Автор: Пискунова Елена Владимировна
Должность: воспитатель – методист
Учебное заведение: ГБУ КО "Калужский социальный приют для детей и подростков "Мечта"
Населённый пункт: г.Калуга
Наименование материала: практическое занятие
Тема: «Применение здоровьесберегающих образовательных технологий при организации работы с детьми дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное учреждение Калужской области
« Калужский социальный приют для детей и подростков «Мечта»
Практическое занятие
«Применение здоровьесберегающих
образовательных технологий при организации
работы с детьми дошкольного возраста».
Подготовила и провела:
Воспитатель - методист
Пискунова Елена Владимировна.
Задачи:
1.
Закрепить представления воспитателей о здоровом образе жизни.
2.
Сформировать представление о здоровьесберегающих технологиях.
3.
Определить рамки возможного использования здоровьесберегающих
технологий с детьми дошкольного возраста.
Материал: зеркальце, фишки разных цветов, модели «цветков здоровья», модель
«Здоровье», листы бумаги формата Ф4, фломастеры, карандаши.
Часть 1.
«Свет мой,
зеркальце,
скажи»
Звучит музыка.
Воспитатели
образуют
круг,
в
центре
круга
-
модель
«Здоровье».
- Здравствуйте! – говорим мы друг другу при встрече, не
задумываясь, что это не просто приветствие, а пожелание
здоровья. Ведь здоровье – это самое ценное в нашей жизни.
Помните
содержание
сказки
А.С.Пушкина
«О
мертвой
царевне и семи богатырях»? Чтобы узнать что-нибудь о себе,
царица доставала волшебное зеркальце и приказывала ему:
«Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на
свете всех милее, всех румяней и белее?». С помощью вот
этого зеркальца (показываю) мы узнаем ответ на вопрос «Что
такое здоровье?» (каждый педагог, глядя в зеркальце, дает
свою формулировку понятия «здоровья», передавая зеркальце
друг другу по кругу).
-Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека,
но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими
и дорогими людьми, в поздравлениях мы желаем им доброго
и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог
полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам
выполнять
наши
планы,
успешно
решать
основные
жизненные задачи. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и
укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и
активную жизнь.
Часть 2.
Упражнение «Я
работаю над
своим
здоровьем»
- А как Вы заботитесь о своем здоровье? Как Вы думаете,
что
способствует
укреплению
здоровья?
Какие
факторы
вредят здоровью? Предлагаю принять участие в упражнении
«Я работаю над своим здоровьем».
Воспитателям предлагается сделать один шаг в центр центру
круга(
к
пирамиде
здоровья),
е сли
ответ
буд е т
положительным, если ответ отрицательный – воспитатели
остаются на месте.
Вопросы:
- я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику
- я ежедневно совершаю прогулки перед сном
- я посещаю бассейн, СПА клуб, тренажерный зал
- я периодически провожу разгрузочные дни;
- у меня отсутствуют вредные привычки;
- Итак, кто из Вас оказался рядом с моделью «здоровье»? Это
упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли
Вы
пути,
помогаете
ли
Вы
себе
в
укреплении
здоровья,
ведете ли здоровый образ жизни. А что означает здоровый
образ жизни? (ответы воспитателей). Давайте обратимся к
модели «Здоровье».
МОДЕЛЬ «ЗДОРОВЬЕ»
1.
Организация двигательного режима.
2.
Рациональное питание.
3.
Закаливание.
4.
Профилактические мероприятия.
5.
Психоэмоциональный комфорт.
Предлагаю воспитателям прокомментировать составляющие
предложенной модели «Здоровье».
Часть 3.
«Ладошки»
-
Существует
более
300
определений
здоровья.
В
Уставе
Всемирной организации здоровья дается такое определение
понятия
здоровья
-
это
состояние
полного
физического,
душевного
и
социального
благополучия,
а
не
только
отсутствие болезней и физических дефектов. На листе бумаги
обведите карандашом или фломастером свою ладошку и на
каждом
пальчике
напишите
свойственные
Вам
хорошие
привычки, а в центре ладошки - привычку, от которой хотели
бы избавиться.
О роли привычек в жизни человека свидетельствуют
высказывания многих великих людей:
«Привычка – вторая натура» /Цицерон/
«В силе привычки заключается сила воспитания»
(Английская пословица в переводе К.Д.Ушинского)
Часть 3.
Дискуссия.
- Согласно современным представлениям целью образования
является
всестороннее
развитие
ребенка
с
учетом
его
возрастных возможностей и индивидуальных особенностей
при сохранении и укреплении здоровья. С целью сохранения
и
укрепления
здоровья
ребенка
в
последнее
время
стали
широко применяться в детских садах здоровьесберегающие
образовательные технологии, как наиболее значимые из всех
известных технологий по степени влияния на здоровье детей.
Понятие
«здоровьесберегающие
образовательные
технологии»
появилось
в
педагогическом
лексиконе
в
последние
несколько
лет
и
воспринималось
многими
педагогами
как
аналог
с а н и т а р н о - г и г и е н и ч е с к и х
мероприятий.
Дайте
определение
«здоровьесберегающей
образовательной технологии» (ответы воспитателей).
-
В а ш и
о т в е т ы
в е р н ы .
З д о р о в ь е с б е р е г а ю щ и е
образовательные технологии, это системно организованная
с о в о к у п н о с т ь
п р и е м о в ,
м е т о д о в
о р г а н и з а ц и и
образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью
воспитанников,
а
применяемая
с
целью
сохранения
и
обогащения. Перечислите здоровьесберегающие технологии,
которые могут применяться в работе с детьми младшего,
среднего,
старшего
дошкольного
возраста
(ответы
воспитателей).
Каждый
ответ
воспитателя
записывается
на
лепестке,
который присоединяется в сердцевинкам «цветков» (модель).
-Какой замечательный у нас получился букет! Главная цель
при организации работе с дошкольников – это сохранение и
обогащение их здоровья. Решению этой задачи подчинены
многие задачи, которые решает педагог в процессе своей
деятельности.
Вы
обучаете
детей
культуре
здоровья,
формируете
представления
об
осознанном
отношении
к
своему здоровью, безопасному поведению. Тем самым Вы
формируете
валеологическую
культуру
ребенка.
Но
перед
Вами
стоит
еще
одна
важная
задача
-
сформировать
у
воспитанников потребность самостоятельного и осознанного
применения полученных знаний. Об опыте работы с детьми
расскажет
воспитатель
младшей
группы
(выступление
воспитателя с демонстрацией слайд-шоу).
Часть 4.
«Делай, как я»
Воспитателям
предлагается
принять
участие
в
игровом
тренинге
«Делай,
как
я».
Из
волшебного
сундучка
воспитатели достают по одной фишке. Обладателю фишки с
определенным
цветом
предлагается
взять
на
себя
роль
«воспитателя»
и
продемонстрировать
пр о веде ние
определенной технологии (остальные участники выступают
в роли «воспитанников»):
самомассаж с дарами природы (шишки, камешки и т.д.)
- желтая фишка;
комплекс дыхательных упражнений - синяя фишка;
комплекс гимнастики для глаз (используются пособия)
- красная фишка;
упражнения
с
целью
профилактики
плоскостопия
-
белая
шишка
(используются
дорожки
здоровья
с
разным наполнением);
упражнения с целью профилактики нарушения осанки -
зеленая фишка;
релаксационная пауза - голубая фишка;
физминутка - розовая фишка;
пальчиковая игра - фиолетовая фишка.
Часть5.
«Искупаем себя
в
аплодисментах»
- Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С
помощью аплодисментов они выражают свое отношение к
тому, кто выступает. Поскольку отношение к выступающим
может
быть
разным,
разными
бывают
раздающиеся
аплодисменты. Сегодня Вы активно работали,
так давайте
наградим себя аплодисментами. Изобразите аплодисменты,
которые можно было бы определить, как…
* снисходительные
* деликатные
* подбадривающие
* бурные
- Живало в старину поверье: того, кто чихнет во время
праздничного веселья, считали счастливым человеком. Вот я
и предлагаю вам всем вместе чихнуть…
(Разделить всех участников на три группы: первая кричит
слово «Ящик», вторая – «Спички», третья - «Хрящи»). По
моему сигналу все три группы кричат эти слова и получается
дружное: «Апчхи!»
- Будьте здоровы! И как говорят в народе «Будь здоров на сто
годов!» А еще в народе говорят, что если чихнешь натощак:
-в понедельник – к гостям;
-во вторник – к вестям;
-в среду – к свиданию с любимым;
- в четверг- к другу новому;
-в пятницу - к желанному поздравлению;
- в субботу – к разудалому веселью;
- в воскресенье – к вкусному угощению;
Приглашаю
всех
продегустировать
фиточай.
В
состав
фиточая
входят
растения
и
ягоды,
собранные
Вами
этим
летом на загородной даче!
Список используемой литературы.
1.
«Здоровьесберегающие
технологии
в
ДОУ»
/
Л.В.Гаврючина.-
М.
«Сфера», 2007.
2.
Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. – М.: linka- press,
2010.
3.