Автор: Дементьева Татьяна Михайловна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №48 "Ручеёк"
Населённый пункт: Алтайский край, город Рубцовск
Наименование материала: Рабочая программа танцевального кружка для детей 5–6 лет
Тема: "Топ – топ каблучок"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ Детский сад №48 «Ручеёк»
Рабочая программа
танцевального кружка «Топ – топ каблучок»»
(адресована детям 5 – 6 лет,
срок реализации 1 год)
Автор:
Дементьева Татьяна Михайловна,
Музыкальный руководитель,
высшая квалификационная категория
Контактная информация:
658222, Алтайский край,
г. Рубцовск, ул. Северная,18
Телефон/факс:8(38557) 6-17-44
Срок реализации: 2018- 2019 уч.г.
Год разработки: 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация
Пояснительная записка
Актуальность
Вид и тип программы
Цели и задачи программы
Описание участников программы
Сроки, этапы, формы реализации программы
Ресурсы реализации программы
Ожидаемые результаты
Система организации внутреннего контроля
Ответственность, права и обязанности участников программы
Учебно-тематический план
Содержание программы
АННОТАЦИЯ
Дополнительная образовательная программа танцевального
кружка
«Топ –топ
каблучок» относится к виду развивающих программ и рассчитана на детей 5-6 лет. Она
направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей .
Программа включает в себя несколько
разделов, но
основными
являются
«Танцевальные упражнения» и «Игротанцы» . Все разделы объединяет игровой метод
проведения
занятий.
Нетрадиционные
виды
упражнений
представлены
:
«Игропластикой», «Пальчиковой гимнастикой», «Игровым самомассажем», Музыкально
– подвижными играми» и « Играми – путешествиями».
Игровой метод придаёт учебно – воспитательному процессу привлекательную
форму,
облегчает
процесс
запоминания
и
освоение
упражнений,
повышает
эмоциональный
фон
занятий, способствует
развитию
мышления, воображения
и
творческих способностей ребёнка. Предполагается,что освоение основных разделов
программы поможет естественному развитию организма ребёнка, что способствует
укреплению здоровья ребёнка, его физическому и умственному развитию.
Цикл занятий рассчитан на 8 месяцев, общее количество занятий с детьми – 72.
Программа может быть реализована в ДОУ,
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана музыкальным руководителем МБДОУ и адресована детям
дошкольного возраста 5-7 лет. В период от пяти до семи лет ребёнок активно растёт и
развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание
особенно важно в этот возрастной период.
Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии
детей , даёт возможность получить общее эстетическое, моральное и физическое
развитие.
В программу входят средства по музыкально- ритмическому воспитанию детей:
Упражнения ритмической гимнастики , игрового стретчинга, танцевальные упражнения,
пальчиковая гимнастика, танцы.
Данные упражнения являются основными, базовыми при овладении двигательной
культурой, так как они способствуют формированию правильной осанки, красивой
походки, развитию ритмичности и музыкальности, координации движений и
формированию навыков выполнении танцевальных композиций с музыкальным
сопровождением.
Образные упражнения , сюжетные композиции, игровые методы, которые отвечают
возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию
действий человека и животных, развивают эмоциональность и творческие способности
детей.
В танцевальный кружок набираются группы детей 5-6 лет в количестве 15 человек.
Проводятся часовые занятия 2 раза в неделю из расчёта 72 часа в год.
Базой для занятий служит музыкальный зал ДОУ № 48 «Ручеёк».
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Программа может быть реализована как в ДОУ.
Общие задачи хореографического воспитания
Хореография - искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического,
музыкально – ритмического,эстетического и, в целом, психического развития детей.
Занятия хореографией призваны :
- развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение
преодолевать трудности, закалять волю;
- укреплять здоровье детей;
-способствовать становлению чувства ритма ,темпа, исполнительских навыков в танце
и художественного вкуса;
-формировать красивые манеры, походку,осанку, выразительность телодвижений и поз;
-избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов;
-учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.
При разработке программы учитывались следующие методические принципы.
-
принцип
доступности
и
индивидуализации,
предусматривает
учёт
возрастных
особенностей и возможностей ребёнка и в связи с этим - посильных для него
заданий. Одним из основных условий доступности является преемственность и
постепенность
усложнения
заданий.
Индивидуализация
подразумевает
учёт
индивидуальных способностей ребёнка.
- принцип систематичности – один из ведущих. Имеется в виду непрерывность и
регулярность занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого
уровня умелости.
- принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на
сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям.
- принцип повторяемости материала, хореографические занятия требуют повторения
вырабатываемых двигательных навыков.
-
принцип
наглядности,
в
обучении
хореографии
понимается
как
широкое
взаимодействие
всех
внешних
и
внутренних
анализаторов, непосредственно
связывающих ребёнка с окружающей средой.
Организация
занятий
обеспечивается
рядом
методических
приёмов,
которые
вызывают у детей желание творчества.
- метод показа
- словесный метод
- музыкальное сопровождение,как методический приём
- импровизационный метод
- метод иллюстративной наглядности
- игровой метод
Вид программы: развивающая.
Тип программы: авторская.
ЦЕЛЬ: Содействие всестороннему развитию личности ребёнка средствами музыкально –
ритмического воспитания.
ЗАДАЧИ: 1.Способствовать оптимизации роста и развития опорно- двигательного аппарата,
формировать правильную осанку.
2.Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания;
формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества
танцевальных движений.
3. Развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность;
Расширять кругозор. Воспитывать умение эмоционального выражения, развивать
лидерство, инициативу, чувство товарищества и трудолюбие.
Психологические особенности детей 5 -6 лет
Физическое развитие
Продолжается
процесс
окостенения
скелета
ребенка.
Дошкольник
более
совершенно
овладевает
различными
видами
движений.
Тело
приобретает
заметную
устойчивость. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшие
расстояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо
выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые наблюдаются у детей
3-5
лет.
В
период
с
5
до
6
лет
ребенок
постепенно
начинает
адекватно
оценивать
результаты
своего
участия
в
играх
соревновательного
характера.
Удовлетворение
полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребенку радость, способствует
эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я
хороший, ловкий» и т.д.). Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и
девочек (у мальчиков - более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные). К 6 годам
совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук
.
Формой осуществления образовательного процесса является группа в количестве
15 человек. Основанием набора
детей в группы является возраст 5-6 лет
желающие
заниматься хореографией..
Сроки и этапы реализации программы:
цикл занятий рассчитан на 8 месяцев;
общее количество занятий с детьми 72 ;
занятия проводятся 2 раза в неделю по подгруппам;
каждое занятие занимает не более 30 минут и состоит из следующих разделов:
В раздел «Танцевальные упражнения» входят специальные упражнения для
согласований и координации движений, обеспечивающих эффективное формирование
умений и навыков, а также строевые, общеразвивающие , дыхательные, на расслабление
мышц и на укрепление осанки, упражнения .
«Игротанцы» направлены на формирование у воспитанников танцевальных
движений, что способствует повышению общей культуры ребёнка. Танцы имеют
большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость воспитанникам.
В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и
такие танцевальные формы, как историко-бытовой, народный, бальный, современный и
ритмический танцы.
Раздел «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и
двигательных способностей дошкольников, позволяющих свободно, красиво и
координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно её
структурным особенностям: характеру, метру, ритму и другим средствам музыкальной
выразительности. В раздел входят упражнения для согласований движений с музыкой,
задания и игры.
«Игровой стретчинг» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной
силы и гибкости обучающихся. Здесь используются упражнения стретчинга,
выполняемые в игровой , сюжетной форме.
Раздел «Пальчиковые гимнастика» служит для развития ручной умелости, мелкой
моторики и координации движений рук. Упражнения не только обогащают внутренний
мир ребёнка. Но и оказывают воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают
фантазию.
В разделе «Музыкально-подвижные игры» используются приёмы имитации,
подражания. Образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – всё то, что
требуется для достижения положительного результата в музыкально-ритмическом
воспитании детей.
Раздел «Игры-путешествия» включает все виды подвижной деятельности,
используя средства разных разделов программы. Данный материал служит основой
для закрепления умений и навыков, помогает сплотить ребят, развивает фантазию.
Раздел «Выступления и концерты» включает в себя исполнение детьми изученных
танцевальных композиций. Что вызывает эстетическое удовольствие. Воспитывает
выдержку, чувство товарищества, ответственность.
1. Танцевальные упражнения:
-построение в шеренгу и колонну;
-повороты переступанием по команде;
-бег по кругу и по ориентирам «змейкой»;
-перестроение из одной шеренги в несколько;
-передвижение обход шагом и бегом;
-ходьба на носках и с высоким подниманием бедра;
-сочетание основных движений прямыми и согнутыми руками;
-стойка на прямых и согнутых ногах в сочетании с другими движениями;
-основные движения головой;
-упражнения с предметами ( платочками, флажками, кубиками, лентами);
-комбинации акробатических упражнений в образно-двигательных действиях.
2. Игротанцы:
-танцевальные позиции ног: первая, вторая, третья;
-танцевальные позиции рук: подготовительная, первая, вторая, третья;
-выставление ноги в сторону, вперёд, на носок;
-повороты направо-налево , переступая на носках:
-полуприседы;
-комбинации хореографических упражнений.
3. Игроритмика:
-хлопки и удары ногой на каждый счёт и через счёт, только на первый счёт;
-выполнение простейших движений руками в различном темпе.
4. Игровой стретчинг:
-специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных и игровых
двигательных действиях и заданиях;
-комплексы упражнений.
5. Пальчиковая гимнастика:
-поочерёдное сгибание и разгибание пальцев:
-работа одним пальцем;
-круговые движения кистью и пальцами, выставление одного, двух и т. д. пальцев;
-«сцепление», соединение большого пальца с другими;
-касание пальцев одной руки с другой – «здороваются»;
-упражнения пальчиками с речетативом.
6. Музыкально – подвижные игры:
-«Найди своё место», «Зайчики и волк», «Карлики и великаны», «Найди предмет», «Птица без
гнезда», «Два Мороза», «Музыкальные стулья»;
-музыкально-подвижные игры по ритмике с использованием строевых и общеразвивающих
упражнений.
7. Игры – путешествия:
-« На лесной опушке»
-«Путешествие по станциям»
-«Поход в зоопарк»
-«Путешествие в морское царство»
-«Зимняя прогулка»
-« Путешествие в Кукляндию»
-«На выручку карусельных лошадок»
-«В мире музыки и танца»
8. Выступления, концерты:
-исполнение изученных танцевальных композиций на детских праздниках;
-выступления в концертах для детей и родителей.
Учебно – тематический план
№
Разделы программы
Количество часов
1.
Танцевальные упражнения
10
2.
Игротанцы
38
3.
Игроритмика
В течение года
4.
Игровой стретчинг
12
5.
Пальчиковая гимнастика
По плану занятий
6.
Музыкально – подвижные игры
По плану занятий
7.
Игры-путешествия
8
8.
Выступления, концерты
6
9.
Всего часов
72
В основу планирования положена парциальная программа «Са-ФИ-Дансе».
Танцевально-игровая гимнастика в детском саду. 2003г. Ж.И. Фирилева, Е. Г. Сайкина.
Форма реализации программы: групповая.
Требования к знаниям, умениям и навыкам
-Дети знают правила безопасности при занятиях хореографией без предметов и с
предметами;
-владеют навыками по различным видам передвижения по залу;
-умеют передавать характер музыкального произведения в движении: грустный, весёлый,
лирический, героический
-владеют основами хореографических упражнений этого года обучения;
-умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений этого года
обучения;
- умеют выполнять двигательные упражнения и задания по креативному развитию этого года
обучения.
Учебно-методическое обеспечение
I. Литература:
1. « Са- Фи Дансе». Танцевальная гимнастика в детском саду». 2003г. Ж.Е. Фирилева, Е.Г.
Сайкина
2. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. 1991г. Е.П.Раевская и др.
3. «Ритмика» 1998г. А.Е. Чибрикова-Луговская
4. «Танцы в детском саду» 2003г. Н.В. Зарецкая, З.Я.Роот
5. « Танцы, игры, упражнения». 2001г. М.А. Михайлова, Н.В, Воронина
6. « Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей». 2000г. Г.А.
Колодницкий
7. «Танцевальная мозаика». Хореография в детском саду. 20006г.С.Л.Слуцкая
II. Атрибуты: ленточки,
Флажки,
Кубики,
Султанчики,
Мячи,
Обручи и др.
III. Набор музыкально- дидактических игр для развития чувства ритма, на различение
динамики, определения формы музыкального произведения.
IV.Фонотека.
Система организации внутреннего контроля за реализацией программы
Вид контроля
Форма
Сроки
Вводный
Диагностика, наблюдение
Сентябрь
Текущий
Наблюдение,
открыто е
занятие для родителей.
Январь
Итоговый
Концерт,
анкетирование
родителей.
Май
Ответственность, основные права и обязанности участников программы
«Права
участников
программы
гарантируются
Конституцией
РФ,
Федеральным
законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом
и другими локальными актами образовательного учреждения.
При реализации программы:
Специалист(ведущий
программы) обязан:
организовать
и
обеспечить
надлежащее
исполнение услуг; обеспечить охрану жизни и здоровья ребёнка во время оказания услуг;
проявлять уважение к личности ребёнка, оберегать его от всех форм физического и
психологического насилия, обеспечить условия укрепления нравственного, физического и
психологического здоровья ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей. Имеет
право: по согласованию с администрацией ДОУ изменять график предоставления услуг в
случае производственной необходимости.
Родитель
(законный
представитель)
имеет
право
требовать
от
специалиста
предоставления
информации
по
вопросам,
касающимся
организации
и
обеспечения
надлежащего исполнения услуг. Обязан: извещать специалиста о причинах отсутствия
ребёнка на занятиях; проявлять уважение к педагогам, администрации и техническому
персоналу; в случае выявления заболевания освободить
ребёнка от занятий и принять
меры по его выздоровлению.
Обучающийся
имеет
право
добровольно
участвовать
в
программе;пользоваться
имуществом, необходимым для обеспечения образовательного процесса во время занятий,
предусмотренных
расписанием.
Обязан:
соблюдать
правила
поведения,
бережно
относиться к имуществу.