Напоминание

"Работа с родителями в логопедической группе"


Автор: Коноплева Светлана Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №172 "Радуга"
Населённый пункт: г,Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с родителями в логопедической группе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ в логопедической группе

Одной из важных составляющих комплексного подхода к преодолению

ОНР является преемственность в работе логопеда и родителей.

При

организации

данного

вида

работы

учитель-логопед

решает

следующие

задачи:

установить

контакт

с

родителями

детей,

посещающих

логопедическую

группу;

помочь

родителям

стать

заинтересованными

и

активными участниками коррекционного процесса; обучить их определенным

приемам и умениям для преодоления речевого дефекта.

В дошкольной логопедической практике сложилась стабильная система

работы с родителями.

Эффективными методами этой работы являются:

-

родительские собрания;

-

консультация для родителей;

-

открытые занятия;

-

оформление стендов и информационных папок;

-

анкетирование.

Остановимся подробнее на некоторых формах.

Родительские собрания.

В течение года проводится 3 родительских собрания. Первое собрание

проводится в конце сентября. На нем учитель-логопед в доступной форме

раскрывает

суть

речевого

дефекта

детей

и

необходимость

специального

направления

в

обучении

детей;

анализирует

результаты

психолого-

педагогического обследования детей; знакомит с планом работы на 1 период,

его задачами и содержанием; дает рекомендации по организации ежедневных

домашних заданий с ребенком.

Второе

родительское

собрание

проводится

в

конце

января.

На

нем

подводятся итоги обучения детей за истекший период, освещается динамика

продвижения каждого ребенка; определяются задачи и содержание занятий на

последующий период обучения.

В

мае

проводится

заключительное

родительское

собрание.

На

нем

логопед подводит итоги всей коррекционной работы, дает анализ повторного

обследования речи детей, дает

рекомендации по закреплению полученных

навыков правильной речи на летний период.

Консультации.

На протяжении всего года учителем-логопедом проводятся консультации

для родителей. Они могут быть групповые и индивидуальные.

Групповые консультации проводятся 1 раз в месяц . Примерный перечень

таких консультаций следующий:

"Психологические особенности детей с нарушениями речи"

"Постановка и автоматизация отдельных звуков";

"Учим детей рассказывать" и т.д.

Тематика

групповых

консультаций

планируются

заранее

на

каждый

период обучения. Однако при необходимости возможно варьирование тем.

Индивидуальные

консультации

проводятся

один

раз

в

неделю.

Инициирует

их

либо

логопед,

либо

родитель.

На

них

логопед

показывает

достижения ребенка в преодолении дефекта, объясняет и демонстрирует какие

упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания, записанные в

тетради ребенка.

Открытые занятия.

В течение всего периода обучения родители могут посещать занятия

логопеда. Цель открытых занятий дать родителям возможность увидеть своих

детей в учебной обстановке, сравнить их речь с речью других детей, оценить

динамику речевого развития ребенка. Для усиления мотивации родительского

участия в преодолении речевого дефекта открытые занятия проводятся перед

групповой консультацией или родительским собранием.

Оформление стендов и информационных папок.

Наглядная информация для родителей может быть представлена в виде

различных стендов, информационных папок. Воспитатель и учитель-логопед

2

оформляют их совместно. Материал обновляется 1 раз в месяц. В папках может

содержаться информация типа:

-

материалы о развитии речи в норме и патологии;

-

материалы по профилактике речевых нарушений;

-

материалы по формированию внимания и памяти;

-

материалы по формированию мелкой моторики

-

список рекомендуемой литературы;

-

текущая информация и т. д.

Совместная

работа

логопеда

с

родителями

в

значительной

мере

определяет общий успех коррекционного обучения.

Рекомендуемая литература:

Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1981.

Жукова

Н.С.,

Мастюкова

Е.М.,

Филичева

Т.Б.

Преодоление

общего

недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998.

Преодоление

общего

недоразвития

речи

у

дошкольников.

Учебно-

методическое пособие/ Под общ. Ред. Т.В.Волосовец. – М.: В.Секачев, НИИ

Школьных технологий, 2008.

Программа

обучения

и

воспитания

детей

в

детском

саду.

(Под

ред.

Васильевой М.А.), М., 1985

М.А.Поваляева Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001

Степанова

О.А.

Организация

логопедической

работы

в

дошкольном

образовательном учреждении. – М., 2003

Руководство

по

организации

работы

логопеда

в

ДОУ:

Сборник

примерных форм документов и методических материалов / Авт.- сост. В.О.

Йощенко. – М.: АРКТИ, 2008Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая

работа в специальном детском саду. - М., 1987.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим

недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч.1.Первый

год обучения (старшая группа). Москва: «Альфа», 1993.

3

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у

детей дошкольного возраста. Москва: «Айрис- пресс», 2007.

Шаховская С.Н. Как научить ребенка думать и говорить. М., 1993.

4



В раздел образования