Напоминание

"Варианты ВПР по географии 6 класс"


Автор: Осипова Любовь Юрьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ "СОШ№12"
Населённый пункт: город Энгельс, Саратовской области
Наименование материала: Разработка материалов для проведения ВПР
Тема: "Варианты ВПР по географии 6 класс"
Раздел: среднее образование





Назад




ВПР по географии 6 класс Вариант 1 ( учитель Осипова Л.Ю.)

Задание 1 выполняется с использованием карты мира, приведённой на

следующей странице.

Рассмотрите карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

1.1. Запишите названия материков в соответствующее поле.

1.2. С каким из названных Вами материков связаны открытия путешественников и

исследователей, изображённых на портретах? Укажите название материка.

Джеймс Кук Н.Н.Миклухо – Маклай

Ответ: ____________________________

Подпишите на карте океаны, омывающие берега указанного выше материка.

1

Название материка

A

:

Название материка

Б

:

Задание 2 выполняется с использованием карты мира, приведённой на

предыдущей странице.

2.1. Поставьте точки на карте по приведённым ниже координатам. Обозначьте эти

точки соответственно цифрами 1 и 2.

Точка 1 – 44° с. ш. 35° в. д.

Точка 2 – 5° с. ш. 35° в. д.

В каком направлении от точки 1 расположена точка 2?

Ответ. _________________________________

2.2.

Точка

1

расположена

на

территории

крупного

географического

объекта.

Прочитайте текст, рассмотрите космический снимок и укажите название этого

географического объекта.

Это море соединяется с Азовским морем Керченским проливом. Оно является

крупнейшим

курортным

регионом

Европы

и

Малой

Азии,

а

также

важным

районом грузовых и пассажирских транспортных перевозок.

Задание

3

выполняется

топографической карты.

с

использованием

приведённого

ниже

фрагмент

а

2

3

3.1Определите по карте, в каком направлении от дома лесника находится точка В.

Ответ: ________________________

3.2.

Какова

протяжённость

проложенного

на

карте

маршрута

А–В?

Для

выполнения задания используйте линейку. Расстояние измеряйте по центрам точек.

Ответ. ________________________________

3.3. Какой из изображённых на фотографиях объект может быть сооружён на

участке №1? Обоснуйте свой ответ.

А – футбольное поле Б – санный спуск

Ответ. Объект: _______

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4

4.1. Разница во времени между Москвой и Читой составляет +6 часов. На рисунках

представлены показания часов в Москве и Чите в тот момент, когда в Москве 5

часов вечера.

Запишите под каждым рисунком, как отображается то же самое

время на электронных часах в этих городах.

Москва Чита

САНТ-ТЕРБУРГ

ЯКУТСК

_________________

_________________

4.2. Люба живёт в городе Москва. Что она делает в

указанное

Вами

время?

Используйте

для

ответа

приведённый режим дня школьника.

Ответ. __________________________________

________________________________________

4.3. Что в это же время делает её сверстница Лена, которая живёт в Чите, если она

соблюдает тот же режим дня, что и Люба?

РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА

7.00

Подъём

7.05 – 7.20

Утренняя зарядка

7.20 – 7.30

Гигиенические процедуры

7.30 – 8.00

Завтрак

8.00 – 8.15

Дорога в школу

8.30 – 13.10

Занятия в школе

13.10 – 13.30 Дорога домой

13.45 – 14.15

Обед

14.15 – 16.15

Занятия в кружках/секциях

16.30 – 16.45

Полдник

16.45 – 18.15

Выполнение домашних заданий

18.15 – 19.15

Прогулка на свежем воздухе

19.30 – 20.00

Ужин

20.00 – 21.30 Свободное время (чтение книг,

просмотр

тел е пе р едач ,

настольные игры)

21.30 – 22.00

Гигиенические

процедуры и подготовка

ко сну

22.00 – 7.00

Ночной сон

Ответ. __________________________________

________________________________________

Обоснуйте свой ответ.

Ответ. __________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

_______________________________________________________________________

_________ Укажите, чем обусловлена разница во времени в разных частях Земли.

Ответ.

_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

___

5.1. Установите соответствие между географическими особенностями и природными

зонами, для которых они характерны: для этого к каждой позиции первого столбца

подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ

А) Преобладают черноземные почвы 1. Степь

Б) Суровая зима и короткое холодное лето 2. Тундра

В) Много болот

Г) Место обитания северного оленя

Д) Засушливый климат

Е) Преобладание засухоустойчивых растений

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

5.2. Определите, в какой из указанных природных зон могла быть сделана каждая

фотография. Подпишите названия природных зон.

5

А

Б

В

Г

Д

Е

А – _____________________________

Б – ______________________________

На одном из сайтов в Интернете были размещены карта прогноза

погоды на 15 января 2013 г. и выдержки из прогноза погоды на этот

день. Какие выдержки из прогнозов погоды на территории России

соответствуют

информации,

представленной

на

карте?

Запишите

номера, под которыми указаны эти выдержки.

1) 15 января на всей территории России дневные температуры будут

ниже 0°С.

2) В Абакане возможны осадки в виде снега.

3)Температура воздуха в Якутске выше 0

0

С.

6

4) В Сыктывкаре температура воздуха в течении суток не поднимется

выше 0

0

С.

Ответ:____________________

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд

слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), ко-

торые необходимо вставить на место пропусков.

Для того чтобы определить точное направление на предмет, недостаточно

знать, в какой стороне горизонта он находится. В таких случаях определяют

_____ (А) на предмет по компасу. Это ____ (Б), отсчитываемый по часовой

стрелке, между направлением на _____ (В) и направлением на предмет.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (слово-

сочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте по-

следовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно за-

полняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосо-

четаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения про-

пусков.

Список слов:

1)

Север

2)

Юг

3)

Угол

4)

Азимут

5)

Прямая

6)

Восток

8.1. Используя приведённую ниже таблицу, выполните задания.

Численность и состав населения

Страна

Численность

населения,

млн человек

Состав населения, %

городское

сельское

1

США

328

80

20

2

Бразилия

212

75

25

3

Германия

82

90

10

4

Франция

65

80

20

8

7

А

Б

В

Расположите страны в порядке уменьшения численности населения, начиная со

страны с самой большой численностью. Запишите в ответе последовательность

порядковых номеров этих стран.

Ответ. _________________________

В какой стране доля сельского населения выше? Запишите в ответе название

страны.

Ответ. _________________________

В каких странах доля городского населения одинакова? Запишите в ответе названия

стран.

Ответ. _________________________

8.2. На фотографиях изображены крупнейшие города стран, указанных в таблице.

Запишите под каждой фотографией название соответствующей страны.

А - ______________________ Б - ______________________

В -______________________ Г - _______________________

Рассмотрите

фотографию

с

изображением

опасного

явления

природы.

Запишите его название.

9

9

9

Природное явление – __________________________

Чем опасно это явление для людей? Составьте краткое описание этого природного

явления (объёмом до пяти предложений).

Ответ.

_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_________

10

10.1. Запишите название региона: республики, или области, или края, или автономного

округа или города федерального значения, в котором Вы живёте.

Ответ: ________________________________________________________

Как

называется

главный

город

Вашего

региона?

/

Как

называется

округ

/

муниципальный

район

города

федерального

значения,

в

котором

расположена

Ваша школа?

Ответ: ________________________________________________________

10.2. Какие крупные объекты гидросферы есть на территории Вашего региона?

Составьте краткое географическое описание одного из них.

Ответ.

_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Система оценивания проверочной работы

Полный правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 2.2, 3.2, 4.1, 4.2 и 5.2

оценивается 1 баллом. Если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из

элементов ответа записан неправильно или не записан), выставляется 0 баллов.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 5.1, 6,7 и 8.2 оценивается 2

баллами.

Если

в

ответе

допущена

одна

ошибка,

выставляется

1

балл;

если

допущено две или более ошибки – 0 баллов.

Номер задания

Правильный ответ

1.1

А – Австралия, Б – Северная Америка

2.2

Черное море

3.1

В Восточном

3.2

250 метров

4.1

17.00; 23.00

4.2

Люба выполняет домашние задания

5.1

122211

5.2

А) тундра

Б) степь

6

24

7

431

8.2

А) Франция

Б) США

В) Бразилия

Г) Германия

1.2. С каким из названных Вами материков связаны открытия путешественников и

исследователей, изображённых на портретах? Укажите название материка.

Подпишите на карте океаны, омывающие берега указанного выше материка.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) название материка: Австралия;

2) подписи океанов на карте: Индийский, Тихий

Правильно указано название материка, подписаны два океана

2

Правильно указано название материка, подписан только один океан

1

Правильно указано только название материка, ни одно название океана не

подписано / не подписано правильно.

ИЛИ Название материка не указано / указано неправильно независимо от

наличия/отсутствия подписи океанов. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

2.1. Поставьте точки на карте по приведённым ниже координатам. Обозначьте эти

точки соответственно цифрами 1 и 2.

Точка 1 – 19° ю. ш. 45° в. д.

Точка 2 – 43° с. ш. 45° в. д.

В каком направлении от точки 1 расположена точка 2?

Содержание верного ответа, критерии и указания по оцениванию

Баллы

К1

Отметка двух точек на карте

1

Две точки на карте отмечены правильно

1

На карте правильно отмечена только одна точка / точки не отмечены /

отмечены неправильно

0

Если

по

критерию

К1

выставлен

0

баллов,

то

по

критерию

К2

выставляется 0 баллов

К2

Указание направления

1

Направление указано правильно: в северном

1

Направление не указано / указано неправильно

0

1

2

Максимальный балл

2

3.3. Какой из изображённых на фотографиях объект может быть сооружён на

участке №1? Обоснуйте свой ответ.

А – футбольное поле Б – санный спуск

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)

указание объекта:А – футбольное поле;

2)

обоснование: для сооружения футбольного поля необходим ровный

участок, покрытый травой. Участок №1 именно такой.

Обоснование может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке

Правильно указан объект, дано обоснование

2

Правильно указан только объект

1

Объект указан неправильно независимо от наличия/отсутствия обоснования. ИЛИ

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

4.3

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)

ответ на вопрос: Лена спит;

2)

обоснование, например: когда в Москве 17 часов в Чите 23 часа,

поэтому когда Люба выполняет домашние задания, Лена уже спит.

3)

указание того, чем обусловлена разница во времени, например: такая

разница во времени обусловлена вращением Земли вокруг своей оси.

Обоснование и/или указание может быть приведено в иной, близкой по смыслу

формулировке

Правильно дан ответ на вопрос, представлены обоснование и указание

3

Правильно дан ответ на вопрос и обоснование.

ИЛИ Правильно дан только ответ на вопрос и указание

2

Правильно дан только ответ на вопрос.

ИЛИ Правильно приведено только указание

1

Ответ

на

вопрос

дан

неправильно

независимо

от

наличия/отсутствия

других

элементов ответа.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

8.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) последовательность номеров стран: 1234;

2) ответ на первый вопрос: в Бразилии;

3) ответ на второй вопрос: в США и во Франции

Правильно

указана

последовательность

номеров

стран

и

даны

ответы

на

два

вопроса

2

Правильно указана последовательность номеров стран и дан ответ на любой один

вопрос.

ИЛИ Правильно даны только ответы на два вопроса

1

Правильно указана только последовательность номеров стран.

ИЛИ Правильно дан ответ только на один любой вопрос.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

9.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Баллы

К1

Указание опасного явления природы

1

Правильно определено опасное явление природы: извержение вулкана

При оценивании как правильный ответ засчитывается любое допустимое

название данного явления

1

Опасное явление природы не определено / определено неправильно

0

Если по критерию К1 выставлен 0 баллов, то по всем остальным позициям

оценивания выставляется 0 баллов

К2

Пояснение, чем опасно это явление для людей

1

Правильно пояснено, чем опасно это явление для людей

1

Пояснение о том, чем опасно это явление для людей, отсутствует. ИЛИ

Ответ неправильный

0

К3

Описание этого природного явления

При оценивании в качестве правильного может быть принято описание

природного явления в любом объёме

1

Описание содержит основные сведения о природном явлении. Фактических

ошибок нет

1

В описании допущены фактические ошибки.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не содержащие сведений о

природном явлении.

ИЛИ Описание не представлено

0

Максимальный балл

3

10

10.1. Запишите название региона: республики, или области, или края, или автономного

округа или города федерального значения, в котором Вы живёте.

Как

называется

главный

город

Вашего

региона?

/

Как

называется

округ

/

муниципальный

район

города

федерального

значения,

в

котором

расположена

Ваша школа?

Указания к оцениванию

Баллы

Правильно

указаны

название

региона

и

его

главный

город

/

округ

или

муниципальный район города федерального значения

1

Правильно указано только название региона.

ИЛИ Правильно указан только главный город регион

/ округ или

муниципальный район города федерального значения.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

1

10.2. Какие крупные объекты гидросферы есть на территории Вашего региона?

Составьте краткое географическое описание одного из них.

Критерии и указания к оцениванию

Баллы

К1

Указание объектов гидросферы на территории региона

1

Правильно указан(-ы) объект(-ы) гидросферы на территории региона. При

оценивании

как

правильный

ответ

засчитывается

указание

любого

количества объектов (одного и более)

1

Объект(-ы) гидросферы на территории региона не указан(-ы) / указан(-ы)

неправильно

0

Если

по

критерию

К1

выставлен

0

баллов,

то

по

критерию

К2

выставляется 0 баллов

К2

Описание одного из объектов гидросферы

2

Описание содержит основные географические сведения об объекте.

Фактических ошибок нет

2

Описание

содержит

основные

географические

сведения

об

объекте.

Допущено не более двух фактических ошибок

1

Приведены сведения, не соответствующие требованию задания

0

Максимальный балл

3

Система оценивания выполнения всей работы

Максимальный балл за выполнение работы

37.

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0–9

10–21

22–30

31–37

ВПР 6класс Вариант 2

Задание 1 выполняется с использованием карты мира, приведённой на

следующей странице.

Рассмотрите карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

1.1. Запишите названия материков в соответствующее поле.

1.2. С каким из названных Вами материков связаны открытия путешественников и

исследователей, изображённых на портретах? Укажите название материка.

Христофор Колумб Джеймс Кук

Ответ: ____________________________

Подпишите на карте океаны, омывающие берега указанного выше материка.

1

Название материка

A

:

Название материка

Б

:

Задание 2 выполняется с использованием карты мира, приведённой на

предыдущей странице.

2.1. Поставьте точки на карте по приведённым ниже координатам. Обозначьте эти

точки соответственно цифрами 1 и 2.

Точка 1 – 20° с. ш. 50° в. д.

Точка 2 – 20° с. ш. 80° в. д.

В каком направлении от точки 1 расположена точка 2?

Ответ. _________________________________

2.2.

Точка

1

расположена

на

территории

крупного

географического

объекта.

Прочитайте текст, рассмотрите космический снимок и укажите название этого

географического объекта.

Это - один из самых больших полуостровов нашей планеты, который расположен

на

границе

между

Африкой

и

Азией.

Бескрайние

пустынные

плоскогорья

и

невысокие горы покрывают большую часть полуострова. Вопреки ожиданиям,

пейзажи не выглядят скучными и однообразными. Эти удивительные места на

редкость богаты уникальными природными достопримечательностями и таят в

себе немало неразгаданных тайн. Омывается водами Красного и Аравийского

морей.

Задание

3

выполняется

топографической карты.

с

использованием

приведённого

ниже

фрагмент

а

2

3

3.1 Определите по карте, в каком направлении от родника находится геодезический

знак.

Ответ: ___________________________

3.2 Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до дома

лесника. Полученный результат округлите до десятков метров.

Ответ запишите в виде числа.

Ответ: ___________________________ м.

3.3. Какой из изображённых на фотографиях объект может быть сооружён на

участке №1? Обоснуйте свой ответ.

А – футбольное поле Б – санный спуск

Ответ. Объект: _______

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4

4.1. Разница во времени между Калининградом и Анадырем составляет +9 часов.

На рисунках представлены показания часов в Калининграде и Анадыре в тот

момент, когда в 10 часов утра. Запишите под каждым рисунком, как отображается

то же самое время на электронных часах в этих городах.

Калининград Анадырь

4.2.

Таня

живёт

в

городе

Калининград.

Что

она

делает в указанное Вами время? Используйте для

ответа приведённый режим дня школьника.

Ответ. __________________________________

________________________________________

РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА

7.00

Подъём

7.05 – 7.20

Утренняя зарядка

7.20 – 7.30

Гигиенические процедуры

7.30 – 8.00

Завтрак

8.00 – 8.15

Дорога в школу

8.30 – 13.10

Занятия в школе

13.10 – 13.30 Дорога домой

13.45 – 14.15

Обед

14.15 – 16.15

Занятия в кружках/секциях

16.30 – 16.45

Полдник

16.45 – 18.15

Выполнение домашних заданий

18.15 – 19.15

Прогулка на свежем воздухе

19.30 – 20.00

Ужин

20.00 – 21.30 Свободное время (чтение книг,

просмотр

тел е пе р едач ,

настольные игры)

21.30 – 22.00

Гигиенические

процедуры и подготовка

ко сну

22.00 – 7.00

Ночной сон

4.3. Что в это же время делает её сверстница Оля, которая живёт в Анадыре, если

она соблюдает тот же режим дня, что и Таня?

Ответ. __________________________________

________________________________________

Обоснуйте свой ответ.

Ответ. __________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

_______________________________________________________________________

_________ Укажите, чем обусловлена разница во времени в разных частях Земли.

Ответ.

_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

___

5.1. Установите соответствие между географическими особенностями и природными

зонами, для которых они характерны: для этого к каждой позиции первого столбца

подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ

А) Произрастание хвойных деревьев 1. Тайга

Б) Суровая зима и короткое холодное лето 2. Тундра

В) Много болот

Г) Место обитания северного оленя

Д) Устойчивый снежный покров зимой

Е) Занимает территорию в пределах умеренного пояса Северного полушария

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

5.2. Определите, в какой из указанных природных зон могла быть сделана каждая

фотография. Подпишите названия природных зон.

5

А

Б

В

Г

Д

Е

А – ___________________________ Б – _____________________________

6.

На одном из сайтов в Интернете были размещены карта прогноза погоды на 15 февраля

2013 г. и выдержки из прогноза погоды на этот день. Какие выдержки из прогнозов погоды

на территории России соответствуют информации, представленной на карте? Запишите

номера, под которыми указаны эти выдержки.

1

) 15 февраля на всей территории России дневные температуры будут ниже 0 °С.

2) В Хабаровске возможны осадки в виде снега.

3) Температура воздуха в Абакане ниже 15

0

С.

4) В Барнауле температура воздуха в течении суток не поднимется выше 0

0

С.

7.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите

из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить

на место пропусков.

Земная

_____ (А)

это

воображаемая

прямая,

проходящая

через

центр

Земли.

Она

пересекает поверхность Земли в двух точках – Северном и Южном географических _____

(Б). На равном расстоянии от них проходит ____ (В) – воображаемая линия, которая делит

Землю на два равных полушария: Северное и Южное.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание)

может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово

(словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внима-

ние на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для за-

полнения пропусков.

Список слов:

1) меридиан

2) параллель

3) ось

4) полюса

5) вулканизм

6) экватор

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

8.1. Используя приведённую ниже таблицу, выполните задания.

Численность и состав населения

Страна

Численность

населения,

млн человек

Состав населения, %

городское

сельское

1

США

328

80

20

2

Бразилия

212

75

25

3

Германия

82

90

10

4

Франция

65

80

20

Расположите страны в порядке увеличения численности населения, начиная со

страны с самой большой численностью. Запишите в ответе последовательность

порядковых номеров этих стран.

Ответ. _________________________

В

какой

стране

доля

сельского

населения

самая

низкая?

Запишите

в

ответе

название страны.

Ответ. _________________________

8

А

Б

В

В каких странах доля городского населения одинакова? Запишите в ответе названия

стран.

Ответ. _________________________

8.2. На фотографиях изображены крупнейшие города стран, указанных в таблице.

Запишите под каждой фотографией название соответствующей страны.

А - ______________________ Б - ______________________

В - _____________________ Г - ______________________

Рассмотрите

фотографию

с

изображением

опасного

явления

природы.

Запишите его название.

9

9

9

Природное явление – __________________________

Чем опасно это явление для людей? Составьте краткое описание этого природного

явления (объёмом до пяти предложений).

Ответ.

_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_________

10 10.1 Запишите название региона: республики, или области, или края, или

автономного округа или города федерального значения, в котором Вы живёте.

Ответ: ________________________________________________________

Как

называется

главный

город

Вашего

региона?

/

Как

называется

округ

/

муниципальный

район

города

федерального

значения,

в

котором

расположена

Ваша школа?

Ответ: ________________________________________________________

10.2. Какие крупные объекты гидросферы есть на территории Вашего региона?

Составьте краткое географическое описание одного из них.

Ответ.

_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_________

Система оценивания проверочной работы

Полный правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 2.2, 3.1, 3.2, 4.1, 4.2 и 5.2

оценивается 1 баллом. Если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из

элементов ответа записан неправильно или не записан), выставляется 0 баллов.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 5.1, 6,7 и 8.2 оценивается 2

баллами.

Если

в

ответе

допущена

одна

ошибка,

выставляется

1

балл;

если

допущено две или более ошибки – 0 баллов.

Номер задания

Правильный ответ

1.1

А – Австралия, Б – Северная Америка

2.2

Аравийский полуостров

3.1

В Северном

3.2

250 метров

4.1

10.10; 20.10

4.2

У Тани занятия в школе

5.1

122211

5.2

А) тайга

Б) тундра

6

23

7

346

8.2

А) Германия

Б) Бразилия

В) США

Г) Франция

1.2. С каким из названных Вами материков связаны открытия путешественников и

исследователей, изображённых на портретах? Укажите название материка.

Подпишите на карте океаны, омывающие берега указанного выше материка.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

3) название материка:Северная Америка;

4) подписи океанов на карте:Атлантический, Тихий , Северный Ледовитый

Правильно указано название материка, подписаны три океана

2

Правильно указано название материка, подписан только один океан

1

Правильно указано только название материка, ни одно название океана не

подписано / не подписано правильно.

ИЛИ Название материка не указано / указано неправильно независимо от

наличия/отсутствия подписи океанов. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

2.1. Поставьте точки на карте по приведённым ниже координатам. Обозначьте эти

точки соответственно цифрами 1 и 2.

Точка 1 – 20° с. ш. 50° в. д.

Точка 2 – 20° с. ш. 80° в. д.

В каком направлении от точки 1 расположена точка 2?

Ответ. _________________________________

Содержание верного ответа, критерии и указания по оцениванию

Баллы

К1

Отметка двух точек на карте

1

Две точки на карте отмечены правильно

1

На карте правильно отмечена только одна точка / точки не отмечены /

отмечены неправильно

0

Если

по

критерию

К1

выставлен

0

баллов,

то

по

критерию

К2

выставляется 0 баллов

К2

Указание направления

1

Направление указано правильно: в Восточном

1

Направление не указано / указано неправильно

0

Максимальный балл

2

2

1

3.3

Какой из изображённых на фотографиях объект может быть сооружён на участке

№1? Обоснуйте свой ответ.

А – футбольное поле Б – санный спуск

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

3)

указание объекта:Б – санный спуск;

4)

обоснование: длясанного спуска необходим уклон местности,

без деревьев и кустарников. На предложенном плане местности

участок №1 именно такой.

Обоснование может быть приведено в иной, близкой по смыслу

формулировке

Правильно указан объект, дано обоснование

2

Правильно указан только объект

1

Объект указан неправильно независимо от наличия/отсутствия

обоснования. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

4.3

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос:у Оли свободное время;

2)обоснование, например: когда в Калининграде 10.10. ч в Анадыре 20.10. ч,

поэтому когда Таня занимается в школе, у Оли наступило свободное время

3) указание того, чем обусловлена разница во времени, например: такая

разница во времени обусловлена вращением Земли вокруг своей оси.

Обоснование и/или указание может быть приведено в иной, близкой по

смыслу формулировке

Правильно дан ответ на вопрос, представлены обоснование и указание

3

Правильно дан ответ на вопрос и обоснование.

ИЛИ Правильно дан только ответ на вопрос и указание

2

Правильно дан только ответ на вопрос.

ИЛИ Правильно приведено только указание

1

Ответ на вопрос дан неправильно независимо от наличия/отсутствия других

элементов ответа.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

8.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

4) последовательность номеров стран:4321;

5) ответ на первый вопрос: в Германии;

6) ответ на второй вопрос: в США и во Франции

Правильно

указана

последовательность

номеров

стран

и

даны

ответы

на

два

вопроса

2

Правильно указана последовательность номеров стран и дан ответ на любой один

вопрос.

ИЛИ Правильно даны только ответы на два вопроса

1

Правильно указана только последовательность номеров стран.

ИЛИ Правильно дан ответ только на один любой вопрос.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

9.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Баллы

К1

Указание опасного явления природы

1

Правильно определено опасное явление природы: молния/ гроза

При оценивании как правильный ответ засчитывается любое допустимое

название данного явления

1

Опасное явление природы не определено / определено неправильно

0

Если по критерию К1 выставлен 0 баллов, то по всем остальным позициям

оценивания выставляется 0 баллов

К2

Пояснение, чем опасно это явление для людей

1

Правильно пояснено, чем опасно это явление для людей

1

Пояснение о том, чем опасно это явление для людей, отсутствует. ИЛИ

Ответ неправильный

0

К3

Описание этого природного явления

При оценивании в качестве правильного может быть принято описание

природного явления в любом объёме

1

Описание содержит основные сведения о природном явлении. Фактических

ошибок нет

1

В описании допущены фактические ошибки.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не содержащие сведений о

природном явлении.

ИЛИ Описание не представлено

0

Максимальный балл

3

10

10.1.

Запишите

название

региона:

республики,

или

области,

или

края,

или

автономного округа или города федерального значения, в котором Вы живёте.

Как

называется

главный

город

Вашего

региона?

/

Как

называется

округ

/

муниципальный

район

города

федерального

значения,

в

котором

расположена

Ваша школа?

Указания к оцениванию

Баллы

Правильно

указаны

название

региона

и

его

главный

город

/

округ

или

муниципальный район города федерального значения

1

Правильно указано только название региона.

ИЛИ Правильно указан только главный город регион

/ округ или

муниципальный район города федерального значения.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

1

10.2. Какие крупные объекты гидросферы есть на территории Вашего региона?

Составьте краткое географическое описание одного из них.

Критерии и указания к оцениванию

Баллы

К1

Указание объектов гидросферы на территории региона

1

Правильно указан(-ы) объект(-ы) гидросферы на территории региона. При

оценивании

как

правильный

ответ

засчитывается

указание

любого

количества объектов (одного и более)

1

Объект(-ы) гидросферы на территории региона не указан(-ы) / указан(-ы)

неправильно

0

Если

по

критерию

К1

выставлен

0

баллов,

то

по

критерию

К2

выставляется 0 баллов

К2

Описание одного из объектов гидросферы

2

Описание содержит основные географические сведения об объекте.

Фактических ошибок нет

2

Описание

содержит

основные

географические

сведения

об

объекте.

Допущено не более двух фактических ошибок

1

Приведены сведения, не соответствующие требованию задания

0

Максимальный балл

3

Система оценивания выполнения всей работы

Максимальный балл за выполнение работы

37.

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0–9

10–21

22–30

31–37



В раздел образования