Автор: Кириллова Ольга Алексеевна
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: ГОУ ТО "ТОЦО"
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: Коррекционная педагогика
Тема: "Преодоление трудностей взаимодействия и развитие целенаправленного поведения с детьми, имеющими нарушения в общении"
Раздел: среднее образование
ДОКЛАД
на МО учителей индивидуального обучения
Кирилловой О.А.
Преодоление трудностей взаимодействия
и развитие целенаправленного поведения
с детьми, имеющими нарушения в общении
Решая этот вопрос необходимо знать причины возникновения нарушений в общении у
детей.
1.Общение ребенка может быть затруднено, если у него имеется умственная отсталость
( трудность в понимании ситуации).
2.Нарушения
общения
могут
быть
вызваны
невротическими
расстройствами(
боязнь
общения из-за страха повторных психических травм).
3.
Нарушения
общения
могут
наблюдаться
при
поражении
нервной
системы
(недостаточность речи или слуха).
4. У детей с тяжелыми формами психической депривации (условия воспитания).
Во всех этих случаях нарушения имеют вторичный характер и уменьшаются или исчезают
при коррекции основного расстройства.
Но
встречается
и
такое
отклонение
психического
развития
,
при
котором
нарушение
общения
преобладает во всем поведении и развитии. Коррекция в этом случае носит
сложный характер. Это особое нарушение психического развития- ранний аутизм.
Таким детям характерно:
–
стремление уйти от общения даже с близкими людьми;
–
отсутствие интереса к окружающему миру;
–
пассивность, пугливость;
–
нарастающая с возрастом задержка речевого и интелектуального развития;
–
трудности приспособления в быту и усвоения социальных навыков.
Вместе с тем дети с РДА в отдельные моменты проявляют сообразительность, понимание
ситуации, чувствительность к музыке, стихам, природе. Такие дети действительно многое
могут
понять,
но
работать
не
хотят.
Почему
они
не
хотят
пользоваться
своими
способностями,
не
хотят
принимать
помощь?
Как
использовать
потенциальные
возможности аутичного ребенка, установить взаимодействие и научить принимать помощь
взрослых? Как воспитывать и обучать такого ребенка?
1. Прежде всего — эмоциональный контакт.
- исключить громкий голос, резкие движения;
- спокойно, но увлеченно заниматься чем-то;
- начать делать то, что делает ребенок;
- не напугать неожиданным новым впечатлением;
- внешне не проявлять активность;
- улыбаться ( меньше речевого общения);
- прошептать добрые слова;
- не торопить, дозируя игровые взаимодействия;
- подчеркивать успехи, не замечая неудач;
- не оказывать давления, расширяя формы общения.
Все это пробуждает радость эмоционального общения, позволяет завоевать доверие ребенка.
2. Смягчение эффектных расстройств.
1.Как поднять психическую активность?
Подключаясь к тому, чем занят ребенок и не предлагая ничего нового, превратить его занятие из
стереотипного в эмоциональное игровое.( Раскачивание- как деревья на ветру).
Необходимо
переключать
ребенка
на
любимое
и
успокаивающее
его
занятие
(
пить
чай,
прогуляться) и проговаривать все, что происходит. Все должно эмоционально осмысляться.
Чем больше ребенок понимает смысл и ход происходящего, тем он спокойнее и увереннее в
себе.
2.Как преодолеть страх?
Аутичный
ребенок
не
просто
безразличен
к
окружающему,он
боится
его.
Здесь
свою
положительную роль играет подбадривание, похвала, игры, «психодрамы» с превращением
страшного в смешное.
3.Необычные пристрастия ( неудержимое стремление к особым стереотипным действиям).
Борьба, наказание , гнев, как правило еще более активизируют ребенка. В таких случаях нельзя
подкреплять
собственной
эмоцией
эти
тенденции,
т. е.
не
говорить
о
нежелательных
поступках,
а
отвлечь
от
них,
преобразовывая
активность
ребенка
в
игровые
моменты
( мыльные пузыри, солнечный зайчик,фонарик, краски, сыпучие материалы и т. п.).
Ребенок должен получать положительные эмоции извне и больше эмоционального внимания.
4. Как быть с агрессией?
Это не однозначное явление. Агрессия как проявление влечения должна быть пресечена без
наказаний и ругани,без внешней реакции на боль (перехватить руку, отвлечь). Агрессия как
средство защиты от окружающего требует терпеливого объяснение смысла происходящего.
Агрессия как форма контакта нуждается в преобразование в игровую ситуацию.
3. Как преодолеть трудности взаимодействия ?
Первые
взаимодействия
должны
быть
очень
просты,
коротки,но
если
они
эмоционально
насыщены,
ребенок
будет
стремиться
к
их
повторению.
Аутичному
ребенку
тяжело
произвольно сосредоточится, понять, чего от него хотят, усвоить способ действия, осуществить
его. Ребенок должен почувствовать, что им довольны, что он что-то может, это облегчит
организацию поведения. Сам ребенок испытает облегчение и радость, когда эффективные
протестные
действия
комментирует
как
осмысленно
игровые.
Взаимодействие
можно
организовать опираясь на стремление ребенка заканчивать начатое действие( новые фразы,
пропущенное слово, дорисовать и т. п.), также стремление к сохранению постоянства (уберем,
поможем, сделаем, наведем порядок). Аутичный ребенок очень быстро устает от совместной
работы, игры. Необходимо давать ему отдых, причем
прекращение взаимодействия он не
должен
оценивать
как
недовольство
взрослого
а
также
необходимо
подождать,пока
он
пресытится посторонним действием.
Развивая
целенаправленное
поведение
следует
подбирать
задания
не
требующие
особых
усилий и упрощать саму схему действий. Вначале взрослый все делает перед ребенком сам
( проговаривая ход работы);затем выполняет работу руками ребенка, которые он держит в
своих;
затем
руки
ребенка
только
поддерживаются;таким
образом
ребенок
приходит
к
самостоятельному выполнению того или иного задания.
Путь социальной адаптации -это обогащение нужных действий запасом стереотипов ребенка,
их изменение, превращение из случайного набора в систему связей с окружающими. Сцепление
отдельных
стереотипных
поведенческих
реакций
в
единую
линию
поведения
приводит
к
улучшению социальной адаптации. Ребенок переходит из одной ситуации в другую как по «
рельсам, которые удается
проложить
и чем больше запас его поведенческих реакций, тем
возможнее переключение.
4. Нарушение формирования речи.
Это результат общего нарушения развития. Работа по развитию речи должна начинаться как
можно в более раннем возрасте.Существуют специальные приемы активации речи:
- взрослый должен четко повторять слова, которые смазанно произносит ребенок;
- соотносить произносимые слова с конкретным предметом;
- четко и эмоционально называть (выговаривать), обозначать предметы , действия, которые
привлекают внимание;
- употреблять восклицания в виде междометий, звукоподражательных слов;
- формировать внутреннюю речь, которая
является
основой чтения и письма, облегчая
восприятие слов выразительными жестами, артикуляцией;
- объяснять смысл происходящего, информировать об окружающих, взаимоотношениях людей
добиваясь понимания смысла речи и реальной ситуации;
- вводить во фразу все более детальное отражение происходящего( «дует ветер», «холодный
дует ветер»........);
- использовать объекты, к которым ребенок более всего привязан;
- экскурсии , рисование с комментарием;
- глобальное чтение, когда слово дается целиком, без застревания на проговаривании, слиянии
слогов, что происходит механически, а смысл прочитанного остается непонятным;
- усвоение грамматических норм на основе практических действий;
- много разговаривать с ребенком, вовлекать в обсуждение планов на день, более длительные
сроки;
- давать возможность ответа на вопрос ( в русле интересов);
- создавать ситуации (игры) предполагающие руководить действиями взрослого, формируя
речевой регуляции своих действий.
Необходима постоянная работа, обеспечивающая развитие у ребенка навыка ориентировки в
окружающем. Он должен знать о назначении вещей и получаемой пользе, понимать важность
бытовых
забот,
связь
событий,
их
причины,последовательность,
осознавать
и
выделять
«живое», сопереживать живому, наблюдать и понимать поступки других людей ( что труднее
всего).
Все это поможет постепенно преодолеть его аутическую изоляцию. Успех в работе тесно связан
с возможностью координации действий родителей, врача, психолога, педагога. Общие усилия
необходимы, не на долю родителей выпадать наиболее трудная роль по подготовке ребенка к
жизни. Но и в случаях, когда ребенок остается в пределах дома, необходимо развивать интерес
к какой-либо
деятельности, которая заменит бесцельное времяпрепровождение и сделает
поведение его более целенаправленным и контактным.