Напоминание

"Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ"


Автор: Горулько Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Здоровье дошкольника, его социально-психологическая адаптация,

нормальный рост и развитие зависят от окружения, в котором ребёнок находится.

Большинство

детей

с

1,5

до

7

лет

посещают

дошкольные

образовательные

учреждения (ДОУ), соответственно, педагоги несут ответственность за физическое

и

эмоциональное

состояние

воспитанников.

Помимо

воспитательных

и

образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт

(ФГОС)

ставит

обязательной

целью

сохранение

и

укрепление

здоровья

детей.

Воспитатель следит за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее

усваивают

знания

и

совершенствуют

все

виды

умений.

К

сожалению,

по

статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту

выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и период

адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми

общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа

жизни

Тезаурус:

Понятие

Определение

«технология»

- это, прежде всего, системный метод создания, применения и

определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с

учетом технических и человеческих ресурсов и их

взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм

образования (ЮНЕСКО).

«педагогическая

технология»

- строго научное прогнозирование (проектирование) и точное

воспроизведение педагогических действий, которые

обеспечивают достижение запланированных результатов (В.А.

Сластенин).

- направление педагогической науки и практики, целью

которого является гарантированное достижение

обучающимися запланированных результатов обучения (В.

Кларин)

«образовательная

технология

педагогики

здоровьесбережения»

- это процесс воспроизведения педагогических действий из

арсенала педагогического и методического инструментариев в

рамках связи «Педагог – ребенок», осуществляемых

посредством системного использования форм, средств и

методов, которые обеспечивают достижение запланированных

результатов с учетом целей и задач педагогики

здоровьесбережения.

«здоровьесберегающа

я технология»

- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие

всех факторов образовательной среды, направленных на

сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и

развития. В концепции дошкольного образования

предусмотрено не только сохранение, но и активное

Понятие

Определение

формирование здорового образа жизни и здоровья

воспитанников.

«здоровье»

- это состояние полного физического, психического и

социального благополучия, а не просто отсутствие болезней

или физических дефектов (ВОЗ).

«здоровье

физическое»

- это совершенство саморегуляции в организме, максимальная

адаптация к окружающей среде.

«физическая

активность»

- естественная потребность здорового, развивающегося

организма в движении (в детские годы выступает как

предпосылка психического развития ребенка).

«здоровье

психическое»

- это высокое сознание, развитое мышление, большая

внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной

деятельности.

«психическая

активность»

- потребность нормально развивающегося ребенка в познании

окружающей жизни: природы, человеческих отношений; в

познании самого себя.

«здоровье

социальное»

- это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я»,

самоопределение личности в оптимальных условиях микро-, и

макросреды (семье, школе, социальной группе).

«социальная

активность»

проявляется в поведении, направленном на поддержание и

выполнение правил, в стремлении помочь выполнять эти

правила своим сверстникам.

«здоровье

нравственное»

- это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-

информативной сферы жизнедеятельности, основу которого

определяет система ценностей, установок и мотивов поведения

индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована

духовность человека, так как оно связано с

общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и

красоты.

Современные здоровьесберегающие технологии

Виды здоровьесбере-

гающих

педагогических

технологий

Время проведения

в режиме дня

Особенности методики

проведения

Ответственны

й

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг

Не раньше чем через 30

мин. после приема

пищи, 2 раза в неделю

по 30 мин. со среднего

возраста в

физкультурном или

музыкальном залах либо

в групповой комнате, в

хорошо проветренном

помещении

Рекомендуется детям с

вялой осанкой и

плоскостопием.

Опасаться

непропорциональной

нагрузки на мышцы

Руководитель

физического

воспитания

Ритмопластика

Не раньше чем через 30

мин. после приема

пищи, 2 раза в неделю

по 30 мин. со среднего

возраста

Обратить внимание на

художественную

ценность, величину

физической нагрузки и ее

соразмерность

возрастным показателям

ребенка

Руководитель

физического

воспитания,

музыкальный

руководитель,

педагог ДО

Динамические

паузы

Во время занятий, 2-5

мин., по мере

утомляемости детей

Рекомендуется для всех

детей в качестве

профилактики

утомления. Могут

включать в себя

элементы гимнастики

для глаз, дыхательной

гимнастики и других в

зависимости от вида

занятия

Воспитатели

Подвижные и

спортивные игры

Как часть

физкультурного занятия,

на прогулке, в групповой

комнате - малой со

средней степенью

подвижности.

Ежедневно для всех

возрастных групп

Игры подбираются е

соответствии с возрастом

ребенка, местом и

временем ее проведения.

В ДОУ используем лишь

элементы спортивных

игр

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания

Релаксация

В любом подходящем

помещении. В

зависимости от

состояния детей и целей,

педагог определяет

интенсивность

технологии. Для всех

возрастных групп

Можно использовать

спокойную классическую

музыку (Чайковский,

Рахманинов), звуки

природы

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания,

психолог

Технологии

эстетической

направленности

Реализуются на занятиях

художественно-

эстетического цикла,

при посещении музеев,

театров, выставок и пр.,

оформлении помещений

к праздникам и др. Для

всех возрастных групп

Осуществляется на

занятиях по программе

ДОУ, а также по

специально

запланированному

графику мероприятий.

Особое значение имеет

работа с семьей,

привитие детям

эстетического вкуса

Все педагоги

ДОУ

Гимнастика

пальчиковая

С младшего возраста

индивидуально либо с

подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем

детям, особенно с

речевыми проблемами.

Проводится в любой

удобный отрезок

времени (в любое

удобное время)

Воспитатели,

логопед

Гимнастика для

глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в

любое свободное время;

в зависимости от

интенсивности

зрительной нагрузки с

младшего возраста

Рекомендуется

использовать наглядный

материал, показ педагога

Все педагоги

Гимнастика

дыхательная

В различных формах

физкультурно-

оздоровительной работы

Обеспечить

проветривание

помещения, педагогу

дать детям инструкции

об обязательной гигиене

полости носа перед

проведением процедуры

Все педагоги

Гимнастика

бодрящая

Ежедневно после

дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения

различна: упражнения на

кроватках, обширное

умывание; ходьба по

ребристым дощечкам;

легкий бег из спальни в

группу с разницей

температуры в

помещениях и другие в

зависимости от условий

ДОУ

Воспитатели

Гимнастика

корригирующая

В различных формах

физкультурно-

оздоровительной работы

Форма проведения

зависит от поставленной

задачи и контингента

детей

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания

Гимнастика

ортопедическая

В различных формах

физкультурно-

оздоровительной работы

Рекомендуется детям с

плоскостопием и в

качестве профилактики

болезней опорного свода

стопы

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное

занятие

2-3 раза в неделю в

спортивном или

музыкальном залах.

Ранний возраст - в

групповой комнате,

10 мин. Младший

возраст- 15-20 мин.,

средний возраст -

20-25 мин.,

старший возраст -

25-30 мин.

Занятия проводятся в

соответствии

программой, по которой

работает ДОУ. Перед

занятием необходимо

хорошо проветрить

помещение

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания

Проблемно-игровые

(игротреннинги и

игротерапия)

В свободное время,

можно во второй

половине дня.

Время строго не

фиксировано, в

зависимости от

задач,

поставленных

педагогом

Занятие может быть

организовано не заметно

для ребенка, посредством

включения педагога в

процесс игровой

деятельности

Воспитатели,

психолог

Коммуникатив-ные

игры

1-2 раза в неделю

по 30 мин. со

старшего возраста

Занятия строятся по

определенной схеме и

состоят из нескольких

частей. В них входят

беседы, этюды и игры

разной степени

подвижности, занятия

рисованием, лепкой и др.

Воспитатели,

психолог

Занятия из серии

«Здоровье»

1 раз в неделю по

30 мин. со ст.

возраста

Могут быть включены в

сетку занятий в качестве

познавательного

развития

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания,

педагог-валеолог

Самомассаж

В зависимости от

поставленных

педагогом целей,

сеансами либо в

различных формах

физкультурно-

оздоровительной

работы

Необходимо объяснить

ребенку серьезность

процедуры и дать детям

элементарные знания о

том, как не нанести вред

своему организму

Воспитатели, ст.

медсестра,

руководитель

физического

воспитания

Точечный самомассаж Проводится в

преддверии

эпидемий, в

осенний и весенний

периоды в любое

удобное для

педагога время со

старшего возраста

Проводится строго по

специальной методике.

Показана детям с

частыми простудными

заболеваниями и

болезнями ЛОР-органов.

Используется наглядный

материал

Воспитатели, ст.

медсестра,

руководитель

физического

воспитания

Биологическая

обратная связь (БОС)

От 10 до 15 сеансов

работы с

компьютером по 5-

10 мин. в

специальном

помещении.

Рекомендуется со

старшего возраста

Необходимы соблюдение

правил работы за

компьютером.

Рекомендуется

специальная методика

для дошкольников

Педагог-валеолог,

специально

обученный

педагог

3. Коррекционные технологии

Арттерапия

Сеансами по 10-12

занятий по 30-35 мин. со

средней группы

Занятия проводят по

подгруппам 10-13

человек, программа

имеет диагностический

инструментарий и

предполагает протоколы

занятий

Воспитатели,

психолог

Технологии

музыкального

воздействия

В различных формах

физкультурно-

оздоровительной

работы; либо отдельные

занятия 2-4 раза в месяц

в зависимости от

поставленных целей

Используются в качестве

вспомогательного

средства как часть

других технологий; для

снятия напряжения,

повышения

эмоционального настроя

и пр.

Все педагоги

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по

30 мин. со старшего

возраста

Занятия используют для

психологической

терапевтической и

развивающей работы.

Сказку может

рассказывать взрослый,

либо это может быть

групповое

рассказывание, где

рассказчиком является не

один человек, а группа

детей

Воспитатели,

психолог

Технологии

воздействия

цветом

Как специальное занятие

2-4 раза в месяц в

зависимости от

поставленных задач

Необходимо уделять

особое внимание

цветовой гамме

интерьеров ДОУ.

Правильно подобранные

цвета снимают

напряжение и повышают

эмоциональный настрой

ребенка

Воспитатели,

психолог

Технологии

коррекции

поведения

Сеансами по 10-12

занятий по 25-30 мин. со

старшего возраста

Проводятся по

специальным методикам

в малых группах по 6-8

человек. Группы

составляются не по

одному признаку - дети с

разными проблемами

занимаются в одной

группе. Занятия

проводятся в игровой

форме, имеют

диагностический

инструментарий и

протоколы занятий

Воспитатели,

психолог

Психогимнастика 1-2 раза в неделю со

старшего возраста по 25-

30 мин.

Занятия проводятся по

специальным методикам

Воспитатели,

психолог

Фонетическая

ритмика

2 раза в неделю с

младшего возраста не

раньше чем через 30

мин. после приема

пищи. В физкультурном

или музыкальном залах.

Занятия рекомендованы

детям с проблемами

слуха либо в

профилактических целях.

Цель занятий -

фонетическая грамотная

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания,

логопед

Мл. возраст-15 мин.,

старший возраст-30 мин.

речь без движений



В раздел образования