Автор: Зайнашева Динара Рафаиловна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МАДОУ ""Детский сад № 21"
Населённый пункт: город Стерлитамак республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА 2018 ГОД, ПОСВЕЩЁННАЯ ГОДУ СЕМЬИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 21" городского округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
НА 2018 ГОД,
ПОСВЕЩЁННАЯ ГОДУ СЕМЬИ
В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Подготовила: Зайнашева Д. Р.,
воспитатель
2018 год
Тематический план мероприятий.
Месяц
Тема
Мероприятие
Цель мероприятия
Участники
Ответственные
Январь
«Моя семья»
Беседа,
составление
фотоальбома,
выставка
детских работ
Д а т ь
п о н я т и е
« с е м ь я » .
Р а з в и в а т ь
представления о семье как о людях, которые
живут вместе, любят друг друга, заботятся
друг
о
друге,
уметь
правильно
называть
членов большой и малой семьи. Воспитать
любовь и уважение к своим родным.
Средние
и
младшие
группы;
старшие
и
подготовит
ельные
группы
воспитатели
Февраль
«День
Защитника
отечества»
Развлечение,
творческая
мастерская,
фотовыставка,
интервью
служивших
пап, эстафета
Познакомить с государственным праздником
–
Днем
защитника
Отечества,
с
понятием
«защитник
отечества»,
«армия»;
развивать
и н т е р е с
к
п о з н а н и ю
р од о в
в о й с к ;
воспитывать
уважение
к
защитникам
Отече ства,
памяти
павших
б о й ц о в ;
Воспитывать
положительное
отношение
к
службе в армии.
Средние
и
младшие
группы;
старшие
и
подготовит
ельные
группы
Воспитатели,
музыкальные
работники,
физкультурный
работник
Март
« Д е н ь
м а м ы ,
бабушки»
Утренник,
фотовыставка,
выставка
поделок,
творческая
мастерская
Формирование чувства любви и уважения к
маме, сестре, бабушке, желания помогать им,
заботиться
о
них.
Привлечение
внимания
детей к празднику 8 марта. Развивать у детей
интерес
к
традиции
его
празднования.
С п о с о б с т в о в а т ь
с о з д а н и ю
т ё п л ы х
Средние
и
младшие
группы;
старшие
и
подготовит
ельные
Воспитатели,
музыкальные
работники
взаимоотношений в семье.
группы
Апрель
«День смеха»
Викторина,
творческая
мастерская
Создание
положительной,
эмоционально
атмосферы,
смеха
у
детей,
атмосферы
п р а з д н и к а .
Р а з в и т и е
п о з и т и в н о г о
самоощущения,
связанного
с
состоянием
раскрепощённости,
уверенности
в
себе.
Развивать
чувство
юмора,
расширять
кругозор, развивать внимание и память.
Старшие
и
подготовит
ельные
группы
Воспитатели
Май
«Наши
деды
в
бою»
Оформление
стенда,
приглашение
ветеранов,
экскурсия,
эстафета
Расширить
представления,
знания
детей
о
празднике
Великой
Победы.
Воспитывать
уважения к ветеранам, желание заботиться о
них, воспитывать чувство любви к Родине,
желание
жить
в
мире.
С
пособствовать
осознанию и необходимости помнить, какой
ценой досталась победа в войне.
Средние
группы;
старшие
и
подготовит
ельные
группы
Воспитатели,
музыкальные
руководители,
физкультурный
руководитель
Июнь
«День
защиты
детей»
развлечение
на участке
Д ат ь
д е т я м
д о ш ко л ь н о го
в о з р а с т а
элементарные
знания
о
международном
п р а з д н и к е
“ Д н е
з а щ и т ы
д е т е й .
Ф о р м и р о в а н и е
п а р т н е р с к о г о
взаимоотношения
и
взаимопонимания
между
всеми
участниками
мероприятия.
Формирование у детей чувства уважения к
себе, друг к другу
и
к своим родителям.
Воспитывать культуру общения.
Младшие,
средние,
старшие
и
подготовит
ельные
группы
Воспитатели,
музыкальные
руководители,
физкультурный
работник,
психолог
Июль
«Всероссийский
Праздник,
Формировать
представление
о
семье
и
ее
Старшие
и
Воспитатели
д е н ь
с е м ь и ,
л ю б в и
и
в е р н о с т и »
( 8
июля)
творческая
мастерская,
фотовыставка,
шежере,
родовое
дерево
членах,
о
доброжелательных
отношениях.
Воспитывать
любовь
и
уважение
к
своим
родным. Вызвать у детей радость от общения
с
членами
семьи.
Развивать
интерес
и
гордость за своих предков.
подготовит
ельные
группы
Август
«Летний отдых в
кругу семьи»
Развлечение,
эстафеты,
викторины
Пропаганда
и
возрождение
семейных
т р а д и ц и й ,
ф о р м и р о в а н и е
в
с е м ь е
оптимальных
условий
для
личностного
роста
и
развития
ребенка.
Воспитывать
у
детей ответственность, чувство гордости и
уважения
за
свою
семью;
формировать
у
детей представления о семье как о людях,
которые любят друг друга, заботятся друг о
друге;
организовывать
и
проводить
семейный досуг.
Младшие и
средние
группы;
старшие
и
подготовит
ельные
группы
Воспитатели,
физкультурный
работник
Сентябрь
«День
знаний
с
родителями»
День
открытых
дверей
Создание радостного и весёлого настроения
у
детей.
Дать
элементарные
знания
и
представления
о
Дне
знаний.
Скрепить
семейные отношения. Воспитать любовь и
уважение к членам своей семьи. Развивать
познавательный
интерес
детей
о
школе,
о
значимости знаний.
Старшие
и
подготовит
ельные
группы
Воспитатели
Октябрь
«Международны
Праздник,
Воспитывать у детей доброе, внимательное,
Средние,
Воспитатели
й
день
матери»
(последнее
воскресенье
октября)
творческая
мастерская
уважительное отношение к маме, стремление
ей помогать, радовать ее.
В
ызвать желание
рассказывать о взаимоотношениях с мамой,
поделиться своими мыслями и чувствами о
своей маме.
старшие,
подготовит
ельные
группы
Ноябрь
«Международны
й мужской день»
(19 ноября)
Выставка
работ,
творческая
мастерская
Знакомство
с
праздником,
посвященным
Дню
Мужчин
(первая
суббота
ноября).
Расширить кругозор детей, познавательный
интерес.
Формировать
у
дошкольников
доброе,
внимательное
и
з а б отл и в о е
отношение к своим родным и близким.
Средние,
старшие
и
подготовит
ельные
группы
Воспитатели
Декабрь
«Новый
год
-
семейный
праздник»
Утренник,
творческая
мастерская
О б о г а щ ат ь
п р ед с т а вл е н и я
д е т е й
о
праздновании
Нового
года,
о
символах
и
традициях праздника.
Воспитывать в детях
доброжелательность,
умение
создавать
праздничное настроение для окружающих.
Младшие,
средние,
старшие
и
подготовит
ельные
группы
Воспитатели,
музыкальные
работники
Тема: «Ветка рябины»
Форма организации: продуктивная
Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно –
эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Цель:
Формировать умение передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа, их цвет.
Закреплять умение располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании акварелью. Закреплять разные приемы
рисования кистью (всем ворсом и концом).
Задачи:
- Образовательные:
Формирование представлений о красоте природы через средства изобразительной деятельности на
примере дерева рябина. Расширять представления детей о природе, в частности о дереве рябина. Формировать умение
строить композицию рисунка.
-Развивающие: Развивать умение рисовать с натуры, сопоставлять рисунок с натурой, передавать в рисунке характерные
особенности ветви рябины: строение ветви, формы и окраски листьев, ягод. Закреплять разные приемы рисования кистью
(всем ворсом и концом). Развивать память, воображение, творчество.
-Речевые:
Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы.
Развивать описательную речь детей, упражнять в чётком произношении звуков в словах.
-Воспитательные:
Воспитание чувства прекрасного через средства изобразительной деятельности. Воспитание бережного
отношения к природе.
Средства обучения и воспитания:
- ТСО: ноутбук, магнитофон, музыка – фон Цикл «Времена года»: «Октябрь», П.И.Чайковский.
- Оборудование: столы, стулья, планшет, скамейки, доска настенная.
- Материалы (дидактические, демонстрационные, раздаточные и т.д.): ветви осенних деревьев (береза, рябина, клен,
осина), ветка рябины в вазе, зеленая скатерть; зеленые листы бумаги А 4, простой карандаш, кисточки №1, №3, акварельные
краски, салфетки.
Используемые педагогические (образовательные) технологии: рисование под музыку.
Методические приёмы:
1.
Создание игровой мотивации
2.
Вопрос - ответ
3.
Рассматривание веточек рябины
4.
Дидактическая игра «Светофорчики»
5.
Вопрос – ответ
6.
Беседа о светофорах
7.
Театраллизация «Поездка на автобусе»
8.
Словесная игра «Водитель и пассажир»
9.
Беседа о правилах поведения в транспорте
10.
Математическая игра «Сколько автомобилей»
11.
Дидактическая игра «Дорожные знаки»
12.
Сенсорная игра «Собери картинку»
13.
Сюрпризный момент «Чёрный ящик»
14.
Вопрос – ответ
15.
Беседа о фликерах
16.
Чтение стихотворения «Светоотражающий значок»
17.
Подведение итогов
18.
Рефлексия «Составление книги посетителей»
Ход НОД
1.
Создание игровой мотивации.
Воспитатель: Сегодня утром, когда я ехала на работу, мне повстречался хозяин леса – леший. Он просил мне передать вам от
него подарок из леса. Посмотрите – это ветви осенних деревьев.
2.
Вопрос – ответ.
Скажите ветви каких деревьев он передал? (ответы детей).
Как вы думаете, зачем он их вам передал? (ответы детей).
Воспитатель: Леший попросил мне передать сказать вам, чтобы вы не опоздали посмотреть волшебное превращение
природы, когда она меняет свой наряд, дарит нам свои плоды. И позвал всех вас в лес, в парки, чтобы вы погуляли там и
насладились красотой осеннего леса, красочного убранства природы, собрали листья для будущих ваших работ.
Понравился вам подарок лешего? (ответы детей).
3.
Рассматривание веточек рябины.
Как же он узнает, что подарок от него мы получили? Посмотрите на ваши столы (ответы детей).
Воспитатель: Давайте мы с вами превратимся в художников и нарисуем одну из ветвей осеннего дерева. А какую,
послушайте загадку и отгадайте:
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
Что за дерево? (ответы детей).
Описание и рассматривание иллюстраций с изображением рябины в разное время года (слайд 1-8).
Знакомство с народными приметами про рябину:
В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухой.
Если на рябине листья завянут и останутся на зиму, то будут сильные морозы.
Чем больше рябины уродилось, тем больше снега выпадет.
Физкультминутка:
По тропинке леший шёл,
На поляне гриб нашёл (ходьба на месте).
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок (приседания).
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, (потягивание – руки вверх)
А потом назад прогнулся,
А потом вперед прогнулся
И до пола дотянулся (наклоны вперед и назад).
И налево, и направо повернулся.
Вот и славно (повороты туловища вправо и влево).
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку (дети садятся за столы).
Словарная работа: натюрморт.
Стихотворение «Натюрморт», Григорий Гладков.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Иди бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это натюрморт.
Рассматривание с детьми ветки рябины в вазе, уточнить ее особенности, активизируя ребят.
Как будет располагаться ветка рябины в вазе на листе бумаге?
Ветка длиннее вазы или нет?
Сколько веток с листьями отходит в стороны от главной ветки?
Сколько гроздьев с ягодами?
Какой формы листья?
Какого цвета?
Объяснение и показ порядка выполнения рисунка с натуры: ветка рябины в вазе.
Словарная работа: эскиз – набросок будущего рисунка.
Выполнение натюрморта детьми под фоновую музыку Цикл «Времена года»: «Октябрь» , П.И.Чайковский. В процессе
деятельности педагог помогает детям при необходимости.
Физкультминутка по окончании выполнения рисунка детьми:
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку (потягивания — руки вверх).
Ей не просто жить на свете —
Ветер крутит, крутит ветер (вращение туловищем вправо-влево).
Но рябинка только гнется,
Не печалится — смеется (наклоны в стороны)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую (дети машут руками, изображая ветер).
3. Итоги. Анализ занятия
По окончании работы предложить детям побывать в картинной галерее и рассмотреть все рисунки, выделить работы
наиболее похожие к натуре и отобрать те, какие отправить по почте хозяину леса – лешему. При анализе детских работ
добиваться развернутого обоснования выбора того или иного рисунка.
-Что мы сегодня с вами рисовали?
-Какие способы мы с вами сегодня использовали?
-Что вам понравилось больше всего?
- Ваши рисунки похожи на ветку рябину в вазе?
- Какие работы мы отправим лешему? Почему?
Сюрпризный момент. Вручение медалей «Юный художник».
Список использованной литературы:
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2016.
Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. – М., 2005.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.