Напоминание

"Использование инновационных форм работы в организации опытно–экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"


Автор: Пугина Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР – детский сад №272"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Использование инновационных форм работы в организации опытно–экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работы: «Использование инновационных форм работы в

организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми

дошкольного возраста».

Воспитатель Пугина В.Н.

Все мы хорошо знаем, что дети по природе своей - исследователи. В

обыденной

жизни

они

часто

сами

экспериментируют

с

различными

веществами,

стремясь

узнать

что-то

новое.

Они

разбирают

игрушки,

наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный

мороз металлические предметы и т.п. Неутолимая жажда новых впечатлений,

любознательность,

постоянное

стремление

экспериментировать,

самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются

как важнейшие черты детского поведения.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования

направлен

сегодня

на

достижение

целей

развития

у

детей

познавательных

интересов,

интеллектуального

развития,

детской

одаренности. Таким образом, развитие познавательной активности ребёнка,

его

исследовательских

способностей

-

одна

из

важнейших

задач

современного

образования. Знания, полученные в результате собственного

эксперимента значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о

мире,

что

получены

репродуктивным

путем.

Усваивается

все

прочно

и

надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Проблема заключается в том, что, мы, взрослые, торопимся научить

ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его

собственным

исследовательским

порывам,

пытаясь

направить

его

познавательную

деятельность

в

русло,

которое

сами

считаем

наиболее

важным.

Нередко

на

стремление

ребенка

познакомиться

с

окружающим

миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала

платье! Не трогай песок руками, он грязный!» и т.д. Хотя исследования,

проведённые

академиком,

доктором

психологических

наук

Н.Н.

Поддъяковым,

показали,

что

лишение

возможности

экспериментировать,

постоянные

ограничения

самостоятельной

деятельности

приводят

к

серьезным

психологическим

нарушениям,

которые

сохраняются

на

всю

жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии

детей, на способности обучаться в дальнейшем.

Деятельность

экспериментирования

способствует

формированию

у

детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную

деятельность. Дошкольники на таких занятиях знакомятся со свойствами

различных веществ, предметов, материалов. Учатся ставить цель, решать

проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытническим путем, делать

выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от

своих

маленьких

и

больших

«открытий»,

которые

вызывают

чувство

удовлетворения

от

проделанной

работы.

Ребенок

получает

возможность

удовлетворить присущую ему любознательность: «Почему? Зачем? Как? Что

будет,

е сли?»,

почувствовать

с ебя

ученым,

и с с л е д о в ат е л е м ,

первооткрывателем.

При

этом

взрослый

не

учитель

-

наставник,

а

равноправный

партнер,

что

позволяет

ребенку

проявлять

собственную

исследовательскую активность. Инициатива по проведению экспериментов

переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и

сами делают необходимые выводы.

Таким

образом,

одним

из

перспективных

методов,

которые

служат

развитию

познавательных

спо собно стей

детей

я в л я е т с я метод

экспериментирования. В

своей

работе

я

широко

использую

опытно

экспериментальную деятельность дошкольников.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо

оборудованная,

насыщенная

предметно-пространственная

среда,

которая

стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В

нашем саду развивающая среда, способствующая познавательному развитию

детей,

представлена

«мини-лабораториями»,

где

созданы

условия

для

совместного

и

самостоятельного

экспериментирования,

формирования

познавательного

интереса

детей

к

окружающему

миру,

развития

исследовательских умений.

Оборудование уголка экспериментальной деятельности состоит из 3-х

компонентов: это

-

Компонент

дидактический:

книги

познавательного

характера

тематические альбомы; коллекции.

-

Компонент

оборудования

и

различного

материала.

Простейшие

приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений»,

зеркальце,

контейнеры

из

"киндер-сюрпризов"

с

отверстиями,

внутрь

помещены вещества и травы с разными запахами.

Материалы: песок, глина, вода, бумага, магниты, набор игрушек для

игр

в

воде,

красители

пищевые

и

непищевые;

семена

разных

растений;

некоторые

пищевые

продукты

(сахар,

соль,

крахмал,

мука).

Бросовый

материал.

-

Компонент

стимулирующий:

правила

работы

с

материалами;

персонажи,

наделанные

определенными

чертами,

от

имени

которых

моделируется

проблемная

ситуация;

карточки-схемы

проведения

экспериментов.

Организуя

детское

экспериментирование,

я

изучила

работы

таких

ведущих авторов, как, Н.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская, Ф.А.

Сохина,

Н.А.Рыжова,

С.Н.

Николаева.

На

основе

изученной

литературы

составила перспективный план, а также разработала и успешно реализовала

долгосрочный

проект

«Водица-Царица»,

направленный

на

развитие

познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления и

экспериментальной деятельности с водой (свойства, агрегатные состояния,

явления природы – иней, снег, лед, гололед, наст и др.)

Организованные занятия по экспериментированию провожу на основе

самостоятельного составления конспектов и использования конспектов из

опыта работы других педагогов.

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет

свою структуру:

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта

проблемной ситуации.

2.

Уточнение

правил

безопасности

жизнедеятельности

в

ходе

осуществления экспериментирования.

3. Уточнение плана исследования.

4. Выбор оборудования, непосредственное проведение эксперимента

5. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования

Для

поддержания

интереса

задания

детям,

проблемные

ситуации

даются мною от имени сказочного героя – Незнайки. Занятия проводятся с

небольшими подгруппами (от 7 до 12 детей), что обеспечивает наибольшую

познавательную и творческую активность каждого воспитанника.

Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается

специально

организованными

занятиями.

В

совместной

деятельности

с

детьми я использую упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие

разнообразные

объекты

природы,

или

же

подключаюсь

к

возникшей

самостоятельной деятельности детей, замысел которой часто возникает, как

сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то. Так на прогулке

на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть

палочкой,

и

убеждаемся,

что

на

дорожках

земля

твердая,

а

рядом

на

обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать

сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться.

Продолжаем прогулку. Так эксперимент прошел незаметно для детей.

В

средней

и

старшей

группе

на

5-м

и

6-м

году

жизни

детей

продолжается обогащение опыта детей по познанию окружающего мира. На

этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств таких

материалов, как: глина, дерево, бумага, ткань, стекло, резина. Дети активно

участвуют

в

исследовании

и

преобразовании

различных

проблемных

ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Во

время

совместного

экспериментирования

мы

с

детьми

ставим

цель,

выдвигаем гипотезы, совместно определяем этапы работы, делаем выводы. Я

развиваю

умение

детей

вырабатывать

гипотезы,

используя

простые

упражнения,

вопросы:

«Давайте

подумаем,

почему

нельзя

плавать

на

бумажном корабле?». Так же учу детей в ходе деятельности задавать вопросы,

выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на

вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? После каждого

эксперимента

приучаю

детей

к

самостоятельности

при

уборке

рабочего

места. Стараюсь делать это в стихотворной форме, что больше стимулирует

детей.

Ты работу завершил? Все на место положил? и т.д.

В

процессе

экспериментирования

прививаю

детям

навыки

межличностного общения и сотрудничества: учу договариваться, отстаивать

свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время

обсуждения

проблемных

ситуаций

обращаю

внимание

детей

на

мнение

других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь

застенчивым. Я стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов

опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

На 6-м, 7-м году жизни все более и более углубляются представления

детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и

методике проведения. Здесь инициатива по проведению экспериментов чаще

принадлежит детям.

Формы работы по экспериментальной деятельности:

Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.

Самостоятельная деятельность детей.

Фронтальные занятия.

КВН, развлечения.

Наблюдения в природе.

Беседы по теме «Путешествие капельки» и др..

Целевые прогулки и экскурсии.

Методы и приемы работы.

В

своей

работе

я

использую

как

традиционные

методы,

так

и

инновационные.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко

применяются:

Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об

изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач

в практической деятельности я использовала наблюдения разного вида:

- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о

свойствах и качествах предметов и явлений;

- за изменением и преобразованием объектов;

Словесные

(бе с ед ы,

ч т ение

художественной

литературы,

использование фольклорных материалов).

Практические

методы.

Большое

значение

придавалось

ведущей

форме

деятельности

детей

игре

(игры-опыты,

игры-эксперименты,

дидактические игры, настольно-печатные игры). Развивать положительные

эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.

Использование инновационных

технологий

воспитания

и

обучения

дошкольников.

В

процессе

экспериментирования

применяю компьютерные

и

мультимедийные

средства

обучения,

что

стимулирует

познавательный

интерес дошкольников.

Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-

то

объектах

или

явлениях,

а

посмотреть

на

них

собственными

глазами.

Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью

презентации,

какие

удивительные

открытия

сделает

маленький

естествоиспытатель.

Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства

очень

увлекательны.

Однажды

заинтересовавшись

ими,

ребенок

может

пронести

свою

любовь

к

исследованиям

через

всю

жизнь.

И

какой

бы

деятельности

не

посвятили

себя

дети

в

будущем,

детские

эксперименты

оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Н е п о с р е д с т в е н н о

о б р а з о в а т е л ь н а я

д е я т е л ь н о с т ь

п о

экспериментированию

для

детей

стали

открытием,

они

их

ждут

с

нетерпением. Сформированные представления, полученные в процессе НОД

дети «проверяют» в самостоятельной, экспериментальной деятельности.

Постепенно

элементарные

опыты

становятся

играми-опытами,

в

которых,

как

в

дидактической

игре,

есть

два

начала,

учебное

познавательное

и

игровое

-

занимательное.

Игровой

мотив

усиливает

эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности.

В

результате

закрепленные

в

играх-опытах

и

играх-экспериментах

знания о связях, свойствах, качествах природных объектов явлений неживой

природы становятся более сознанными и прочными.

В работе с детьми использую созданные мною и с помощью родителей

тематические лэпбуки по опытно экспериментальной деятельности «Вода»,

«Крахмал» и «Узнай-ка». Изготовленный мной интерактивный лэпбук «Вода»

и

«Крахмал»

-

дидактические

пособия

находящиеся

в

нём

сменяемые,

крепятся

к

папке

на

липучки,

их

можно

легко

снять

и

соответственно

поменять тему.

В лэпбук вложены схемы карточки, по которым ребёнок

может самостоятельно провести опыт, правила проведения опыта так же

присутствуют

в

лэпбуке.

В

кармашках

вложены

познавательные

игры

и

задания, на самостоятельную или совместную с воспитателем деятельность.

Ко л л е к т и в

д е т с ко г о

с а д а

и

р о д и т е л и

д о л ж н ы

с т а т ь

единомышленниками

в

решении

поставленных

задач

развития

поисково-

исследовательской

деятельности

детей.

С

целью

выявления

отношения

родителей

к

поисково-исследовательской

активности

детей

проведено

анкетирование. По результатам сделан вывод, что их заинтересовала данная

проблема, понимают его значимость в развитии ребенка. Для включения

родителей в процесс развития познавательного интереса детей

провела

семинары-практикумы,

оформила

серию

наглядной

информации

для

родителей,

провела

индивидуальные

и

групповые

консультации.

Многие

родители заинтересовались домашним экспериментированием, и это стало

увлекательным занятием для всей семьи с дальнейшей презентацией своего

опыта в группе. Разработали детей – детско взрослые проекты и участвовали

в детском конкурсе «Первые шаги в науку».

Диагностика степени устойчивости познавательного интереса показала,

что

в

группе

наметились

значительные

положительные

изменения,

позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в

работе.

Еще несколько лет назад мы и мечтать не могли о том оснащении,

которое имеют сегодня детские сады. Но нужно успевать меняться и самой,

овладевать

знаниями

и

умениями,

необходимость

которых

продиктована

временем.

Для

этого

пришлось

овладеть

не

только

целым

арсеналом

педагогических

технологий,

позволяющих

стимулировать

познавательную

активность ребенка, но и вынести на первый план не мою обучающую

деятельность, а детскую деятельность, в процессе которой ребенок будет

учиться сам, поверит в свои силы и возможности.



В раздел образования