Автор: Березовская Юлия Алиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №17
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: "Развитие речи"
Раздел: начальное образование
Развитие речи 3 класс Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Развитие речи» составлена в соответствии с требованиями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования
второго поколения, на основе программы Т.Н. Соколовой «Речь» с использованием методического
пособия Т.Н. Соколовой «Школа развития речи». – Москва: РОСТ, 2013 г.
Программа данного курса представляет систему
обучающих и развивающих занятий
для
учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В третьем классе 35 часов (1
час в неделю) . Программа реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с
образовательным планом.
Для реализации программного содержания используются учебно-методические средства
обучения:
Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие для 3 класса – М.:
РОСТ, 2013.
–
(Юным умникам и умницам).
Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей 8-9 лет: в 2-х
частях. - М.: РОСТ, 2014 – (Юным умникам и умницам).
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств,
средство
усвоения
новой
информации,
новых
знаний.
Но
для
того
чтобы
эффективно
воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть
обладать
речевой
культурой.
Владение
словом
–
инструментом
общения,
мышления
–
это
первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала.
Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и
говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по
развитию связной речи учащихся.
Цель данного курса: содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки
лингвистического
анализа,
повышать
уровень
языкового
развития
школьников,
воспитывать
познавательный интерес к родному языку.
Задачи курса:
-
обеспечение
правильного
усвоения
детьми
достаточного
лексического
запаса,
грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Материал
учебного
курса
представлен
в
программе
следующими
содержательными
линиями:
Слово
Предложение и словосочетание
Текст
Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Содержание курса
Содержание тематического блока
Всего
часов
Умение,
вырабатываемые
в
результате деятельности учащихся
Слово (16 часов)
Многозначные слова.
1
Изобразительно-выразительные
средства языка: метафора, эпитет,
сравнение,
олицетворение.
Уметь
определять значения и назначение,
Омонимы, омоформы омофоны.
1
Фразеологизмы.
1
Сравнения.
1
Олицетворение.
1
1
использовать при создании текста
в художественном стиле.
Жизнь
слова.
Откуда
берутся
с л о в а ?
К а к
ж и в у т
с л о в а ?
Основные источники пополнения
с л о в а р я .
О п р е д е л и т ь
п р о и с хо ж д е н и е
н е к о т о р ы х
антропонимов и топонимов.
Дать
объяснение
устаревшим
словам.
Изобразительно-выразительные
средства
языка.
Эпитеты.
1
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.
1
Откуда приходят слова.
1
Этимология.
1
Как тебя зовут?
2
Наши фамилии.
1
Топонимы.
1
Устаревшие слова.
1
Сочинение
по
картине
В.М.
Васницова
«Богатыри».
1
Проверочная работа.
1
Текст (10 +1 часов)
Типы текстов.
1
Определить типы текстов. Умение
составлять описание предметов и
я в л е н и й ,
р а с с у ж д е н и е
в
художественном и научном стилях.
Уметь составлять повествование с
элементами
описания.
Различать
с р ед с т в а
с в я з и
в
т е кс т е
с
параллельным построением.
Темы текстов. Опорные слова.
1
Связь предложений в тексте.
1
Цепная связь предложений в тексте.
2
Параллельная связь предложений в тексте.
1
Сочинение
по
картине
В.Е.
Маковского
«Свидание».
1 + 1
Единый временной план текста.
3
Стили речи (6+2 часов)
Стили речи.
2
Определять
стили
речи.
Давать
общее
понятие
о
культуре
речи.
У м е н и е
о п р е д е л я т ь
стилистическую
принадлежность
текстов,
составлять
текст
в
з а д а н н о м
с т и л е .
У м е н и е
пользоваться словарями.
Культура общения.
1
Научный стиль.
1+ 1
Словари.
1
Проверь себя.
1+ 1
Структура занятий:
1)Активизация
мыслительной
деятельности
учащихся,
подготовка
к
выполнению
заданий
основной части.
2)Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3)Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
4)Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
личностно-ориентированные:
систематичности,
непрерывности,
ориентированной
функции знаний, овладение культурой языка;
деятельностно-ориентированные:
деятельности,
смыслового
отношения
к
языку,
адаптивности,
перехода
от
совместной
учебно-познавательной
деятельности
к
самостоятельной деятельности ученика.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
коммуникативные: у
чащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
2
- владеть монологической и диалогической формами речи.
познавательные: учащиеся научатся:
-
осуществлять
поиск
необходимой
информации
для
выполнения
учебных
заданий,
используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
-
вычитывать
все
виды
текстовой
информации:
фактуальную,
подтекстовую,
концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
личностные: у учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
-
устойчивой
учебно-познавательной
мотивации
учения,
интереса
к
изучению
курса
развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные: учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К окончанию курса «Развитие речи» обучающиеся должны:
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов;
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика,
телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
-
вступать
в
контакт
и
поддерживать
его,
умение
благодарить,
приветствовать,
прощаться,
используя соответствующие этикетные формы ;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
3
Развитие речи 3 класс
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Дата
Тема занятия
Элементы
содержания
Требования к уровню
подготовки обучающихся
План
Факт.
1
08.09
Многозначные
слова.
Знакомство с
многозначными
словами.
Уметь различать
многозначные слова; уметь
находить выражения с
прямыми значениями слов.
2
15.09
Омонимы,
омоформы
омофоны.
Познакомить с
омонимами,
омоформами,
омофонами.
Уметь находить омонимы,
омоформами и омофонами;
уметь составлять с
омонимами предложения, в
которых раскрывался бы
смысл слов.
3
22.09
Фразеологизмы.
Познакомить с
понятием
«фразеологизмы».
Уметь находить в тексте
фразеологизмы; уметь
объяснять значение
фразеологизмов; уметь
уместно употреблять
крылатые слова в речи.
4
29.09
Сравнения.
Познакомить с
понятием
«сравнение».
Уметь подбирать и
употреблять сравнения в
устной и письменной речи.
5
06.10
Олицетворение.
Познакомить с
понятием
«олицетворение».
Уметь употреблять
олицетворения в устной и
письменной речи.
6
13.10
Изобразительно-
выразительные
средства языка.
Эпитеты.
Познакомить с
эпитетами, их
назначением.
Уметь употреблять эпитеты в
устной и письменной речи.
7
20.10
Слова нейтральные
и эмоционально
окрашенные.
Познакомить с
эмоционально
окрашенной лексикой.
Уметь выделять эмоционально
окрашенные слова из текста и
употреблять их в речи.
8
27.10
Откуда приходят
слова.
Познакомить с
заимствованными
словами.
Уметь находить слова с одной
фонетической приметой
нерусского происхождения, с
двумя, с тремя.
9
10.11
Этимология.
Познакомить с
разделом языка –
этимология.
Обсуждение о
10происхождении и
понятии слов в языке.
Уметь использовать
этимологический словарь;
уметь объяснять
происхождение слов.
10
17.11
Как тебя зовут?
Познакомить с
происхождением и
значением имен.
Уметь объяснять
происхождение имен.
11
24.11
Как тебя зовут?
Познакомить с
происхождением
отчеств.
Уметь объяснять
происхождение отчеств.
4
12
01.12
Наши фамилии.
Познакомить с
происхождением
фамилий.
Уметь высказывать
предположения о
происхождении фамилии.
13
08.12
Топонимы.
Знакомить с
топонимами.
Уметь объяснять топонимы.
14
15.12
Устаревшие слова.
Исследовать
устаревшие слова.
Уметь находить и объяснять
значение устаревших слов.
15
22.12
С о ч и н е н и е
п о
к а р т и н е
В . М .
Васнецова
«Богатыри».
Знакомить с
написанием
сочинения – описание
картины.
Уметь употреблять
фразеологические обороты.
16
29.12
Проверочная
работа.
Контроль
усвоения
знаний
первой
части
рабочей тетради
Уметь самостоятельно
выполнять задания,
содержащие изученный
материал
17
12.01
Типы текстов.
Знакомим с разными
типами текстов и их
признаками.
Уметь различать типы текстов.
18
19.01
Темы текстов.
Опорные слова.
Знакомить с
признаками текста,
совершенствовать
навыки определения
опорных слов.
Уметь определять тему текста;
уметь определять опорные
(ключевые) слова в тексте; на
основе опорных слов
создавать текст.
19
26.01
Связь предложе-
ний в тексте.
Обсуждение
признаков текста.
Уметь из предложений
составлять текст.
20
02.02
Цепная связь
предложений в
тексте.
Обсудить способы
цепной связи
предложений в тексте.
Уметь определять способы
цепной связи предложений в
тексте.
21
09.02
Цепная связь
предложений в
тексте.
Обсудить понятие
цепной связи
предложений в тексте.
Уметь составлять из
предложений текст, в котором
предложения соединяются
цепной связью.
22
16.02
Параллельная связь
предложе-ний в
тексте.
Обсудить
параллельную связь
предложений в тексте.
Уметь составлять из
предложений текст с
параллельной связью.
23
24
02.03
Сочинение по
картине В.Е.
Маковского
«Свидание».
Знакомить с
написанием
сочинения – описание
картины
Уметь правильно определять и
употреблять связь между
предложениями в тексте.
25
09.03
Единый временной
план текста.
Исследовать единый
временной план в
текстах с цепной и
параллельной связью
предложений.
Уметь определить типы
текста; уметь находить
глаголы в тексте и определять
их время.
26
16.03
Единый временной
план текста.
Знакомство с
понятием о временной
соотнесённости
глаголов в
повествовательных
текстах.
Уметь объяснять
фразеологизмы; уметь ставить
в тексте в нужную форму.
27
23.03
Единый временной
план текста.
Обсуждение с
временной
соотнесённостью
Уметь редактировать
повествовательные тексты.
5
глаголов.
28
06.04
Стили речи.
Знакомство с
понятием «стиль
речи» и с
разновидностями
стилей речи.
Уметь различать тексты в
разговорном стиле и в
книжном.
29
13.04
Стили речи.
Исследовать
разговорный стиль
речи; дать понятия
«Монолог» и
«Диалог».
Уметь находить текст в
разговорном стиле.
30
20.04
Культура общения.
Исследовать правила
речевого этикета во
время спора,
дискуссии.
Уметь соблюдать речевой
этикет в споре, дискуссии.
31
27.04
Научный стиль.
Обсудить признаки
научного стиля.
Уметь различать научный текс
от других.
32
04.05
Научный стиль.
Обсудить признаки
научного стиля.
Уметь различать научный текс
от других.
33
11.05
Словари.
Исследовать разные
виды словарей
(толковые, или
объяснительные
словари; словари –
справочники).
Уметь работать со словарями.
34
18.05
Проверь себя.
Итоговый контроль
знаний за третий
класс
Ум е т ь
с а м о с т о я т е л ь н о
в ы п о л н я т ь
з а д а н и я ,
с од е р ж а щ и е
и з у ч е н н ы й
материал
35
25.05
Итоговое
повторение
Повторить изученное
в 3 классе
Уметь самостоятельно
выполнять задания,
содержащие изученный
материал
6