Напоминание

"Особенности развития детей с РДА и коррекционная работа в ДОУ"


Автор: Озерова Марина Евгеньевна
Должность: воспитатель дефектологической группы
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 27 "Рябинка"
Населённый пункт: г.Белебей, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развития детей с РДА и коррекционная работа в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №27 «Рябинка» г. Белебея муниципального района

Белебеевский район Республики Башкортостан

«Особенности развития детей с РДА

и коррекционная работа в ДОУ»

Подготовила воспитатель

дефектологической группы

Озерова Марина Евгеньевна

Белебей, 2016г.

Мир, в котором живет современный ребенок, существенно изменился.

Социально-экономические

проблемы

жизни

общества,

оказывающие

негативное

влияние

на

большинство

семей,

ухудшение

экологической

ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается

уровень физического и психического здоровья детей.

Особую тревогу вызывает рост количества детей с отклонениями в

развитии. (1987год 1 ребенок на 1000, 2014 год 1 на 67 детей). Это понятие

употребляется

по

отношению

к

детям

с

выраженной

органической

недостаточностью

центральной

нервной

системы

или

с

признаками

ее

функциональной незрелости.

Особенности детей с РДА (РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ)

До настоящего времени детский аутизм является одним из наиболее

спорных

вопросов

детской

психиатрии,

несмотря

на

многочисленные

исследования данного феномена. По клиническим признакам аутизм относят

к искаженному развитию. Само понятие «ранний детский аутизм» можно

рассматривать

как «неравномерное

развитие

психики

с

нарушениями

преимущественно социального межличностного восприятия и функции

общения».

Причины возникновения и развития РДА. Наиболее распространены

следующие:

• генетическая обусловленность;

• органическое поражение мозга;

• нарушение общения матери с ребенком, ее отчужденность и эмоциональная

холодность, недостаток материнской ласки.

К типичным проявлениям детского аутизма относят:

• постоянный уход ребенка от любых контактов, как со взрослыми, так и со

сверстниками;

• категорическое желание сохранения постоянства окружающей обстановки;

• необоснованный страх перед любыми изменениями или чем-то новым;

отказ

от

использования

речи

или

своеобразная

речь

с

нарушенной

коммуникативной направленностью;

• стериотипизация действий;

• патологическое фантазирование;

• манипулирование руками;

• погруженность в мир собственных переживаний;

• эмоциональная холодность по отношению к близким, избегание тактильных

контактов и контактов глаз.

Дети

с

РДА стремятся

оградить

свое

одиночество

и

активно

сопротивляются попыткам нарушить свое пространство, вплоть до вспышек

агрессивности.

Для

таких

детей

характерна

однообразная

внешне,

нецелесообразная двигательная активность, которая может проявляться в беге

по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т. д. Периоды двигательного

беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной

позе.

Неожиданно

и

очень

надолго

внимание

детей

с

РДА

может

быть

привлечено к какому-либо предмету, с которым дети могут манипулировать

часами

(переливать

воду

из

чашки

в

чашку,

включать

и

выключать

светильник, открывать и закрывать крышку коробки и т. д.).

У многих детей с РДА отмечается страх перед обычными предметами

домашнего обихода, например пылесосом, кофемолкой и т. д. Такие дети во

в с е м

с т р е м я т с я

с о б л юд а т ь

о п р е д е л е н н у ю

у с т а н о в л е н н у ю

последовательность, принимающую форму ритуалов.

Синдром РДА не относится к широко распространенным, гораздо чаще

встречаются дети с отдельными аутическими чертами. По статистике, РДА

чаще встречается у мальчиков.

Проблема

воспитания

и

обучения

детей

дошкольного

возраста

с

особыми

образовательными

потребностями

является

весьма

острой

и

актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот

процесс

должен

быть

комплексным,

проходить

с

участием

специалистов

различного

профиля:

дефектологов,

педагогов-психологов,

психиатров,

психоневрологов, логопедов, педагогов.

Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в

специальных (коррекционных) группах возможно при создании личностно-

ориентированного

взаимодействия

всех

специалистов

дошкольного

учреждения

на

интегративной

основе.

Вокруг

ребенка

совместными

действиями

различных

специалистов

создается

единое

коррекционно-

образовательное

пространство

и

определенная

предметно-развивающая

среда.

В связи с этим возникают проблемы руководства работой педагогов

узкого

профиля

и

организации

их

совместной

деятельности

в

целях

улучшения

качества

образования:

обеспечение

бережного

отношения

к

здоровью

и

развитию

личности

ребенка,

создания

для

нее

комфортных

условий пребывания в детском саду.

Коррекционная р а б о т а

д о л ж н а

п р о в о д и т ь с я

к о м п л е к с н о ,

группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров,

невропатологов,

логопедов,

психологов,

педагогов-дефектологов,

музыкального работника.

1.

Педагогическая помощь с т р о и т с я

н а

б а з е индивидуального

состояния

ребенка

направленной

на

активизацию

ребенка,

на

ослабление психического напряжения и необходимостью пребывания

ребенка в условиях дома, в пути, с неустойчивой его активностью.

2.

Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из

степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА.

Направленная

деятельность

ребенка

РДА

планируется

с

учетом

диссоциации

психического

развития.

Может

использоваться

индивидуальная, а позднее групповая игротерапия.

3.

Аутисты с трудом переходят от одного вида движений к другому, не

подражают,

не

воспроизводят

последовательной

цепи

действий,

в

особенности моторных, сочетанных с речевыми ответами. Им трудно

воспроизведение недавно усвоенных знаний, в особенности знаний из

долговременной памяти по требованию. С каждым этапом должна

усложняться

деятельность,

увеличиваться

предлагаемый

объем

навыков и знаний.

4.

Задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны

быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же

последовательностью,

одними

и

теми

же

выражениями.

Речевые

задания

должны

предъявляться

голосом

разной

громкости,

с

обращением внимания на тональность. Именно тогда дети переходят

от

пассивного

к

осознанному

овладению

режимных

моментов,

навыков. В процессе целостного воспитания у аутистов формируется

осознание

"Я" способность

к

отграничению

себя

от

других

лиц,

преодолевается явление протодиакризиса.

5.

Проведение

мероприятий

направленных

на

создание

условий

по

реализации инклюзивного

образовательного процесса

является

организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие

с амо стоятельно сти,

инициативы

и

активно сти

р е б е н к а ,

обеспечивающей развитие возможностей детей.

Модель взаимодействия специалистов представлена графически:

В

нашем

дошкольном

учреждении

мы

разработали

свою

систему

коррекционно-развивающей

работы

с

детьми,

имеющими

ограниченные

возможности здоровья.

Поскольку с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья,

эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа

проводится в индивидуальной и подгрупповой форме.

В первую половину дня проводятся занятия, как с воспитателями, так и с

учителем-дефектологом.

Во

вторую

половину

дня

проводятся

занятия

педагогом-психологом,

индивидуальная

работа

по

заданию

учителя-

дефектолога.

Тесно взаимодействуем с родителями.

Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь

им

стать

заинтересованными,

активными

и

действенными

участниками

образовательного

процесса.

Педагоги

разъясняют

родителям

о

необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые

дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и

родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты

Таким

образом,

коррекционно-развивающая

работа

с

детьми

в

специализированной

группе

многоаспектна,

предполагает

взаимодействие

специалистов и носит комплексный характер.

Вывод: Только

в

тесном

взаимодействии

всех

участников

педагогического

процесса

возможно

успешное

формирование

личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному

обучению, социализации и адаптации их в обществе.



В раздел образования