Автор: Железняк Марина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ ЦРР–ДС №125
Населённый пункт: город Орск, Оренбургская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Формирование здорового образа жизни у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей: «Формирование здорового образа жизни у
дошкольников»
Полноценное
физическое
развитие
и
здоровье
ребенка
-
это
основа
формирования
личности.
Дошкольный
возраст
является
решающим
в
формировании фундамента физического и психического здоровья. От уровня
психического и физического положения населения, от состояния его здоровья
зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования у
детей
основ
о
здоровом
образе
жизни
представляется
в
современном
обществе актуальной, своевременной и достаточно сложной. Ведь именно до
семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных
систем организма, закладываются основные черты личности, формируется
характер.
Важно
на
этом
этапе
сформировать
у
детей
базу
знаний
и
практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в
систематических
занятиях
физической
культурой
и
спортом.
Т.к.
универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни
остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни детей.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, высокой работоспособности,
эмоционального тонуса, но и фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду,
являются формирования у них представлений о здоровье- одной из главных
ценностей
жизни.
Педагоги
и
родители
должны
научить
ребёнка
правильному выбору в любой ситуации. Только полезному для здоровья и
отказа
от
всего
вредного.
Привить
ребёнку
с
малых
лет
правильное
отношение к своему здоровью и ответственности за него. Эти задачи должны
решаться
созданием
целостной
системы
по
сохранению
физического
,
психического и социального благополучия ребёнка. Особое внимание следует
у д е л я т ь
с л е д у ю щ и м
к о м п о н е н т а м
З О Ж :
- распорядок дня;
- санитарно-гигиенические и экологические условия;
- свежий воздух;
- двигательная активность;
- здоровое питание;
- выбор правильной одежды;
- закаливание;
- психическое и эмоциональное состояние.
Режим дня ребенка строится с учетом его возраста и индивидуальных
качеств. Немаловажное значение имеет и воспитательный потенциал.
Правильно
организованный
распорядок
дня
должен
удовлетворять
ключевые физиологические потребности организма (отдых, сон, питание).
Выполнение
этих
условий
приведет
к
тому,
что
ребенок
получит
все
необходимые знания и навыки в сфере культуры здоровья.
Соблюдение личной гигиены во многом определяет фактор здорового
образа жизни. Нужно с детства приучать детей мыть перед едой руки мылом.
Это
позволит
избежать
возможных
инфекций
и
заражений
кишечными
бактериями. Также нужно ввести за правило чистить зубы по утрам и на ночь
для их укрепления и защиты от кариеса.
Оптимальной температурой воздуха в квартире, где проживает ребенок,
считается +18 — +20 градусов. Прохладный воздух влияет на организм
человека благотворно, делая его более сильным и здоровым.
Чистота помещения – одно из важных условий крепкого иммунитета.
Следует регулярно протирать пыль во всех комнатах. Несколько раз в неделю
проводить влажную уборку. Ограничить в комнате ребенка количество вещей,
активно собирающих пыль. К ним относятся: мягкие игрушки, ворсовые
коврики, многочисленные полки книжных шкафов.
Свежий воздух и ежедневные прогулки благотворно влияют на организм.
Гулять нужно в любую погоду. Полезно быть в местах, где много зелени,
деревьев и цветов. Шумных улиц, загазованных вредными выхлопами машин
л у ч ш е
и з б е г а т ь .
Очень полезен для здоровья ребенка сон на свежем воздухе. Например, на
балконе, у открытого окна или в коляске.
В рационе питания ребенка должны быть только натуральные продукты,
без
химических
добавок.
Рекомендуется
регулярно
употреблять
в
пищу
нежирное мясо, свежие фрукты и овощи, рыбные блюда и кисломолочные
продукты.
Сбалансированная
и
полезная
еда
положительно
влияет
на
здоровье детей, позволяя им нормально расти и развиваться.
Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:
Формировать представления о том, что быть здоровым хорошо, а болеть
плохо.
О
некоторых
признаках
здоровья:
воспитывать
навыки
здорового
поведения, двигаться , есть побольше овощей и фруктов. Мыть руки, не
злиться , не волноваться, быть доброжелательным. Больше бывать на свежем
воздухе.
Развивать
умение
рассказывать
о
своём
здоровье,
вырабатывать
навыки правильной осанки.
В настоящее время пути и средства оздоровления детей – дошкольников
сводится в основном к комплексу профилактических мероприятий, т.е.
утверждается принцип «Здоровье — это отсутствие болезней».
Дать представление о человеке: о себе, мальчиках и девочках, близких
родственниках.
Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, руки, ноги, глаза,
уши ит.д.). Каждая часть тела выполняет определенные функции.
Учить детей мыть руки перед едой, после загрязнения, следить за чистотой
лица, учить чистить зубы, содержать в порядке нос.
Учить пользовать индивидуальным полотенцем, носовым платком, зубной
щеткой, расческой, соблюдать опрятность в одежде, обуви.
Учить тщательно, пережевывать пищу, не разговаривать во время еды,
пользоваться салфеткой, сохранять правильную осанку за столом.
Учить детей при появлении болей обращаться за помощью к взрослому.
Разъяснять детям важность для здоровья сна, питания гигиенических
процедур, движений, закаливания.
Отмечать значение тренировки мышц для здоровья человека.
Знать подбор упражнений для того, чтобы сталь ловким, сильным,
выносливым, быстрым, гибким.
Знать правила сохранения правильной осанки и подбор упражнений для
укрепления мышц спины, плечевого пояса, позвоночника.
Знать упражнения для предупреждения плоскостопия.
Учить детей отворачиваться при чихании кашле, пользоваться при этом
салфеткой или носовым платком.
Для сохранения психического здоровья необходимо заботится о
профилактике неврозов у детей. Важными факторами профилактики невроза
являются здоровый психологический климат в семье и в ДОУ,
благожелательная психологическая атмосфера в межличностных отношениях
и соблюдение правильно организованного гигиенического режима (гигиена
сна, утренняя гимнастика, утренняя водная процедура, регулярный прием
пищи, ежедневные прогулки).
Одно из главных условий – нормальный ночной сон. Чтобы его организовать
необходимо, придерживаться следующих правил:
Ребенка необходимо приучать ложиться в одно и то же время.
За час-полтора до отхода ко сну следует уменьшить поток впечатлений
(телевизор, радио т.т.)
За 30-40 минут до сна можно спокойно погулять.
Перед сном рекомендуется принимать теплые ванны продолжительностью 8-
10 минут.
Помещение, в котором спит ребенок, должно быть хорошо проветрено.
Родителям не стоит забывать о том, что они являются примером для
подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя
мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение
жизненных принципов ребенка.
Список использованной литературы:
1.
Анохина И.А. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного
возраста в ДОУ: методические рекомендации - Ульяновск: УИПКПРО,
2010. - с. 3;
2.
Интегрированный подход в работе с семьёй по формированию у
дошкольников основ культуры здоровья" Сборник материалов из опыта
работы ДОУ Ульяновской области. Ульяновск 2014.
3.
Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. "Физическая культура в дошкольном
детстве" - Москва "Прсвещение" 2004 г.