Автор: Сойникова Наталья Николаевна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств №3"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: доклад
Тема: Арт–терапия
Раздел: дополнительное образование
Основные направления и виды арттерапии
Арттерапия включает множество направлений и видов, основные из них:
- изотерапия (рисуночная терапия) - работа с рисунком и цветом: рисование; работа с глиной и
пластилином и т.д.;
- библиотерапия - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений;
- музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки;
- имаготерапия - воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
- сказкотерапия - воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
- кинезитерапия - воздействие через танцевально-двигательную;
- драматерапия - разыгрывание какого либо сюжета;
- игровая терапия - основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм
воздействия на развитие личность;
- куклотерапия - основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с
любимой игрушкой;
- коррекционная ритмика - вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит
синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия;
- хореотерапия (лечение танцем) - активная работа с телом через танец и движение под разнообразную
музыку, и т.д.
Современные направления арттерапии: этнотерапия, фототерапии, боди-арт, ландшафтотерапия,
цветотерапия, работа над коллажами и др.
Различают также две формы арттерапии: пассивная и активная:
- при пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими:
рассматривает картины, читает книги, слушает музыку;
- при активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, сочинения сказок и
историй и т.д.
Кроме того, существует несколько моделей арт-терапии: эклектическая, интегративная, гуманистическая,
медицинская, педагогическая. Наибольший интерес представляет интегративная модель арттерапии, в
которой присутствует большая степень взаимосвязи представленных выше направлений.
В настоящее время, наиболее полно разработана рисуночная терапия.
Изотерапия (рисуночная терапия) - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.
Картины оказывают на человека огромное воздействие: они создают настроение и вызывают определенные
чувства. Живописные полотна служат не только украшением стен, но и помогают расслабиться,
абстрагироваться от рутинных дел.
Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои
мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также - освободиться от
негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании клиентов окружающей и
социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает
чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических
функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений,
поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с
работой правого полушария, и абстрактнологическое, за которое ответственно левое полушарие.
Итак, рисуя, человек дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда
моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Используя
рисуночную терапию в своей работе, практический психолог выбирает темы рисунков так, чтобы
предоставить клиенту возможность графически выразить свои чувства и мысли, иногда даже не осознаваемые
им. Обычно темы охватывают:
Отношения к самому себе, своей семье («Я в прошлом», «Я такой, какой я есть», «Мой обычный день», «Я
дома», «Мой мир», «Ситуации, в которых я чувствую себя неуверенно»; «Я и мои дети», «Моя главная
проблема в общении с детьми»).
Абстрактные понятия («Одиночество», «Страх», «Любовь», «Три желания», «Остров счастья»).
Отношения к группе («Что я котел и что получил от работы в группе», «Что я дал группе»).
Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств,
идей и событий, для развития меж-личностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности
в себе. При рисовании происходит:
- расставание с негативными эмоциями и прорисовывание тяжелого дня или события.
- пережидание и усмирение ярости, гнева, злости. Тогда можно избежать наказания, обидных слов и
действий. Лучше - отдать все на откуп бумаге, линиям, краскам, фигурам и объектам.
- совместная деятельность и уникальная возможность в процессе, наводящими вопросами о рисунке
узнавать, что тревожит ребенка. И главное - как вы можете ему помочь.
- наблюдение со стороны и раннее упреждение проблемы, вплоть до обращения к специалисту.
Присмотритесь: не сменились ли резко цвета, размеры, плавность линий, неполнота картины. Внезапные
изменения на протяжении длительного времени - уже повод для деликатного разговора.
Выбор цветов также расскажет о многом: красный цвет предполагает гнев, черный - печаль, а серый -
беспокойство. Специалисты утверждают, что отдельные цвета вызывают особые душевные состояния, в
частности желтый и красно-желтый цвета рождают бодрое, деятельное настроение, мрачные тона вызывают и
соответствующие настроения. 3 еленый цвет является самым успокаивающим цветом, он поднимает
настроение, способствует отдыху при нервной раздражительности, бессоннице.
Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу
которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра, -
произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о
том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для
взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Игра
представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок
переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат.
Психокоррекционный эффект достигается благодаря установлению положительного эмоционального
контакта с психологом.
Основная цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для
него образом - через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных
ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.
Основные задачи игровой терапии таковы: облегчение психологического страдания ребенка; укрепление
собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности; развитие способности эмоциональной
саморегуляции; восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах
«ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»; коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-
концепции; коррекция и профилактика поведенческих отклонений
Музыкотерапия - это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В
настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением, имеющим в своей
основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное
воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки
осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Именно
катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в коррекционной работе с
детьми. Выделяют следующие проявления воздействия музыкотерапии:
- регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма;
- катарсис, регуляция психоэмоционального состояния;
- повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
- облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной
функции;
- активизация творческих проявлений.
Таким образом, музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на
расширение и обогащение спектра переживаний и формирование такого мировоззрения, которое помогает
человеку быть здоровым и счастливым. Формирование богатой эмоциональной сферы ребенка достигается за
счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний, формирование высокого
строя мыслей.
Сказкотерапия - это лечение сказками, при котором происходит совместное с клиентом открытие тех
знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Сказкотерапия для детей
направлена не только на развитие ребенка, но и на направленную помощь в трудных ситуациях.
В сказкотерапии различают директивный и недирективный подходы. В директивной терапии терапевт
руководит терапевтическим процессом: задаёт темы, наблюдает за поведением ребёнка и интерпретирует его.
В недирективной сказкотерапии роль психотерапевта снижается: основная функция сводится к созданию
атмосферы эмоционального принятия ребёнка и условий для спонтанного проявления его чувств.
В практической психологии можно встретить несколько способов работы со сказками как с проекцией, в
зависимости от того, какие задачи ставит психолог:
- использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые
касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.
- рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с
графическим материалом.
- активная работа с текстом: «Почему герой так поступил?», где обсуждение поведения и мотивов
персонажа служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека. Вводятся оценки и критерии
«хорошо» - «плохо».
- проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку или взрослому
прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции.
- использование сказки как притчи-нравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения
ситуации.
- переделка или творческая работа по мотивам сказки.
Сказки делятся на пять видов в зависимости от назначения: художественные, дидактические,
психокоррекционные, психотерапевтические, медидативные.
Танцевально-двигательная терапия - терапия, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и
эмоциями. Одним из главных достоинств танце-двигательной терапии является ее преемственность
традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и
целостного подхода к телесному и психическому здоровью. По Райху, человек, освободившись с помощью
специальных физических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние
побуждения диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека и принимает их. Это ведет
к развитию в человеке способности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубинными
стремлениями и чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту.
Таким образом, арсенал арттерапевтических методик многообразен. Все вышеупомянутые
арттерапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей с проблемами
через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию их психо-
эмоционального состояния, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством.
Выбор того или иного метода зависит от возрастных и индивидуальных особенностей, обусловленных типом
отклонения в развитии, степенью его выраженности.