Автор: Абрамова Ирина Павловна
Должность: учитель дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1596
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья, методическая разработка
Тема: «Ознакомление с окружающим миром дошкольников с ОВЗ (ЗПР) через системно–деятельностный подход»
Раздел: дошкольное образование
«Ознакомление с окружающим миром дошкольников с ОВЗ(ЗПР) через
системно-деятельностный подход»(презентация прилагается)
ГБОУ Школа №1596 ЗАО г.Москвы
учитель-дефектолог Абрамова Ирина Павловна
учитель-дефектолог :Колывагина Елена Васильевна
Но хотелось бы обратить Ваше внимание, что в нашем дошкольном
отделении имеются группы для дошкольников с ОВЗ, а конкретно с ЗПР.
Проблема
обучения дошкольников с ЗПР является одной из наиболее
важных и актуальных проблем при поступлении в школу и дальнейшем
обучении.
Известно,
что
дети
с
ЗПР
имеют
следующие
особенности:
нарушение
внимания,
плохая
память,
фрагментарное
восприятие,
своеобразие
мыслительной деятельности, преобладает наглядно-действенное, наглядно-
образное
мышление,
трудности
установления
причинно-следственных
связей;
недостаточный
запас
знаний
и
представлений
об
окружающем,
пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования
высших
психических
функций,
слабость
регуляции
произвольной
деятельности, нарушения речи.
Существует 4 вида задержки психического развития, классификация
представлена на слайде.
*ЗПР соматогенного генеза
*ЗПР конституционального генеза;
*ЗПР психогенного генеза;
Имеют более благоприятный прогноз, если вовремя диагностировать и
начать коррекционную работу.
*ЗПР церебрально-органического генеза, на фоне поражения ЦНС(это
пограничное состояние меду ЗПР и умственной отсталостью.
У этих детей, как правило прогноз менее благоприятный, этим детям
необходимо создание образовательных условий (занятия с учителем –
дефектологом, учителем-логопедом и психологом)
Педагоги находятся в постоянном поиске новых путей и средств повышения
познавательной
активности
детей
с
особыми
образовательными
потребностями.
Ознакомление с окружающим в группах коррекционно-развивающего
обучения состоит из следующих разделов .
*Свойства предметов;
*Ознакомление с социальным миром;
*Ознакомление с предметным окружением;
*Родная природа.
*Сезонные изменения в природе и труде;
*Животный мир;
*Мир растений;
Для того чтобы у детей сформировать целостное восприятие и
представление о различных предметах и явлениях окружающей
действительности, а также представления о человеке, видах его
деятельности и взаимоотношениях с природой.
Основными задачами по ознакомлению с окружающим миром являются:
-Обогащение детей с ОВЗ разнообразными знаниями об окружающем мире;
-Развитие наблюдательности и опыта практического обобщения;
-формирование умений самостоятельно добывать знания и пользоваться
ими;
Ознакомление дошкольников с окружающим мы реализуется через
системно-деятельностный подход, который реализуется с помощью метода
поискового обучения, в основе которого лежит деятельность.
При которой ребёнок не получает знания в готовом виде,а добывает их сам.
И через основной вид деятельности дошкольника игру.
Структура непосредственной-образовательной деятельности с позиций
системно - деятельностного подхода состоит в следующем:
- педагог создает проблемную ситуацию;
- ребенок принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- педагог управляет поисковой деятельностью;
- ребенок осуществляет самостоятельный поиск;
- совместное обсуждение результатов.
Таким образом мы вовлекаем воспитанников в экспериментальную
деятельность.
Во всех группах у нас оборудованы зоны экспериментальной деятельности,
детские «Мини лаборатории»
Разнообразные приборы и оборудование. Все в них доступно детям.
Ребенок
любого
возраста
может
заняться
той
или
иной
деятельностью:
просеять крупу через сито, определив, почему одна крупа просеялась, а
другая (та, что крупнее) - нет;
*познать
свойства
песка,
(состоит
из
песчинок,
рыхлый,
мелкий,
легко
сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый
темнее сухого);
*отделить
фасоль
от
гороха,
сравнивать
их
по
величине,
форме
и
использовав их для выполнения аппликации;
*сравнить, как ведут себя на воде пластмассовые и деревянные и шарики.
*Очень дети любят в группе экспериментировать со снегом и льдом.
*Исследовать свойства воздуха.
С большим желанием дети вместе с педагогами занимаются посадкой
растений - «Огород на окне». Готовят семена к посадке, ухаживают за
появившимися
всходами:
луком,
морковью,
свеклой;
наблюдают,
сравнивают, делают выводы. Продлевают жизнь растениям.
Наблюдают
за
всходами
луковичных
растений,
которые
дети
посадили
осенью, и с любовью ухаживают за своими всходами.
В поисках эффективных методов формирования знаний об
окружающем мире, мы остановились на проектной деятельности.
Большой плюс, что в проектной деятельности задействованы все участники
образовательного процесса: педагоги, дети, родители.
Дети
старшей
и
подготовительной
групп
составляют
проекты
сами
(с
помощью педагога, как партнера).
«Моя Москва» « Родные истоки» «Мир профессий».«У Лукоморья». «В
гостях у дедушки Корнея». «Эти удивительные сказки».«Все мы разные, но
все равно мы равные»
Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся сами добывать нужную
информацию,
в
процессе
собственной
деятельности
(через
игры,
через
экскурсии, художественную литературу, опыты, наблюдения, где у детей
имеется возможность сравнивать, делать самостоятельные выводы.)
Задача
педагога
–
помочь
ребенку
добиться
намеченной
цели,
заинтересовать
его
конечным
результатом,
сформировать
правильную
самооценку.
В
процессе
проектной
деятельности
дети
получают
новые
знания
и
закрепляют уже имеющиеся .
Какие
изумительные
макеты
сделали
дети
совместно
с
педагогами
и
родителями(см презентацию)
«Наш любимый русский край».«Любимые сказки Пушкина».«Федорино
горе».
Также педагоги должны помнить одним из главных условий реализации
системно-деятельностного подхода является организация предметно-
пространственная среда.
Все, что окружает ребенка - помогает ему развиваться.
Разнообразное
наполнение
среды
пробуждает
инициативу,
мотивирует
к
деятельности.
Сложные для детского восприятия представления,
о мире профессии, о
правилах дорожного движения, о семье, о распределении обязанностей в
семье, дети в непринужденной форме самостоятельно осваивают через игру.
Применение системно-деятельностного подхода помогает нам и нашим
детям эффективно взаимодействовать с окружающим миром, способствует
развитию дошкольников, помогает сформировать у детей предпосылки к
учебной деятельности.
Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему
рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь –научи его рыбачить».
Научив
ребенка
–
дошкольника
самостоятельно
добывать
знания,
мы
помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А
компетентность – это знание в действии.