Автор: Чеховская Татьяна Анатольевна
Должность: учитель православной культуры
Учебное заведение: МБОУ "Арнаутовская СОШ"
Населённый пункт: с. Арнаутово Красногвардейского района Белгородской области
Наименование материала: Разработка урока по православной культуре
Тема: "Устройство православного храма"
Раздел: среднее образование
Конспект урока по православной культуре на тему
«Устройство православного храма»
Класс: 9
Цели и задачи урока:
сообщить новые сведения о единстве внутреннего устройства
православного храма;
рассказать о символизме форм христианских храмов;
развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать,
активизировать историко-культурный словарь учащихся;
воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и
культурному наследию.
Основные термины и понятия: храм, икона, иконостас, Царские врата,
алтарь. Формы храма. Престол и его принадлежности. Сосуды и церковная
утварь. Символическое значение различных частей храма. Как устроен ико-
ностас православного храма.
Виды деятельности: беседа, групповая работа, работа с иллюстративным
материалом, самостоятельная работа с источником информации, диалог.
Оборудование:
1.
Графические изображения.
2.
Презентация изображения храмов.
3.
Иллюстративный материал.
4.
Компьютер, проектор.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
Мы живем в великой стране, в России, и должны хорошо знать свою
историю,
традиции
и
культуру
своей
страны.
Мир,
окружающий
нас,
многообразен
и
бесконечен.
Вещи,
предметы,
среди
которых
живет
человек, явления природы – это все относится к материальному миру.
- А какой есть еще мир? (духовный мир)
-
Как
вы
понимаете
значение
этого
слова?
(Это
знания,
содержащиеся
в
книгах,
картинах,
скульптурах,
архитектуре,
отношении между людьми, отношение к миру)
- А как иначе можно назвать этот мир? (миром культуры)
В духовном мире есть свои традиции, ими жили наши предки. И мы
должны
знать
свои культурные
традиции.
Ведь
это
история
и
богатство нашей многонациональной страны.
-
А
на
чем
основаны
культурные
традиции?
(добро,
честь,
справедливость, милосердие)
- А в чем истоки русской культуры? ( в православной религии)
А поскольку мы изучаем православную культуру, мы должны знать, что
означает православие? (верное учение, правильно славить Бога)
Правильно, славить Бога мы должны в храме. Храм - это Дом Божий.
1.
Выявление восприятия, мотивации.
Учитель.
Человека
в
жизни
окружает
множество
различных
зданий.
Рассмотрите
иллюстрации и ответьте на вопрос: зачем нужны эти здания человеку?
(жилые дома, стадион, магазины, театр, почта, храм, вокзал и т.д..)
- Ребята, сегодня на уроке мы вспомним, как устроен православный храм и
что люди делают в храмах.
1.
Объяснение нового материала.
Работа с иллюстративным материалом.
Учитель.
На
Руси
всегда
было
много
храмов. Храмы
поражают
своей
красотой,
величием, убранством.
Храм Христа Спасителя в Москве считается главным православным храмом
нашей страны. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси - Кирилл.
Издавна храмы строили в самых красивых местах.
- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?
(У него есть купол, на котором находится крест)
Купола (или глава) – символ устремленности к миру Горнему, соединение
земного и небесного.
Форма куполов может быть различной.
Первоначально купола были в виде воинского шлема, а храм был похож на
русского богатыря.
Позже купол стал походить на пламя свечи.
А с 17 века купола стали делать в виде вазонов.
Часто на храме строят не одну, а несколько глав.
- Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?
(предположения детей)
-две
главы
означают
два
естества
(Божеское
и
человеческое)
в
Иисусе
Христе;
-три главы (три Лица Святой Троицы);
-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);
-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);
-девять глав (девять чинов Ангельских);
-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и
большее количество глав.
Форма храма всегда символична. Если взглянуть на храм с высоты птичьего
полета,
то
увидим
храмы
различной
формы.
Чаще
храмы
имеют
форму
корабля, или креста, или круга, или звезды.
- Подумайте, что может символизировать каждый вариант формы?
(Корабль спасает в бурных водах, крест – наше спасение и защита, круг –
символ
бесконечности
и
вечной
жизни, звезда указывает
людям
путь,
а
Церковь учит правильному пути в жизни)
Храмов много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они тоже
похожи на людей. Как и у человека, у храма есть свое имя, день рождения.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или
звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.
К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена и
прозвища: Гавриил, Широкий, Лебедь, Медведь, Ревун - в зависимости от
звучания.
Картина И.Левитана «Вечерний звон»
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я с ним, навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!…
-Какие чувства вызывает у вас колокольный звон?
Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили
во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.
Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих
на
молитву,
к
богослужению,
и чтобы
возвещать
о
важнейших
частях
совершаемой в храме службы.
1.
Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная
весть о богослужении).
2.
Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу
торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».
3.
Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».
Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.
Православный храм делится на три части:
притвор,
средняя часть,
алтарь.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. В
настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи,
можно написать записки о здравии и об упокоении.
Самая
большая
часть
-
место
для
прихожан,
собравшихся
на
церковное
богослужение. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым.
В храме их иконы повсюду.
Ико́
на — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и
древневосточных
церквях)
священное
изображение
лиц
или
событий
библейской или церковной истории. У икон мы можем поставить свечи о
здравии наших близких и родных.
Панихидный столик – «канун»; там ставят свечки и молятся о людях, уже
ушедших из земной жизни.
Целая стена из икон называется иконостас.
В центре иконостаса - двери. Они называются Царские врата (ворота).
Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских
врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.
За
иконостасом
находится алтарь, место святое, поэтому в него не
позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог,
а храм — землю.
Виртуальная экскурсия в храм.
Сейчас мы отправимся на виртуальную экскурсию в Дмитриевский храм с.
Никитовка.
(показ презентации с фотографиями храма)
Кирпичная церковь, построенная во 2-й пол. XIX в., возможно, на основе
старого здания. Здание типа восьмерик на четверике с боковыми Смоленским
и Митрофановским приделами и колокольней. В 1930-х закрыта, сломана
колокольня.
В
1950-х
возобновлены
богослужения,
отремонтирована,
в
настоящее время вновь выстроена колокольня.
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ДМИТРИЯ РОСТОВСКОГО С. НИКИТОВКА
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дмитриевский храм в селе Никитовка был построен Никитою Юрьевичем
Трубецким в 1766 году. Он имел приделы, освещенные в честь Казанской
иконы Божьей Матери и святителя Митрофана Воронежского. На колокольне
был установлен колокол весом 500 пудов, звон которого разносился далеко за
пределы слободы.
По данным 1890 г., храму принадлежало два дома: в одном находилась
богодельня, другой сдавался в аренду. Храм имел 66 десятин пахотной земли,
насчитывал 2000 прихожан.
Внутренний вид храма представлял собой великолепную картину. Яркий,
уникальный в исполнении иконостас имел несколько ярусов и был обрамлен
разноцветным фарфором. Настольная и купольная живопись, представлявшая
собой сцены жития святых, не имела подобных себе аналогов. Среди икон
храма присутствовали работы ручной живописи, уникальной ценности. В
бывшем Никитовском районе до сплошной коллективизации действовало 19
церквей,
из
них
за
первые
два
месяца
1930
г.
закрыли
15,
и
лишь
4
продолжали вести службу. Храм Святого Дмитрия был закрыт, священник,
отец Аркадий, арестован и сослан. Книги и церковная утварь уничтожены.
Служба
в
храме
прекратилась
на
долгие
годы.
В
период
Великой
Отечественной войны во время оккупации территории села Никитовка немцы
использовали
оставшуюся
часть
храма
Святого
Дмитрия
как
складское
помещение. Лишь в 1949 г. по настоянию верующих храм был открыт. От
него уцелела средняя и алтарная части. В таком состоянии после некоторой
реконструкции храм приступил к богослужению. Священником был назначен
Василий Деброшин, прослуживший до 1951 г. На его место был прислан
молодой священник Иоанн Торохов, прослуживший до 1961 г. В 1953 г.
служебная
часть
храма
была
приведена
в
надлежащий
вид:
проведены
малярные
работы,
восстановлен
иконостас,
приобретено
необходимое
церковное имущество для проведения литургии. В 60 - 80 -е гг. служителями
в храме были священник Иоанн Щербицкий. Стефан Гринев служил в церкви
в конце 80-х гг. Ему удалось провести ремонтные работы, придать храму тот
вид, который он имеет в настоящее время.
- Ребята, вы все знаете, что существуют правила поведения в храме. Я думаю,
что вы эти правила знаете. Давайте о них поговорим.
КРАТКИЕ ПРАВИЛА БЛАГОЧЕСТИВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ХРАМЕ
Православный
Храм
–
это
подобие
неба
на
земле;
в
Храме
с
нами
невидимо служат небесные ангельские силы; в Храме Сам Бог невидимо
пребывает
с
нами,
и
поэтому
наше
поведение
в
Храме
должно
соответствовать святости и величию Дома Божия.
1. По дороге в Храм нужно молиться. По совету Святых Отцов обычно
читают «Богородице Дево, радуйся…», Иисусову молитву, 50-й псалом и
другие молитвы по желанию.
2.
Подходя к
Храму,
соверши
крестное
знамение
и
поясной
поклон.
Не
следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ, уподобляясь евангельским
фарисеям. Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, снова осени себя
крестным знамением. Войдя в Храм, следует остановиться близ дверей и
сотворить три поклона с молитвами: Боже, очисти мя, грешного, и помилуй
мя.
3. Входи в Храм с духовной радостью, ища мира, успокоения и очищения
души твоей. Сам Спаситель обещал утешить тебя в скорби: «Приидите ко
Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас». Когда видишь
святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя.
Будь благоговеен и имей страх Божий.
4. Женщины не должны входить в святой Храм в брюках, в коротких юбках, с
косметикой
на
лице.
Особенно
недопустима
помада
на
губах.
Голова
женщины должна быть покрыта. Мужчины перед входом в Храм обязаны
снять головной убор.
5. Приходи в Храм за 10-15 минут до начала Богослужения. За это время
можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи,
поставить их и приложиться к иконам. Если же опоздал, то будь осторожен,
чтобы не помешать молитве других. Если нет возможности свободно подойти
к иконам и поставить свечи, попроси передать свечи через других людей.
6. По возможности следуй древнему обычаю: мужчины должны становиться в
правой части Храма, женщины – в левой, оставляя свободным проход от
главных дверей к Царским вратам.
7. Во время чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического
канона (после Символа веры) следует хранить благоговейное молчание и
усердно молиться. В это время недопустимо беспокоить кого-либо вопросами
или просьбами передать свечу.
8.
Свечи
покупай
только
в
том
Храме,
в
который
пришел
помолиться
(благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ
II). Свеча – это жертва Богу и Его Храму. Свеча выражает теплоту любви и
благоговение
к
тому,
кому
она
ставится.
Свеча
–
это
не
средство
умилостивления или «задабривания» Бога. Без покаяния, без исполнения
заповедей Господних – не нужны Богу никакие жертвы.
9. В святом Храме должно стоять, а не сидеть, и только в случае нездоровья
или сильного утомления разрешается сесть и отдохнуть.
10. Приходя в Храм с детьми, следи за тем, чтобы они вели себя чинно, скромно
и не шумели. Время их молитвы в Храме нужно соразмерять с их силами.
Необходимо воспитывать не привычку стоять в Храме, а благоговение к
святыне.
Если
детям
требуется
уйти
из
Храма,
скажи
им,
чтобы
перекрестились и тихо вышли, или сам (сама) выведи их.
11. Если малое дитя расплачется в Храме, сразу же выведи или вынеси его из
Храма.
Никогда
не
позволяй
ребенку
есть
что-либо
в
Храме,
кроме
благословенного хлеба и просфор. Следи, чтобы ребенок не терял крошки от
этих святынь.
12. Стоя в Храме, не любопытствуй и не рассматривай в окружающих. Не
осуждай и не осмеивай невольных ошибок служащих или присутствующих в
Храме. Если тебе непонятны слова молитв и песнопений, твори про себя
молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя,
грешного».
13. Никогда
не
веди
разговоров
во
время
Богослужения.
Помни
слова
преподобного
Амвросия
Оптинского:
«За
разговоры
в
Храме
Господь
посылает скорби».
14. Если
место,
на
котором
ты
привык
стоять,
занято,
становись
там,
где
свободно. Не дерзай предъявлять свои несуществующие права на какое-либо
место в Божием Храме.
15. Новичка, не знающего церковных правил, не следует осуждать и одергивать.
Если требуется, помоги ему вежливым и добрым советом. Замечание можно
сделать только тому, кто грубо нарушает благочестие, мешая общей молитве.
16. По
возможности
не
покидай
Храм
до
окончания
Богослужения.
До
окончания Литургии никогда, без крайней необходимости, не уходи из Храма.
Это грех пред Богом.
17. К Святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и
разрешительной
молитвы
священника.
Причащаться
без
исповеди
разрешается только детям до семи лет.
18. Готовятся к Причастию молитвой и постом, воздерживаясь от различных
развлечений
и
удовольствий
(длительность
подготовки
определяется
благословением священника). Готовящиеся к Причастию прочитывают по
молитвослову каноны и правило ко Святому Причащению, что новичкам
лучше делать не в последний день, а распределить чтение этих молитв на все
дни
подготовки
к
Причастию.
Обязательно
нужно
быть
за
вечерним
Богослужением накануне Причастия, а также ничего не есть и не пить,
начиная с двенадцати часов ночи.
19. Подходи к Святому Причащению смиренно и благоговейно, скрестив руки на
груди (правую на левую). Со страхом Божиим причастись Святых Тайн, не
крестясь, поцелуй Чашу, чтобы случайно не толкнуть Ее, и молча отойди к
столику
с
запивкой.
После
Причастия
прочитай
по
молитвослову
благодарственные молитвы.
20. По
окончании
Литургии
подойди
и
приложись
к
Кресту,
который
дает
верующим священник около алтаря. Выходя из Храма, соверши три поясных
поклона с крестным знамением.
Подведение итогов.
-Почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся
к храмам? Что получают люди в храме? (Ответы детей.)
Вывод:
Чтобы
люди,
приходя
в
храм,
учились
добру,
милосердию,
состраданию, сочувствию, справедливости, чести.
И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать
тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими
делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и
будете созидать всю свою жизнь.
Домашнее
задание: индивидуальное
творческое
задание
(реферат
по
устройству любого храма Белгородской области)