Автор: Пилюгина Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №172 "Радуга"
Населённый пункт: г,Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: ""Сказка душу лечит""
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему:
«Сказка лечит душу.
Сказкотерапия — универсальный язык»
Волшебная сила сказок известна с давних пор. До нас дошло немало
сказочных повествований, отражающих многовековой опыт
предшествующих поколений и до сих пор питающих наши умы, чувства и
воображение. Уже давно было замечено, что сказка наравне с
развлекательным характером носит воспитательное, познавательное,
чувственное и эстетическое значение. Мудрость, поданная в простой и ясной
сказочной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает
воображение и интуицию, позволяет накапливать опыт.
Наши предки знали все эти достоинства сказок и использовали их в качестве
самого эффективного средства общения с детьми. Сказка – универсальный
язык, способный в доступной форме донести до ребенка нужную
информацию. Психологи тоже оценили благотворное влияние сказки на
психику ребенка. Вы наверно и сами не раз замечали, что лучшим средством
успокоения или воздействия на своего малыша всё чаще становится вовремя
придуманная и рассказанная история.
Современные психологи используют
проигрывание сказочных сюжетов или рассказывание сказок, как один из
методов психотерапии. Этот метод психотерапевтического воздействия на
человека называют сказкотерапия.
С помощью метода сказкотерапии они раскрывают душу ребенка,
налаживают с ним контакт, упорядочивают внутренний мир, помогают
преодолеть проблемы и изменить поведение; либо просто развивают ребенка
и обогащают его знания. Сказка является учебником духовных и жизненных
знаний.
Сила терапевтических сказок (сказкотерапии)
Сказка для ребенка – это не просто фантазия, но и особая реальность. Все
дети любят сказки. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через
призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни.
Дети
–
самые
благодарные
слушатели
и
самые
неутомимые
фантазеры.
Сочинять сказки вместе с детьми – одно удовольствие, которое, ко всему
прочему,
привносит
в
психику
ребенка
еще
и
позитивные
изменения.
Методом сказкотерапии можно работать с малышами от 3-х лет – в этом
возрасте у них уже сформировано примерное представление о мире, ребенок
умеет оживленно разговаривать и способен облекать свои фантазии в слова.
Кроме
того
–
и
это
важно!
–
малыш
уже
умеет
четко
разграничивать
реальный и выдуманный мир.
Виды терапевтических сказок
1. Дидактические сказки
Развивающие и обучающие сказки рассказывают детям о новых понятиях и
закладывают основу учебных знаний. В дидактических сказках
одушевляются цифры, буквы, овощи, предметы. Сказки в увлекательной
форме рассказывают детям о семье, природе, растениях, животных, правилах
поведения и мн. др.
2. Художественные сказки
Народные художественные сказки складывались веками, приукрашались,
ширились, в них отражаются уникальные традиции и ценнейший опыт
человечества. Именно народные сказки сохранили нравственно –
эстетические принципы, глубину мировосприятия, информацию о
взаимоотношениях между людьми, а потому использовались и продолжают
используются в педагогических целях.
3. Диагностические сказки
Вы наверно знаете, какие сказки и о чем больше нравятся вашему ребенку.
Это означает, что ребенок на подсознательном уровне выбрал главного героя
сказки своим прообразом и примеряет на себя модель его поведения. Так
девочка, любящая сказку про хитрую лисичку, будет и в жизни использовать
лукавство и гибкость. Если мальчик увлекается историями про пиратов –
скорее всего это говорит о том, что он любит решать всё силой. Попробуйте
сочинить сказку вместе с ребенком, и вы узнаете тайные мысли и желания
малыша.
4. Профилактические сказки
Во время слушания сказок незаметно и исподволь происходит накопление
знаний о себе и о мире, формируется некая база символических схем
поведения в различных ситуациях, развивается личность ребенка,
закладывается основа его будущей жизни.
5. Лечебно-психологические сказки
Дети воспринимают смысл сказки на сознательном и подсознательном
уровне. Слушая сказку, ребенок погружается в описываемые события,
похожие на его жизненную ситуацию и переживает вместе с главным героем
его поражения и победы, горе и радость. Это позволяет ребенку осознать
свою позицию и взглянуть на себя как бы со стороны, под другим углом. И
вернувшись в реальный мир, у ребенка появляется чувство защищенности, он
становится увереннее в себе и стремится воспользоваться примером
положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.
6. Медитативные сказки
Медитативные сказки нацелены на создание какого-то положительного
эмоционального состояния (например, перед сном); снятия усталости,
напряжения, возбуждения; развития личностного ресурса. Эти сказки нужно
слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной
особенностью этих сказок – является отсутствие конфликтов и злых героев.
Многие родители порой замечают, что они как бы разговаривают со своим
ребенком на разных языках и общаться с ним становится всё труднее. Но
язык сказки, погруженный в мир фантазии и волшебства - это один из
способов, который поможет наладить контакт и взаимопонимания между
родителями и ребенком.
Сказкотерапия несёт в себе огромное потенциальное значение. Сказочная
форма общения с ребенком поможет в:
- воспитании, развитии и обучении ребенка;
- самопознании ребенка;
- взаимопонимании с окружающим миром;
- психоречевом развитии;
- развитии социально-эмоционального поведения ребенка;
- развитии мышления, памяти, фантазии, воображения, творчества ребенка.
Врачевание и развитие души с помощью сказки, доброй или поучительной
истории органично самой природе человека.
Замечательная исследовательница сказок Кларисса Эстес пишет:
«Сказки — это лекарство. Они владеют мною с тех пор, как я услышала
свою первую сказку. Они обладают целительной силой, не заставляя нас
делать, быть, действовать, — достаточно слушать их. В сказках содержатся
средства, позволяющие исправить или возродить любую утраченную
душевную пружину. Сказки рождают печаль, волнение, вопросы, понимание
и стремления.
Мы становимся старше, умнее, логичнее, дальновиднее, прагматичнее; мы
начинаем работать с цифрами, механизмами, схемами; попадаем в жесткие
условия
выживания
—
и
нам
«не
до
сказок».
И
в
этот
самый
момент
подросток, взрослый интуитивно тянется именно к сказке! Он берет в руки
детектив, фэнтези, идет в кино и с интересом ребенка смотрит «Пиратов
Карибского моря» или «Код да Винчи». Девушки и женщины припадают к
телеэкрану и смотрят «Не родись красивой». Кто-то — с придыханием, а кто-
то — подсмеиваясь над собой. Так сказки заполняют нашу жизнь, берут
«реванш». Так подключаются ресурсы нашего правого полушария, украшая
жизнь.
Спектакли, кинофильмы, литература — форматы сказок для взрослых, в
которых
язык
метафоры,
увлекательный
сюжет
проявляют
себя
в
новых
красках. Они питают нашу душу, направляют процесс размышлений, влияют
на наши отношения и принимаемые нами решения. Вот что делает с нами
сказочный язык!
Поэтому не стоит думать, что сказки — это только народные или авторские
истории. Сказки — повсюду в нашей культуре, они заполняют наш досуг, а у
некоторых из нас являются важной составляющей работы.
Каждому возрасту — своя сказка, свой образный и проблемный ряд, свой
сюжет,
свои
декорации.
Это
очевидно.
И
это
необходимое
условие
сказкотерапии.
Метод сказкотерапии подходит не только для детей, но и для взрослых. Через
сказочный
сюжет
взрослый
человек
«примеряет
на
себя»
поступки
и
действия различных героев, выбирая роль счастливого и удачного героя,
преодолевая
житейские
трудности.
При
помощи
сказкотерапии
можно
безопасно
и
безболезненно
пересмотреть
свой
жизненный
сценарий
или
сформировать новый.
Применение сказкотерапии помогает при важном выборе, когда у взрослого
человека не хватает решительности действовать. Написанная для себя сказка
позволяет поднять на поверхность то, что скрыто в подсознании. После
написания сказки очень важно правильно ее проанализировать.
Взрослым
сказкотерапия
помогает
рассмотреть
свою
проблему,
найти
решение или укажет на возможные средства решения проблемы, создает
позитивное ожидание.
Итак, сказкотерапия — это особый язык общения с человеком. То, что
бывает сложно передать обычными словами, молено передать через исто-
рию.Булат
Окуджава
призывал
нас
говорить
друг
другу
комплименты.
Пришло
время
дополнить
его
пожелание
такими
словами:
«Давайте
рассказывать друг другу добрые и мудрые сказки!» Тогда сердца людей
станут чувствительнее и добрее, а окружающий мир — ярче»