Автор: Андриенко Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида "Теремок"
Населённый пункт: Белгородская обл. пос. Борисовка
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: «КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ»
Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
«КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ»
Конец
дошкольного
возраста
знаменуется
кризисом
семи
лет.
Внешними проявлениями этого кризиса являются манерничанье, кривляние,
д е м о н с т р а т и в н ы е
ф о р м ы
п о в е д е н и я .
Р е б е н о к
с т а н о в и т с я
трудновоспитуемым, перестает выполнять привычные нормы поведения. За
этими симптомами, согласно Выготскому, стоит потеря непосредственности:
межд у
переживания ми
и
д ействия ми
ребенка
в к л и н и в а е т с я
интеллектуальный
момент.
Внешняя
и
внутренняя
жизнь
ребенка
дифференцируется.
Позитивными
новообразованиями
кризиса
семи
лет
являются
произвольность и опосредованность своей психической жизни. Возникает
обобщение
собственных
переживаний;
расширяется
круг
интересов
и
социальных
контактов
ребенка;
общение
со
взрослыми
и
сверстниками
становится
произвольным,
опосредованным
определенными
правилами.
Расширяется
временная
перспектива
ребенка,
возникает
стремление
включиться
в
общественную
жизнь,
занять
определенную
социальную
позицию. Это стремление реализуется при поступлении ребенка в школу.
Основные симптомы кризиса семи лет
К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6—7
лет
называют
возрастом
«вытягивания»
(ребенок
быстро
вытягивается
в
длину) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются
первые постоянные зубы). Однако главные перемены состоят не в изменении
его внешнего вида, а в изменении поведения.
Ребенок
начинает
без
всякой
причины
кривляться,
манерничать,
капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В его поведении появляется
что-то нарочитое, нелепое и искусственное, вертлявость, паясничанье и даже
клоунада.
Конечно,
дети
кривляются,
паясничают
или
гримасничают
и
раньше. Но в 6—7 лет это постоянное притворство и шутовство никак не
мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых.
Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой,
рассказывать непристойные взрослые анекдоты в совершенно неподходящих
случаях.
Это
бросается
в
глаза
и
производит
впечатление
какого-то
странного, немотивированного поведения.
Указанные черты являются главными симптомами переходного периода
от дошкольного к школьному возрасту. Этот период получил в психологии
название кризиса семи лет. В это время происходят важные изменения в
психической
жизни
ребенка.
Суть
этих
изменений
Л.
С.
Выготский
определил,
как
утрату
детской
непосредственности.
Вычурное,
искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в
глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее
очевидных проявлений этой потери непосредственности.
Как отмечал Выготский, главная причина детской непосредственности
— недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни. По
внешнему поведению ребенка взрослые легко могут прочитать, что думает,
чувствует
и
переживает
дошкольник.
Потеря
непосредственности
свидетельствует
о
том,
что
между
переживанием
и
поступком
«вклинивается» интеллектуальный момент — ребенок хочет что-то показать
своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то,
чего нет на самом деле. Его переживания и действия интеллектуализируются,
опосредуются представлениями и знаниями о том, «как надо».
В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с
близкими
взрослыми.
На
7-м
году
жизни
возникает
новая
реакция
на
указания взрослых: в привычных ситуациях ребенок никак не реагирует на
просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Если
раньше ребенок без всяких проблем выполнял режимные моменты, то теперь
в ответ на приглашение идти обедать или спать он никак не реагирует, как бы
игнорируя
призывы
близких
взрослых.
В
этом
же
возрасте
появляются
непослушание, споры со взрослым, возражения по всяким поводам.
Например, ребенок может отказываться мыть руки перед едой (хотя
раньше он это делал без всяких возражений) и доказывать, что это совсем не
обязательно.
Он
может
демонстративно
делать
то,
что
неприятно
и
нежелательно для родителей. Например, в автобусе ребенок заявляет, что
будет объявлять остановки сам. Мать просит его не шуметь, но он еще
громче, на весь автобус объявляет остановки и, несмотря на просьбы матери,
продолжает выкрикивать названия.
В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение.
Ребенок может изображать конкретного члена семьи (например, отца), или
стремиться к выполнению «взрослых» обязанностей. Он может пространно,
«по-взрослому» рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то
(почистить зубы или пойти спать), при этом его «логическая аргументация»
имеет
характер
своеобразного
резонерства,
повторяет
услышанное
от
взрослых и может продолжаться бесконечно долго.
Ребенок пробует взять на себя новые обязанности и занять позицию
взрослого. В привычной ситуации он пытается нарушить выполнявшиеся им
ранее правила, чтобы утвердить себя в новой роли. Однако отношение к
привычной ситуации становится возможным только в том случае, если перед
ребенком открывается новая реальность, из которой он может смотреть на
свою обыденную жизнь и оценивать ее. Именно это и происходит в период
кризиса семи лет. Одновременно с симптомами «странного поведения» и
«трудновоспитуемости» возникают важнейшие позитивные новообразования
этого периода. Негативные проявления в поведении ребенка в этом (как и во
всяком
другом)
переходном
периоде
являются
лишь
теневой,
оборотной
стороной позитивных изменений личности, которые и составляют основной
психологический смысл этого переходного периода.
Рекомендации, как общаться с ребенком в этот непростой для него
период
☼ Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему
возможность действовать самостоятельно. Постарайтесь взять на себя роль
консультанта, а не запретителя. Помогайте ребенку в сложных ситуациях.
☼
Привлекайте
ребенка
к
обсуждению
различных
«взрослых»
проблем.
Поинтересуйтесь
его
мнением
по
обсуждаемому
вопросу,
внимательно
выслушайте его, прежде чем критиковать. Возможно, в том, что говорит
ребенок, есть рациональное зерно.
Дайте ему возможность высказаться и
тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.
☼ Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним. Это не
нанесет
ущерба
вашему
авторитету,
зато
укрепит
в
ребенке
чувство
самоуважения.
☼ Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его,
уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.
☼ Покажите ребенку способ достижения, желаемого и не забудьте похвалить
его в случае успеха.
☼ Отвечайте на вопросы ребенка. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка,
даже если вы неоднократно отвечали на них. Ведь 6—7-летний возраст — это
возраст почемучек, ребенку интересно буквально все, его любознательность
не знает границ. Возможность получить ответы на все возникающие вопросы
дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша.
☼
Будьте
последовательны
в
своих
требованиях.
Если
вы
что-то
не
разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца. В противном случае слезы
и истерики станут для него удобным способом настоять на своем мнении.
Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые
требования.
☼ Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте
при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком. Соблюдайте
культуру диалога. Помните, что ребенок в общении во всем подражает вам, и
в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек
и
способов общения.