Автор: Пашкина Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1593
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Внеурочная деятельность курса "Литературная студия" для 3 класса
Раздел: начальное образование
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы «Школа № 1593»
121614 г. Москва, ул. Крылатские холмы, дом 28, корпус 1
Телефон: (495) 413-85-55, Факс: (495) 413-85-54.
«Рассмотрено»
Протокол
Педагогического
совета № 1 от
27.08.2018г.
«Согласовано»
Руководитель МО
___________/_______________/
Протокол № 1 от 27.08.2018 г.
«Утверждено»
Заместитель директора
ГБОУ Школа №1593
_____________/Лебедева Е.В./
Приказ № ___от «27»августа
2018 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Литературная студия»
на 2018-2019 учебный год
3 Г класс
Составитель:
Пашкина О.Н.,
учитель начальных классов
Москва, 2018 год
1. Планируемые результаты освоения курса «Литературная студия».
Личностные результаты:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как
хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных
произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из
аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым
библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
2. Содержание программы внеурочной деятельности курса
«Литературная студия» на 2018 – 2019 учебный год:
Тема 1. (4 часа)
История книги. Книги, книги, книги…
История книги. Книги, их типы и виды. Аппарат книги, иллюстрации и
оформление. Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания.
Практическая работа в библиотеке:
- система библиотечного обслуживания;
- абонемент и читальный зал;
- культура читателя;
- библиотечные каталоги и правила пользования ими;
- обслуживание в библиотеке.
Тема 2. (12 часов)
«Волшебный мир сказок Владимира Сутеева!» (05.09.1903 – 10. 03.1993),
к 115- летию со дня рождения детского писателя.
По страницам книг В. Сутеева. В.Сутеев – автор и художник – оформитель.
В.Сутеев
- кинорежиссёр и сценарист-мультипликатор. Литературная игра
«По страницам сказок В.Сутеева».
Практическая работа:
- оформление читательского уголка «Сказки В.Г.Сутеева»;
- подготовка презентации «Этот удивительный сказочник В.Г.Сутеев»;
-подготовка
и
проведение
литературной
игры
«По
страницам
сказок
В.Сутеева» в ГПД начальной школы.
Тема 3. (12 часов)
«Улыбка и смех…» по произведениям Н.Н.Носова (10.11.1908 -26.07.1976) ,
посвящённого 110- летию со дня рождения писателя.
Биография
и
творчество
писателя.
Книги
и
герои
книг.
Произведения
Николая
Носова
в
круге
чтения
детей
младшего
школьного
возраста.
Практическая работа:
- оформление книжной выставки к 110 – летию со дня рождения Н.Н.Носова
«Весёлая страна Николая Носова;
- подготовка литературной викторины с элементами театрализации «Улыбка и
смех - это для всех!» по творчеству Н.Носова;
- оформление читательского уголка «Н.Н.Носову – 110 лет»;
- читательский опрос «Нравятся ли вам произведения Н.Носова и почему?»
среди учащихся 3 – 4 классов;
- мини театрализации по произведениям Н.Носова;
- громкие чтения произведений Н.Н.Носова для учащихся 1 – 2 классов в
ГПД.
Тема 4. (12 часов)
«Весёлые
истории»
по
творчеству
Виктора
Драгунского
(01.12.1913
-06.05.1972) , посвящённого 105 – летию со дня рождения писателя.
Биография
и
творчество
В.Драгунского.
Герои
его
книг.
Секреты
«Денискиных рассказов». Писательская династия.
Практическая работа:
- литературный КВН по произведениям В.Драгунского «Смех – это радость!»
(подготовка и проведение для учащихся начальных классов);
- оформление уголка для читателей «В.Ю.Драгунскому - 105 лет!;
- конкурс отрывков из произведений В.Драгунского «Давайте посмеёмся!»;
- презентация «Мастер улыбки»;
- громкие чтения «Почитаем вместе!», чтение произведений В.Драгунского в
ГПД 1- х и 2 – х классов;
Тема 5. (6 часов)
Удивительная
жизнь
сказов
П.П.Бажова
(15.01.1879
–
03.12.1950),
посвящённому 140 - летию со дня рождения сказочника.
Мастер, мудрец, сказочник. Знакомство со сборником сказов «Малахитовая
шкатулка». Воспоминания о П.П.Бажове.
Практическая работа:
- презентация «Уральской старины сказитель»;
-
изготовление сказочного цветка из различного подручного материала,
организация выставки поделок.
Тема 6.(12 часов)
«Певец русской природы» по творчеству М.М.Пришвина (23. 01. 1873
-16 .01. 1954) ,посвящённому 146 - летию со дня рождения писателя.
Биография
и
творчество
М.М.Пришвина.
Дневник
М.Пришвина.
Путешествия
и
произведения,
написанные
после
этих
поездок.
Два
особенных цвета в творчестве М.Пришвина.
Практическая работа:
- презентация «Бесконечная радость постоянных открытий» по творчеству
М.М.Пришвина;
- игра – путешествие «Лесными тропами М.Пришвина»;
- оформление уголка для читателей «Певец русской природы».
Тема 7. (4 часа)
Книги о детях войны.
Книги: Л. Воронкова «Девочка из города», Л. Кассиль
«Улица младшего
сына», Ю.Яковлев «Девочки с Васильевского острова». Чтение, обсуждение
содержания, слушание отдельных глав.
Практическая работа:
- организация читательского уголка « Дети войны».
Тема 8. (6 часов)
Газеты и журналы для детей .
Что
такое
периодика.
Детские
газеты
и
журналы.
Структура
газет
и
журналов. Издатели газет и журналов. История изданий для детей:
-
журналы
«Мурзилка»,
«Костёр»,
«Пять
углов»,
«Чудеса
планеты
Земля» и др.;
- детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк» и др.;
- электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка»
Практическая работа:
- оформление читательского уголка «Мы читаем и узнаём!».
-
создание
обложек
для
детских
журналов
с
использованием
любых
технологий.
Формы работы:
групповая, парная, индивидуальная, коллективная.
Формы организации занятий:
библиотечный урок;
громкие чтения;
КВН;
путешествие по страницам книг;
проект;
конкурсы;
литературная викторина;
игра-драматизация;
мини-спектакль;
интегрированное занятие;
литературный праздник;
литературный ринг;
занятие-интервью;
устный журнал;
читательский опрос.
Формы контроля:
- презентации;
- оформление читательских уголков;
- литературная викторина;
- конкурсы;
- устный журнал;
- театрализованная деятельность по произведениям писателей – юбиляров с
выступлением перед детьми ДОУ, учащимися начальной школы, родителями;
- участие в олимпиадном движении.
3. Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности
курса «Литературная студия» на 2018 – 2019 учебный год
№
п/п
Название темы занятия
Сроки проведения
Тема 1. История книги. Книги, книги, книги… 4 часа
1 - 2
История книги. Книги, их типы и виды. Аппарат
книги, иллюстрации и оформление. Первая
печатная книга на Руси. Первопечатник Иван
Фёдоров.
03.09 - 07.09.18г.
3 - 4
Система библиотечного обслуживания. Громкие
чтения сказок для учащихся 1-2 классов в ГПД.
10.09 – 14.09.18г.
Тема 2. «Волшебный мир сказок
Владимира Сутеева!» 12 часов
5-6
По страницам книг В. Сутеева.
17.09 – 21.09.18г.
7-8
В.Сутеев – автор и художник – оформитель
24.09 – 28.09.18г.
9-10
В.Сутеев - кинорежиссёр и сценарист-
мультипликатор .
01.10 – 05.10.18г.
11-12
Оформление читательского уголка «Сказки
В.Г.Сутеева». Громкие чтения для детей 1 – 2
классов в ГПД.
15.10 – 19.10.18г.
13 -14
Подготовка презентации «Этот удивительный
сказочник В.Г.Сутеев »
22.10 – 26.10.18г.
15-16
Подготовка и проведение литературной игры
«По страницам сказок В.Сутеева
»
в ГПД
начальной школы.
29.10 – 02.11.18г.
Тема 3. «Улыбка и смех…»
по произведениям Н.Н.Носова 12 часов
17 – 18
Биография и творчество писателя
.
05.11 – 09.11.18г.
19 – 20
Книги и герои книг. Мини театрализации по
произведениям Н.Носова.
12.11 – 16.11.18г.
21 – 22
Произведения Николая Носова в круге чтения
детей младшего школьного возраста.
Читательский опрос «Нравятся ли вам
произведения Н.Носова и почему?» среди
учащихся 3 – 4 классов;
26.11 – 30.11.18г.
23 – 24
Подготовка литературной викторины с
элементами театрализации «Улыбка и смех - это
для всех!» по творчеству Н.Носова
03.12 – 07.12.18г.
25 – 26
Оформление читательского уголка «Н.Н.Носову –
110 лет». Громкие чтения произведений Н.Носова
для учащихся 1- 2 классов.
10.12 -14.12.18г.
27 - 28
Проведение литературной викторины с
элементами театрализации «Улыбка и смех - это
для всех!» по творчеству Н.Носова;
17.12 – 21.12.18г.
Тема 4. «Весёлые истории»
по творчеству В.Ю. Драгунского 12 часов
29 – 30
Биография и творчество В.Драгунского.
24.12 -28.12.18г.
31 - 32
Герои его книг. Секреты «Денискиных
рассказов». Конкурс отрывков из произведений
В.Драгунского «Давайте посмеёмся»
09.01 – 11.01.19г.
33 - 34
Писательская династия. Работа над презентацией
«Мастер улыбки».
14.01 – 18.01.19г.
35 – 36
Оформление уголка для читателей
«В.Ю.Драгунскому - 105 лет! Громкие чтения
произведений В.Драгунского для учащихся 1-2
классов в ГПД.
21.01 – 25.01.19г.
37 – 38
Подготовка литературного КВНа по
произведениям В.Драгунского «Смех – это
радость!»
28.01. – 01.02.19г.
39 - 40
Проведение литературного КВНа по
произведениям В.Драгунского «Смех – это
радость!» для учащихся 3 – х классов
04.02 – 08.02.19г.
Тема 5. Удивительная жизнь сказов П.П.Бажова 6 часов
41 – 42
Мастер, мудрец, сказочник. Знакомство с книгами
П.П.Бажова.
11.02 – 15.02.19г.
43 – 44
Воспоминания о П.П.Бажове
.
Изготовление сказочного цветка из различного
подручного материала, организация выставки
поделок.
26.02 – 01.03.19г.
45 - 46
Работа над презентацией «Уральской старины
сказитель»;
04.03 – 08.03.19г.
Тема 6. «Певец русской природы»
по творчеству М.М.Пришвина 12 часов
47 - 48
Биография и творчество М.М.Пришвина
.
11.03 – 15.03.19г.
49 - 50
Путешествия и произведения, написанные после
этих поездок.
18.03 – 22.03.19г.
51 - 52
Дневник М.Пришвина. Два особенных цвета в
творчестве М.Пришвина.
25.03 – 29.03.19г.
53 – 54
Работа над презентацией « Бесконечная радость
постоянных открытий» по творчеству
М.М.Пришвина.
01.04 – 05.04.19г.
55 - 56
Оформление уголка для читателей «Певец
русской природы». Громкие чтения произведений
М.Пришвина для учащихся 1 – 2 классов.
15.04 – 19.04.19г.
57 -58
Игра – путешествие «Лесными тропами
М.Пришвина».
22.04 – 26.04.19г.
Тема 7. Книги о детях войны. 4 часа
59 -60
Л. Воронкова «Девочка из города»,
Л.Кассиль
«Улица младшего сына». Чтение, обсуждение
содержания, слушание отдельных глав.
29.04 – 03.05.19г.
61 -62
Ю.Яковлев «Девочки с Васильевского острова».
Чтение, обсуждение содержания, слушание
отдельных глав.
Организация читательского
уголка « Дети войны»
06.05 – 10.05.19г.
Тема 8. Газеты и журналы для детей. 6 часов
63 – 64
Что такое периодика. Детские газеты и журналы.
Структура газет и журналов.
13.05 – 17.05.19г.
65 - 66
Оформление читательского уголка «Мы читаем
и узнаём!».
20.05 - 24.05.19г.
67 - 68
Создание обложек для детских журналов с
использованием любых технологий
.
27.05 – 31.05