Автор: Пугина Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР – детский сад №272"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Использование инновационных форм работы в организации опытно–экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы: «Использование инновационных форм работы в
организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми
дошкольного возраста».
Воспитатель Пугина В.Н.
Все мы хорошо знаем, что дети по природе своей - исследователи. В
обыденной
жизни
они
часто
сами
экспериментируют
с
различными
веществами,
стремясь
узнать
что-то
новое.
Они
разбирают
игрушки,
наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный
мороз металлические предметы и т.п. Неутолимая жажда новых впечатлений,
любознательность,
постоянное
стремление
экспериментировать,
самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются
как важнейшие черты детского поведения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования
направлен
сегодня
на
достижение
целей
развития
у
детей
познавательных
интересов,
интеллектуального
развития,
детской
одаренности. Таким образом, развитие познавательной активности ребёнка,
его
исследовательских
способностей
-
одна
из
важнейших
задач
современного
образования. Знания, полученные в результате собственного
эксперимента значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о
мире,
что
получены
репродуктивным
путем.
Усваивается
все
прочно
и
надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Проблема заключается в том, что, мы, взрослые, торопимся научить
ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его
собственным
исследовательским
порывам,
пытаясь
направить
его
познавательную
деятельность
в
русло,
которое
сами
считаем
наиболее
важным.
Нередко
на
стремление
ребенка
познакомиться
с
окружающим
миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала
платье! Не трогай песок руками, он грязный!» и т.д. Хотя исследования,
проведённые
академиком,
доктором
психологических
наук
Н.Н.
Поддъяковым,
показали,
что
лишение
возможности
экспериментировать,
постоянные
ограничения
самостоятельной
деятельности
приводят
к
серьезным
психологическим
нарушениям,
которые
сохраняются
на
всю
жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии
детей, на способности обучаться в дальнейшем.
Деятельность
экспериментирования
способствует
формированию
у
детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную
деятельность. Дошкольники на таких занятиях знакомятся со свойствами
различных веществ, предметов, материалов. Учатся ставить цель, решать
проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытническим путем, делать
выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от
своих
маленьких
и
больших
«открытий»,
которые
вызывают
чувство
удовлетворения
от
проделанной
работы.
Ребенок
получает
возможность
удовлетворить присущую ему любознательность: «Почему? Зачем? Как? Что
будет,
е сли?»,
почувствовать
с ебя
ученым,
и с с л е д о в ат е л е м ,
первооткрывателем.
При
этом
взрослый
–
не
учитель
-
наставник,
а
равноправный
партнер,
что
позволяет
ребенку
проявлять
собственную
исследовательскую активность. Инициатива по проведению экспериментов
переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и
сами делают необходимые выводы.
Таким
образом,
одним
из
перспективных
методов,
которые
служат
развитию
познавательных
спо собно стей
детей
я в л я е т с я метод
экспериментирования. В
своей
работе
я
широко
использую
опытно
–
экспериментальную деятельность дошкольников.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо
оборудованная,
насыщенная
предметно-пространственная
среда,
которая
стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В
нашем саду развивающая среда, способствующая познавательному развитию
детей,
представлена
«мини-лабораториями»,
где
созданы
условия
для
совместного
и
самостоятельного
экспериментирования,
формирования
познавательного
интереса
детей
к
окружающему
миру,
развития
исследовательских умений.
Оборудование уголка экспериментальной деятельности состоит из 3-х
компонентов: это
-
Компонент
дидактический:
книги
познавательного
характера
тематические альбомы; коллекции.
-
Компонент
оборудования
и
различного
материала.
Простейшие
приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений»,
зеркальце,
контейнеры
из
"киндер-сюрпризов"
с
отверстиями,
внутрь
помещены вещества и травы с разными запахами.
Материалы: песок, глина, вода, бумага, магниты, набор игрушек для
игр
в
воде,
красители
пищевые
и
непищевые;
семена
разных
растений;
некоторые
пищевые
продукты
(сахар,
соль,
крахмал,
мука).
Бросовый
материал.
-
Компонент
стимулирующий:
правила
работы
с
материалами;
персонажи,
наделанные
определенными
чертами,
от
имени
которых
моделируется
проблемная
ситуация;
карточки-схемы
проведения
экспериментов.
Организуя
детское
экспериментирование,
я
изучила
работы
таких
ведущих авторов, как, Н.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская, Ф.А.
Сохина,
Н.А.Рыжова,
С.Н.
Николаева.
На
основе
изученной
литературы
составила перспективный план, а также разработала и успешно реализовала
долгосрочный
проект
«Водица-Царица»,
направленный
на
развитие
познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления и
экспериментальной деятельности с водой (свойства, агрегатные состояния,
явления природы – иней, снег, лед, гололед, наст и др.)
Организованные занятия по экспериментированию провожу на основе
самостоятельного составления конспектов и использования конспектов из
опыта работы других педагогов.
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет
свою структуру:
1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта
проблемной ситуации.
2.
Уточнение
правил
безопасности
жизнедеятельности
в
ходе
осуществления экспериментирования.
3. Уточнение плана исследования.
4. Выбор оборудования, непосредственное проведение эксперимента
5. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования
Для
поддержания
интереса
задания
детям,
проблемные
ситуации
даются мною от имени сказочного героя – Незнайки. Занятия проводятся с
небольшими подгруппами (от 7 до 12 детей), что обеспечивает наибольшую
познавательную и творческую активность каждого воспитанника.
Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается
специально
организованными
занятиями.
В
совместной
деятельности
с
детьми я использую упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие
разнообразные
объекты
природы,
или
же
подключаюсь
к
возникшей
самостоятельной деятельности детей, замысел которой часто возникает, как
сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то. Так на прогулке
на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть
палочкой,
и
убеждаемся,
что
на
дорожках
земля
твердая,
а
рядом
–
на
обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать
сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться.
Продолжаем прогулку. Так эксперимент прошел незаметно для детей.
В
средней
и
старшей
группе
на
5-м
и
6-м
году
жизни
детей
продолжается обогащение опыта детей по познанию окружающего мира. На
этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств таких
материалов, как: глина, дерево, бумага, ткань, стекло, резина. Дети активно
участвуют
в
исследовании
и
преобразовании
различных
проблемных
ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Во
время
совместного
экспериментирования
мы
с
детьми
ставим
цель,
выдвигаем гипотезы, совместно определяем этапы работы, делаем выводы. Я
развиваю
умение
детей
вырабатывать
гипотезы,
используя
простые
упражнения,
вопросы:
«Давайте
подумаем,
почему
нельзя
плавать
на
бумажном корабле?». Так же учу детей в ходе деятельности задавать вопросы,
выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на
вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? После каждого
эксперимента
приучаю
детей
к
самостоятельности
при
уборке
рабочего
места. Стараюсь делать это в стихотворной форме, что больше стимулирует
детей.
Ты работу завершил? Все на место положил? и т.д.
В
процессе
экспериментирования
прививаю
детям
навыки
межличностного общения и сотрудничества: учу договариваться, отстаивать
свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время
обсуждения
проблемных
ситуаций
обращаю
внимание
детей
на
мнение
других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь
застенчивым. Я стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов
опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
На 6-м, 7-м году жизни все более и более углубляются представления
детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и
методике проведения. Здесь инициатива по проведению экспериментов чаще
принадлежит детям.
Формы работы по экспериментальной деятельности:
Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.
Самостоятельная деятельность детей.
Фронтальные занятия.
КВН, развлечения.
Наблюдения в природе.
Беседы по теме «Путешествие капельки» и др..
Целевые прогулки и экскурсии.
Методы и приемы работы.
В
своей
работе
я
использую
как
традиционные
методы,
так
и
инновационные.
Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко
применяются:
Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об
изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач
в практической деятельности я использовала наблюдения разного вида:
- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о
свойствах и качествах предметов и явлений;
- за изменением и преобразованием объектов;
Словесные
(бе с ед ы,
ч т ение
художественной
литературы,
использование фольклорных материалов).
Практические
методы.
Большое
значение
придавалось
ведущей
форме
деятельности
детей
–
игре
(игры-опыты,
игры-эксперименты,
дидактические игры, настольно-печатные игры). Развивать положительные
эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.
Использование инновационных
технологий
воспитания
и
обучения
дошкольников.
В
процессе
экспериментирования
применяю компьютерные
и
мультимедийные
средства
обучения,
что
стимулирует
познавательный
интерес дошкольников.
Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-
то
объектах
или
явлениях,
а
посмотреть
на
них
собственными
глазами.
Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью
презентации,
какие
удивительные
открытия
сделает
маленький
естествоиспытатель.
Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства
очень
увлекательны.
Однажды
заинтересовавшись
ими,
ребенок
может
пронести
свою
любовь
к
исследованиям
через
всю
жизнь.
И
какой
бы
деятельности
не
посвятили
себя
дети
в
будущем,
детские
эксперименты
оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.
Н е п о с р е д с т в е н н о
о б р а з о в а т е л ь н а я
д е я т е л ь н о с т ь
п о
экспериментированию
для
детей
стали
открытием,
они
их
ждут
с
нетерпением. Сформированные представления, полученные в процессе НОД
дети «проверяют» в самостоятельной, экспериментальной деятельности.
Постепенно
элементарные
опыты
становятся
играми-опытами,
в
которых,
как
в
дидактической
игре,
есть
два
начала,
учебное
–
познавательное
и
игровое
-
занимательное.
Игровой
мотив
усиливает
эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности.
В
результате
закрепленные
в
играх-опытах
и
играх-экспериментах
знания о связях, свойствах, качествах природных объектов явлений неживой
природы становятся более сознанными и прочными.
В работе с детьми использую созданные мною и с помощью родителей
тематические лэпбуки по опытно экспериментальной деятельности «Вода»,
«Крахмал» и «Узнай-ка». Изготовленный мной интерактивный лэпбук «Вода»
и
«Крахмал»
-
дидактические
пособия
находящиеся
в
нём
сменяемые,
крепятся
к
папке
на
липучки,
их
можно
легко
снять
и
соответственно
поменять тему.
В лэпбук вложены схемы карточки, по которым ребёнок
может самостоятельно провести опыт, правила проведения опыта так же
присутствуют
в
лэпбуке.
В
кармашках
вложены
познавательные
игры
и
задания, на самостоятельную или совместную с воспитателем деятельность.
Ко л л е к т и в
д е т с ко г о
с а д а
и
р о д и т е л и
д о л ж н ы
с т а т ь
единомышленниками
в
решении
поставленных
задач
развития
поисково-
исследовательской
деятельности
детей.
С
целью
выявления
отношения
родителей
к
поисково-исследовательской
активности
детей
проведено
анкетирование. По результатам сделан вывод, что их заинтересовала данная
проблема, понимают его значимость в развитии ребенка. Для включения
родителей в процесс развития познавательного интереса детей
провела
семинары-практикумы,
оформила
серию
наглядной
информации
для
родителей,
провела
индивидуальные
и
групповые
консультации.
Многие
родители заинтересовались домашним экспериментированием, и это стало
увлекательным занятием для всей семьи с дальнейшей презентацией своего
опыта в группе. Разработали детей – детско взрослые проекты и участвовали
в детском конкурсе «Первые шаги в науку».
Диагностика степени устойчивости познавательного интереса показала,
что
в
группе
наметились
значительные
положительные
изменения,
позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в
работе.
Еще несколько лет назад мы и мечтать не могли о том оснащении,
которое имеют сегодня детские сады. Но нужно успевать меняться и самой,
овладевать
знаниями
и
умениями,
необходимость
которых
продиктована
временем.
Для
этого
пришлось
овладеть
не
только
целым
арсеналом
педагогических
технологий,
позволяющих
стимулировать
познавательную
активность ребенка, но и вынести на первый план не мою обучающую
деятельность, а детскую деятельность, в процессе которой ребенок будет
учиться сам, поверит в свои силы и возможности.