Автор: Терещенко Ирина Александровна
Должность: заместитель директора по УВР, учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: город Ноябрьск,Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Дополнительное образование как уникальная конкурентноспособная практика"
Раздел: дополнительное образование
Дополнительное образование как уникальная и конкурентоспособная социальная
практика
На свете есть тысячи профессий, все они важны и интересны. Настает время выбора
профессии той, с которой хочется связать свою жизнь, которая соответствует интересам и
природным способностям, мировоззрению и желанию быть полезным своему обществу, найти
свое призвание в жизни. Сложности, с выбором профессии, есть всегда. Занимаясь в детском
коллективе, огромное влияние на выбор профессии оказывает и личность педагога, профес-
сионализм и трудолюбие, безграничное творчество, патриотизм и целеустремленность, а
главное любовь к своему труду и бескорыстие. Среди множества форм художественного
воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем
учат не только понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фанта-
зию, дают гармоничное пластическое развитие. Танец является богатейшим источником эсте -
тических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть ору -
дия общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные
и самые личные стороны нашего существа.
В сравнении с музыкой, изобразительным искусством, имеющих свое постоянное место в
учебном плане школы, танец, несмотря на усилия известных педагогов, хореографов, психо-
логов, искусствоведов, так и не смог войти в число обязательных предметов основного об-
разования. Учитывая тенденции развития современного общества, в котором нарастает вы-
зов системе образования и социализации человека, все острее встает задача общественного
понимания необходимости дополнительного образования как открытого, вариативного об-
разования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и сво-
бодный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное
профессиональное самоопределение детей и подростков.
Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы
способность человека включаться в общественные процессы.
Конкурентные преимущества дополнительного образования,
в сравнении с дру
гими видами формального образования, проявляются
в свободном личностном выборе
деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека.
Вариативность содержания и форм организации образовательной
деят ельно ст и
в
дополнительном
образовании, доступность глобального знания и информации для
каждого; адаптивность к возникающим изменениям открывают большие возможности для
педагога и учащихся. Учитывая изменения в методологии и содержании, интересы детей и
родителей, социальный заказ государства позволяют ежегодно обновлять или вносить до-
полнения и изменения в общеразвивающую программу, что делает ее более актуальной и
востребованной. Такие характеристики, как: возможность выбора режима и темпа осво-
ения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных тра-
екторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограни-
ченными возможностями здоровья); право на пробы и ошибки, возможность смены об-
разовательных программ, неформализованность содержания образования, организация об-
разовательной деятельности, вариативный характер оценки образовательных результатов,
тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продук-
та и его публичную презентацию; возможность на практике применить полученные знания и
навыки; разновозрастной характер объединений, адаптивность к темпам социальных тех
нологических перемен позволяют осознать ценностный статус дополнительного образова-
ния как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотива-
ционного, личностного и инновационного потенциала общества.
Таким образом, на мой взгляд, ключевая социокультурная роль дополнительного
образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития дет-
ской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества.
Именно
в
настоящее
время
государство
определяет приоритетом
дополнительного
образования «превращение жизненного пространства в
мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию
личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию,
творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям, традициям многонациональной
культуры российского народа», из Концепции развития дополнительного образования детей,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р.
Несмотря на достаточно быстрый темп развития дополнительного образования в
стране, на мой взгляд, существуют и проблемы:
отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативной ре
гламентации, с одной стороны, позволяет создавать необходимую вариативность и
обновляемость программ, с другой стороны, затрудняет объективную оценку предо-
ставляемой услуги;
инфраструктура современного дополнительного образования детей создана десятиле-
тия назад и отстает от современных требований; система испытывает
острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях.
Пути решения существующих проблем я вижу в государственной поддержке разработки
инструментов оценки достижений детей;
в создании открытых сервисов информационного сопровождения (навигации)
участников дополнительных общеразвивающих программ, обеспечивающих в том числе
поддержку выбора программ, формирования индивидуальных образовательных траекторий;
в развитии инфраструктуры дополнительного образования детей
за счет государ-
ственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности.
Целенаправленно педагоги формирую ценностные ориентиры такие как: трудолюбие, це -
леустремленность, достоинство, справедливость, нравственность, патриотизм, человечность,
дружба, ответственность, гражданственность и законность. Конечно, большое внимание в ра-
боте необходимо уделять и обучающим технологиям: от игровых и информационно-комму-
никативных технологий до технологии критического мышления, технологии сотрудничества.
Я верю, что в нашей стране дополнительному образованию - быть!
Дополнительное образование обладает безграничным воспитательным потенциалом.