Напоминание

"Преодоление трудностей взаимодействия и развитие целенаправленного поведения с детьми, имеющими нарушения в общении"


Автор: Кириллова Ольга Алексеевна
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: ГОУ ТО "ТОЦО"
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: Коррекционная педагогика
Тема: "Преодоление трудностей взаимодействия и развитие целенаправленного поведения с детьми, имеющими нарушения в общении"
Раздел: среднее образование





Назад




ДОКЛАД

на МО учителей индивидуального обучения

Кирилловой О.А.

Преодоление трудностей взаимодействия

и развитие целенаправленного поведения

с детьми, имеющими нарушения в общении

Решая этот вопрос необходимо знать причины возникновения нарушений в общении у

детей.

1.Общение ребенка может быть затруднено, если у него имеется умственная отсталость

( трудность в понимании ситуации).

2.Нарушения

общения

могут

быть

вызваны

невротическими

расстройствами(

боязнь

общения из-за страха повторных психических травм).

3.

Нарушения

общения

могут

наблюдаться

при

поражении

нервной

системы

(недостаточность речи или слуха).

4. У детей с тяжелыми формами психической депривации (условия воспитания).

Во всех этих случаях нарушения имеют вторичный характер и уменьшаются или исчезают

при коррекции основного расстройства.

Но

встречается

и

такое

отклонение

психического

развития

,

при

котором

нарушение

общения

преобладает во всем поведении и развитии. Коррекция в этом случае носит

сложный характер. Это особое нарушение психического развития- ранний аутизм.

Таким детям характерно:

стремление уйти от общения даже с близкими людьми;

отсутствие интереса к окружающему миру;

пассивность, пугливость;

нарастающая с возрастом задержка речевого и интелектуального развития;

трудности приспособления в быту и усвоения социальных навыков.

Вместе с тем дети с РДА в отдельные моменты проявляют сообразительность, понимание

ситуации, чувствительность к музыке, стихам, природе. Такие дети действительно многое

могут

понять,

но

работать

не

хотят.

Почему

они

не

хотят

пользоваться

своими

способностями,

не

хотят

принимать

помощь?

Как

использовать

потенциальные

возможности аутичного ребенка, установить взаимодействие и научить принимать помощь

взрослых? Как воспитывать и обучать такого ребенка?

1. Прежде всего — эмоциональный контакт.

- исключить громкий голос, резкие движения;

- спокойно, но увлеченно заниматься чем-то;

- начать делать то, что делает ребенок;

- не напугать неожиданным новым впечатлением;

- внешне не проявлять активность;

- улыбаться ( меньше речевого общения);

- прошептать добрые слова;

- не торопить, дозируя игровые взаимодействия;

- подчеркивать успехи, не замечая неудач;

- не оказывать давления, расширяя формы общения.

Все это пробуждает радость эмоционального общения, позволяет завоевать доверие ребенка.

2. Смягчение эффектных расстройств.

1.Как поднять психическую активность?

Подключаясь к тому, чем занят ребенок и не предлагая ничего нового, превратить его занятие из

стереотипного в эмоциональное игровое.( Раскачивание- как деревья на ветру).

Необходимо

переключать

ребенка

на

любимое

и

успокаивающее

его

занятие

(

пить

чай,

прогуляться) и проговаривать все, что происходит. Все должно эмоционально осмысляться.

Чем больше ребенок понимает смысл и ход происходящего, тем он спокойнее и увереннее в

себе.

2.Как преодолеть страх?

Аутичный

ребенок

не

просто

безразличен

к

окружающему,он

боится

его.

Здесь

свою

положительную роль играет подбадривание, похвала, игры, «психодрамы» с превращением

страшного в смешное.

3.Необычные пристрастия ( неудержимое стремление к особым стереотипным действиям).

Борьба, наказание , гнев, как правило еще более активизируют ребенка. В таких случаях нельзя

подкреплять

собственной

эмоцией

эти

тенденции,

т. е.

не

говорить

о

нежелательных

поступках,

а

отвлечь

от

них,

преобразовывая

активность

ребенка

в

игровые

моменты

( мыльные пузыри, солнечный зайчик,фонарик, краски, сыпучие материалы и т. п.).

Ребенок должен получать положительные эмоции извне и больше эмоционального внимания.

4. Как быть с агрессией?

Это не однозначное явление. Агрессия как проявление влечения должна быть пресечена без

наказаний и ругани,без внешней реакции на боль (перехватить руку, отвлечь). Агрессия как

средство защиты от окружающего требует терпеливого объяснение смысла происходящего.

Агрессия как форма контакта нуждается в преобразование в игровую ситуацию.

3. Как преодолеть трудности взаимодействия ?

Первые

взаимодействия

должны

быть

очень

просты,

коротки,но

если

они

эмоционально

насыщены,

ребенок

будет

стремиться

к

их

повторению.

Аутичному

ребенку

тяжело

произвольно сосредоточится, понять, чего от него хотят, усвоить способ действия, осуществить

его. Ребенок должен почувствовать, что им довольны, что он что-то может, это облегчит

организацию поведения. Сам ребенок испытает облегчение и радость, когда эффективные

протестные

действия

комментирует

как

осмысленно

игровые.

Взаимодействие

можно

организовать опираясь на стремление ребенка заканчивать начатое действие( новые фразы,

пропущенное слово, дорисовать и т. п.), также стремление к сохранению постоянства (уберем,

поможем, сделаем, наведем порядок). Аутичный ребенок очень быстро устает от совместной

работы, игры. Необходимо давать ему отдых, причем

прекращение взаимодействия он не

должен

оценивать

как

недовольство

взрослого

а

также

необходимо

подождать,пока

он

пресытится посторонним действием.

Развивая

целенаправленное

поведение

следует

подбирать

задания

не

требующие

особых

усилий и упрощать саму схему действий. Вначале взрослый все делает перед ребенком сам

( проговаривая ход работы);затем выполняет работу руками ребенка, которые он держит в

своих;

затем

руки

ребенка

только

поддерживаются;таким

образом

ребенок

приходит

к

самостоятельному выполнению того или иного задания.

Путь социальной адаптации -это обогащение нужных действий запасом стереотипов ребенка,

их изменение, превращение из случайного набора в систему связей с окружающими. Сцепление

отдельных

стереотипных

поведенческих

реакций

в

единую

линию

поведения

приводит

к

улучшению социальной адаптации. Ребенок переходит из одной ситуации в другую как по «

рельсам, которые удается

проложить

и чем больше запас его поведенческих реакций, тем

возможнее переключение.

4. Нарушение формирования речи.

Это результат общего нарушения развития. Работа по развитию речи должна начинаться как

можно в более раннем возрасте.Существуют специальные приемы активации речи:

- взрослый должен четко повторять слова, которые смазанно произносит ребенок;

- соотносить произносимые слова с конкретным предметом;

- четко и эмоционально называть (выговаривать), обозначать предметы , действия, которые

привлекают внимание;

- употреблять восклицания в виде междометий, звукоподражательных слов;

- формировать внутреннюю речь, которая

является

основой чтения и письма, облегчая

восприятие слов выразительными жестами, артикуляцией;

- объяснять смысл происходящего, информировать об окружающих, взаимоотношениях людей

добиваясь понимания смысла речи и реальной ситуации;

- вводить во фразу все более детальное отражение происходящего( «дует ветер», «холодный

дует ветер»........);

- использовать объекты, к которым ребенок более всего привязан;

- экскурсии , рисование с комментарием;

- глобальное чтение, когда слово дается целиком, без застревания на проговаривании, слиянии

слогов, что происходит механически, а смысл прочитанного остается непонятным;

- усвоение грамматических норм на основе практических действий;

- много разговаривать с ребенком, вовлекать в обсуждение планов на день, более длительные

сроки;

- давать возможность ответа на вопрос ( в русле интересов);

- создавать ситуации (игры) предполагающие руководить действиями взрослого, формируя

речевой регуляции своих действий.

Необходима постоянная работа, обеспечивающая развитие у ребенка навыка ориентировки в

окружающем. Он должен знать о назначении вещей и получаемой пользе, понимать важность

бытовых

забот,

связь

событий,

их

причины,последовательность,

осознавать

и

выделять

«живое», сопереживать живому, наблюдать и понимать поступки других людей ( что труднее

всего).

Все это поможет постепенно преодолеть его аутическую изоляцию. Успех в работе тесно связан

с возможностью координации действий родителей, врача, психолога, педагога. Общие усилия

необходимы, не на долю родителей выпадать наиболее трудная роль по подготовке ребенка к

жизни. Но и в случаях, когда ребенок остается в пределах дома, необходимо развивать интерес

к какой-либо

деятельности, которая заменит бесцельное времяпрепровождение и сделает

поведение его более целенаправленным и контактным.



В раздел образования