Автор: Петренко Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ"ДЕТСКИЙ САД№59 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: Г.УХТА РЕСПУБЛИКА КОМИ
Наименование материала: СТАТЬЯ.
Тема: "Влияние стилей воспитания на формирование способностей детей."
Раздел: дошкольное образование
«Проблемы влияния стиля воспитания на
формирование способностей детей»
МДОУ «Детский сад №59 общеразвивающего вида»
Петренко Наталья Владимировна
Воспитатель
г.Ухта
Сегодняшняя действительность предъявляет высокие требования к
темпу
жизни,
к
уровню
жизни.
Естественно,
что
родители,
кому
небезразлична
судьба
своих
детей
стараются
уже
в
раннем
возрасте
обеспечить детей необходимыми условиями для того, чтобы выросшие дети
смогли достичь желаемого. Однако кто может сказать, какие именно качества
потребуются ребёнку в будущем? И что окажется важнее: успешное освоение
школьной программы или возможность самореализации в какой-либо виде
творчества? Родители, являясь самыми главными людьми в жизни своих
детей, напрямую способствуют формированию тех или иных черт характера,
качеств личности, способностей. Дети реагируя на прямые и невысказанные
требования
и
ожидания
родителей,
стараются
быть
как
можно
лучше,
удовлетворяя
эти
требования.
Исходя
из
вышесказанного,
я
посчитала
нужным
сделать
правильную
оценку
влияния
стиля
воспитания
на
формирование способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель
данной
статьи:
выявить
влияние
стиля
воспитания
на
формирование
с п о с о б н о с т е й
д е т е й
с т а р ш е г о
д о ш к о л ь н о г о
в о з р а с т а .
Взаимодействие
ребёнка
со
средой
и
в
первую
очередь,
с
социальным
окружением,
микросредой
и
усвоение
им
созданной
человечеством
культуры
играют
первостепенную
роль
в
его
психическом
развитии,
становлении
его
личности.
Исключительно
велика
роль
общения
в
формирования личности. В процессе общения складываются определённые
личностные
взаимоотношения.
От
характера
отношений
ребёнка
с
окружающими во многом зависит, какие именно личностные качества у него
сформируются. Ближайшим социальным окружением, в которое
попадает
ребёнок,
является,
как
правило
семья.
Особая
значимость
семейной
микросреды
объясняется
тем,
что
самостоятельность,
благополучие и сама жизнь зависит от заботы и помощи воспитывающих его
взрослых людей. В каждой семье между ребёнком и родителями
складываются особые, индивидуальные отношения. В зависимости от того,
какие пути руководства, отношения с ребёнком преобладают у родителей, их
условно
подразделяют
на
несколько
групп,
но
наиболее
часто
на
«демократическую»
и
«авторитарную»
(контролируемую).
Для
«демократической»
формы
семейного
воздействия
характерна
тенденция
многое
разрешать,
большой
контакт
с
ребёнком,
стремление
родителей
избегать
решений
по
произволу,
содержательные
ответы
на
детские
вопросы. «Авторитарная» атмосфера в семье
характеризуется
большим
числом
ограничений
в
отношении
детей.
Преобладающим
стилем
руководства
родителей
«диктаторов»
является
стиль
с
опорой
на
незыблемость
своего
авторитета
и
бесприкасловное
подчинение, общение с целью разъяснения правил сведено до минимума.
Дети из «демократических» семей чаще проявляют стремление к творчеству,
инициативности,
тенденции
к
лидерству,
обнаруживают
больше
эмоциональности в творческих способностях. Могут быть
выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных
взаимоотношений, являющиеся предпосылкой и результатом возникновения
творческих способностей.
ДИКТАТ в семье проявляется в систематическом
поведении
одними
членами
семьи
инициативы
и
чувства
собственного
достоинства у других его членов. Безоглядная авторитарность родителей,
игнорирование
интересов
и
мнений
ребёнка-всё
это
гарантия
серьёзных
неудач формирования его личности. ОПЕКА – это система отношений, при
которых
родители
обеспечивая
своим
трудом,
удовлетворение
всех
потребностей
ребёнка,
ограждают
его
от
каких-либо
забот,
усилий
и
трудностей, принимая их на себя. У детей отсутствует самостоятельность,
инициатива.
СОТРУДНИЧЕСТВО
предполагает
опосредованность
межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной
деятельности. Семья, где ведущим типом является сотрудничество, обретает
особое качество, становится группой высокого уровня развития. М.И. Лисина
проследила
развитие
самосознания
дошкольников
от
особенностей
семейного воспитания. С психологической точки зрения дошкольное детство
является благоприятным периодом для развития творческих способностей
потому, что в ютом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть
огромное желание познавать мир. И родители поощряя любознательность,
сообщая
детям
знания,
вовлекая
их
в
различные
виды
деятельности
способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний –
это
необходимая
предпосылка
для
будущей
творческой
деятельности.
Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития
творческого
воображения.
При
правильном
выборе
стиля
воспитания
существует
большая
свобода
при
выборе
способов
действия
и
большее
одобрение
со
стороны
родителей
при
самостоятельной
активности.
Соответственно,
при
завышенном
воспитании
родителей
к
детям
предъявляются
всё
более
строгие
требования
по
соответствию
действий
детей
родительским
нормам
поведения,
что
обеспечивает
детям
более
жесткие
рамки
воображения.
Из
всего
выше
сказанного
можно
сделать
вывод, что дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития
творческих
способностей
к
творчеству.
И
от
того,
насколько
были
использованы
эти
возможности,
во
многом
будет
зависеть
творческий
потенциал старшего дошкольника.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛТИЕРАТУРЫ:
1.Акимов
И.П.,
Клименко
В.В.О
природе
таланта.-М.;Педагогика,2004.
2.Божович
Л.И.
Личность
и
её
формирование
в
детском
возрасте.
П с и х о л о г и ч е с к и е
и с с л е д о в а н и я .- М . ; П р о с в е щ е н и е , 2 0 0 8 .
3.Выгодский
Л.С.
Воображение
и
творчество
в
детском
возрасте.-
М.;Просвещение,2006.