Автор: Сазонова Светлана Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д⁄с комбинированного вида № 6 " Зоренька"
Населённый пункт: город Ступино Московская область
Наименование материала: конспект организованной образовательной деятельности
Тема: " Русская красавица Матрёшка "
Раздел: дошкольное образование
Конспект
организованной образовательной деятельности в
подготовительной к школе группе
(художественное творчество)
«Русская красавица матрёшка»
Программные задачи:
-
Формировать
у
детей
интерес
к
русскому
прикладному
искусству
–
деревянной игрушке;
- Продолжать формировать умение детей работать с трафаретом, вырезать из
ткани, закреплять навыки симметричного вырезания цветов, листьев;
- Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского
народного творчества.
Материал:
Матрешки
деревянные,
силуэт
матрешки
из
белого
картона,
лоскуты хлопчато-бумажной ткани, цветная бумага, ножницы, клей ПВА,
фломастеры,
сундук,
иллюстрации
Семеновской,
Полхов
–
Майданской
матрешек, компьютер с программой Power Point, мультимедийный проектор.
Ход занятия.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята.
Я на ярмарке была
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаю напоказ
И веду о нем рассказ.
Что же в этом сундучке?
Вы узнаете, если загадку отгадаете, только дослушайте ее до конца.
Загадка:
Здесь лежит для вас игрушка –
Не лошадка, не Петрушка.
Здесь красавица – девица.
Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может пять, а может шесть.
Разрумянилась немножко.
Наша русская…
(Ответы детей – матрешка)
Воспитатель: Молодцы ребята. Все вы правильно отгадали: это русская
матрешка. Посмотрите, какая она яркая и нарядная! Откуда же пришла к нам
эта занятная игрушка? Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси
матрешка? -Дети: (ответы детей.)
Воспитатель:
Оказывается,
ребята,
матрешке
очень
много
л е т.
Приблизительно сто лет назад в Россию из Японии привезли маленькую
куколку, внутри которой было еще несколько таких же куколок, но меньшего
размера. Слайд № 1
Игрушка очень понравилась детям и взрослым. И через некоторое
время, у нас в России стали изготавливать матрешек. Этих куколок называли
Матренами. Слово «Матрена» означало - «мать» и действительно матрешка,
напоминает нам маму многочисленного семейства.
Сейчас матрешки делают в различных мастерских. Сначала подбирают
подходящий
вид
древесины
(липа).
Русские
умельцы
заготавливали
древесину для изготовления сувениров в начале весны. После вытачивается
туловище
и
голова
самой
большой
фигурки,
которые
обрабатываются
изнутри
и
снаружи.
Потом
изготавливается
самая
маленькая,
неделимая,
фигурка. По ней вытачиваются остальные, по увеличению. Слайд № 2
Затем заготовку шлифуют для того, чтобы она была гладкой, и на ней
можно было нанести краску.
После
этого
мастер
готовит
краски,
которые
нужны
для
росписи
матрешки. Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны.
Затем расписывает матрешку.
Заключительный
этап
–
сувенир
покрывается
слоем
лака.
Лак
защищает изделия от влаги и пыли, а также придает особый блеск готовому
сувениру. - Воспитатель: Матрешки бывают разные. Самыми популярными
считаются Полхов - Майдановские и Семеновские матрешки.
Полховский Майдан – известнейший центр по изготовлению и росписи
матрешек, расположенный на юго-западе Нижегородской области. Голова у
Полхов-Майданской матрешки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая
форма придает матрешке задорный, удалой вид. У матрешек нет платка с
завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал
на
двухцветном
поле
–
верх
красный
или
желтый,
низ
зеленый
или
фиолетовый. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро
так посматривают. Самое яркое пятно – это фартук. Расцвел на нем чудо-
букет. Узоры имеют названия: «шиповник», «большая роза» и другие.
Слайд
№ 3
Воспитатель:
Дети,
скажите,
пожалуйста,
какие
узоры
есть
на
этой
матрешке?
Дети: шиповник, роза.
Воспитатель:
Верно.
Семеновскую
матрешку
украшает
большой
букет
цветов, занимая почти весь фартук. Для семеновской матрешки характерны
яркие цветы, в основном желтый и красный. Платок обычно раскрашен в
горошек. Край платка этой матрешки тоже украшен цепочкой небольших
б у т о н о в .
П л а т о к
ч а щ е
ж е л т ы м
ц в е т о м . С л а й д
№
4 .
Кроме того матрешки бывают авторскими, не похожими на какую-то роспись.
Слайд № 5
Воспитатель: Да. Они игрушки знатные, складные и ладные. Матрешки
всюду славятся, они нам очень нравятся. А еще наши матрешки любят
танцевать и играть, давайте вместе отдохнем и тоже танцевать начнем.
Игра: «Матрешка и мышь»
Вот матрешечки гуляли,( «Гуляют» по комнате врассыпную)
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. («Собирают ягоды»)
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусные ягоды поели. (Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки)
Как матрешечки устали,
Под кусточком задремали. (Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку)
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так, (Выставляют ножки на пятку)
Свои ножки показали. (Кружатся, топая ногами)
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки (Прикладывают поочередно
руки то к одному, то к другому уху)
Побежали по дорожке
Чьи – то серенькие ножки. («Прислушиваются»)
Эй, Матрешка, берегись!
Оказалось, это мышь! (Дети бегут к своим стульчикам)
Воспитатель: Матрешка – уникальная народная деревянная игрушка, потому
что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом
страны, России.
-А как нужно относится к такой игрушке и труду народных мастеров?
Ответы детей: бережно, аккуратно.
-Ой, посмотрите, а в сундучке еще что-то лежит. (Белые шаблоны матрешек)
Ах, а куда же делись цветы?
Дети:
- украл злой волшебник;
- отпали…
Воспитатель:
-Что же делать, как вернуть красоту матрешкам?
Дети:
- нарисовать;
- сделать аппликацию;
- вырезать из материала;
Хотите помочь матрешкам снова стать нарядными, красивыми?
Дети: - Хотим!
Воспитатель:
Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами поможем
матрешкам стать нарядными и веселыми. Ну, что ж, друзья, за работу. А
перед работой разомнемся:
Физкультминутка:
Мастера, скорей за дело (Подражательные движения по тексту)
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Чтоб матрешек украшать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Воспитатель: Приглашаю вас в мастерскую. (Дети проходят в мастерскую)
В нашей мастерской есть различные материалы: ткани, цветная бумага,
выбирайте, из какого материала вы будете вырезать цветы, листочки для
матрешек.
Практическая часть:
Выбор материала для работы
Вспомнить композицию: как разместить узор, какие цветы наклеить на
фартук, а какие на платок.
Вспомнить правила безопасности при работе с ножницами.
Вырезание деталей
Наклеивание деталей (цветы, листья и др.)
Чего же не хватает? Попробуйте оживить матрешку.
А как это сделать? (Нарисовать лицо)
Передайте в выражении лица характер матрешки
(Во время работы звучат русские народные мелодии)
Воспитатель: Вот и матрешки наши готовы. Давайте разместим их рядом со
старшими подружками, посмотрим, какие они замечательные получились,
все разные и красивые, назовем матрешек русскими именами?
Дети: размещают свои поделки на стенде рядом с Матрешкой, называют
своих
Матрешек
именами
(Глаша,
Варвара,
Матрона,
Марфа,
Пелагея,
Анастасия, Марьяна, Ульяна, Дуняша).
Воспитатель: Матрешки получились интересные, веселые. Вы, ребята,
постарались, работали, как настоящие мастера.
Рефлексия:
Ребята, что нового вы сегодня узнали о Матрешках?
Что понравилось? А трудности вы испытывали в чем-то?
Как думаете, справились мы сегодня с задачей – помогли вернуть матрешкам
свой наряд?
(Воспитатель говорит слова на фоне музыки)
Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками.
Все то, что может радовать друзей.
Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ведь
подарок, сделанный своими руками самый дорогой.
Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!