Напоминание

" Русская красавица Матрёшка "


Автор: Сазонова Светлана Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д⁄с комбинированного вида № 6 " Зоренька"
Населённый пункт: город Ступино Московская область
Наименование материала: конспект организованной образовательной деятельности
Тема: " Русская красавица Матрёшка "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект

организованной образовательной деятельности в

подготовительной к школе группе

(художественное творчество)

«Русская красавица матрёшка»

Программные задачи:

-

Формировать

у

детей

интерес

к

русскому

прикладному

искусству

деревянной игрушке;

- Продолжать формировать умение детей работать с трафаретом, вырезать из

ткани, закреплять навыки симметричного вырезания цветов, листьев;

- Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского

народного творчества.

Материал:

Матрешки

деревянные,

силуэт

матрешки

из

белого

картона,

лоскуты хлопчато-бумажной ткани, цветная бумага, ножницы, клей ПВА,

фломастеры,

сундук,

иллюстрации

Семеновской,

Полхов

Майданской

матрешек, компьютер с программой Power Point, мультимедийный проектор.

Ход занятия.

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята.

Я на ярмарке была

Сундучок вам принесла.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

Вынимаю напоказ

И веду о нем рассказ.

Что же в этом сундучке?

Вы узнаете, если загадку отгадаете, только дослушайте ее до конца.

Загадка:

Здесь лежит для вас игрушка –

Не лошадка, не Петрушка.

Здесь красавица – девица.

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может пять, а может шесть.

Разрумянилась немножко.

Наша русская…

(Ответы детей – матрешка)

Воспитатель: Молодцы ребята. Все вы правильно отгадали: это русская

матрешка. Посмотрите, какая она яркая и нарядная! Откуда же пришла к нам

эта занятная игрушка? Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси

матрешка? -Дети: (ответы детей.)

Воспитатель:

Оказывается,

ребята,

матрешке

очень

много

л е т.

Приблизительно сто лет назад в Россию из Японии привезли маленькую

куколку, внутри которой было еще несколько таких же куколок, но меньшего

размера. Слайд № 1

Игрушка очень понравилась детям и взрослым. И через некоторое

время, у нас в России стали изготавливать матрешек. Этих куколок называли

Матренами. Слово «Матрена» означало - «мать» и действительно матрешка,

напоминает нам маму многочисленного семейства.

Сейчас матрешки делают в различных мастерских. Сначала подбирают

подходящий

вид

древесины

(липа).

Русские

умельцы

заготавливали

древесину для изготовления сувениров в начале весны. После вытачивается

туловище

и

голова

самой

большой

фигурки,

которые

обрабатываются

изнутри

и

снаружи.

Потом

изготавливается

самая

маленькая,

неделимая,

фигурка. По ней вытачиваются остальные, по увеличению. Слайд № 2

Затем заготовку шлифуют для того, чтобы она была гладкой, и на ней

можно было нанести краску.

После

этого

мастер

готовит

краски,

которые

нужны

для

росписи

матрешки. Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны.

Затем расписывает матрешку.

Заключительный

этап

сувенир

покрывается

слоем

лака.

Лак

защищает изделия от влаги и пыли, а также придает особый блеск готовому

сувениру. - Воспитатель: Матрешки бывают разные. Самыми популярными

считаются Полхов - Майдановские и Семеновские матрешки.

Полховский Майдан – известнейший центр по изготовлению и росписи

матрешек, расположенный на юго-западе Нижегородской области. Голова у

Полхов-Майданской матрешки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая

форма придает матрешке задорный, удалой вид. У матрешек нет платка с

завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал

на

двухцветном

поле

верх

красный

или

желтый,

низ

зеленый

или

фиолетовый. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро

так посматривают. Самое яркое пятно – это фартук. Расцвел на нем чудо-

букет. Узоры имеют названия: «шиповник», «большая роза» и другие.

Слайд

№ 3

Воспитатель:

Дети,

скажите,

пожалуйста,

какие

узоры

есть

на

этой

матрешке?

Дети: шиповник, роза.

Воспитатель:

Верно.

Семеновскую

матрешку

украшает

большой

букет

цветов, занимая почти весь фартук. Для семеновской матрешки характерны

яркие цветы, в основном желтый и красный. Платок обычно раскрашен в

горошек. Край платка этой матрешки тоже украшен цепочкой небольших

б у т о н о в .

П л а т о к

ч а щ е

ж е л т ы м

ц в е т о м . С л а й д

4 .

Кроме того матрешки бывают авторскими, не похожими на какую-то роспись.

Слайд № 5

Воспитатель: Да. Они игрушки знатные, складные и ладные. Матрешки

всюду славятся, они нам очень нравятся. А еще наши матрешки любят

танцевать и играть, давайте вместе отдохнем и тоже танцевать начнем.

Игра: «Матрешка и мышь»

Вот матрешечки гуляли,( «Гуляют» по комнате врассыпную)

В лесу ягоды искали.

Так, так и вот так,

В лесу ягоды искали. («Собирают ягоды»)

Под кусточком посидели,

Вкусны ягоды поели.

Так, так и вот так,

Вкусные ягоды поели. (Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки)

Как матрешечки устали,

Под кусточком задремали. (Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку)

Так, так и вот так,

Под кусточком задремали.

А потом они плясали,

Свои ножки показали.

Так, так и так, (Выставляют ножки на пятку)

Свои ножки показали. (Кружатся, топая ногами)

Только слышат вдруг подружки:

Прямо у лесной опушки (Прикладывают поочередно

руки то к одному, то к другому уху)

Побежали по дорожке

Чьи – то серенькие ножки. («Прислушиваются»)

Эй, Матрешка, берегись!

Оказалось, это мышь! (Дети бегут к своим стульчикам)

Воспитатель: Матрешка – уникальная народная деревянная игрушка, потому

что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом

страны, России.

-А как нужно относится к такой игрушке и труду народных мастеров?

Ответы детей: бережно, аккуратно.

-Ой, посмотрите, а в сундучке еще что-то лежит. (Белые шаблоны матрешек)

Ах, а куда же делись цветы?

Дети:

- украл злой волшебник;

- отпали…

Воспитатель:

-Что же делать, как вернуть красоту матрешкам?

Дети:

- нарисовать;

- сделать аппликацию;

- вырезать из материала;

Хотите помочь матрешкам снова стать нарядными, красивыми?

Дети: - Хотим!

Воспитатель:

Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами поможем

матрешкам стать нарядными и веселыми. Ну, что ж, друзья, за работу. А

перед работой разомнемся:

Физкультминутка:

Мастера, скорей за дело (Подражательные движения по тексту)

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Чтоб матрешек украшать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Воспитатель: Приглашаю вас в мастерскую. (Дети проходят в мастерскую)

В нашей мастерской есть различные материалы: ткани, цветная бумага,

выбирайте, из какого материала вы будете вырезать цветы, листочки для

матрешек.

Практическая часть:

Выбор материала для работы

Вспомнить композицию: как разместить узор, какие цветы наклеить на

фартук, а какие на платок.

Вспомнить правила безопасности при работе с ножницами.

Вырезание деталей

Наклеивание деталей (цветы, листья и др.)

Чего же не хватает? Попробуйте оживить матрешку.

А как это сделать? (Нарисовать лицо)

Передайте в выражении лица характер матрешки

(Во время работы звучат русские народные мелодии)

Воспитатель: Вот и матрешки наши готовы. Давайте разместим их рядом со

старшими подружками, посмотрим, какие они замечательные получились,

все разные и красивые, назовем матрешек русскими именами?

Дети: размещают свои поделки на стенде рядом с Матрешкой, называют

своих

Матрешек

именами

(Глаша,

Варвара,

Матрона,

Марфа,

Пелагея,

Анастасия, Марьяна, Ульяна, Дуняша).

Воспитатель: Матрешки получились интересные, веселые. Вы, ребята,

постарались, работали, как настоящие мастера.

Рефлексия:

Ребята, что нового вы сегодня узнали о Матрешках?

Что понравилось? А трудности вы испытывали в чем-то?

Как думаете, справились мы сегодня с задачей – помогли вернуть матрешкам

свой наряд?

(Воспитатель говорит слова на фоне музыки)

Прекрасный мир вещей

Накоплен был веками.

Хранит их каждый дом, а может быть – музей.

Умейте рисовать и сотворять руками.

Все то, что может радовать друзей.

Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ведь

подарок, сделанный своими руками самый дорогой.

Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!



В раздел образования