Автор: Загорулько Нина Ивановна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ СОШ №9
Населённый пункт: п. Новокавказский Александровский район Ставропольский край
Наименование материала: обмен опытом
Тема: формирование учебной мотивации на уроках биологии
Раздел: среднее образование
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Методы, формы, приёмы формирования учебной мотивации
школьников с целью развития основных ключевых компетенций в условиях
введения ФГОС на уроках биологии .
Выступление
на МО учителей
естественно – общественного цикла
Н.И. Загорулько
Ноябрь
2016г.
Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно
привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за
парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней
мотивации
освоения
знаний
не
произойдёт,
это
будет
лишь
видимость
учебной
деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний?
Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем
современной
школы.
Её
актуальность
обусловлена
самой
учебной
деятельностью,
обновлением
содержания
обучения,
формированием
у
школьников
приёмов
самостоятельного приобретения знаний, развития активности.
Доказано, что
мотивация
школьников–
один
из
критериев
эффективности
педагогического процесса.
Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играют:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.
Содержание
обучения
выступает
для
учащихся
в
первую
очередь
в
виде
той
информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Однако сама
по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения и
не оказывает на него какого-либо воздействия, а, следовательно, и не вызывает какой-
либо деятельности. Только та информация, которая как-то созвучна его потребностям,
подвергается эмоциональной и умственной переработке. В результате ребенок получает
импульс к последующей деятельности. Содержание каждого урока, каждой темы должно
быть глубоко мотивировано, однако не с помощью создания сиюминутных интересов
(например, с помощью внешней занимательности, которая лишь изредка может служить
предпосылкой к возбуждению и воспитанию глубоких познавательных интересов) или
ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует
упускать), а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на
решение проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего
мира, на овладение методами такого познания. Только в этом случае у детей будет
создаваться перспектива на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых
явлений, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной
деятельности.
Хотелось бы остановиться на некоторых приемах и методах создания мотивации
^ Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.
Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые
им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого
материала.
Необходимо
только
чтобы
ситуация
была
действительно
жизненной
и
интересной, а не надуманной.
Одним из методов повышения мотивации к изучению биологии является привлечение
внимания учащихся к изучаемой теме материалом, содержащим необычные сведения,
способные пробудить интерес.
Так при изучении класса Пиявки рассказываю историю о мальчике Кариме, который
чуть не умер. Он с отцом как-то шел с караваном. Солнце палило так, словно решило все
сжечь. Караван остановился у небольшого водоема: и люди, и животные поспешили
утолить жажду.
« Пейте только из посуды и не забудьте бросить в нее дезинфицирующую таблетку», -
сказал старший, но Карим только рукой махнул: «Я глоточек, чтоб рот освежить», - и
нагнулся к воде. После отдыха караван приготовился продолжать путь, но произошла
вынужденная задержка. С Каримом стряслось что-то неладное: из горла пошла кровь.
Решили отвезти его на ближайший медпункт. Там с большим трудом извлекли из его
глотки ------- ?»
При изучении темы «Внешнее и внутреннее строение стебля» учащимся предлагается
небольшое сообщение, подготовленное учеником
« Оладьи через 15 лет».
Жители Новой Гвинеи дороже всех ценят невысокую пальму Метроксилон. Пятнадцать
лет растет пальма и не цветет. А потом выбрасывает огромную метелку цветов.
Но жители не ждут, пока созреют плоды. «Хлеб» у пальмы внутри ствола. Цветение –
сигнал: хлеб созрел. Пальму срубают, раскалывают ствол пополам, добывают оттуда
крахмалистую сердцевину и пекут вкуснейшие оладьи.
Островитяне едят оладьи почти каждый день – ведь одна пальма дает почти тонну
оладий!
А европейцы из сердцевины пальмы делают крупу саго, за что и пальму называют
саговой.
Далее учитель рассказывает о деревьях великанах: секвойях, эвкалиптах и ставится
вопрос: что обеспечивает рост стебля, за счет чего стебли деревьев достигают таких
величин?
Таким образом создается проблемный вопрос, ответ на который находится на
протяжении урока.
^ Прием второй: создание проблемной ситуации
Для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в
том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик
осваивает
те
знания,
умения
и
навыки,
которые
ему
необходимо
усвоить
согласно
программе. Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при
опросе)
задавать
не
те
вопросы,
которые
требуют
при
ответе
лишь
некоторого
напряжения памяти (например, «в каком году...», «кто изобрел...»), а вопросы, которые
потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и
более глубокого понимания материала и интереса к нему. Создание проблемной ситуации
гарантирует интерес к изучаемому.
Широко
использую
проблемные
вопросы.
Изучая
тему
«Корень»-
спрашиваю:
«Почему склон, при въезде в с. Александровское засадили деревьями?.
Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно
применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите
пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…?
Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом …
влияет на …? Какой … является лучшим и почему?
Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит
понимание истинного назначения учения - научиться думать, применять знания на
практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.
При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий
учеников: «Не тем местом думаем (думаете), не тем!» Критика ставит под сомнение
компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении.
Такого рода комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления.
Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о
собственных ошибках в школьном возрасте - дети увидят, что они с учителем не по
разные стороны баррикад, у них есть много общего. Важно поощрять детей, задающих
вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом
мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать,
больше узнавать.
^ Третий прием: ролевой подход и деловая игра.
В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и
организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки как со
стороны учителя, так и со стороны самих учащихся, что в свою очередь гарантирует
успех такого урока у учащихся. Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже
взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.
^ Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику.
Задачи такого характера воспринимаются учениками гораздо лучше, чем стандартные,
и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки,
смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома.
^ Пятый прием: игры и конкурсы.
Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для
разрешения
этой
проблемы
можно
предложить
игровые
и
конкурсные
ситуации
р а з л и ч н о г о
х а р а к т е р а .
П р и м е р
и г р
н а
у р о к а х
б и о л о г и и .
1. Найдите «лишнее» слово и объясни, почему оно является «лишним»
2.Игра “Цветик-семицветик ”(на доске из цветной бумаги наклеен цветок, учащиеся
срывают лепестки, на которых с другой стороны написаны названия отрядов
Млекопитающих животных). Каждая группа характеризует выдранный ими отряд по
плану.
а) представители;
б) среда и место обитания;
в) характерные признаки, приспособленность к среде;
г) значение в природе и жизни человека;
д) интересные факты из жизни представителей данного отряда
(На выполнение это задания ученикам отводится 10 минут).
По истечению времени каждая группа характеризует выбранный ими отряд.
Рассмотрев характеристику и представителей каждого из отрядов учитель предлагает
учащимся поиграть:
Игра № 3 «Кто это такой?»
4. «Семь бед - один ответ»
Учитель предлагает слово, а учащиеся – 7 объяснений (пояснений) этого термина (можно
называть только отдельные слова)
Игра является средством интеллектуального развития, так как в процессе игры
активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить
игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение
учителя.
Как повысить, развить интерес учащихся к изучению биологии ? Этот вопрос волнует
многих учителей, в том числе и меня. Я четко понимаю, что знания, умения, навыки
учащихся по биологии должны отвечать требованиям современного общества. Для меня
важно, чтобы информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, потому что
тогда у школьников возникнет желание изучать биологию и вне урока, узнавая все
больше и больше. Я считаю, что разнообразный и интересный урок помогает обогатить
знания детей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствует развитию
индивидуальных качеств, раскрытию талантов, и даже повлиять на выбор профессии в
будущем. Проведение различных игровых моментов на уроке (практические работы,
уроки-игры, экскурсии, конференции, дискуссии, семинары, лекции, зачеты, КВН)
способствуют формированию творческой, самостоятельной личности учащихся.
Совместная работа сближает учащихся и учителя, способствует формированию
настоящего коллектива единомышленников. Кроме того учащиеся приобретают широкие
возможности для формирования практических навыков работы с различными
источниками знаний: книгой, Интернетом, которые помогут им в дальнейшем, учась в
ВУЗах или в других учебных заведениях.
^ Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.
Для контроля учебных достижений широко используются привычные для детей
такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и
т.д., Но, проверить знания учеников можно, предложив им работу как по отгадыванию
кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых.
Отдельно хочется остановиться на некоторых методах обучения, способствующих
мотивации. Метод сравнения, весьма эффективный инструмент не только познания, но и
мотивации. Ученики на деле убеждаются, как один материал увязывается с другим.
Ребята понимают, как важно учиться не от случая к случаю, а систематически.
Отдельно
хочется
поговорить
о
нетрадиционных
уроках:
игровых
и
интегрированных, которые бесспорно относятся к эмоциональным методам мотивации.
Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий, показывающие
роль математики во всех областях науки. Интегрированный урок – это находка для
учителя осуществить межпредметную связь.
Важную роль в формировании мотивации играет сам учитель, его личность.
«Ребяточки, все в круг, все в круг! Так... движемся, кружимся... активнее, веселее!» –
командует
грузно
сидящая
в
кресле
учительница,
которая
точно
знает,
что
детям
необходима энергетическая разрядка в процессе обучения. А детки почему-то очень
нехотя и с едкими шуточками выполняют «дурацкие упражнения».
Именно так они их воспринимают и именно так они будут отзываться о любых
новшествах, идущих от этой пассивной и ленивой учительницы. И именно эта самая лень
будет у них развиваться быстрее, чем интерес к новым формам работы.
Педагог должен ожидать от каждого ученика высоких результатов, возлагать на них
надежды и верить в их способности. Он должен любить учеников, уважать их, верить в
их изначальную доброту, творческую активность и любознательность
Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса
учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть
атмосфера сотрудничества, доверия, взаимного уважения. Интерес и радость должны
быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.
Важна для мотивации учебы ориентация учителя при обучении на индивидуальные
достижения учеников. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая
их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его
прошлых
успехах
и
неудачах
индивидуальными
стандартами.
Итогом
подобной
стратегии
обучения
является
возрастание
привлекательности
успеха,
уверенности
в
своих силах и как результат – оптимальная мотивация и успешная учеба.
Большое значение в становлении мотивации учебной деятельности имеет оценка.
Учителя
с
момента
появления
ребенка
в
школе
нередко
пользуются
отметкой
как
мотивирующим
средством,
как
средством
побуждения
ученика
к
активной
работе.
Отметка в этом случае заслоняет подлинную ценность его деятельности. Деятельность
учащихся, не подкрепленная в должной мере познавательной потребностью и интересом,
направленная на внешние ее атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной.
Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестает играть мотивирующую
роль, а тогда и сама учебная работа теряет для них всякую ценность.
Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным
субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому
способствуют исследовательская деятельность детей при выполнении лабораторных
работ.
Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение
ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать.