Напоминание

""Сказка душу лечит""


Автор: Пилюгина Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №172 "Радуга"
Населённый пункт: г,Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: ""Сказка душу лечит""
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему:

«Сказка лечит душу.

Сказкотерапия — универсальный язык»

Волшебная сила сказок известна с давних пор. До нас дошло немало

сказочных повествований, отражающих многовековой опыт

предшествующих поколений и до сих пор питающих наши умы, чувства и

воображение. Уже давно было замечено, что сказка наравне с

развлекательным характером носит воспитательное, познавательное,

чувственное и эстетическое значение. Мудрость, поданная в простой и ясной

сказочной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает

воображение и интуицию, позволяет накапливать опыт.

Наши предки знали все эти достоинства сказок и использовали их в качестве

самого эффективного средства общения с детьми. Сказка – универсальный

язык, способный в доступной форме донести до ребенка нужную

информацию. Психологи тоже оценили благотворное влияние сказки на

психику ребенка. Вы наверно и сами не раз замечали, что лучшим средством

успокоения или воздействия на своего малыша всё чаще становится вовремя

придуманная и рассказанная история.

Современные психологи используют

проигрывание сказочных сюжетов или рассказывание сказок, как один из

методов психотерапии. Этот метод психотерапевтического воздействия на

человека называют сказкотерапия.

С помощью метода сказкотерапии они раскрывают душу ребенка,

налаживают с ним контакт, упорядочивают внутренний мир, помогают

преодолеть проблемы и изменить поведение; либо просто развивают ребенка

и обогащают его знания. Сказка является учебником духовных и жизненных

знаний.

Сила терапевтических сказок (сказкотерапии)

Сказка для ребенка – это не просто фантазия, но и особая реальность. Все

дети любят сказки. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через

призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни.

Дети

самые

благодарные

слушатели

и

самые

неутомимые

фантазеры.

Сочинять сказки вместе с детьми – одно удовольствие, которое, ко всему

прочему,

привносит

в

психику

ребенка

еще

и

позитивные

изменения.

Методом сказкотерапии можно работать с малышами от 3-х лет – в этом

возрасте у них уже сформировано примерное представление о мире, ребенок

умеет оживленно разговаривать и способен облекать свои фантазии в слова.

Кроме

того

и

это

важно!

малыш

уже

умеет

четко

разграничивать

реальный и выдуманный мир.

Виды терапевтических сказок

1. Дидактические сказки

Развивающие и обучающие сказки рассказывают детям о новых понятиях и

закладывают основу учебных знаний. В дидактических сказках

одушевляются цифры, буквы, овощи, предметы. Сказки в увлекательной

форме рассказывают детям о семье, природе, растениях, животных, правилах

поведения и мн. др.

2. Художественные сказки

Народные художественные сказки складывались веками, приукрашались,

ширились, в них отражаются уникальные традиции и ценнейший опыт

человечества. Именно народные сказки сохранили нравственно –

эстетические принципы, глубину мировосприятия, информацию о

взаимоотношениях между людьми, а потому использовались и продолжают

используются в педагогических целях.

3. Диагностические сказки

Вы наверно знаете, какие сказки и о чем больше нравятся вашему ребенку.

Это означает, что ребенок на подсознательном уровне выбрал главного героя

сказки своим прообразом и примеряет на себя модель его поведения. Так

девочка, любящая сказку про хитрую лисичку, будет и в жизни использовать

лукавство и гибкость. Если мальчик увлекается историями про пиратов –

скорее всего это говорит о том, что он любит решать всё силой. Попробуйте

сочинить сказку вместе с ребенком, и вы узнаете тайные мысли и желания

малыша.

4. Профилактические сказки

Во время слушания сказок незаметно и исподволь происходит накопление

знаний о себе и о мире, формируется некая база символических схем

поведения в различных ситуациях, развивается личность ребенка,

закладывается основа его будущей жизни.

5. Лечебно-психологические сказки

Дети воспринимают смысл сказки на сознательном и подсознательном

уровне. Слушая сказку, ребенок погружается в описываемые события,

похожие на его жизненную ситуацию и переживает вместе с главным героем

его поражения и победы, горе и радость. Это позволяет ребенку осознать

свою позицию и взглянуть на себя как бы со стороны, под другим углом. И

вернувшись в реальный мир, у ребенка появляется чувство защищенности, он

становится увереннее в себе и стремится воспользоваться примером

положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.

6. Медитативные сказки

Медитативные сказки нацелены на создание какого-то положительного

эмоционального состояния (например, перед сном); снятия усталости,

напряжения, возбуждения; развития личностного ресурса. Эти сказки нужно

слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной

особенностью этих сказок – является отсутствие конфликтов и злых героев.

Многие родители порой замечают, что они как бы разговаривают со своим

ребенком на разных языках и общаться с ним становится всё труднее. Но

язык сказки, погруженный в мир фантазии и волшебства - это один из

способов, который поможет наладить контакт и взаимопонимания между

родителями и ребенком.

Сказкотерапия несёт в себе огромное потенциальное значение. Сказочная

форма общения с ребенком поможет в:

- воспитании, развитии и обучении ребенка;

- самопознании ребенка;

- взаимопонимании с окружающим миром;

- психоречевом развитии;

- развитии социально-эмоционального поведения ребенка;

- развитии мышления, памяти, фантазии, воображения, творчества ребенка.

Врачевание и развитие души с помощью сказки, доброй или поучительной

истории органично самой природе человека.

Замечательная исследовательница сказок Кларисса Эстес пишет:

«Сказки — это лекарство. Они владеют мною с тех пор, как я услышала

свою первую сказку. Они обладают целительной силой, не заставляя нас

делать, быть, действовать, — достаточно слушать их. В сказках содержатся

средства, позволяющие исправить или возродить любую утраченную

душевную пружину. Сказки рождают печаль, волнение, вопросы, понимание

и стремления.

Мы становимся старше, умнее, логичнее, дальновиднее, прагматичнее; мы

начинаем работать с цифрами, механизмами, схемами; попадаем в жесткие

условия

выживания

и

нам

«не

до

сказок».

И

в

этот

самый

момент

подросток, взрослый интуитивно тянется именно к сказке! Он берет в руки

детектив, фэнтези, идет в кино и с интересом ребенка смотрит «Пиратов

Карибского моря» или «Код да Винчи». Девушки и женщины припадают к

телеэкрану и смотрят «Не родись красивой». Кто-то — с придыханием, а кто-

то — подсмеиваясь над собой. Так сказки заполняют нашу жизнь, берут

«реванш». Так подключаются ресурсы нашего правого полушария, украшая

жизнь.

Спектакли, кинофильмы, литература — форматы сказок для взрослых, в

которых

язык

метафоры,

увлекательный

сюжет

проявляют

себя

в

новых

красках. Они питают нашу душу, направляют процесс размышлений, влияют

на наши отношения и принимаемые нами решения. Вот что делает с нами

сказочный язык!

Поэтому не стоит думать, что сказки — это только народные или авторские

истории. Сказки — повсюду в нашей культуре, они заполняют наш досуг, а у

некоторых из нас являются важной составляющей работы.

Каждому возрасту — своя сказка, свой образный и проблемный ряд, свой

сюжет,

свои

декорации.

Это

очевидно.

И

это

необходимое

условие

сказкотерапии.

Метод сказкотерапии подходит не только для детей, но и для взрослых. Через

сказочный

сюжет

взрослый

человек

«примеряет

на

себя»

поступки

и

действия различных героев, выбирая роль счастливого и удачного героя,

преодолевая

житейские

трудности.

При

помощи

сказкотерапии

можно

безопасно

и

безболезненно

пересмотреть

свой

жизненный

сценарий

или

сформировать новый.

Применение сказкотерапии помогает при важном выборе, когда у взрослого

человека не хватает решительности действовать. Написанная для себя сказка

позволяет поднять на поверхность то, что скрыто в подсознании. После

написания сказки очень важно правильно ее проанализировать.

Взрослым

сказкотерапия

помогает

рассмотреть

свою

проблему,

найти

решение или укажет на возможные средства решения проблемы, создает

позитивное ожидание.

Итак, сказкотерапия — это особый язык общения с человеком. То, что

бывает сложно передать обычными словами, молено передать через исто-

рию.Булат

Окуджава

призывал

нас

говорить

друг

другу

комплименты.

Пришло

время

дополнить

его

пожелание

такими

словами:

«Давайте

рассказывать друг другу добрые и мудрые сказки!» Тогда сердца людей

станут чувствительнее и добрее, а окружающий мир — ярче»



В раздел образования