Автор: Щеголева Жанна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СШ №152 структурного подразделения детский сад "Маленькая страна"
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: Технология «Дети–волонтеры» как активная форма общения в детской среде.
Тема: Технология эффективной социализации
Раздел: дошкольное образование
Технология «Дети-волонтеры» как активная форма общения в детской
среде, способствующая ранней социализации дошкольников.
Благоприятным периодом в нравственном становлении личности является
дошкольный
возраст.
В
этот
период
начинается
формирование личности,
осознающей себя частью общества и гражданином своей Родины. В нашем
детском саду реализуется технология эффективной
социализации «Дети-
волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми,
помощь
старших
дошкольников
младшим. Педагоги помогают
старшим
дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить,
рисовать и т. д.
Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство,
это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная
жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по
возможности помогать им.
Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок
получает
не
материальную
плату,
а «плату» в
качестве
внутреннего
удовлетворения.
В основе любого волонтерского движения принцип: хочешь почувствовать
себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем,
кому
знакомо
чувство
справедливости,
кто
понимает,
что
сделать
жизнь
общества
лучше
можно
только
совместными
усилиями
каждого
из
его
членов.
Реализация
технологии «Дети-волонтеры»
помогает
педагогам
создать
условия для достижения детьми целевых ориентиров стандарта дошкольного
образования:
инициативы,
самостоятельности,
ответственно сти,
любознательности,
умения
взаимодействовать,
общаться,
выбирать
вид
деятельности, партнера, разрешать конфликты, принимать решение, работать
в
команде.
Преимущества
технологий
социализации
в
том,
что
они
не
требуют
какой
либо
специальной
подготовки
воспитателей,
не
требуют
покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств.
Главное - огромное желание педагогического коллектива заложить основы
полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Технология «Дети-волонтеры» решает следующие задачи:
формирует
у
детей
позитивные
установки
на
добровольческую
деятельность;
Развивает коммуникативно-речевые умения и навыки обеих сторон;
Помогает установлению эмоциональных контактов между детьми;
Обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в
команде, прислушиваться к мнению своих друзей;
Совместная
деятельность
идет
в
процессе
познания,
когда
обмен
знаниями,
спо собами
деятельно сти
происходит
в
атм о с ф ере
доброжелательности
и
взаимной
поддержки,
что
развивает
саму
познавательную
деятельность,
переводит
ее
на
более
высокие
формы
кооперации и сотрудничества.
Несмотря на то, что технология «Дети-волонтеры» удивительно простая в
использовании, ее реализация ранее проходила эпизодически, так как педагоги
не видели, в чем могут быть преимущества данного подхода. Однако с введение
ФГОС ДО, (п. 2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и
саморегуляции
собственных
действий»
-
одна
из
задач
социально-
коммуникативного
развития
ребенка,
возникла
необходимость
пересмотреть
подход к организации условий развития ребенка - дошкольника.
В
сотрудничестве
коллектива
педагогов
групп
младшего
и
старшего
дошкольного возраста был разработан и представлен на педагогическом совете
проект
«Лучики
добра»
как
активная
форма
общения
в
детской
среде,
способствующая ранней социализации дошкольников».
Ведущая
педагогическая
идея
заключается
в
организации
волонтерского
движения в дошкольном учреждении как активной формы общения в детской
среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника
через
активную
деятельность,
где
они
выступают
инициаторами
и
организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и
ближайшем социальном окружении.
Главной целью
проекта,
является
воспитание
духовно-нравственной
личности
с
активной
жизненной
позицией
и
творческим
потенциалом,
способной
к
самосовершенствованию,
гармоничному
взаимодействию
с
другими людьми.
Достигнутые результаты:
В ходе реализации проекта мы имели возможность расширить представление
о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей
воспитанников;
приобщить
детей
и
родителей
воспитанников
к
социокультурным
нормам,
традициям
семьи,
общества,
государства;
сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям
независимо
от
культурной
среды
и
этнической
принадлежности;
привлечь
родителей воспитанников в образовательный процесс детского сада; обеспечить
преемственность
целей,
задач
и
содержания
образования
дошкольного
и
начального общего образования.