Напоминание

"Технология сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ "


Автор: Кузнецова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д⁄С №3 "Алёнушка" МО Барышский район
Населённый пункт: город Барыш Ульяновская область
Наименование материала: Инклюзивное образование
Тема: "Технология сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ "
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Технология сопровождения детей с ОВЗ»

Подготовила: Воспитатель

МБДОУ Д/С №3 «Алёнушка»

Кузнецова О.А.

В нашем дошкольном образовательном учреждении с целью создания

эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации нарушений у

детей с ОВЗ, организовано логопедическое и психолого-педагогическое

сопровождение.

Ведь детский сад – это идеальная возможность для дошкольника быть

вовлеченным в основной поток сверстников, а также возможность воспитываться в

языковой среде с детьми, более продвинутыми в речевом отношении. Но не

каждый ребенок с ОВЗ имеет возможность посещать детский сад, как остальные

«здоровые дети». Детский сад, с одной стороны, является как бы продолжением

семьи, а с другой стороны, реально воплощает то, что понимается под поддержкой

общества, давая дополнительный стимул и ребенку, и семье. Поэтому в 2014 году

были созданы специальные условия для таких особенных детей, как оказалось их

сейчас немало даже в нашем Барышском районе.

В работу с детьми ОВЗ включены: учитель-логопед, педагог-психолог,

воспитатели, инструктор по физической культуре. Наша работа основывалась на

ФГОС дошкольного образования, что представляет собой совокупность

обязательных требований, к дошкольному образованию.

ФГОС ДОУ

предполагает

учет

индивидуальных

потребностей

ребёнка,

связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие

особые

условия

получения

им

образования

и

особые

образовательные

потребности,

индивидуальные

потребности

отдельных

категорий детей,

в

том

числе с ОВЗ.

Исходя

из

выше

перечисленного

-

были

намечены

целевые

ориентиры

инклюзивного образования ребенка с ОВЗ, которых мы постарались достичь:

сформировать

у

ребенка

элементарные

социальные

навыки

общения

и

взаимодействия;

• развить восприятие речи и сформировать речевую активность;

сформировать

элементарные

навыки

самообслуживания;

сформировать

самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

• сформировать следующие предпосылки для возможности освоения основной

образовательной

программы

начального

общего

образования:

ориентировка

в

п р о с т р а н с т в е ,

и с с л е д о в а н и е ;

с е н с о м о т о р н а я

к о о р д и н а ц и я ;

подражание (непосредственное

и

отсроченное);

целенаправленное

поведение;

понимание устной речи.

Работая в данном направлении с моим подопечным-воспитанником с 2014г. по

2016год, мной было констатировано следующее: на первом этапе с помощью

тестирования у моего подопечного были выявлены познавательные процессы.

Познавательные

процессы

формируются

на

основе

развития

предметной

деятельности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а так же

эмоциональной

окрашенности

его

общения

с

взрослыми

и

сверстниками,

заинтересовать

его

можно

яркой

картинкой,

эмоционально

окрашенной

и

заряженной,

несущей

эмоции

определенного

характера (радости,

удивления,

грусти, обиды и т. д.).

Посредством праздников, тематических бесед на занятиях и в повседневной

жизни воспитывалось уважение и терпимость в развитии и поведении. Чтобы

способствовать развитию

воображения

ребенок

был

привлечён

к освоению

театрализованной деятельности. Проводились беседы про праздники и досуги -

по профилактике детского дорожного травматизма. В результате такой работы

познакомились с правилами дорожной безопасности, с правилами поведения в

сложных ситуациях дома и на улице.

В

ООД

с

подопечным

я

использовала

такие

психолого-педагогические

методики, как предметная, пигментная (изобразительная), телевизионная.

Предметная методика

Развивает зрительные представления ребенка о предметах внешнего

мира и способах действий с ними. Старалась использовать при этом натуральные

предметы, объемные модели, игрушки, элементы мозаики, конструкторы. Также

выполняли задания на анализ частей, опознание предметов, обобщение их по

значимым признакам, моделирование (по образцу, по памяти, по словесному

описанию, по представлению. Что создало условия для развития движений рук,

зрительно-моторной

координации,

мелкой

моторики,

пространственных

представлений и конструктивных навыков; развития памяти, мышления, речи,

в о о б р а ж е н и я

и

т в о р ч е с к о й

а к т и в н о с т и .

Пигментная (изобразительная) методика.

Используется

для

развития

простых

и

сложных

форм

зрительного

восприятия.

Применяла:

черно-белые

и

цветные,

контурные,

силуэтные

и

заполненные, предметные и сюжетные изображения. Предлагала найти рисунок

по

словесному

описанию,

сравнить

контурные

и

заполненные

изображения,

имеющие несколько отличий, определить недостающие детали рисунка, опознать

изображения

по

фрагменту,

найти

ошибки

в

рисунках-нелепицах.

Обводили

контур трафаретного рисунка, затем сравнивали трафарет и контур, вместе икали

неточности. В других заданиях ребенок дорисовывал контурное изображение,

воспроизводил по образцу цветовую гамму картинки.

В своих работах использует различные цветовые гаммы для создания

выразительных

образов

и

не замысловатых

по

содержанию

сюжетов.

С

небольшим затруднением пользуется карандашами, красками, с удовольствием

использует нетрадиционные методы, приемы, формы рисования, аппликации и

ручного труда. Опять же с небольшим затруднением делит пластилин на куски,

рассчитывая количество деталей предполагаемой поделки и её размер, но не

всегда в силу своих особых возможностей здоровья.

Развитие представлений об окружающем мире и о себе.

З н а ко м и л и с ь

с

п р и р од о й ,

с м е н о й

в р е м е н

год а

ч е р е з

экспериментальную

деятельность.

Развивая

познавательную

сферу

моего

подопечного,

учитывала

специфику

мировосприятия.

Ребенок

с

большим

удовольствием

играет

с

водой

песком,

магнитом,

воздухом,

делая

при

этом

простейшие опыты, позволяющие судить о свойствах этих объектов, работали с

моделями. Знает название некоторых видов деревьев, цветущих травянистых

растений, комнатных растений; представителей животного мира: звери, птицы,

насекомые,

характерные

признаки

времен

года,

умеет

соотносить

с

каждым

сезоном особенности жизни людей, животных, растений; правила поведения в

природе и соблюдении их; устанавливать элементарные причинно-следственные

связи между природными явлениями. Определяет временные отношения (день-

ночь-месяц).

Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей,

называет

главный

город

страны,

имеет

представление

о

родном

крае,

его

достопримечательностях, имеет представление о школе, библиотеке.

Такая

планомерная

работа

способствовала

расширению

детского

кругозора,

формированию общей и экологической культуры дошкольника, определенных

умений и навыков, позволяющих взаимодействовать с природным и социальным

окружением.

Социально-коммуникативное развитие.

Дидактические

игры

использовали

разнообразного

содержания,

различные

настольно-печатные

игры,

уголки

«Мое

настроение»,

а

также

картотека специальных игр на формирование социальных навыков.

ФЭМП

Уровень знаний, умений и навыков по разделу достиг следующих

результатов: ребенок может считать до 10 и дальше. Называть числа в прямом

(обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах

10).

«Развитие речи»

Уровень

знаний,

умений

и

навыков

по

разделу

достиг

следующих

результатов: умеет пересказывать и драматизировать небольшие литературные

произведения, в основном русские народные сказки. Составляет по плану и

образцу рассказы о предметах, по сюжетной картинке. Различает понятие звук,

слог, слово. Находит слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.

«Трудовое воспитание»

Уровень знаний, умений и навыков по разделу находится на среднем

уровне. Устраняет непорядок в своем внешнем виде, планирует свою трудовую

деятельность, отбирает материалы, необходимые для занятий, игр.

« В продуктивных видах деятельности»

Проделана

большая

работа

по

воспитанию

эмоциональной

отзывчивости при восприятии иллюстраций, произведений.

«В конструировании»

Умеет соотносить конструкцию предмета с его назначением, создаёт

простые

конструкции типа стол - стул, создаёт модели из пластмассового и

деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции взрослого.

«В сюжетно – ролевых играх»

Стал проявлять большую выдумку, развивать сюжет игры привносить какие-

то свои интересные новшества, идеи, правильно отбирает атрибуты к играм,

либо использует предметы заместители.

Также

старались

развивать интегрированные

качества,

ловкость,

гибкость,

выносливость,

вестибулярный

аппарат.

Удовлетворяли

детскую

любознательность; обогащать представления об объектах и явлениях природы;

привить

первые

навыки

активности

и

самостоятельности

мышления;

воспитывать

инициативу

и

самостоятельность

в

речевом

общении;

развить

связную

речь;

способствовать

развитию

умений

оперировать

свойствами,

отношениями

объектов,

числами;

побуждать

к

совместной

поисковой

деятельности.

Так

как физические возможности возросли, особенно важным мы

посчитали

наладить

разумный

двигательный

режим.

Для

этого

насыщали

деятельность

подвижными

играми,

физминутками,

и

др.,

чередуя

их

с

переключением на более спокойную деятельность. Так, как ребенок мало где

бывает, в связи с этим возникает много вопросов. Поэтому, стремились ответить

на все вопросы, вместе искали решения возникающих вопросов, насыщали

деятельность познавательным общением и т. д. ребенок не отличается от своих

сверстников

активностью,

что

даёт

новые

возможности

для

развития

самостоятельности – в течение года помогали устанавливать связь между целью

деятельности и её результатом, предоставляя картинки, фотографии, модели.

В

старшей и

подготовительной

группе дошкольного

возраста

мы

начали

подготовку к

школьной

деятельности.

Поэтому

наше

внимание

и

внимание

родителей

было

приковано

не

только

к

воспитанию

личностных

качеств, но и на оттачивание умений и навыков, необходимых для поступления в

первый класс.

Условиями успешного взаимодействия считаю:

- тесную взаимосвязь воспитателя, учителя-логопеда, инструктора по

физкультуре возможно при условии совместного планирования работы (выбора

темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач);

- совместное обсуждение для составления планов для индивидуальных занятий;

- совместное планирование реализации образовательных областей в

соответствии ФГОС ДОУ.

- Одновременное решение коррекционно-образовательных задач учителем-

логопедом, воспитателем и другими специалистами.

Воспитатели и специалисты находятся в постоянном контакте с

родителями воспитанников, объясняя им стратегию и тактику воспитательно-

образовательного процесса. Осознанное включение родителей в совместный

коррекционный процесс позволил значительно повысить эффективность

работы. Цели и задачи, которые мы ставили, были выполнены. Подопечный

хорошо адаптировался, мелкая моторика, культурно - гигиенические навыки,

продуктивные виды деятельности улучшились, по окончании обучения даже

выучил алфавит и научился читать. Работа специалистов в тесном контакте с

родителями, педагогов друг с другом, обеспечивала постоянное закрепление

изучаемого материала, а это – главное условие успеха в работе.

Интеграция таких детей происходит лишь при совместных мероприятиях

— прогулках, праздниках, экскурсиях, но не в образовательном процессе. Таким

детям показана только индивидуальная образовательная деятельность. Педагоги

могут и готовы выполнять поставленные перед ними задачи в области

инклюзивного образования.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по

– своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом

они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в

большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи

можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным

только благодаря объединению сил и сотрудничества с родителями. Я не

останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества

с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что

наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.



В раздел образования