Автор: Минина Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Гномик"
Населённый пункт: город Костомукша, Республика Карелия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Малыши – крепыши"
Раздел: дошкольное образование
Проект по теме "Неделя здоровья" для детей второй младшей группы,
«Малыши – крепыши».
Воспитатель: Минина Надежда Александровна, МБДОУ «Гномик», г. Костомукша.
Актуальность проекта: все чаще звучат в средствах массовой информации из уст
педагогов, медиков и родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей.
Эти вопросы актуальны, прежде всего, потому, что идет тенденция к ухудшению
состояния здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны.
И если современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и
активно участвовать в области здоровьесбережения детей, то родители часто
игнорируют советы воспитателей, предпочитая более легкий путь в этом направлении.
Вместо систематического закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и подвижных
игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания сердобольные мамы и
бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами.
Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без
активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского
сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи
можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их
родителей к собственному здоровью.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства,
когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды.
С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно
ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать
режим дня, есть здоровую пищу, соблюдать правила гигиены.
Цель проекта: сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиваться
осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения,
как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Задачи проекта:
Продолжать формировать у детей позиции признания ценности здоровья,
чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Расширять знания и навыки по гигиенической культуре.
Закреплять знания о здоровых и вредных продуктах питания.
Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного
сотрудничества в ходе реализации проекта.
Вид проекта: познавательно - игровой.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 1неделя (27.03 – 31.03. 2017 г.).
Основные формы реализации проекта: беседы, детское творчество, игры, конкурсы,
работа с родителями.
Предполагаемый результат проекта:
Для детей:
1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.
2. Сформированность гигиенической культуры.
3. Улучшение соматических показателей здоровья.
4. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей.
2. Педагогическая, психологическая помощь.
4. Повышение уровня комфортности.
Для педагогов:
1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов
работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Физкультурный уголок в группе.
2. Спортивный зал.
3. Спортивный участок на территории ДОУ.
4. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
5. Методический инструментарий (картотеки: подвижных игр; физкультминуток;
утренней, корригирующей, дыхательной и пальчиковой гимнастики; гимнастики после
сна. Схемы бесед; конспекты НОД; сценарий спортивного развлечения и т.д.).
6. Подборка методической литературы.
Каждый день недели имеет свою общую структуру: название, цели, в конце недели
подводятся итоги. Наиболее активные дети и родители награждаются грамотами.
Неделя проходит под девизом: «В здоровом теле – здоровый дух!»
Понедельник. Тема дня: «Правила гигиены». Цели дня: закрепление знаний детей о
культуре гигиены; формирование положительного отношения к здоровому образу
жизни.
Утро.
Тематическая беседа: «Личная гигиена». Цель: закрепить последовательность
действий при умывании и знаний о назначении предметов туалета; воспитывать
желание быть чистым и аккуратным; развивать диалогическую речь; учить
доброжелательному общению друг с другом и с взрослыми.
Дидактическая игра: «Чудесный мешочек (определи на ощупь фрукты, овощи)».
Цель: совершенствование тактильных ощущений и восприятия; формирование
умения узнавать и называть предметы; развитие речи.
Утренняя зарядка.
НОД. Художественная литература.
Тема: чтение А.Барто «Девочка чумазая». Цель: закрепление знаний детей о культуре
гигиены; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.
Прогулка. Подвижные игры: «Найди свой цвет», «Поезд».
Вечер.
Чтение художественной литературы: «Мойдодыр».
Просмотр мультфильма «Девочка чумазая».
Вторник. Тема дня: «Здоровое питание». Цели дня: расширение знаний
дошкольников о наличии витаминов во фруктах, овощах и ягодах; создание условий
для формирования у детей представлений о полезных продуктах на нашем столе;
создание мотивации для детей и родителей на формирование здорового образа жизни.
Утро.
Тематические беседы: 1. «Полезно – не полезно». Цель: дать понятие о
правильном питании; закрепить знания о продуктах питания; вызвать желание
заботиться о своем здоровье; учить проявлять заботу.
2. «Таблетки растут на грядке». Цель: дать знания об овощах, познакомить с
понятием витамины, вырабатывать заботливое отношение к близким и желание
им помочь.
Дидактическая игра: «Узнай и назови овощи и фрукты по запаху». Цель:
развивать вкусовой анализатор, закрепить знания о фруктах, овощах.
Утренняя зарядка.
НОД. Развитие сенсорной культуры.
Тема: «Витамины – это полезно». Цель: расширение знаний дошкольников о наличии
витаминов во фруктах, овощах и ягодах; создание условий для формирования у детей
представлений о полезных продуктах на нашем столе; счет до 5. Число и цифра 5.
Прогулка. Подвижные игры: «Поймай комара», «Найди своё место».
Вечер.
«Фито-кафе». Тема: «Волшебный шиповник». Цель: рассказать детям о
шиповнике, его полезных свойствах; развитие активного речевого общения
детей, расширение и обогащение словарного запаса.
Строительные игры: «Больница для зверят». Цель: учить детей сооружать
постройки из строительного материала, ставить кирпичики плотно друг к другу,
делать постройку с перекрытиями. Воспитывать желание обыгрывать постройку.
Чтение художественной литературы: З. Александрова «Большая ложка».
Среда. Тема дня: «Подвижные игры». Цели дня: знакомство дошкольников с новыми
подвижными играми; совершенствование двигательных действий и физических
качеств через подвижные игры (быстроты, выносливости, ловкости, ориентировки в
пространстве, координации, силы); создание положительной атмосферы в группе.
Утро.
Тематическая беседа: «Как надо закаляться». Цель: дать детям представления о
здоровом образе жизни.
Дидактическая игра: «Что лишнее?» Цель: развитие мышления, зрительного
внимания, развивать умение классифицировать предметы (спорт.инвентарь) по
существенному признаку, обобщать.
Утренняя зарядка.
НОД. Развитие речи.
Тема: «Наши куклы – врачи». Цель: учить детей составлять самостоятельно короткий
рассказ; пополнять словарный запас детей медицинской терминологией.
Прогулка. Подвижные игры: «Лохматый пес», «Перелёт птиц».
Вечер.
«Праздник воздушных шаров». Цель: создание радостного, веселого настроения
у детей; развитие двигательной активности: ловкости, быстроты, координации
движений.
Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Доктор Айболит».
Четверг. Тема дня: «Первая помощь». Цели дня: знакомство детей с элементами
оказания первой медицинской помощи; развитие интереса к творческому решению
ситуаций, связанных с формированием безопасного поведения.
Утро.
Тематическая беседа: «Чистота – залог здоровья». Цель: формировать
представления о гигиенических основах безопасной жизнедеятельности;
прививать навыки бережного отношения к своему здоровью; развивать умение
самостоятельно определять необходимость мытья рук; развивать речевую
активность детей.
«Веселая зарядка». Цель: создание радостного, веселого настроения у детей,
развитие двигательной активности: ловкости, быстроты, координации движений.
Дидактическая игра: «Назови предметы». Цель: закрепить знания о предметах,
необходимых для работы врача. Ввести в активный словарь слова из
медицинской терминологии.
НОД. Рисование.
Тема: «В нашем саду растут витамины». Цель: учить передавать образ фруктовых
деревьев; способом примакивания кисти изображать листья; учить методом печатания
изображать фрукты; закрепит названия фруктов, их применение на благо здоровья
человека.
Прогулка. Подвижные игры: «У медведя во бору», «Пузырь».
Вечер.
Экскурсия в медицинский кабинет детского сада: беседа с врачом «Как можно
заботиться о своем здоровье».
Сюжетно-ролевая игра: «Больница». Цель: вызвать у детей интерес к
профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к
больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Чтение художественной литературы: Т.Рик «Здоровье и микроб Грязнулькин».
Пятница. Тема дня: «Спорт и здоровье». Цели дня: формирование у дошкольников
адекватного отношения к своему здоровью; подведение итогов «Недели здоровья»,
награждение участников.
Утро.
Тематическая беседа: «Кто спортом занимается». Цель: формировать навыки
здорового образа жизни; способствовать формированию потребности у ребенка
быть здоровым; формировать знания о полезном воздействии физкультуры и
спорта в укреплении здоровья; развивать способность выполнять совместные
действия с воспитателем, координировать слова с движением.
Дидактическая игра: «Собери картинку (виды спорта)». Цель: развитие
мышления, зрительного внимания; закрепление знаний о видах спорта.
Утренняя зарядка.
НОД. Лепка.
Тема: «Зимние виды спорта - лыжник». Цель: учить лепить сложные предметы,
сочетая природный материал с пластилином; закреплять представления детей об
одежде, названиях, предметов спортсмена.
Прогулка. Подвижные игры: «Сиди, сиди, Яша», «Кто тише».
Вечер.
Экскурсия в спортивный зал детского сада: беседа с инструктором по
физическому воспитанию, знакомство со спортивным инвентарем.
Чтение художественной литературы: Г.Зайцев «Дружи с водой».
Дополнительно.
Художественно-эстетеческое развитие (в течение недели).
Стихи, загадки, пословицы, считалки, раскраски на данную тему.
Совместная деятельность детей и воспитателей (каждый день).
Закаливающие мероприятия: воздушные ванны, хождение босиком по коврикам-
массажерам.
Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.
Все виды гимнастик.
Работа с родителями:
Консультации, памятки по темам «Начальное ознакомление детей со спортом»,
«Зачем заниматься утренней гимнастикой и физкультурой?», «Растите детей
здоровыми», «Здоровый образ жизни в семье», «Босиком от болезней», «Советы
врача», «Витамины».
Фоторепортаж «В здоровом теле – здоровый дух!».
Приложения к проекту «Малыши-крепыши»
Развлечение «Праздник воздушных шаров».
Цель: создание радостного, веселого настроения у детей; развитие двигательной
активности: ловкости, быстроты, координации движений.
Задачи:
1. Воспитывать активность, любознательность, организованность;
2. Развивать желание общаться между собой в непринужденной обстановке;
3. Уметь использовать воздушные шары в различных подвижных играх.
Ход: звучит веселая детская песенка (Осторожно, дети – Шарики воздушные).
Выбегает веселый клоун Торопыжка.
Торопыжка: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Как же я рад
встретиться с вами. Меня зовут Торопыжка, и я очень люблю играть, танцевать,
праздники веселые отмечать! А вы любите праздники? (Дети: Да!)
Торопыжка: Как здорово! Сегодня я приглашаю вас на веселый праздник,…а вот, что
это за праздник, отгадайте:
Его надуть мы сможем быстро.
Впустить в него мы можем пар.
Он полетит не очень низко.
Зовут его воздушный … (шар!)
Правильно, воздушный шарик! Сегодня у нас с вами праздник воздушных шаров!
Ребята, а чтобы шарик полетел, что надо сделать? (надуть).
Давайте потренируемся надувать шарики. Торопыжка проводит игру «Ай да щёчки-
шарики» (рассказывает стихи, а дети выполняют все движения и задания.)
Щечки, словно шар, надули,
А потом тихонько сдули.
И надули посильней,
Чтобы было веселей.
Укололи шар иголкой. Бах!
И шарик лопнул громко!
– Ребята у вас у каждого сейчас появится друг – воздушный шарик, к которому вы
должны относиться бережно. Кто знает, почему? (шарик может лопнуть)
– Правильно. А еще у шарика есть ниточка-хвостик. За неё надо держать крепко. Как
вы думаете почему? (шарик может улететь)
– Молодцы! Все то вы знаете. Ну, а теперь берите себе дружочка (каждый ребёнок
берёт по шарику). И давайте будем играть и веселиться!
1. Игра «Собери шары по цвету».
Дети под музыку с шарами в руках передвигаются
по залу. По сигналу «Собери шары по цвету» дети собираются в обруче нужного цвета
(игра повторяется 2-3 р.).
2. Игра «Поймай шарик». Дети становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук,
лицом к центру. Клоун находится в середине круга. Он держит в руках прут с
привязанным на шнуре шариком. Клоун обводит прутом немного выше головы
играющих, дети подпрыгивают, стараясь поймать шарик.
3. Игра «Загони шарик в воротца». Дети 3-4 человека стараются клюшкой (кто
быстрее) загнать шарик в свои воротца (дуги).
4. Дыхательное упражнение «Подуй на шарик». Дети становятся на колени и дуют
на шарик, стараясь, его побыстрей переправить за черту (музыка).
Торопыжка:
Много разных развлечений,
Всех их здесь не перечесть.
И задора у вас много
Да и сила еще есть.
Сейчас новая потеха –
Потанцуем все для смеха.
(Веселая дискотека с шарами)
Торопыжка:
Детский сад у вас хорош,
Лучше сада не найдешь.
И какие тут ребята:
Быстрые и смелые
Ловкие, умелые.
Попрощаться нам пора,
В группу вам уже пора,
До свиданья, детвора.
Фито-кафе.
Тема: «Волшебный шиповник».
Цель: рассказать детям о шиповнике, его полезных свойствах; развитие активного
речевого общения детей, расширение и обогащение словарного запаса.
Предварительная работа:
1.Рассматривание иллюстраций шиповника.
2.Рассматривание сушеных плодов шиповника.
3.Беседа о полезных продуктах, витаминах.
Ход.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто сегодня к нам пришел в гости (на руке
воспитателя кукла би-ба-бо Доктор Айболит). А что первым делом нужно сделать,
когда приходят гости? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, поздороваться. А мы с вами поздороваемся сегодня
необычно.
Здравствуй, солнце ясное! (Дети поднимают вверх правую руку)
Здравствуй, день прекрасный! (Дети поднимают вверх левую руку)
Небу синему - привет! (Скрещивают руки над головой)
Всем хотим мы дать совет: (Протягивают руки вперед, затем ставят на пояс)
Чтобы день удачным был, (Отводят правую руку в сторону)
Чтобы каждый вас любил, (Отводят левую руку в сторону)
Не сердитесь, не ругайтесь, (Грозят пальцем)
А почаще улыбайтесь! (Протягивают ладони вперед)
Доктор Айболит: А кто из вас знает, что означает слово «здравствуйте»? (Ответы
детей).
Доктор Айболит: Правильно. Это значит пожелать друг другу «здоровья».
А как вы думаете, что значит быть здоровым человеком? (Ответы детей).
Воспитатель: Доктор Айболит, я знаю, что ты к нам приехал, не просто так. Принес
секрет здоровья!
Доктор Айболит:
Я к вам приехал не затем.
Чтоб ставить градусники всем
Дима, Яна. Саша, Софья
Здесь? Надеюсь все здоровы?
Зубы чистите всегда?
А мочалка и вода с вами дружат?
Дайте мне еще ответ:
Что за куст растет, друзья?
Подойти к нему нельзя:
Весь в иголках и шипах-
Укололись дети «Ах!»
Вот лекарственный полковник-
А зовут его – ШИПОВНИК!
И плоды его, ребята,
Витаминами богаты,
Кто настой из них попьёт-
Очень долго проживёт!!! (Ирина Козленко)
Доктор Айболит: Ребята, я вам расскажу секрет шиповника, У шиповника не только
очень красивые цветы, очень полезные плоды, которые богаты витамином С. На Руси
плоды шиповника были очень дорогими. Если из плодов шиповника приготовить
настой, и принимать по стакану каждый день – это укрепляет здоровье, помогает при
простуде, придаёт бодрость и поднимает настроение. Вот какими волшебными
свойствами обладает шиповник. (Доктор Айболит прощается и уходит).
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам расскажу, как приготовить волшебный настой из
шиповника. Берем термос, засыпаем туда сушеные ягоды шиповника. Заливаем
горячей водой и закрываем термос. Теперь наш настой будет, стоят и завариваться.
А у меня есть уже приготовленный настой и сейчас мы его с вами попробуем.
(Рассмотреть цвет настойки, понюхать и разлить по чашечкам. Спросить детей
вкусный ли был напиток).