнёру. Сам взрослый –
“зайчонок” – отвечает на это жестом согласия: кладёт свою руку
поверх руки партнёра, ладонь в ладонь. Друзья гуляют по лесу,
взявшись за руки, а потом прощаются, помахав друг другу руками: “До
свидания”.
Участники игры меняются ролями и повторяют её, стараясь
выразительно исполнять жесты и произносить слова: “Давай дружить”
– “Давай” то с радостной, то с мягко – приветливой интонацией.
6. “Волны” (5-6 лет).
Играющие садятся, образуя круг. Взрослый предлагает представить,
что они купаются в море, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти
волны – нежные и весёлые. Тренировка заканчивается “купанием в
море”: один из игроков становится в центр круга, к нему по одному
подбегают волны и ласково поглаживают пловца. Когда все волны
погладят его, он превращается в волну, а его место занимает
следующий купающийся.
7. “Передай движение” (5-7 лет).
Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Ведущий (взрослый),
“будит” своего соседа и показывает ему какое – либо действие:
причёсывается, моет руки, ловит бабочку. Эти движения игрок
показывает следующему, и так – по кругу, до последнего. Новое
действие загадывает уже кто – либо из детей. Игра продолжается до
тех пор, пока у детей есть желание загадать своё желание.
8. “Радио” (6-7 лет).
Играющие садятся, образуя круг. Воспитатель, сидя к ним спиной,
объявляет, что потерялась девочка. (Подробно описывает чей – то
портрет: цвет волос, глаз, рост, характерные детали одежды). Её просят
подойти к диктору. Задача играющих – определить, о ком идёт речь, и
назвать имя разыскиваемого. Роль диктора может исполнить каждый
желающий.
9. “Я очень хороший, ты очень хороший” (4-7 лет).
Дети встают в круг. Взрослый говорит показывая на себя: “Я
хороший”, затем дотрагиваясь до ребёнка произносит: “Ты очень
хороший”. И далее каждый ребёнок по кругу делает то же самое.
10. “Ласковое имя” (5-7 лет).
Инструкция: “Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем
бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадёт, называет одно
или несколько своих ласковых имён (например, как называют вас
родители).
11. “Мы очень любим” (5-7 лет).
Дети сидят в кругу.
Инструкция: “Давайте выберем водящего, а потом представим, что мы
все – мама, папа, бабушка, дедушка – словом те, кто очень любит
нашего водящего. Он будет кидать нам по очереди мячик, а мы –
придумывать и называть его ласковое имя”.
12. “Волшебники” (6-7 лет).
Дети сидят в кругу.
Инструкция: “Давайте теперь попробуем сами стать волшебниками.
Кто хочет попробовать? Кандидату в волшебники мы завяжем глаза и
предложим догадаться, кто из детей будет подходить к нему, ощупывая
кисти рук этого ребёнка. Посмотрим, кому действительно удастся
стать настоящим волшебником”.
Ведущий подводит к “кандидату в волшебники” по очереди 3-4
ребёнка. Затем выбирают другого “кандидата в волшебники”. После
завершения упражнения можно обсудить, как детям удавалось
правильно догадаться, на какие признаки они ориентировались.
13. “Ловишки” (5-7 лет).
Ведущий выбирает ловишку. Ловишка стоит, повернувшись к стене
лицом. Остальные дети у противоположной стены. Под музыку дети
подбегают к ловишке, хлопают в ладоши и говорят: “Раз – два – три,
Скорее нас лови!” Затем бегут на свои места. Ловишка догоняет ребят.
Игра повторяется. Ловишкой становится тот, кого поймали.
14. “Тяни – толкай” (6-7 лет).
Соревнуются пары ребят в беге на 20-25 метров. Пары, взявшись за
руки, бегут, касаясь спинами друг друга. Прибежав к финишу,
возвращаются на старт. Получается, что в одну сторону играющий
бежит нормально, а в другую сторону – пятиться спиной.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Развитие навыков общения ребенка в играх, тренировках,
текстах. Т.Б.Мазепина, Ростов-на-Дону, 2002.
2.
Формирование умения общения со сверстниками у старших
дошкольников. С.С.Бычкова, М., 2002.
3.
//Дошкольное воспитание № 4, № 5, 2001.
4.
//Дошкольное воспитание № 6, 2002.
5.
//Дошкольное воспитание № 7-8, 2002.
6.
//Дошкольное воспитание № 12, 2002.
7.
//Дошкольная педагогика № 7-8, 2002.
8.
//Психолог, 1999.
9.
//Мой ребенок, апрель, 2003.
10.
Лесенка радости. О.В.Хухлаева, М., 1998.
11.
Развитие эмоционального мира детей. Н.Л.Кряжева, Ярославль,
1996.
12.
Психогимнастика. М.И.Чистякова, М., 1995.
Дидактические игры на развитие у детей навыков общения со
сверстниками и взрослыми
ИГРЫ:
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Дидактическая игра «Мой портрет»
Творческая игра «Угадай, кто это?».
Дидактическая игра " Грязи-нет ! И пыли-нет!"
Дидактическая игра "Мои день"
Игра -драмматизация"Почему так"
Дидактическая игра «Как поступить?»
Игра на развитие общения со сверстниками и взрослыми «У кого
какой дом?»
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
- учить детей ориентироваться на рифму по окончанию слова;
- развивать умение слушать, побуждать к общению.
Воспитатель : Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Умейка (кукла).
Он хотел вам почитать стихи, но, пока шел в детский сад, по дороге
потерял последние слова. Поможем Умейке, подскажем нужные слова,
дети?
( воспитатель читает отрывки из стихотворений )
Голосок твой так хорош - Очень сладко ты... ( поёшь ).
( С. Маршак)
Зайка звонко барабанит, Он серьёзным делом... ( занят ).
(И. Токмакова )
Телефон опять звонит,
От него в ушах... ( звенит ).
(А. Барто )
Скачут побегайчики - Солнечные зайчики. Где же зайчики? - Ушли. Вы
нигде их... ( не нашли ).
(А. Бродский )
Я рубашку сшила Мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман... ( пришить )
И конфетку... ( положить ).
(3. Александрова )
Воспитатель: Молодцы ребята! Умейке понравилось , как вы
подбирали нужные слова. А теперь вы сами почитайте стихи Умейке.
(Дети читают стихи по желанию ).
Дидактическая игра «Мой портрет»
Игра позволяет научить детей различать индивидуальные особенности
своей внешности, лица, роста, возраста.
Дидактический материал .
Картинки с изображением детей разного возраста, роста, внешности;
карандаши, фломастеры.
Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки (с
изображением ребят разногов озраста в различных игровых ситуациях)
и определить, какими они себя считают-большими , маленькими или
не очень маленькими. Могут они сказать и показать на пальчиках,
сколько им лет, или они этого ещё не знают . Дети рассматривают
картинки с изображением детей разного роста и говорят, какими они
считают себя сейчас и какими хотят вырасти. Педагог предлагает
детям нарисовать себя, какими они хотят быть. По рисункам детей,
выставленных на фланелеграфе , дети пытаются узнать, кто на них
изображен. Педагог спрашивает, зависит ли от роста, какой человек,
хороший или плохой. Читает стихотворение:
Если сам ты небольшой,
Но с высокою душой,
Значит, твой реальный рост
Выше самых дальних звёзд.
На следующем занятии педагог предлагает детям рассмотреть у себя и
друзей, какие у них глаза, брови, нос , рот , уши, прическа, а затем
нарисовать свой автопортрет .
Творческая игра «Угадай, кто это?».
Цель .
Игра развивает у детей умение мысленно воспроизводить образ себе
подобного через собственное видение человека.
Ход игры . Педагог выбирает одного из детей рассказчиком.
Остальные дети сидят на стульчиках в кружок. Рассказчик должен всем
рассказать о ком-нибудь из детей: какой он (она), что умеет делать,
какого цвета волосы, глаза, какое лицо, во что одет, какой у него
характер и т. д. Выслушав рассказ, дети угадывают, о ком шла речь.
Тот, кто первый угадает, подходит к узнанному по описанию ребёнку,
выводит его на середину круга к рассказчику, и они втроём, взявшись
за руки, шагают под пение всех детей:
Станьте, дети, станьте в круг,
Станьте в круг, станьте в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Добрый, добрый друг.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля.
На слова "Ля-ля-ля, ля-ля-ля" все дети хлопают в ладоши, а находящи-
еся в круге трое кружатся. Затем ведущим становится угадавший.
Дидактическая игра "Мои день"
Цель развитие у детей умения видеть и понимать себя,
свой внешний и внутренний мир.
Дидактический материал . Картинки с изображением поведения
детей в быту, их игр и забав; карандаши, фломастеры, фланелеграф.
Ход игры . Педагог предлагает детям послушать стихотворение "Мой
день":
Утром я проснулся сам,
Утром я оделся сам,
А потом умылся сам,
Съел свой завтрак тоже сам.
Днём я прогулялся сам
Дома поиграл я сам,
Спать улёгся в тишине...
Увидал звезду в окне.
Не скандалил и не хныкал.
Вот и всё.
Спасибо мне!
Педагог. Дети, расскажите, как вы ведёте себя дома и что умеете делать
самостоятельно. Узнал ли кто-нибудь себя в этом стихотворении?
Объясните, плохо или хорошо вёл себя мальчик в стихотворении и как
бы вы вели себя, понравится ли ваше поведение папе и маме, если вы
будете такими, как этот мальчик.
Затем педагог предлагает детям нарисовать, как они ведут себя дома.
Игра - драматизация"Почему так"
Цель .
развитие в детях сознания собственной адекватности окружающим
людям.
Ход игры. Педагог показывает детям композицию: сидит кукла Катя и
смотрит на себя в зеркало. Рассуждает: "У меня два глаза, два уха, две
руки, две ноги, а язык один и нос тоже один".
Давайте, дети, и мы посмотрим на себя в зеркало. А у вас тоже так?
Дети рассматривают себя в большом зеркале, смотрят друг на друга.
Педагог рассказывает, что случилось с Катей: "Почему это у меня всего
по двое, а язык один и нос тоже один?"- спрашивает Катя свою
бабушку. А бабушка отвечает ей: "А потому, милая внучка, чтоб ты
больше видела, больше слушала, больше делала, больше ходила,
меньше болтала и нос свой куда не надо не совала". Дети, а вы как
думаете? Правильно бабушка ответила Кате?
Дидактическая игра «Как поступить?»
Цель .
Учить детей быть внимательными, заботливыми по отношению друг к
другу, по - разному выражать добрые чувства.
Игровое задание . Оказать необходимую помощь.
Правили игры . Уметь объяснить свой выбор картинки. По
достоинству оценить помощь сверстника.
Материал . Сюжетные картинки (для каждого ребенка), такие, как :
ребенок рисует дерево и яблоки на нем синим карандашом; все сажают
овощи, цветы. Деревья, а один ребенок стоит без дела; дети собира ют
урожай. Одна девочка набрала так много фруктов, что не может
удержать их в руках; двое едят что - ни будь вкусное, а третий- нет;
дети играют, но у одн ог о ребенка нет игрушек; ребенок плачет;
ребенок пытается перейти улицу на красный свет. Предметные
картинки: зеленый, красный, коричневый карандаши: лопата, ведро,
корзинка, игрушки, фрукты, лакомства. Изображение ребенка в
предупреждающей позе.
Игра : Сюжетные картинки лежат на столах изображением вниз.
Подходящие к ним предметные картинки выложены в центре стола; их
немного больше, чем сюжетных. Начните игру стихами, загадкой,
пословицей по теме игры; например:
Одному не под силу - зови товарищей.
Все силы отдай, а друга в беде выручай.
Поставьте перед детьми задачу - помочь тем, кто в этом нуждается,
подобрав к сюжетным картинкам подходящие предметы. Дети, выбрав
к сюжетным картинкам подходящие предметные. Дети, выбрав
сюжетную картинку, ищут нужную им среди предметных. Ког д а
картинки подобраны, дети, сидящие за одним столом, проверяют дру г
у др уг а правильность выполнения задания, обсуждают, почему они
выбрали именно эту картинку. Затем они меняются местами
(пересаживаются за другие столы). Игра повторяется.
Игра на развитие общения со сверстниками и взрослыми
«У кого какой дом?»
Цель: -
Побуждать вступать в диалог с взрослыми и сверстниками,
высказываться на темы из личного опыта (внеситуативное общение);
учить составлять короткий рассказ на тему, предложенную
воспитателем;
подбирать пары слов с противоположным значением (антонимы),
развивать речевое внимание, фонематический слух.
Ход игры:
(Воспитатель указывает на панно, где выставлены картинки на тему
«Дом»).
Воспитатель: Правда, красивые дома на этих картинках? В каком из
этих домов вам хотелось бы жить? 11очему? (Ответы детей)
Воспитатель: Я вижу, что вам понравились большие, кирпичные дома,
с балконами, с магазинами на первом этаже. В таких домах живут
многие. Кто из вас, ребятки, расскажет, в каком доме он живет?
(Ответы 2-3 детей)
Воспитатель: Молодцы, какие хорошие рассказы у вас получились. Все
вы живете в разных домах, в них вы отдыхаете, принимаете гостей, это
ваш кров, очаг. Но вот, что интересно: свои дома имеют и животные. Я
вам буду читать загадки, а вы - отгадывайте.
Теремок ползет,
На себе дом везет,
Хозяюшка богатая,
Богатая, рогатая.
Это... Правильно, улитка. А как называется ее домик?
Дети: Ракушка, (ребенок ищет картинку с изображением ракушки и
выставляет ее на мольберт).
Воспитатель: Пришли мужики без топоров,
Срубили избу без углов.
Это... Правильно, муравьи. А как называется их домик?
Дети: Муравейник (ребенок ищет картинку с изображением
муравейника, выставляет ее на мольберт)
Воспитатель: Без рук, без топоренка,
Построена избенка
Это... Гнездо. И кто живет в гнездах? Правильно, птицы. Тогда еще
одна загадка:
На шесте - дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его ....
Как вы думаете, как его зовут? Молодцы, скворец. А домик для
скворца называется скворечник. Иди, Коля, выбери картинку, с
изображением скворечника, (ребенок выбирает, ставит Воспитатель
предлагает словесную игру «Кто где живет?)
Воспитатель: Итак, у скворца - (дети хором) скворечник,
У курицы - курятник,
У коровы - коровник,
У собаки - конура,
У птицы - гнездо,
У муравья - муравейник,
У белки - дупла,
У медведя - берлога,
У лисицы - нора.
У пчелы - улей.
Воспитатель: Сейчас вы все будете пчелками. Встаньте парами, кто с
кем хочет. Один из вас будет взрослой пчелой, а другой - маленькой
пчелкой. Взрослая пчела издает такой громкий звук: «33333», а
малыши - пчелки жужжат мягко, потише: «3333333». Полетели,
зажужжали. Прилетели к улью, поменялись ролями.
Воспитатель: А сейчас, наши пчелки хотят поиграть в игру «Скажи
наоборот», кому брошу мяч - тот отвечает и возвращает мяч мне назад,
например:
дом высокий, а избушка.... (низкая)
Лето теплое, а зима... (холодная)
На солнце песок сухой - а после дождя... (мокрый)
Дедушка старый, а ребенок... (молодой)
Возле печки горячо, а в холодильнике... (холодно)
Петушок встает рано, а луна всходит... (поздно)
Когда весело ты смеешься, а когда грустно...(плачешь)
Воспитатель: Молодцы, хорошо играли. А сейчас пчелки хотят
послушать стихотворение Марины Бородицкой «Разговор с пчелой»
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?»
Пчела в ответ: «А ты как мог,
сорвать любимый мой цветок?
Ведь мне он был уж-жасно нуж-жен:
Я берегла его на уж-жин!»
Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? Кто больше всего в нем
понравился? Кто прав, а кто виноват в случившемся?
«Возьмите меня в игру»
(Аралова М.А.)
Цель: формирование навыков общения.
Ребята группы делятся на 2 команды.
Дети 1 команды перебрасываются мячом, сидя в кругу. Один
из
ребят
2
команды
по
очереди
подходит
к
каждому
сидящему и громко просит: «Пожалуйста, примите меня в
игру». Дети 1 команды подвигаются, уступая место этому
ребёнку.
Упражнение
делают
все
дети
по
очереди.
В
следующий раз дети меняются.
«Совет волшебника»
(Аралова М.А.)
Цель: формирование навыков общения.
Воспитатель
начинает
рассказывать
про
мальчика
(девочку) с которым никто не хотел играть. Однажды он
встретил доброго волшебника, и тот ему посоветовал…
Как вы думаете, что посоветовал добрый волшебник
мальчику, чтобы с ним захотели играть другие ребята?
Каждый ребёнок придумывает и говорит, что посоветовал
волшебник. Важно, чтобы высказался каждый ребёнок. Для
того, чтобы ответы не были хоровыми, предложить отвечать
тому, у кого мяч в руках, а остальные слушают.
«Твой друг плачет»
(Аралова М.А.)
Цель: формирование навыков общения.
Один ребёнок лежит или сидит на стульчике и делает
вид, что плачет. Остальные дети по очереди подходят к нему
и говорят утешительные слова. Упражнение делают все дети
по очереди, а педагог помогает подобрать как можно больше
утешительных слов.
«Протяну руку другу»
(Аралова М.А.)
Цель: формирование навыков общения.
Дети стоят в кругу. По сигналу воспитателя один ребёнок
протягивает руку другому, тот третьему и т.д. Когда все дети
взялись за руки, сказать хором: «Давай дружить»
«Я хочу играть один»
(Аралова М.А.)
Цель: формирование навыков общения.
Считалкой выбирается ребёнок, который будет сидеть
на
стульчике,
отвернувшись
от
других
детей.
Ребята
по
очереди подходят и предлагают сыграть в какую – нибудь
игру.
Ребёнок
на
все
уговоры
отвечает:
«Я
хочу
играть
один». Воспитатель помогает детям предложить ему такую
игру или занятие, от которых он не сможет отказаться. Как
только ребёнка уговорят, его место занимает другой.
«Помогаю другу»
(Аралова М.А.)
Цель: формирование навыков общения.
Воспитатель начинает фразу, а дети продолжают по
очереди. Каждый ребёнок должен продолжить начало одной
фразы.
Мой друг случайно разлил компот, и я …
У меня есть конфета, а у друга нет, и я …
Моего друга обидел большой мальчик, и я …
У моего друга есть новая игрушка, и я …
Мой друг хочет играть только со мной, а с другими
нет, и я…
Мой друг дразнит одну девочку и я …
(подбираются проблемные ситуации, которых оказываются
дети
и
прорабатываются
в
этой
игре.
Воспитателю
необходимо
отслеживать
именно
конст руктивные
предложения,
напоминая,
что
игра
называется
«Помогаю
другу»).
Кукольный театр.
(Аралова М.А.)
Цель: формирование навыков позитивного общения.
Воспитатель предлагает детям разыгрывать некоторые
ситуации
от
имени
кукол.
Сам
комментирует
ситуацию,
помогает детям строить конструктивные диалоги.
Примеры ситуаций
Куклы подрались из - за машинки
Одна из кукол обиделась и ни с кем не хочет играть,
остальные её уговаривают
Одна из кукол забрала все игрушки и ни с кем не хочет
делиться, остальные просят игрушку
Одна из кукол задевает всех остальных, царапает,
щиплет, остальные защищаются
Одна из кукол не хочет ходить в детский сад,
остальные перечисляют, что в детском саду хорошего.
Комментарий: каждый участник должен произнести
несколько реплик. Если ребёнок не может придумать
реплику, следует сделать это за него, и попросить повторить.
Стараться предоставить возможность всем детям побывать в
разных ролях.
Ролевые игры.
(Аралова М.А.)
Цель: формирование навыков позитивного общения.
Представь себе, что ты Колобок. Что ты скажешь или
сделаешь, чтобы лиса тебя не съела (учить
договариваться)
Представь, что ты доктор Айболит. Как ты будешь
лечить зверушек (сострадание)
Представь, что ты Емеля. Вот ты поймал щуку.
Покажи, как ты её поймал. Что ты у неё попросишь?
Представь, что ты русский богатырь. Что ты скажешь
врагам, которые напали на твоих друзей? Что ты
скажешь людям, которых защищаешь?