Напоминание

«КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ»


Автор: Андриенко Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида "Теремок"
Населённый пункт: Белгородская обл. пос. Борисовка
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: «КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

«КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ»

Конец

дошкольного

возраста

знаменуется

кризисом

семи

лет.

Внешними проявлениями этого кризиса являются манерничанье, кривляние,

д е м о н с т р а т и в н ы е

ф о р м ы

п о в е д е н и я .

Р е б е н о к

с т а н о в и т с я

трудновоспитуемым, перестает выполнять привычные нормы поведения. За

этими симптомами, согласно Выготскому, стоит потеря непосредственности:

межд у

переживания ми

и

д ействия ми

ребенка

в к л и н и в а е т с я

интеллектуальный

момент.

Внешняя

и

внутренняя

жизнь

ребенка

дифференцируется.

Позитивными

новообразованиями

кризиса

семи

лет

являются

произвольность и опосредованность своей психической жизни. Возникает

обобщение

собственных

переживаний;

расширяется

круг

интересов

и

социальных

контактов

ребенка;

общение

со

взрослыми

и

сверстниками

становится

произвольным,

опосредованным

определенными

правилами.

Расширяется

временная

перспектива

ребенка,

возникает

стремление

включиться

в

общественную

жизнь,

занять

определенную

социальную

позицию. Это стремление реализуется при поступлении ребенка в школу.

Основные симптомы кризиса семи лет

К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6—7

лет

называют

возрастом

«вытягивания»

(ребенок

быстро

вытягивается

в

длину) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются

первые постоянные зубы). Однако главные перемены состоят не в изменении

его внешнего вида, а в изменении поведения.

Ребенок

начинает

без

всякой

причины

кривляться,

манерничать,

капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В его поведении появляется

что-то нарочитое, нелепое и искусственное, вертлявость, паясничанье и даже

клоунада.

Конечно,

дети

кривляются,

паясничают

или

гримасничают

и

раньше. Но в 6—7 лет это постоянное притворство и шутовство никак не

мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых.

Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой,

рассказывать непристойные взрослые анекдоты в совершенно неподходящих

случаях.

Это

бросается

в

глаза

и

производит

впечатление

какого-то

странного, немотивированного поведения.

Указанные черты являются главными симптомами переходного периода

от дошкольного к школьному возрасту. Этот период получил в психологии

название кризиса семи лет. В это время происходят важные изменения в

психической

жизни

ребенка.

Суть

этих

изменений

Л.

С.

Выготский

определил,

как

утрату

детской

непосредственности.

Вычурное,

искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в

глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее

очевидных проявлений этой потери непосредственности.

Как отмечал Выготский, главная причина детской непосредственности

— недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни. По

внешнему поведению ребенка взрослые легко могут прочитать, что думает,

чувствует

и

переживает

дошкольник.

Потеря

непосредственности

свидетельствует

о

том,

что

между

переживанием

и

поступком

«вклинивается» интеллектуальный момент — ребенок хочет что-то показать

своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то,

чего нет на самом деле. Его переживания и действия интеллектуализируются,

опосредуются представлениями и знаниями о том, «как надо».

В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с

близкими

взрослыми.

На

7-м

году

жизни

возникает

новая

реакция

на

указания взрослых: в привычных ситуациях ребенок никак не реагирует на

просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Если

раньше ребенок без всяких проблем выполнял режимные моменты, то теперь

в ответ на приглашение идти обедать или спать он никак не реагирует, как бы

игнорируя

призывы

близких

взрослых.

В

этом

же

возрасте

появляются

непослушание, споры со взрослым, возражения по всяким поводам.

Например, ребенок может отказываться мыть руки перед едой (хотя

раньше он это делал без всяких возражений) и доказывать, что это совсем не

обязательно.

Он

может

демонстративно

делать

то,

что

неприятно

и

нежелательно для родителей. Например, в автобусе ребенок заявляет, что

будет объявлять остановки сам. Мать просит его не шуметь, но он еще

громче, на весь автобус объявляет остановки и, несмотря на просьбы матери,

продолжает выкрикивать названия.

В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение.

Ребенок может изображать конкретного члена семьи (например, отца), или

стремиться к выполнению «взрослых» обязанностей. Он может пространно,

«по-взрослому» рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то

(почистить зубы или пойти спать), при этом его «логическая аргументация»

имеет

характер

своеобразного

резонерства,

повторяет

услышанное

от

взрослых и может продолжаться бесконечно долго.

Ребенок пробует взять на себя новые обязанности и занять позицию

взрослого. В привычной ситуации он пытается нарушить выполнявшиеся им

ранее правила, чтобы утвердить себя в новой роли. Однако отношение к

привычной ситуации становится возможным только в том случае, если перед

ребенком открывается новая реальность, из которой он может смотреть на

свою обыденную жизнь и оценивать ее. Именно это и происходит в период

кризиса семи лет. Одновременно с симптомами «странного поведения» и

«трудновоспитуемости» возникают важнейшие позитивные новообразования

этого периода. Негативные проявления в поведении ребенка в этом (как и во

всяком

другом)

переходном

периоде

являются

лишь

теневой,

оборотной

стороной позитивных изменений личности, которые и составляют основной

психологический смысл этого переходного периода.

Рекомендации, как общаться с ребенком в этот непростой для него

период

☼ Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему

возможность действовать самостоятельно. Постарайтесь взять на себя роль

консультанта, а не запретителя. Помогайте ребенку в сложных ситуациях.

Привлекайте

ребенка

к

обсуждению

различных

«взрослых»

проблем.

Поинтересуйтесь

его

мнением

по

обсуждаемому

вопросу,

внимательно

выслушайте его, прежде чем критиковать. Возможно, в том, что говорит

ребенок, есть рациональное зерно.

Дайте ему возможность высказаться и

тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.

☼ Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним. Это не

нанесет

ущерба

вашему

авторитету,

зато

укрепит

в

ребенке

чувство

самоуважения.

☼ Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его,

уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.

☼ Покажите ребенку способ достижения, желаемого и не забудьте похвалить

его в случае успеха.

☼ Отвечайте на вопросы ребенка. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка,

даже если вы неоднократно отвечали на них. Ведь 6—7-летний возраст — это

возраст почемучек, ребенку интересно буквально все, его любознательность

не знает границ. Возможность получить ответы на все возникающие вопросы

дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша.

Будьте

последовательны

в

своих

требованиях.

Если

вы

что-то

не

разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца. В противном случае слезы

и истерики станут для него удобным способом настоять на своем мнении.

Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые

требования.

☼ Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте

при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком. Соблюдайте

культуру диалога. Помните, что ребенок в общении во всем подражает вам, и

в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек

и

способов общения.



В раздел образования