Напоминание

Проектная деятельность в дополнительном образовании


Автор: Вяткина Людмила Александровна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО г. Иркутска ДЮЦ "Илья Муромец"
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность в дополнительном образовании
Раздел: дополнительное образование





Назад




Проектная деятельность в

дополнительном образовании.

Выполнила: Вяткина Людмила Александровна,

методист МБУ ДО г. Иркутска

ДЮЦ «Илья Муромец», ? ? 2018

Метод проектов

Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных

текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода

теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной

системы, выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований

обучающимися происходит в момент выбора направления дополнительной

образовательной деятельности при учёте возрастных особенностей детей.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию

фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение

ребёнка в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые

способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их

интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми

вместе с педагогом окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами

(один, с группой, с педагогом, с другими людьми): спланировать, выполнить,

проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов,

вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность

совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того

или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, выстраивая

отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни

знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на

живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков

учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в

информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность

обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в

течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым

подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы,

предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой

-интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии,

творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и

осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое

планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое

распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого

участника при условии тесного взаимодействия.

Основные требования к использованию метода проектов

1.Наличие значимой в творческом плане задачи, требующей интегрированного знания,

исследовательского поиска для ее решения

2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых

результатов (например, выступление перед группой по материалу свой работы; совместное

творчество нескольких обучающихся, сценарий праздничного мероприятия и т. д);

3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся.

4.Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;

5.Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над

проектом.

6.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

7.Использование исследовательских методов:

• определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

• выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

• оформление конечных результатов;

• анализ полученных данных;

• подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного

исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов,

творческих отчетов, просмотров, т.д.).

Этапы выполнения проекта.

1 этап. Определение темы, уточнение целей проекта. Учащиеся уточняют информацию,

обсуждают задание. Педагог мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает.

2 этап. Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и

выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде. Обучающиеся

формируют задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои

критерии успеха. Педагог помогает в анализе и синтезе, наблюдает.

3 этап. Выполнение проекта. Учащиеся выполняют исследование и работают над

проектом, оформляют проект. Педагог наблюдает, советует.

4 этап. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и

причин этого, анализ достижения поставленной цели. Учащиеся участвуют в

коллективном самоанализе проекта и самооценке. Педагог наблюдает, направляет процесс

анализа.

5 этап. Защита проекта. Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования,

объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка, применение

результатов на практике. Обучающиеся защищают проект, участвуют в коллективной

оценке результатов проекта. Педагог участвует в коллективном анализе и оценке

результатов проекта.

Секрет успешности проектной деятельности состоит в том, чтобы связать проект с

реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с жизненными

проблемами, уровень их мотивации к проектированию резко повышается.



В раздел образования