Автор: Озерова Марина Евгеньевна
Должность: воспитатель дефектологической группы
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 27 "Рябинка"
Населённый пункт: г.Белебей, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развития детей с РДА и коррекционная работа в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №27 «Рябинка» г. Белебея муниципального района
Белебеевский район Республики Башкортостан
«Особенности развития детей с РДА
и коррекционная работа в ДОУ»
Подготовила воспитатель
дефектологической группы
Озерова Марина Евгеньевна
Белебей, 2016г.
Мир, в котором живет современный ребенок, существенно изменился.
Социально-экономические
проблемы
жизни
общества,
оказывающие
негативное
влияние
на
большинство
семей,
ухудшение
экологической
ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается
уровень физического и психического здоровья детей.
Особую тревогу вызывает рост количества детей с отклонениями в
развитии. (1987год 1 ребенок на 1000, 2014 год 1 на 67 детей). Это понятие
употребляется
по
отношению
к
детям
с
выраженной
органической
недостаточностью
центральной
нервной
системы
или
с
признаками
ее
функциональной незрелости.
Особенности детей с РДА (РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ)
До настоящего времени детский аутизм является одним из наиболее
спорных
вопросов
детской
психиатрии,
несмотря
на
многочисленные
исследования данного феномена. По клиническим признакам аутизм относят
к искаженному развитию. Само понятие «ранний детский аутизм» можно
рассматривать
как «неравномерное
развитие
психики
с
нарушениями
преимущественно социального межличностного восприятия и функции
общения».
Причины возникновения и развития РДА. Наиболее распространены
следующие:
• генетическая обусловленность;
• органическое поражение мозга;
• нарушение общения матери с ребенком, ее отчужденность и эмоциональная
холодность, недостаток материнской ласки.
К типичным проявлениям детского аутизма относят:
• постоянный уход ребенка от любых контактов, как со взрослыми, так и со
сверстниками;
• категорическое желание сохранения постоянства окружающей обстановки;
• необоснованный страх перед любыми изменениями или чем-то новым;
•
отказ
от
использования
речи
или
своеобразная
речь
с
нарушенной
коммуникативной направленностью;
• стериотипизация действий;
• патологическое фантазирование;
• манипулирование руками;
• погруженность в мир собственных переживаний;
• эмоциональная холодность по отношению к близким, избегание тактильных
контактов и контактов глаз.
Дети
с
РДА стремятся
оградить
свое
одиночество
и
активно
сопротивляются попыткам нарушить свое пространство, вплоть до вспышек
агрессивности.
Для
таких
детей
характерна
однообразная
внешне,
нецелесообразная двигательная активность, которая может проявляться в беге
по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т. д. Периоды двигательного
беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной
позе.
Неожиданно
и
очень
надолго
внимание
детей
с
РДА
может
быть
привлечено к какому-либо предмету, с которым дети могут манипулировать
часами
(переливать
воду
из
чашки
в
чашку,
включать
и
выключать
светильник, открывать и закрывать крышку коробки и т. д.).
У многих детей с РДА отмечается страх перед обычными предметами
домашнего обихода, например пылесосом, кофемолкой и т. д. Такие дети во
в с е м
с т р е м я т с я
с о б л юд а т ь
о п р е д е л е н н у ю
у с т а н о в л е н н у ю
последовательность, принимающую форму ритуалов.
Синдром РДА не относится к широко распространенным, гораздо чаще
встречаются дети с отдельными аутическими чертами. По статистике, РДА
чаще встречается у мальчиков.
Проблема
воспитания
и
обучения
детей
дошкольного
возраста
с
особыми
образовательными
потребностями
является
весьма
острой
и
актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот
процесс
должен
быть
комплексным,
проходить
с
участием
специалистов
различного
профиля:
дефектологов,
педагогов-психологов,
психиатров,
психоневрологов, логопедов, педагогов.
Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в
специальных (коррекционных) группах возможно при создании личностно-
ориентированного
взаимодействия
всех
специалистов
дошкольного
учреждения
на
интегративной
основе.
Вокруг
ребенка
совместными
действиями
различных
специалистов
создается
единое
коррекционно-
образовательное
пространство
и
определенная
предметно-развивающая
среда.
В связи с этим возникают проблемы руководства работой педагогов
узкого
профиля
и
организации
их
совместной
деятельности
в
целях
улучшения
качества
образования:
обеспечение
бережного
отношения
к
здоровью
и
развитию
личности
ребенка,
создания
для
нее
комфортных
условий пребывания в детском саду.
Коррекционная р а б о т а
д о л ж н а
п р о в о д и т ь с я
к о м п л е к с н о ,
группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров,
невропатологов,
логопедов,
психологов,
педагогов-дефектологов,
музыкального работника.
1.
Педагогическая помощь с т р о и т с я
н а
б а з е индивидуального
состояния
ребенка
направленной
на
активизацию
ребенка,
на
ослабление психического напряжения и необходимостью пребывания
ребенка в условиях дома, в пути, с неустойчивой его активностью.
2.
Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из
степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА.
Направленная
деятельность
ребенка
РДА
планируется
с
учетом
диссоциации
психического
развития.
Может
использоваться
индивидуальная, а позднее групповая игротерапия.
3.
Аутисты с трудом переходят от одного вида движений к другому, не
подражают,
не
воспроизводят
последовательной
цепи
действий,
в
особенности моторных, сочетанных с речевыми ответами. Им трудно
воспроизведение недавно усвоенных знаний, в особенности знаний из
долговременной памяти по требованию. С каждым этапом должна
усложняться
деятельность,
увеличиваться
предлагаемый
объем
навыков и знаний.
4.
Задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны
быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же
последовательностью,
одними
и
теми
же
выражениями.
Речевые
задания
должны
предъявляться
голосом
разной
громкости,
с
обращением внимания на тональность. Именно тогда дети переходят
от
пассивного
к
осознанному
овладению
режимных
моментов,
навыков. В процессе целостного воспитания у аутистов формируется
осознание
"Я" способность
к
отграничению
себя
от
других
лиц,
преодолевается явление протодиакризиса.
5.
Проведение
мероприятий
направленных
на
создание
условий
по
реализации инклюзивного
образовательного процесса
является
организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие
с амо стоятельно сти,
инициативы
и
активно сти
р е б е н к а ,
обеспечивающей развитие возможностей детей.
Модель взаимодействия специалистов представлена графически:
В
нашем
дошкольном
учреждении
мы
разработали
свою
систему
коррекционно-развивающей
работы
с
детьми,
имеющими
ограниченные
возможности здоровья.
Поскольку с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья,
эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа
проводится в индивидуальной и подгрупповой форме.
В первую половину дня проводятся занятия, как с воспитателями, так и с
учителем-дефектологом.
Во
вторую
половину
дня
проводятся
занятия
педагогом-психологом,
индивидуальная
работа
по
заданию
учителя-
дефектолога.
Тесно взаимодействуем с родителями.
Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь
им
стать
заинтересованными,
активными
и
действенными
участниками
образовательного
процесса.
Педагоги
разъясняют
родителям
о
необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые
дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и
родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты
Таким
образом,
коррекционно-развивающая
работа
с
детьми
в
специализированной
группе
многоаспектна,
предполагает
взаимодействие
специалистов и носит комплексный характер.
Вывод: Только
в
тесном
взаимодействии
всех
участников
педагогического
процесса
возможно
успешное
формирование
личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному
обучению, социализации и адаптации их в обществе.