Напоминание

Арт–терапия


Автор: Сойникова Наталья Николаевна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств №3"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: доклад
Тема: Арт–терапия
Раздел: дополнительное образование





Назад




Основные направления и виды арттерапии

Арттерапия включает множество направлений и видов, основные из них:

- изотерапия (рисуночная терапия) - работа с рисунком и цветом: рисование; работа с глиной и

пластилином и т.д.;

- библиотерапия - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений;

- музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки;

- имаготерапия - воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;

- сказкотерапия - воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

- кинезитерапия - воздействие через танцевально-двигательную;

- драматерапия - разыгрывание какого либо сюжета;

- игровая терапия - основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм

воздействия на развитие личность;

- куклотерапия - основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с

любимой игрушкой;

- коррекционная ритмика - вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит

синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия;

- хореотерапия (лечение танцем) - активная работа с телом через танец и движение под разнообразную

музыку, и т.д.

Современные направления арттерапии: этнотерапия, фототерапии, боди-арт, ландшафтотерапия,

цветотерапия, работа над коллажами и др.

Различают также две формы арттерапии: пассивная и активная:

- при пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими:

рассматривает картины, читает книги, слушает музыку;

- при активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, сочинения сказок и

историй и т.д.

Кроме того, существует несколько моделей арт-терапии: эклектическая, интегративная, гуманистическая,

медицинская, педагогическая. Наибольший интерес представляет интегративная модель арттерапии, в

которой присутствует большая степень взаимосвязи представленных выше направлений.

В настоящее время, наиболее полно разработана рисуночная терапия.

Изотерапия (рисуночная терапия) - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.

Картины оказывают на человека огромное воздействие: они создают настроение и вызывают определенные

чувства. Живописные полотна служат не только украшением стен, но и помогают расслабиться,

абстрагироваться от рутинных дел.

Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои

мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также - освободиться от

негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании клиентов окружающей и

социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает

чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических

функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений,

поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с

работой правого полушария, и абстрактнологическое, за которое ответственно левое полушарие.

Итак, рисуя, человек дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда

моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Используя

рисуночную терапию в своей работе, практический психолог выбирает темы рисунков так, чтобы

предоставить клиенту возможность графически выразить свои чувства и мысли, иногда даже не осознаваемые

им. Обычно темы охватывают:

Отношения к самому себе, своей семье («Я в прошлом», «Я такой, какой я есть», «Мой обычный день», «Я

дома», «Мой мир», «Ситуации, в которых я чувствую себя неуверенно»; «Я и мои дети», «Моя главная

проблема в общении с детьми»).

Абстрактные понятия («Одиночество», «Страх», «Любовь», «Три желания», «Остров счастья»).

Отношения к группе («Что я котел и что получил от работы в группе», «Что я дал группе»).

Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств,

идей и событий, для развития меж-личностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности

в себе. При рисовании происходит:

- расставание с негативными эмоциями и прорисовывание тяжелого дня или события.

- пережидание и усмирение ярости, гнева, злости. Тогда можно избежать наказания, обидных слов и

действий. Лучше - отдать все на откуп бумаге, линиям, краскам, фигурам и объектам.

- совместная деятельность и уникальная возможность в процессе, наводящими вопросами о рисунке

узнавать, что тревожит ребенка. И главное - как вы можете ему помочь.

- наблюдение со стороны и раннее упреждение проблемы, вплоть до обращения к специалисту.

Присмотритесь: не сменились ли резко цвета, размеры, плавность линий, неполнота картины. Внезапные

изменения на протяжении длительного времени - уже повод для деликатного разговора.

Выбор цветов также расскажет о многом: красный цвет предполагает гнев, черный - печаль, а серый -

беспокойство. Специалисты утверждают, что отдельные цвета вызывают особые душевные состояния, в

частности желтый и красно-желтый цвета рождают бодрое, деятельное настроение, мрачные тона вызывают и

соответствующие настроения. 3 еленый цвет является самым успокаивающим цветом, он поднимает

настроение, способствует отдыху при нервной раздражительности, бессоннице.

Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу

которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра, -

произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о

том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для

взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Игра

представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок

переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат.

Психокоррекционный эффект достигается благодаря установлению положительного эмоционального

контакта с психологом.

Основная цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для

него образом - через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных

ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Основные задачи игровой терапии таковы: облегчение психологического страдания ребенка; укрепление

собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности; развитие способности эмоциональной

саморегуляции; восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах

«ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»; коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-

концепции; коррекция и профилактика поведенческих отклонений

Музыкотерапия - это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В

настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением, имеющим в своей

основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное

воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки

осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Именно

катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в коррекционной работе с

детьми. Выделяют следующие проявления воздействия музыкотерапии:

- регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма;

- катарсис, регуляция психоэмоционального состояния;

- повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

- облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной

функции;

- активизация творческих проявлений.

Таким образом, музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на

расширение и обогащение спектра переживаний и формирование такого мировоззрения, которое помогает

человеку быть здоровым и счастливым. Формирование богатой эмоциональной сферы ребенка достигается за

счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний, формирование высокого

строя мыслей.

Сказкотерапия - это лечение сказками, при котором происходит совместное с клиентом открытие тех

знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Сказкотерапия для детей

направлена не только на развитие ребенка, но и на направленную помощь в трудных ситуациях.

В сказкотерапии различают директивный и недирективный подходы. В директивной терапии терапевт

руководит терапевтическим процессом: задаёт темы, наблюдает за поведением ребёнка и интерпретирует его.

В недирективной сказкотерапии роль психотерапевта снижается: основная функция сводится к созданию

атмосферы эмоционального принятия ребёнка и условий для спонтанного проявления его чувств.

В практической психологии можно встретить несколько способов работы со сказками как с проекцией, в

зависимости от того, какие задачи ставит психолог:

- использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые

касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.

- рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с

графическим материалом.

- активная работа с текстом: «Почему герой так поступил?», где обсуждение поведения и мотивов

персонажа служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека. Вводятся оценки и критерии

«хорошо» - «плохо».

- проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку или взрослому

прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции.

- использование сказки как притчи-нравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения

ситуации.

- переделка или творческая работа по мотивам сказки.

Сказки делятся на пять видов в зависимости от назначения: художественные, дидактические,

психокоррекционные, психотерапевтические, медидативные.

Танцевально-двигательная терапия - терапия, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и

эмоциями. Одним из главных достоинств танце-двигательной терапии является ее преемственность

традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и

целостного подхода к телесному и психическому здоровью. По Райху, человек, освободившись с помощью

специальных физических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние

побуждения диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека и принимает их. Это ведет

к развитию в человеке способности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубинными

стремлениями и чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту.

Таким образом, арсенал арттерапевтических методик многообразен. Все вышеупомянутые

арттерапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей с проблемами

через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию их психо-

эмоционального состояния, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством.

Выбор того или иного метода зависит от возрастных и индивидуальных особенностей, обусловленных типом

отклонения в развитии, степенью его выраженности.



В раздел образования