Напоминание

Дополнительная программа "Юный лыжник"


Автор: Михайлова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Венгеровский детский сад №4
Населённый пункт: с. Венгерово, Венгеровского района, Новосибирской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дополнительная программа "Юный лыжник"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Содержание

1.Целевой раздел

1.1Пояснительная записка--------------------------------------------------3

1.1.1Цели и задачи программы--------------------------------------------5

1.1.2Принципы и подходы к формированию Программы-----------6

1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики---7

1.2 Планируемые результаты освоения программы-------------------8

1.3 Технология педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального

развития-------------------------------------------------9

2. Содержательный раздел

2.1 Содержание образовательной деятельности-----------------------13

2.2 Описание вариативных форм , способов, методов и средств реализации

Программы---------------------------------------------------------------------23

2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников--------25

3.Организационный раздел

3.1 Описание материально – технического обеспечения Программы,

обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и

воспитания, особенности организации предметно – развивающей среды

3.1.1 Материально – техническое обеспечение Программы---------27

1.Целевой раздел

1.1Пояснительная записка

В

последнее

время

всё

больше

возрастает

значимость

проблемы

раннего

выявления

и

развития

одарённости

детей,

в

том

числе

и

в

двигательной сфере.

Несомненно, проблема одарённости в настоящее время становится всё

более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в

неординарной

творческой

личности.

Неопределённость

современной

окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его

умение, способности нестандартного поведения.

Раннее выявление, обучение и воспитание способных и одаренных

детей

составляет

одну

их

главных

проблем

совершенствования

системы

образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи

взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных

особенностей, такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности,

поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и

лучше понимают отношения и связи.

Двигательно - одарённый ребёнок:

1. Энергичен, все время хочет двигаться, спит меньше обычного.

2. Проявляет большой интерес к движениям, требующим тонкой и точной

моторики.

3. Обладает хорошей зрительно-моторной координацией.

4. Обладает широким диапазоном движений (от медленного к быстрому, от

плавного к резкому).

5.Прекрасно

удерживает

равновесие

при

выполнении

двигательных

упражнений.

6. Отлично управляет телом при маневрировании.

7.

Обладает

исключительной,

для

своего

возраста,

физической

силой,

гибкостью,

выносливостью,

имеет

хороший

уровень

развития

основных

двигательных навыков.

8. Смел, не боится синяков и шишек, любит спортивные игры и почти всегда

в них выигрывает.

9. Ловко управляется с коньками, лыжами, ракетками, мячами и клюшками.

10. Практически никогда всерьез не устает, если занят любимым делом.

Очень важно вовремя заметить способного и одаренного ребенка и создать

условия для развития его способностей и одаренности.

Во время занятий по физической культуре в ДОУ не всегда можно

удовлетворить

все

«запросы»

воспитанников.

Большая

деятельность,

направленная

на

развитие

двигательных

способностей,

сохранение

и

развитие

природных

физических

задатков

детей,

в

нашем

ДОУ

осуществляется в рамках организованной, системной работы спортивного

кружка «Юный лыжник»

которая

является

одной

из

приоритетных

форм

в

работе

с

одаренными

дошкольниками и служит действенным средством в решении таких задач,

как:

развитие физических качеств;

привитие интереса к физической культуре и спорту;

расширение и углубление знаний, полученных на основных занятиях;

закрепление умений и совершенствование практических навыков;

развитие индивидуальных способностей и задатков детей;

побуждение к творческой активности, инициативе и самостоятельности в

двигательной деятельности;

организация содержательного отдыха воспитанников ДОУ, направленного

на их физическое, эстетическое и нравственное воспитание.

Деятельность кружка позволяет максимально приблизить к детям и их

родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование

в области физическое развитие, но и развить индивидуальные способности и

задатки

ребенка,

проявить

творческий

потенциал,

и

конечно,

укрепить

здоровье. Система кружковой работы, разработанная мной, целенаправленна

на

воспитанников

с

высокой

двигательной

активностью

и

выраженными

моторными способностями. Как показала практика, в процессе занятий в

кружке у дошкольников происходит оптимальное сочетание различных видов

детской

деятельности

(познавательно-коммуникативной,

игровой,

двигательной), что определенно способствует улучшению, как физической,

так и социальной адаптации детей в современном мире.

Программа

разработана

на

основании

следующих

нормативных

правовых

документов,

регламентирующих

функционирование

системы

дошкольного образования РФ:

Федеральный

закон

от

29.12.2012

г.

№273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года

№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования»;

Комментарии

Министерства

образования

и

науки

РФ

к

ФГОС

дошкольного образования от 28.02.2014 г. №08-249;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 №1014

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам

образовательным программам дошкольного образования»;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15

мая

2013

№26

«Об

утверждении

СанПиН

2.4.1.3049

13

«Санитарно-

эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации

режима работы дошкольных организаций»;

Постановление

Правительства

РФ

от

5

августа

2013

г.

№662

«Об

осуществлении мониторинга системы образования».

1.1.1Цели и задачи программы

Ц е л ь :

развитие

двигательных

способностей

детей

средствами

спортивных

упражнений

передвижения

на

лыжах.

Обогащение

двигательного опыта воспитанников в данном направлении.

Задачи:

Образовательные:



Разучивание детьми доступного двигательного материала по обучению

ходьбы на лыжах, не входящего в основную программу.



Формирование основ техники выполнения скользящего шага, поворотов,

подъема, спуска со склона, торможения.



Закрепление двигательных умений детей в процессе подвижных игр.



Совершенствование навыка выполнения ходьбы на лыжах в условиях игр

соревновательного характера, игр - эстафет.

Оздоровительные:



Укрепление мышц верхнего плечевого пояса, спины и брюшного пресса,

нижних конечностей организма детей.



Укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, связок свода стопы.



Укрепление

мышц

дыхательной

и

сердечно

-

сосудистой

систем

организма детей.



Закрепление у воспитанников умения сохранять устойчивое равновесие и

правильную

осанку

при

выполнении

упражнений

координационной

направленности.

Воспитательные:



Воспитание потребности и желания вести здоровый образ жизни.



Способствовать

проявлению:

волевых

усилий

в

процессе

выполнения

физических

упражнений,

активности

и

инициативы

в

ходе

двигательной

деятельности; повышению мотивации детей к проведению подвижных игр.



Совершенствование умения придерживаться определенного направления

передвижения и быть внимательными при выполнении заданий с опорой на

звуковые

сигналы

педагога,

на

зрительные

ориентиры,

соблюдать

предложенный темп.

Закрепление правил безопасного поведения во время передвижения на

лыжах, бережного обращения с физкультурным инвентарем.

Количество

занятий: 1занятие в неделю в 1-й половине дня, 4 занятия в

месяц (с октября по апрель). Итогом детской деятельности могут служить

физкультурные досуги, праздники, развлечения.

Форма обучения: специально организованная образовательная деятельность;

игровые

упражнения,

подвижные

игры;

групповые,

подгрупповые

и

индивидуальные занятия по овладению техникой передвижения на лыжах.

Форма

выявления

конечного

результата

:

диагностическое

обследование детей по уровню развития двигательных способностей.

1.1.2Принципы и подходы к формированию Программы

Основные принципы программы:

научности

(подкрепление

всех

проводимых

мероприятий,

направленных

на

укрепление

здоровья,

научно

обоснованными

и

практически апробированными методиками);

доступности

(использование

здоровьесберегающих

технологий

в

соответствии с возрастными особенностями детей);

активности

(участие

всего

коллектива

педагогов,

специалистов

и

родителей

в

поиске

эффективных

методов

о зд о р о вл е н и я

дошкольников);

сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему

здоровью);

систематичности

(реализация

лечебно

оздоровительных,

профилактических

мероприятий

постоянно,

систематично,

а

не

от

случая к случаю);

целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических

воздействий четко определенной цели);

о п т и м а л ь н о с т и

( р а зу м н о

с б а л а н с и р о в а н н ы е

в е л и ч и н ы

психофизической нагрузки).

1.1.3

Значимые

для

разработки

и

реализации

Программы

характеристики

Программа реализуется в группах старшего дошкольного возраста.

Программу

реализует

воспитатель

первой

квалификационной

категории,

стаж работы 16 лет.

Возрастная характеристика, контингента детей 5-6 лет

Физическое развитие

Продолжается

процесс

окостенения

скелета

ребенка.

Дошкольник

более

совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает

заметную

устойчивость.

Дети

к

6

годам

уже

могут

совершать

пешие

прогулки,

но

на

небольшие

расстояния.

Шестилетние

дети

значительно

точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно

отсутствуют лишние движения, которые наблюдаются у детей 3-5 лет. В

период

с

5

до

6

лет

ребенок

постепенно

начинает

адекватно

оценивать

результаты

своего

участия

в

играх

соревновательного

характера.

Удовлетворение

полученным

результатом

к

6

годам

начинает

доставлять

ребенку

радость,

способствует

эмоциональному

благополучию

и

поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т.д.).

Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у

мальчиков - более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные).

Возрастная характеристика, контингента детей 6-7 лет

Физическое развитие

К 7 годам скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может

выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы.

Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный

рост

ног.

Ноги

и

руки

становятся

более

выносливыми,

ловкими,

подвижными.

В

этом

возрасте

дети

уже

могут

совершать

довольно

длительные

прогулки,

долго

бегать,

выполнять

сложные

физические

упражнения.

У

семилетних

детей

отсутствуют

лишние

движения.

Ребята

уже

самостоятельно, без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд

движений

в

определенной

последовательности,

контролируя

их,

изменяя

(произвольная регуляция движений).

Ребенок

уже

способен

достаточно

адекватно

оценивать

результаты

своего

участия

в

подвижных

и

спортивных

играх

соревновательного

характера.

Удовлетворение

полученным

результатом

доставляет

ребенку

радость и поддерживает положительное отношение к себе и своей команде

(«мы выиграли, мы сильнее»).

Имеет представление о своем физическом облике (высокий, толстый,

худой, маленький и т.п.) и здоровье, заботиться о нем. Владеет культурно-

гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

1.2 Планируемые результаты освоения программы

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов:

Наличие в образовательном учреждении разработок, направленных на

повышение уровня знаний детей, родителей, педагогов по сохранению

и укреплению здоровья детей.

Уровень готовности выпускников к школьному обучению.

Уровень освоения детьми основной образовательной программы по

образовательной области «Физическое развитие».

Уровень

удовлетворённости

родителей

оказанием

образовательных

услуг.

Заболеваемость воспитанников.

Физическая подготовленность воспитанников ДОУ.

Комплексная

оценка

состояния

здоровья

(распределение

детей

по

группам здоровья).

уровень заинтересованности

к здоровому образу жизни в семьях

воспитанников ДОУ.

К концу года дети 5 – 6 лет могут:

Скользить по ледяным дорожкам, выполняя задания

Ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км;

ухаживать за лыжами.

К концу года дети 6 – 7 лет могут:

Ходить на лыжах переменным скользящим шагом на расстояние 3 км,

подниматься на горку и спускаться с нее, тормозить при спуске.

Формы представления результатов программы

Ежегодные

аналитические

отчеты

(мониторинг)

о

ходе

реализации

программы на Совете ДОУ.

Разработка

педагогами

методических

разработок

по

проблеме

здоровьесбережения и защита их на педагогическом совете ДОУ.

Размещение материалов на сайте ДОУ.

Методы и приемы:



метод

упражнений

с

четко

заданной

программой

действий,

порядком

их

повторения,

точной

дозировкой

нагрузки

и

установленными интервалами отдыха (для целенаправленного развития

данного физического качества);



практический

метод (выполнение

движений

(совместно

распределенное, совместно – последовательное выполнение вместе с

педагогом и самостоятельно), повторение упражнений с изменениями и

без, а также проведение их в игровой форме, в виде подвижных игр и

игровых упражнений);



соревновательный метод (который являлся средством повышения

двигательной активности);



словесный

метод (название упражнений, описание, объяснение,

комментирование

хода

их

выполнения,

указания,

распоряжения,

вопросы к детям, команды, беседы, рассказы, выразительное чтение

стихотворений, оценка, анализ двигательных действий и др.);



наглядный метод:

- имитация (подражание);

- демонстрация и показ способов выполнения физических упражнений

(к которому я большей частью привлекала самих воспитанников);

- использование наглядных пособий (рисунки, фотографии,

видеофильмы и т.д.);

-

использование

зрительных

ориентиров,

звуковых

сигналов

(первые

побуждали детей к деятельности, помогали им уточнить представления о

разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а

также

способствовали

более

эффективному

развитию

воссоздающего

воображения;

вторые

применялись

мной

для

освоения

чувства

ритма

и

регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания

действия.

Все перечисленные методы и соответствующие приемы используются в

тесной взаимосвязи друг с другом, подбираются с учетом стоящих задач,

этапа обучения, подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных

особенностей, способа и характера спортивных упражнений.

2. Содержательный раздел

2.1 Содержание образовательной деятельности

Тематический план

Месяц

Содержание

Цель

Октябрь

Обследование детей.

Инструктаж по технике

безопасного поведения

во время передвижения

на лыжах. Знакомство с

лыжами.

Определение уровня

развития двигательных

способностей детей.

Подготовка

воспитанников к

обучающему процессу.

Ноябрь

Упражнения для обучения

скользящему шагу. П/игры

с элементами

передвижения на лыжах.

Игры соревновательного

характера, игры -

эстафеты

Разучивание

двигательного материала,

подводящего к

формированию основ

техники скользящего

шага.

Закрепление

двигательных умений

детей.

Совершенствование

навыка выполнения

скользящего шага.

Декабрь

Упражнения для обучения

поворотам. П/игры с

элементами передвижения

на лыжах. Игры

соревновательного

характера, игры -

эстафеты.

Разучивание

двигательного материала,

подводящего к

формированию основ

техники поворотов.

Закрепление

двигательных умений

детей.

Совершенствование

навыка выполнения

поворотов.

Январь

Упражнения для

обучения подъемам на

склон. П/игры с

элементами

передвижения на

лыжах. Игры

соревновательного

характера, игры -

эстафеты.

Разучивание

двигательного материала,

подводящего к

формированию основ

техники подъема на

склон.

Закрепление

двигательных умений

детей.

Совершенствование

навыка выполнения

подъема на склон.

Февраль

Упражнения для обучения

спускам со склона.

П/игры с элементами

передвижения на лыжах.

Игры соревновательного

характера, игры -

эстафеты.

Разучивание

двигательного материала,

подводящего к

формированию основ

техники спуска со склона.

Закрепление

двигательных умений

детей.

Совершенствование

навыка выполнения

спуска со склона.

Март

Упражнения для обучения

торможению. П/игры с

элементами передвижения

на лыжах. Игры

соревновательного

характера, игры -

эстафеты.

Разучивание

двигательного материала,

подводящего к

формированию основ

техники торможения.

Закрепление

двигательных умений

детей.

Совершенствование

навыка выполнения

торможения.

Апрель

Обследование детей.

Определение уровня

развития двигательных

способностей детей,

овладения двигательным

материалом

Упражнения для обучения скользящему шагу

1. Пройти на лыжах ступающим шагом по прямой.

2. Ходьба вслед за воспитателем скользящим шагом.

3. Ходьба по лыжне попеременно то ступающим, то скользящим шагом.

4. Пройти, приседая под воротцами, стараясь не сбить их.

5.

Ходьба

по

учебной

лыжне

(меняя

темп

передвижения

по

сигналу

воспитателя) то в быстром, то в медленном темпе.

6. Ходьба попеременно то скользящим, то ступающим шагом по учебной

лыжне.

7. Ходьба на лыжах на согнутых ногах.

8. Отработка правильной координации рук и ног при ходьбе на лыжах.

9. Ходьба на лыжах с одновременным перенесением массы тела с одной ноги

на другую, удлиняя шаг.

10. Ходьба на лыжах, со сложенными за спиной руками.

11. Ритмическая ходьба на лыжах под звуки хлопков.

12. Ходьба по лыжне без палок, сильно размахивая руками.

Упражнения для обучения поворотам

1. Повороты на месте вокруг пяток лыж.

2. Обойти стоящее на пути дерево, делая поворот переступанием.

3. Передвижение на лыжах между флажками, стараясь не сбить их.

4.

Передвижение

по

лыжне,

обходя

лыжные

палки

(6-8),

стоящие

на

расстоянии 2 м друг от друга.

5. Повороты на месте переступанием на 180 градусов (затем на 360) в правую

и левую сторону.

6. Ходьба по лыжне «змейкой» (поочередно обходя препятствие то справа, то

слева).

7.

Ходьба

на

лыжах

по

следу,

оставленному

воспитателем

(«звездочка»,

«спираль»).

8. Ходьба по лыжне, поворот вокруг флажка.

Упражнения для обучения подъемам

1. Боковые шаги на ровном месте в правую и левую сторону.

2. Подняться на склон «лесенкой», повернувшись к склону сначала левым,

затем правым боком.

3. Подъем на склон «лесенкой».

4. Имитация подъема «елочкой» на ровном месте.

5. Имитация подъема «елочкой» по следу, оставленному воспитателем.

6. Подъем «елочкой» на пологий склон.

7. Подъем «елочкой», ускоряя темп передвижения.

Упражнения для обучения спускам со склона

1. Спуск со склона в основной стойке.

2. Спуск со склона до ориентира.

3. Спуск со склона, мягко пружиня ноги.

4. Спуск со склона, соблюдая определенные интервалы.

5. Спуск в воротца, образованные лыжными палками.

6. Свободный спуск.

7. Спуск с поворотом и переступанием лыж в правую или левую сторону.

8. Спуск группой (2-4 ребенка), взявшись за руки.

9. Спуск со склона, низко присев.

10. Спуск парами, держась за руки.

11. Спуск, держа перед собой или за спиной какой-нибудь предмет.

12. Спуск парами, взявшись за руки, а в свободной руке держа предмет (мяч,

мешочек с песком).

13. Спускаясь со склона, ребенок старается попасть снежком в подвешенный

обруч.

Игры и упражнения для старших дошкольников, обучающие ходьбе

на лыжах

«Кто быстрее»

Цель: совершенствование умения переносить лыжи.

«Где же наши ручки?», «Где же наши ножки?»

Цель: освоение чувства лыж.

«Лошадки», «Большие и маленькие»

Цель: развитие устойчивого равновесия на лыжах.

«Карусель»

Цель: совершенствование

«Кто дальше»

Цель: овладение скользящим шагом.

«Пройди и не задень»

Цель: развитие пространственных ориентировок.

«Самокат»

Цель: обучение ходьбе на лыжах по ровной лыжне.

«Кто самый быстрый?»

Цель: Цель: закреплять технику ходьбы скользящим шагом.

«Кто быстрее принесет снежный ком»

Цель: развитие быстроты.

«Заморожу»

Цель: способствовать развитию общей выносливости.

«Салки на лыжах»

Цель: развитие скоростно-силовых качеств.

«Трамвай»

Цель: закреплять пространственные ориентировки.

«Будь внимателен»

Цель: закреплять навык передвижения на равнине.

«Идите за мной»

Цель: закреплять навыки ходьбы на лыжах скользящим шагом в быстром

темпе.

«Через препятствие»

Цель: закреплять навык передвижения на лыжах на неровной поверхности.

«Попади в цель»

Цель: упражнять в устойчивом равновесии.

«Сороконожки»

Цель: закреплять навык скольжения в колонне.

«Дружные тройки

Цель: закреплять навык спуска.

«Поймай предмет»

Цель: закреплять навык спуска, развивать ловкость.

«Следопыт»

Цель:

закреплять

навыки

передвижения

на

лыжах

в

медленном

темпе,

скользящим шагом в изменяющихся условиях.

«Ворота», «Догони», «Пройди через лабиринт», «Два мороза», «Эстафета в

парах», «Не задень!»

Цель: развивать ловкость, быстроту.

ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ХОДЬБЫ НА ЛЫЖАХ

По своей структуре ходьба на лыжах близка обычной ходьбе. Дети должны

овладеть

различными

способами

передвижения

вперед,

торможения,

выполнения поворотов, преодоления подъемов, спусков. В начале обучения

дети должны овладеть такими специфическими ощущениями для этого вида

движений, как «чувство лыж», «чувство снега».

Ступающий

шаг. Ребенок сначала испытывает некоторые затруднения от

того, что у него на ногах лыжи – он должен привыкнуть к ним. Передвижение

ступающим шагом является хорошим средством для развития «чувства лыж»,

«чувства

снега».

Передвижение

ступающим

шагом

является

своего

рода

обучением скользящему шагу. Ступающий шаг – это ходьба на лыжах с

поочередным приподниманием носков лыж, при этом задний конец лыжи

прижимается к снегу, туловище несколько наклонено вперед. Руки работают

перекрестно: левая рука выносится вперед вместе с правой ногой и наоборот.

Скользящий шаг. Скользящий шаг является основным элементом в технике

всех

лыжных

ходов.

При

ходьбе

этим

шагом

лыжник

отталкивается

поочередно то левой, то правой ногой. При отталкивании правой ногой, левая

сгибается

в

колене

и

выносится

вперед;

на

нее

полностью

переносится

тяжесть тела, и происходит скольжение. Туловище наклонено вперед. Затем

ребенок

отталкивается

правой

ногой,

а

скользит

на

левой

ноге.

При

отталкивании нога выпрямляется в коленном и голеностопном суставах.

Попеременный

двухшажный

ход. В

каждом

действии

этим

способом

выполняется два скользящих шага (правой и левой ногой). В цикле движения

ног можно выделить два основных периода: а) скольжение на одной лыже и

подготовка к отталкиванию; б) отталкивание. Скольжение начинается с того

момента, когда, оттолкнувшись ногой, ребенок отрывает ногу от снега и

полностью переносит тяжесть тела на другую лыжу. Свободная нога в этот

момент поднята над снегом. Во время скольжения опорная нога готовится к

толчку,

для

чего

она

несколько

сгибается

в

коленном

и

голеностопном

суставах.

Туловище

наклонено

под

углом,

отталкивание

выполняется

сильным,

но

плавным

движением.

Выпрямление

толчковой

ноги

производится в коленном и голеностопном суставах. После отталкивания

тяжесть тела переносится на другую ногу, толчковая нога и лыжа отрываются

от снега. После этого все мышцы расслабляются. Цикл повторяется снова.

Рука для толчка ставится впереди несколько согнутая в локтевом суставе.

Палка немного наклонена вперед.

Повороты. Повороты

на

лыжах

выполняются

на

месте

и

в

движении.

Различают повороты на месте переступанием вокруг пяток лыж и вокруг

носков лыж. Поворот переступанием вокруг пяток лыж наиболее простой из

всех способов поворотов на месте. Для выполнения поворота ребенок слегка

приседает,

поднимает

над

снегом

одну

из

лыж

и

одноименную

палку,

переставляет лыжу носком в сторону, не отрывая пятки от снега, и переносит

палку в ту же сторону. Затем приставляет другую лыжу и переносит к ней

вторую

палку.

Таким

же

образом,

совершается

второе,

и

последующие

переступания

до

тех

пор,

пока

лыжник

не

повернется

до

нужного

ему

направления.

Так

же

выполняется

поворот

переступанием

вокруг

носков

лыж, но при этом приподнимается только задняя часть одной из лыж, к

которой

приставляется

другая.

Поворот

махом

и

прыжками

в

работе

с

дошкольниками используется редко.

Подъемы. Подъем

«лесенкой»

используется

на

крутых

склонах

и

осуществляется в боковом повороте к склону. Ребенок поднимается вверх по

склону приставными шагами.

Способ «елочка» применяется главным образом при подъеме в гору в прямом

направлении в тех случаях, когда попеременным ходом уже идти нельзя:

лыжи начинают проскальзывать назад. При подъеме «елочкой» носки лыж

разведены и поставлены на внутренние ребра так, чтобы не проскальзывали,

задние части лыж перекрещиваются, не задевая друг друга при переносе.

Руки работают энергично с полным распрямлением их в конце толчка, шаги

свободны.

Детям

дошкольного

возраста

более

доступен

подъем

«полуелочкой». При этом одна лыжа становится по прямой, а другая, стоящая

выше

по

склону,

ставится

под

углом

по

направлению

движения

носков

наружу на внутренние ребра.

Спуск. Спуски можно выполнять из основной, высокой и низкой стоек. Чаще

всего применяется лыжниками основная стойка. Положение тела при этом

такое: ноги слегка согнуты в коленных и голеностопных суставах, голени

наклонены вперед, руки немного согнуты в локтях. Одна нога выдвинута

вперед примерно наполовину стопы, тяжесть тела распределяется на обе ноги

почти равномерно. Низкая стойка используется на спусках для увеличения

скорости: лыжник приседает как можно ниже и наклоняет туловище вперед.

Ноги стоят на всей ступне, руки вытянуты вперед. На пологих склонах для

отдыха мышц ног или с целью уменьшения скорости спуска применяется

высокая стойка. При этом лыжник держится прямо, ноги слегка согнуты в

коленных суставах.

Торможение. Торможение

«плугом»

используется

главным

образом

на

пологих

склонах

при

небольшой

скорости.

При

торможении

«плугом»

лыжник, смыкая носки лыж, разводит задники, крепко прижимая колени друг

к другу. Лыжи ставятся на внутренние ребра. Торможение «полукругом» или

упором

очень

удобно

при

спусках

с

гор

наискось.

Для

торможения

«полукругом»

необходимо,

чтобы

одна

лыжа

продолжала

скользить

по

прямой,

в

то

время

как

другая

отводится

в

сторону.

Отведенная

лыжа

ставится на ребро и упирается им в снег. Носки лыж смыкаются, колени

сгибаются и несколько сближаются.

2.2.

Описание

вариативных

форм,

способов,

методов

и

средств

реализации Программы

Методическое обеспечение программы

1.

Лыжи

2.

Лыжные палочки

План

программы

реализуется

через

кружковую

работу.

Комплектация

групп и продолжительность мероприятий зависит от возрастной категории

детей. Педагогические мероприятия проводятся один раз в неделю.

Возраст

Количество детей

в группе

Время

педагогического

мероприятия

5-6

12

25 минут

6-7

15

30 минут

Последовательность мероприятий и количество часов на каждую тему могут

варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений

педагога.

2.3. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников

Ведущей

целью

взаимодействия

педагогического

коллектива

с

семьями

воспитанников в соответствии с Программой является создание содружества

«родители-дети-педагоги»,

в

котором

все

участники

образовательных

отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации

и самовоспитанию.

Формы работы с родителями:

Анкетирование «Спорт в Вашей семье».

Родительское собрание «В здоровом теле – здоровый дух».

Акция «Товарищи родители, немного помогите нам!» (оказание помощи в

ремонте и приобретении спортивного инвентаря - лыжи по возрасту детей).

Консультация «Прогулка на лыжах. Ее влияние на развитие двигательных

способностей старших дошкольников».

Индивидуальные беседы по интересующим вопросам.

Совместное с детьми спортивное развлечение «Мы дружим со спортом».

Наглядно – информационная работа:

показ

презентации

«Как

с

пользой

для

здоровья

провести

зимние

каникулы»;

оформление альбома «Мы – будущие олимпийцы!»;

картотека

творческих

подвижных

игр

для

всей

семьи

с

элементами

передвижения на лыжах в условиях повседневной жизни «Играем дома»;

фотовыставка «Со спортом растем!».

3.Организационный раздел

3.1

Описание

материально

технического

обеспечения

Программы,

обеспеченности

методическими

материалами

и

средствами

обучения

и

воспитания, особенности организации предметно – развивающей среды

Методическое обеспечение программы

1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.:

Просвещение, 1992.

2. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Изд-во

НЦ ЭНАС, 2004.

3. Галянт И. Проблемы развития детской одаренности [Текст] / И. Галянт //

Дошкольное воспитание. - 2010. - № 6. - С. 48-55.

4. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети [Текст] / Ю.З. Гильбух. - М, 1991.

5. Головин О.В. Двигательная активность дошкольников. Учебное пособие.

Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2009.

6.

Пасечник

Л.

Одаренные

дети

в

детском

саду

и

семье:

статья

вторая

[Текст] / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 14-21.

7. Сочеванова Е.А. Подвижные игры для детей 4-7 лет. Изд-во Детство-пресс,

2009.

8. Теплов Б.М. Способность и одарённость [Текст] / Б.М. Теплов. — М:

Просвещение, 1985.

9. Филипова С.О. под ред. Спутник руководителя физического воспитания

дошкольного учреждения. Изд-во Детство-пресс, 2005.

10.

Хабарова

Т.В.

Развитие

двигательных

способностей

старших

дошкольников. Изд-во Детство-пресс, 2010.



В раздел образования