Автор: Горулько Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Здоровье дошкольника, его социально-психологическая адаптация,
нормальный рост и развитие зависят от окружения, в котором ребёнок находится.
Большинство
детей
с
1,5
до
7
лет
посещают
дошкольные
образовательные
учреждения (ДОУ), соответственно, педагоги несут ответственность за физическое
и
эмоциональное
состояние
воспитанников.
Помимо
воспитательных
и
образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт
(ФГОС)
ставит
обязательной
целью
сохранение
и
укрепление
здоровья
детей.
Воспитатель следит за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее
усваивают
знания
и
совершенствуют
все
виды
умений.
К
сожалению,
по
статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту
выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и период
адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми
общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа
жизни
Тезаурус:
Понятие
Определение
«технология»
- это, прежде всего, системный метод создания, применения и
определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с
учетом технических и человеческих ресурсов и их
взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм
образования (ЮНЕСКО).
«педагогическая
технология»
- строго научное прогнозирование (проектирование) и точное
воспроизведение педагогических действий, которые
обеспечивают достижение запланированных результатов (В.А.
Сластенин).
- направление педагогической науки и практики, целью
которого является гарантированное достижение
обучающимися запланированных результатов обучения (В.
Кларин)
«образовательная
технология
педагогики
здоровьесбережения»
- это процесс воспроизведения педагогических действий из
арсенала педагогического и методического инструментариев в
рамках связи «Педагог – ребенок», осуществляемых
посредством системного использования форм, средств и
методов, которые обеспечивают достижение запланированных
результатов с учетом целей и задач педагогики
здоровьесбережения.
«здоровьесберегающа
я технология»
- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие
всех факторов образовательной среды, направленных на
сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития. В концепции дошкольного образования
предусмотрено не только сохранение, но и активное
Понятие
Определение
формирование здорового образа жизни и здоровья
воспитанников.
«здоровье»
- это состояние полного физического, психического и
социального благополучия, а не просто отсутствие болезней
или физических дефектов (ВОЗ).
«здоровье
физическое»
- это совершенство саморегуляции в организме, максимальная
адаптация к окружающей среде.
«физическая
активность»
- естественная потребность здорового, развивающегося
организма в движении (в детские годы выступает как
предпосылка психического развития ребенка).
«здоровье
психическое»
- это высокое сознание, развитое мышление, большая
внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной
деятельности.
«психическая
активность»
- потребность нормально развивающегося ребенка в познании
окружающей жизни: природы, человеческих отношений; в
познании самого себя.
«здоровье
социальное»
- это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я»,
самоопределение личности в оптимальных условиях микро-, и
макросреды (семье, школе, социальной группе).
«социальная
активность»
проявляется в поведении, направленном на поддержание и
выполнение правил, в стремлении помочь выполнять эти
правила своим сверстникам.
«здоровье
нравственное»
- это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-
информативной сферы жизнедеятельности, основу которого
определяет система ценностей, установок и мотивов поведения
индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована
духовность человека, так как оно связано с
общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и
красоты.
Современные здоровьесберегающие технологии
Виды здоровьесбере-
гающих
педагогических
технологий
Время проведения
в режиме дня
Особенности методики
проведения
Ответственны
й
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Стретчинг
Не раньше чем через 30
мин. после приема
пищи, 2 раза в неделю
по 30 мин. со среднего
возраста в
физкультурном или
музыкальном залах либо
в групповой комнате, в
хорошо проветренном
помещении
Рекомендуется детям с
вялой осанкой и
плоскостопием.
Опасаться
непропорциональной
нагрузки на мышцы
Руководитель
физического
воспитания
Ритмопластика
Не раньше чем через 30
мин. после приема
пищи, 2 раза в неделю
по 30 мин. со среднего
возраста
Обратить внимание на
художественную
ценность, величину
физической нагрузки и ее
соразмерность
возрастным показателям
ребенка
Руководитель
физического
воспитания,
музыкальный
руководитель,
педагог ДО
Динамические
паузы
Во время занятий, 2-5
мин., по мере
утомляемости детей
Рекомендуется для всех
детей в качестве
профилактики
утомления. Могут
включать в себя
элементы гимнастики
для глаз, дыхательной
гимнастики и других в
зависимости от вида
занятия
Воспитатели
Подвижные и
спортивные игры
Как часть
физкультурного занятия,
на прогулке, в групповой
комнате - малой со
средней степенью
подвижности.
Ежедневно для всех
возрастных групп
Игры подбираются е
соответствии с возрастом
ребенка, местом и
временем ее проведения.
В ДОУ используем лишь
элементы спортивных
игр
Воспитатели,
руководитель
физического
воспитания
Релаксация
В любом подходящем
помещении. В
зависимости от
состояния детей и целей,
педагог определяет
интенсивность
технологии. Для всех
возрастных групп
Можно использовать
спокойную классическую
музыку (Чайковский,
Рахманинов), звуки
природы
Воспитатели,
руководитель
физического
воспитания,
психолог
Технологии
эстетической
направленности
Реализуются на занятиях
художественно-
эстетического цикла,
при посещении музеев,
театров, выставок и пр.,
оформлении помещений
к праздникам и др. Для
всех возрастных групп
Осуществляется на
занятиях по программе
ДОУ, а также по
специально
запланированному
графику мероприятий.
Особое значение имеет
работа с семьей,
привитие детям
эстетического вкуса
Все педагоги
ДОУ
Гимнастика
пальчиковая
С младшего возраста
индивидуально либо с
подгруппой ежедневно
Рекомендуется всем
детям, особенно с
речевыми проблемами.
Проводится в любой
удобный отрезок
времени (в любое
удобное время)
Воспитатели,
логопед
Гимнастика для
глаз
Ежедневно по 3-5 мин. в
любое свободное время;
в зависимости от
интенсивности
зрительной нагрузки с
младшего возраста
Рекомендуется
использовать наглядный
материал, показ педагога
Все педагоги
Гимнастика
дыхательная
В различных формах
физкультурно-
оздоровительной работы
Обеспечить
проветривание
помещения, педагогу
дать детям инструкции
об обязательной гигиене
полости носа перед
проведением процедуры
Все педагоги
Гимнастика
бодрящая
Ежедневно после
дневного сна, 5-10 мин.
Форма проведения
различна: упражнения на
кроватках, обширное
умывание; ходьба по
ребристым дощечкам;
легкий бег из спальни в
группу с разницей
температуры в
помещениях и другие в
зависимости от условий
ДОУ
Воспитатели
Гимнастика
корригирующая
В различных формах
физкультурно-
оздоровительной работы
Форма проведения
зависит от поставленной
задачи и контингента
детей
Воспитатели,
руководитель
физического
воспитания
Гимнастика
ортопедическая
В различных формах
физкультурно-
оздоровительной работы
Рекомендуется детям с
плоскостопием и в
качестве профилактики
болезней опорного свода
стопы
Воспитатели,
руководитель
физического
воспитания
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное
занятие
2-3 раза в неделю в
спортивном или
музыкальном залах.
Ранний возраст - в
групповой комнате,
10 мин. Младший
возраст- 15-20 мин.,
средний возраст -
20-25 мин.,
старший возраст -
25-30 мин.
Занятия проводятся в
соответствии
программой, по которой
работает ДОУ. Перед
занятием необходимо
хорошо проветрить
помещение
Воспитатели,
руководитель
физического
воспитания
Проблемно-игровые
(игротреннинги и
игротерапия)
В свободное время,
можно во второй
половине дня.
Время строго не
фиксировано, в
зависимости от
задач,
поставленных
педагогом
Занятие может быть
организовано не заметно
для ребенка, посредством
включения педагога в
процесс игровой
деятельности
Воспитатели,
психолог
Коммуникатив-ные
игры
1-2 раза в неделю
по 30 мин. со
старшего возраста
Занятия строятся по
определенной схеме и
состоят из нескольких
частей. В них входят
беседы, этюды и игры
разной степени
подвижности, занятия
рисованием, лепкой и др.
Воспитатели,
психолог
Занятия из серии
«Здоровье»
1 раз в неделю по
30 мин. со ст.
возраста
Могут быть включены в
сетку занятий в качестве
познавательного
развития
Воспитатели,
руководитель
физического
воспитания,
педагог-валеолог
Самомассаж
В зависимости от
поставленных
педагогом целей,
сеансами либо в
различных формах
физкультурно-
оздоровительной
работы
Необходимо объяснить
ребенку серьезность
процедуры и дать детям
элементарные знания о
том, как не нанести вред
своему организму
Воспитатели, ст.
медсестра,
руководитель
физического
воспитания
Точечный самомассаж Проводится в
преддверии
эпидемий, в
осенний и весенний
периоды в любое
удобное для
педагога время со
старшего возраста
Проводится строго по
специальной методике.
Показана детям с
частыми простудными
заболеваниями и
болезнями ЛОР-органов.
Используется наглядный
материал
Воспитатели, ст.
медсестра,
руководитель
физического
воспитания
Биологическая
обратная связь (БОС)
От 10 до 15 сеансов
работы с
компьютером по 5-
10 мин. в
специальном
помещении.
Рекомендуется со
старшего возраста
Необходимы соблюдение
правил работы за
компьютером.
Рекомендуется
специальная методика
для дошкольников
Педагог-валеолог,
специально
обученный
педагог
3. Коррекционные технологии
Арттерапия
Сеансами по 10-12
занятий по 30-35 мин. со
средней группы
Занятия проводят по
подгруппам 10-13
человек, программа
имеет диагностический
инструментарий и
предполагает протоколы
занятий
Воспитатели,
психолог
Технологии
музыкального
воздействия
В различных формах
физкультурно-
оздоровительной
работы; либо отдельные
занятия 2-4 раза в месяц
в зависимости от
поставленных целей
Используются в качестве
вспомогательного
средства как часть
других технологий; для
снятия напряжения,
повышения
эмоционального настроя
и пр.
Все педагоги
Сказкотерапия
2-4 занятия в месяц по
30 мин. со старшего
возраста
Занятия используют для
психологической
терапевтической и
развивающей работы.
Сказку может
рассказывать взрослый,
либо это может быть
групповое
рассказывание, где
рассказчиком является не
один человек, а группа
детей
Воспитатели,
психолог
Технологии
воздействия
цветом
Как специальное занятие
2-4 раза в месяц в
зависимости от
поставленных задач
Необходимо уделять
особое внимание
цветовой гамме
интерьеров ДОУ.
Правильно подобранные
цвета снимают
напряжение и повышают
эмоциональный настрой
ребенка
Воспитатели,
психолог
Технологии
коррекции
поведения
Сеансами по 10-12
занятий по 25-30 мин. со
старшего возраста
Проводятся по
специальным методикам
в малых группах по 6-8
человек. Группы
составляются не по
одному признаку - дети с
разными проблемами
занимаются в одной
группе. Занятия
проводятся в игровой
форме, имеют
диагностический
инструментарий и
протоколы занятий
Воспитатели,
психолог
Психогимнастика 1-2 раза в неделю со
старшего возраста по 25-
30 мин.
Занятия проводятся по
специальным методикам
Воспитатели,
психолог
Фонетическая
ритмика
2 раза в неделю с
младшего возраста не
раньше чем через 30
мин. после приема
пищи. В физкультурном
или музыкальном залах.
Занятия рекомендованы
детям с проблемами
слуха либо в
профилактических целях.
Цель занятий -
фонетическая грамотная
Воспитатели,
руководитель
физического
воспитания,
логопед
Мл. возраст-15 мин.,
старший возраст-30 мин.
речь без движений