Напоминание

«Ознакомление с окружающим миром дошкольников с ОВЗ (ЗПР) через системно–деятельностный подход»


Автор: Колывагина Елена Васильевна
Должность: учитель дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1596
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья, методическая разработка
Тема: «Ознакомление с окружающим миром дошкольников с ОВЗ (ЗПР) через системно–деятельностный подход»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Ознакомление с окружающим миром дошкольников с ОВЗ(ЗПР) через

системно-деятельностный подход»(презентация прилагается)

ГБОУ Школа №1596 ЗАО г.Москвы

учитель-дефектолог Абрамова Ирина Павловна

учитель-дефектолог :Колывагина Елена Васильевна

Но хотелось бы обратить Ваше внимание, что в нашем дошкольном

отделении имеются группы для дошкольников с ОВЗ, а конкретно с ЗПР.

Проблема

обучения дошкольников с ЗПР является одной из наиболее

важных и актуальных проблем при поступлении в школу и дальнейшем

обучении.

Известно,

что

дети

с

ЗПР

имеют

следующие

особенности:

нарушение

внимания,

плохая

память,

фрагментарное

восприятие,

своеобразие

мыслительной деятельности, преобладает наглядно-действенное, наглядно-

образное

мышление,

трудности

установления

причинно-следственных

связей;

недостаточный

запас

знаний

и

представлений

об

окружающем,

пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования

высших

психических

функций,

слабость

регуляции

произвольной

деятельности, нарушения речи.

Существует 4 вида задержки психического развития, классификация

представлена на слайде.

*ЗПР соматогенного генеза

*ЗПР конституционального генеза;

*ЗПР психогенного генеза;

Имеют более благоприятный прогноз, если вовремя диагностировать и

начать коррекционную работу.

*ЗПР церебрально-органического генеза, на фоне поражения ЦНС(это

пограничное состояние меду ЗПР и умственной отсталостью.

У этих детей, как правило прогноз менее благоприятный, этим детям

необходимо создание образовательных условий (занятия с учителем –

дефектологом, учителем-логопедом и психологом)

Педагоги находятся в постоянном поиске новых путей и средств повышения

познавательной

активности

детей

с

особыми

образовательными

потребностями.

Ознакомление с окружающим в группах коррекционно-развивающего

обучения состоит из следующих разделов .

*Свойства предметов;

*Ознакомление с социальным миром;

*Ознакомление с предметным окружением;

*Родная природа.

*Сезонные изменения в природе и труде;

*Животный мир;

*Мир растений;

Для того чтобы у детей сформировать целостное восприятие и

представление о различных предметах и явлениях окружающей

действительности, а также представления о человеке, видах его

деятельности и взаимоотношениях с природой.

Основными задачами по ознакомлению с окружающим миром являются:

-Обогащение детей с ОВЗ разнообразными знаниями об окружающем мире;

-Развитие наблюдательности и опыта практического обобщения;

-формирование умений самостоятельно добывать знания и пользоваться

ими;

Ознакомление дошкольников с окружающим мы реализуется через

системно-деятельностный подход, который реализуется с помощью метода

поискового обучения, в основе которого лежит деятельность.

При которой ребёнок не получает знания в готовом виде,а добывает их сам.

И через основной вид деятельности дошкольника игру.

Структура непосредственной-образовательной деятельности с позиций

системно - деятельностного подхода состоит в следующем:

- педагог создает проблемную ситуацию;

- ребенок принимает проблемную ситуацию;

- вместе выявляют проблему;

- педагог управляет поисковой деятельностью;

- ребенок осуществляет самостоятельный поиск;

- совместное обсуждение результатов.

Таким образом мы вовлекаем воспитанников в экспериментальную

деятельность.

Во всех группах у нас оборудованы зоны экспериментальной деятельности,

детские «Мини лаборатории»

Разнообразные приборы и оборудование. Все в них доступно детям.

Ребенок

любого

возраста

может

заняться

той

или

иной

деятельностью:

просеять крупу через сито, определив, почему одна крупа просеялась, а

другая (та, что крупнее) - нет;

*познать

свойства

песка,

(состоит

из

песчинок,

рыхлый,

мелкий,

легко

сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый

темнее сухого);

*отделить

фасоль

от

гороха,

сравнивать

их

по

величине,

форме

и

использовав их для выполнения аппликации;

*сравнить, как ведут себя на воде пластмассовые и деревянные и шарики.

*Очень дети любят в группе экспериментировать со снегом и льдом.

*Исследовать свойства воздуха.

С большим желанием дети вместе с педагогами занимаются посадкой

растений - «Огород на окне». Готовят семена к посадке, ухаживают за

появившимися

всходами:

луком,

морковью,

свеклой;

наблюдают,

сравнивают, делают выводы. Продлевают жизнь растениям.

Наблюдают

за

всходами

луковичных

растений,

которые

дети

посадили

осенью, и с любовью ухаживают за своими всходами.

В поисках эффективных методов формирования знаний об

окружающем мире, мы остановились на проектной деятельности.

Большой плюс, что в проектной деятельности задействованы все участники

образовательного процесса: педагоги, дети, родители.

Дети

старшей

и

подготовительной

групп

составляют

проекты

сами

помощью педагога, как партнера).

«Моя Москва» « Родные истоки» «Мир профессий».«У Лукоморья». «В

гостях у дедушки Корнея». «Эти удивительные сказки».«Все мы разные, но

все равно мы равные»

Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся сами добывать нужную

информацию,

в

процессе

собственной

деятельности

(через

игры,

через

экскурсии, художественную литературу, опыты, наблюдения, где у детей

имеется возможность сравнивать, делать самостоятельные выводы.)

Задача

педагога

помочь

ребенку

добиться

намеченной

цели,

заинтересовать

его

конечным

результатом,

сформировать

правильную

самооценку.

В

процессе

проектной

деятельности

дети

получают

новые

знания

и

закрепляют уже имеющиеся .

Какие

изумительные

макеты

сделали

дети

совместно

с

педагогами

и

родителями(см презентацию)

«Наш любимый русский край».«Любимые сказки Пушкина».«Федорино

горе».

Также педагоги должны помнить одним из главных условий реализации

системно-деятельностного подхода является организация предметно-

пространственная среда.

Все, что окружает ребенка - помогает ему развиваться.

Разнообразное

наполнение

среды

пробуждает

инициативу,

мотивирует

к

деятельности.

Сложные для детского восприятия представления,

о мире профессии, о

правилах дорожного движения, о семье, о распределении обязанностей в

семье, дети в непринужденной форме самостоятельно осваивают через игру.

Применение системно-деятельностного подхода помогает нам и нашим

детям эффективно взаимодействовать с окружающим миром, способствует

развитию дошкольников, помогает сформировать у детей предпосылки к

учебной деятельности.

Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему

рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь –научи его рыбачить».

Научив

ребенка

дошкольника

самостоятельно

добывать

знания,

мы

помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А

компетентность – это знание в действии.



В раздел образования