Автор: Вяткина Людмила Александровна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО г. Иркутска ДЮЦ "Илья Муромец"
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность в дополнительном образовании
Раздел: дополнительное образование
Проектная деятельность в
дополнительном образовании.
Выполнила: Вяткина Людмила Александровна,
методист МБУ ДО г. Иркутска
ДЮЦ «Илья Муромец», ? ? 2018
Метод проектов
Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных
текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода
теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной
системы, выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований
обучающимися происходит в момент выбора направления дополнительной
образовательной деятельности при учёте возрастных особенностей детей.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию
фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение
ребёнка в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые
способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их
интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.
Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми
вместе с педагогом окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами
(один, с группой, с педагогом, с другими людьми): спланировать, выполнить,
проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали.
Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов,
вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность
совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того
или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, выстраивая
отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни
знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на
живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков
учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в
информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность
обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в
течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым
подходом к обучению.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы,
предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой
-интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии,
творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и
осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое
планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое
распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого
участника при условии тесного взаимодействия.
Основные требования к использованию метода проектов
1.Наличие значимой в творческом плане задачи, требующей интегрированного знания,
исследовательского поиска для ее решения
2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых
результатов (например, выступление перед группой по материалу свой работы; совместное
творчество нескольких обучающихся, сценарий праздничного мероприятия и т. д);
3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся.
4.Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;
5.Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над
проектом.
6.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
7.Использование исследовательских методов:
• определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
• выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
• оформление конечных результатов;
• анализ полученных данных;
• подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного
исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов,
творческих отчетов, просмотров, т.д.).
Этапы выполнения проекта.
1 этап. Определение темы, уточнение целей проекта. Учащиеся уточняют информацию,
обсуждают задание. Педагог мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает.
2 этап. Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и
выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде. Обучающиеся
формируют задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои
критерии успеха. Педагог помогает в анализе и синтезе, наблюдает.
3 этап. Выполнение проекта. Учащиеся выполняют исследование и работают над
проектом, оформляют проект. Педагог наблюдает, советует.
4 этап. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и
причин этого, анализ достижения поставленной цели. Учащиеся участвуют в
коллективном самоанализе проекта и самооценке. Педагог наблюдает, направляет процесс
анализа.
5 этап. Защита проекта. Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования,
объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка, применение
результатов на практике. Обучающиеся защищают проект, участвуют в коллективной
оценке результатов проекта. Педагог участвует в коллективном анализе и оценке
результатов проекта.
Секрет успешности проектной деятельности состоит в том, чтобы связать проект с
реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с жизненными
проблемами, уровень их мотивации к проектированию резко повышается.