Напоминание

"Дополнительное образование как уникальная конкурентноспособная практика"


Автор: Терещенко Ирина Александровна
Должность: заместитель директора по УВР, учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: город Ноябрьск,Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Дополнительное образование как уникальная конкурентноспособная практика"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Дополнительное образование как уникальная и конкурентоспособная социальная

практика

На свете есть тысячи профессий, все они важны и интересны. Настает время выбора

профессии той, с которой хочется связать свою жизнь, которая соответствует интересам и

природным способностям, мировоззрению и желанию быть полезным своему обществу, найти

свое призвание в жизни. Сложности, с выбором профессии, есть всегда. Занимаясь в детском

коллективе, огромное влияние на выбор профессии оказывает и личность педагога, профес-

сионализм и трудолюбие, безграничное творчество, патриотизм и целеустремленность, а

главное любовь к своему труду и бескорыстие. Среди множества форм художественного

воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем

учат не только понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фанта-

зию, дают гармоничное пластическое развитие. Танец является богатейшим источником эсте -

тических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть ору -

дия общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные

и самые личные стороны нашего существа.

В сравнении с музыкой, изобразительным искусством, имеющих свое постоянное место в

учебном плане школы, танец, несмотря на усилия известных педагогов, хореографов, психо-

логов, искусствоведов, так и не смог войти в число обязательных предметов основного об-

разования. Учитывая тенденции развития современного общества, в котором нарастает вы-

зов системе образования и социализации человека, все острее встает задача общественного

понимания необходимости дополнительного образования как открытого, вариативного об-

разования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и сво-

бодный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное

профессиональное самоопределение детей и подростков.

Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы

способность человека включаться в общественные процессы.

Конкурентные преимущества дополнительного образования,

в сравнении с дру

гими видами формального образования, проявляются

в свободном личностном выборе

деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека.

Вариативность содержания и форм организации образовательной

деят ельно ст и

в

дополнительном

образовании, доступность глобального знания и информации для

каждого; адаптивность к возникающим изменениям открывают большие возможности для

педагога и учащихся. Учитывая изменения в методологии и содержании, интересы детей и

родителей, социальный заказ государства позволяют ежегодно обновлять или вносить до-

полнения и изменения в общеразвивающую программу, что делает ее более актуальной и

востребованной. Такие характеристики, как: возможность выбора режима и темпа осво-

ения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных тра-

екторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограни-

ченными возможностями здоровья); право на пробы и ошибки, возможность смены об-

разовательных программ, неформализованность содержания образования, организация об-

разовательной деятельности, вариативный характер оценки образовательных результатов,

тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продук-

та и его публичную презентацию; возможность на практике применить полученные знания и

навыки; разновозрастной характер объединений, адаптивность к темпам социальных тех

нологических перемен позволяют осознать ценностный статус дополнительного образова-

ния как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотива-

ционного, личностного и инновационного потенциала общества.

Таким образом, на мой взгляд, ключевая социокультурная роль дополнительного

образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития дет-

ской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества.

Именно

в

настоящее

время

государство

определяет приоритетом

дополнительного

образования «превращение жизненного пространства в

мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию

личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию,

творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям, традициям многонациональной

культуры российского народа», из Концепции развития дополнительного образования детей,

утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №

1726-р.

Несмотря на достаточно быстрый темп развития дополнительного образования в

стране, на мой взгляд, существуют и проблемы:

отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативной ре

гламентации, с одной стороны, позволяет создавать необходимую вариативность и

обновляемость программ, с другой стороны, затрудняет объективную оценку предо-

ставляемой услуги;

инфраструктура современного дополнительного образования детей создана десятиле-

тия назад и отстает от современных требований; система испытывает

острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях.

Пути решения существующих проблем я вижу в государственной поддержке разработки

инструментов оценки достижений детей;

в создании открытых сервисов информационного сопровождения (навигации)

участников дополнительных общеразвивающих программ, обеспечивающих в том числе

поддержку выбора программ, формирования индивидуальных образовательных траекторий;

в развитии инфраструктуры дополнительного образования детей

за счет государ-

ственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности.

Целенаправленно педагоги формирую ценностные ориентиры такие как: трудолюбие, це -

леустремленность, достоинство, справедливость, нравственность, патриотизм, человечность,

дружба, ответственность, гражданственность и законность. Конечно, большое внимание в ра-

боте необходимо уделять и обучающим технологиям: от игровых и информационно-комму-

никативных технологий до технологии критического мышления, технологии сотрудничества.

Я верю, что в нашей стране дополнительному образованию - быть!

Дополнительное образование обладает безграничным воспитательным потенциалом.



В раздел образования