Напоминание

"Гуманно–личностный подход как средство достижения эмоционального комфорта дошкольника в музыкально–образовательном пространстве ДОУ"


Автор: Маврычева Галина Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ №17
Населённый пункт: г.Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: методический материал
Тема: "Гуманно–личностный подход как средство достижения эмоционального комфорта дошкольника в музыкально–образовательном пространстве ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

МКДОУ детский сад №17

г. Дзержинск, Нижегородская область

Гуманно-личностный подход как средство

достижения эмоционального комфорта

дошкольника

в музыкально-образовательном

пространстве ДОУ

Музыкальный руководитель

Маврычева Г.Г.

Высшая квалификационная категория

2018г.

2

Гуманно-личностный подход в рамках реализации ФГОС ставится в центр

музыкально-образовательной системы. Развитие

целостной совокупности

качества личности провозглашается главным результатом.

Это

подход

к

личности

ребёнка,

его

внутреннему

миру,

где

таятся

неразвитые способности, силы и возможности.

Цель

этого

подхода,

провозглашённого

педагогикой

сотрудничества

-

разбудить и вызвать к жизни внутренние силы ребёнка и использовать их для

более полного его развития.

Гуманно-личностный подход-это ключевое звено, коммуникативная основа

всех инновационных технологий, и новых программ.

Личностные

отношения

являются

для

меня,

как

музыканта-педагога,

важнейшим фактором.

А демократизация этих отношений утверждает:

-

уравнивание педагога и ребёнка в правах.

-

право ребёнка на ошибку.

-

право ребёнка на собственную точку зрения.

-

стиль отношений педагога и ребёнка:

-

не запрещать, а направлять;

-

не управлять, а соуправлять;

-

не принуждать, а убеждать;

-

не командовать, а организовывать;

-

не ограничивать, а предоставлять право выбора.

Обучение

без

принуждения

характеризует

требовательность

без

принуждения, основанную на уважении, доверии к ребёнку.

Надо идти не от деятельности к ребёнку, а от ребёнка к деятельности, идти от

тех возможностей, которыми располагает ребёнок.

3

Данный подход открывает новые возможности, чему учить и как, а именно:

-

игровая и проблемная стратегия методики

-

содержание обучения рассматривается как средство развития личности

-

приобщение к музыкальной

деятельности

ведётся, прежде всего, с

ориентацией

на

обобщающие

знания,

умения

и

навыки,

и

способы

мышления

-

идёт

объединение

интеграции

отдельных

компонентов

содержания

(универсальные задачи и специальные, инвариантные и вариативные)

-

вариативность

и

дифференциация

приобщения

детей

к

музыкальной

деятельности

-

используются положительные стимулы детей к музыкальной деятельности

(прежде всего игровые)

Я считаю, что самое главное в любом виде музыкальной деятельности – это

создание интереса, мотивации к предстоящему действию. Ведь интерес – это

прежде

всего

положительная

эмоция,

которая

мотивирует

обучение,

способствует творческой деятельности, положительно влияет на внимание,

увлечённость и любознательность.

Проблема

создания

интереса

принадлежит

к

числу

наиболее

важных

в

практической педагогике. Знания, приобретённые с интересом, оказываются

более глубокими и разносторонними.

Увлечённость побуждает к самостоятельному приобретению новых знаний.

Под

его

влиянием

заметно

изменяется

весь

характер

деятельности.

Она

становится активной, творческой, радостной.

А музыкальная деятельность должна вызывать у детей только положительные

эмоции.

Моя задача как музыкального руководителя заключается в создании особого

микроклимата и условий для развития музыкальности, для естественного

«выращивания и созревания» растущей личности ребёнка.

Новое в нашей работе по развитию музыкальности детей – это сочетание

достижений психологии, музыкальной психологии, музыкальной педагогики.

4

Мною продумана и составлена анкета для детей,

в результате которой

выясняю музыкальные предпочтения ребёнка, влияние музыки на характер

ребёнка, его пристрастия, любимые виды музыкальной деятельности, его

интересы.

Такое

анкетирование

проводится

в

начале

года

и

по

его

результатам продумывается индивидуальная работа с детьми. Например, в

начале года выясняется, что 97% процентов детей подготовительной группы

любят музыкальные занятия, знают для чего музыка нужна в жизни, любят

дома заниматься музицированием, могут придумать движения под музыку,

нарисовать

свои

музыкальные

впечатления,

но

только

7%

детей

любят

слушать классическую музыку. В годовом плане я сразу же поставила перед

собой

проблему:

разработать

систему

по

разделу

«Восприятие

музыки»,

развить у детей музыкально-эстетическую потребность в ознакомлении с

прекрасными

образцами

классической

музыки.

По

результатам

анкетирования в конце года мы выяснили, что уже 84% детей слушают дома

не

только

современную

музыку,

но

и

классическую,

с

удовольствием

посещают концерты, знают выразительные средства музыки.

С

огромным

интересом

дети

воспринимают

всё

новое.

Ведь

ребёнок

естественным образом любопытен. Он всегда экспериментирует, исследует.

Для него, например, не существует правильного или неправильного действия,

он просто действует и наслаждается тем, что он делает. Очень важно не

заглушить в детях эту способность.

Все

мы

знаем,

что

самый

благоприятный

период

для

развития

интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда

кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована.

Поэтому на занятиях мною регулярно используется метод кинезиологии.

Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движение, наука

о

развитии

умственных

и

творческих

способностей

через

определённые

двигательные упражнения.

Единство мозга складывается из деятельности

двух

его

полушарий,

тесно

связанных

между

собой

системой

нервных

волокон.

Развитие

межполушарного

взаимодействия

является

основой

5

развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать

при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.

Нарушение

межполушарного

взаимодействия

искажает

познавательную

и

творческую деятельность детей. Развивая моторику, мы создаём предпосылки

для

становления

многих

психических

процессов.

Исследования

В.Н.Бехтерева, А.Р.Лурия, И.М.Сеченова доказали влияние манипуляций рук

на функции высшей нервной деятельности.

Под

влиянием

кинезиологических

тренировок

в

организме

происходят

положительные структурные изменения. Пластичность нервных процессов

осуществляется

на

более

высоком

уровне.

Данная

методика

расширяет

границы возможностей человеческого мозга и гармонизирует его работу.

Таким образом, целями занятий кинезиологией являются:

- развитие межполушарного взаимодействия;

- синхронизация работы полушарий;

- развитие мелкой моторики;

- развитие способностей;

- развитие памяти, внимания, мышления.

Все упражнения я переложила на мелодии простейших народных попевок,

что

приводит

к

координации

слуха

и

голоса.

Определённый

комплекс

упражнений

мы

используем

на

музыкальных

занятиях,

а

часть

их

переносится в группу. Результаты этой работы

видны почти сразу же. И

самое главное, это нововведение очень нравится детям.

И, конечно, нельзя забывать о том, что для музыкальное занятие – это

прежде

всего

общение,

взаимодействие

музыкального

руководителя,

воспитателя

и

детей,

имеющее

особую

эмоционально-содержательную

окраску. Общение на музыкальном занятии – это совместная творческая

деятельность взрослых и детей.

Стараюсь быть выразительной во всех своих проявлениях, уметь находить

форму выражения переживаемых чувств и эмоций.

6

Музыкальный руководитель на занятии – посредник, проводник детей в мир

эстетических переживаний.

Какой же подход к приобщению детей к музыке нужно найти для того, чтобы

создать все необходимые условия для эмоционального комфорта ребёнка на

занятиях музыкой?

Прежде всего, как мне кажется, нужно непросто учить и направлять учебный

процесс,

а

жить

на

занятиях

вместе

с

детьми,

помогать

им,

искренне

радоваться

их

успехам.

На

музыкальном

занятии

нет

места

скуке

и

однообразию,

зато

всегда

желанные

гости

фантазия

и

выдумка.

Перефразируя

Д.Кабалевского

можно

сказать

так:

«Музыкальный

руководитель всегда должен помнить, что если скука нетерпима на любом

занятии, то трижды она нетерпима на занятии музыкой». Мы можем быть

серьёзными, но ни в коем случае не пассивными и скучными. Улыбка, шутка,

юмор зачастую могут принести несравненно большие плоды, чем самое

серьёзное замечание или глубокомысленное изречение.

Для

меня

при

общении

с

детьми

приемлемы

только

такие

способы

взаимодействия: понимание, признание, понятие личности ребёнка. Всегда

стараюсь учитывать точку зрения ребёнка и не игнорировать его чувства и

эмоции. Для того, чтобы дети не испытывали на моих занятиях чувство

дискомфорта и тем более страха, я пользуюсь разнообразными методами и

приёмами.

Все

мы

знаем

как

порой

бывает

трудно

удержать

внимание

детей

на

протяжении 25 – 30 минут, занимаясь при этом серьёзными проблемами.

Главным помощником для решения этой проблемы здесь может стать игра.

Чтобы привлечь внимание детей, я часто повторяю: « Мы сейчас будем с

вами играть и придумаем что-нибудь интересное». Это, как правило, не

только снимает все психологические зажимы, но и настраивает детей на

нужную волну.

Спросите любого малыша, что он больше всего любит, он ответит: «Играть».

7

Но для меня очень важно, чтобы игра не превращалась в пустую забаву, а

оставалась

ведущим

видом

музыкальной

деятельности.

Ребёнок

должен

учиться, играя. Ведь именно в игре он наиболее самостоятелен и именно в

игре в полной мере проявляются его творческие способности. И, наконец, в

игре

развиваются

все

психические

процессы

(внимание,

восприятие,

мышление,

память)

и

личностные

качества

(само стоятельно сть

инициативность, ответственность).

Я широко применяю игровые приёмы на занятиях. Вот конкретный пример.

Все мы знаем как много зависит от установки, которая даётся педагогом

перед слушанием музыки. Ведь от этого зависит её восприятие. А чаще всего

беседа

сводится

к

сообщению

названия

произведения,

показу

портрета

композитора, наглядного материала.

А иногда просто задаётся вопрос: «Что вы представляете себе, слушая это

музыкальное произведение? Как бы вы назвали данную пьесу?»

Оба варианта имеют один недостаток: музыка предстаёт перед детьми, как

изображение

конкретных

явлений

действительности

вне

опоры

на

эмоционально-образное содержание.

В первом случае дети ищут в музыке конкретные жизненные ситуации, во

втором – становятся в положение угадывателя названия пьесы.

О каком эмоциональном комфорте можно говорить, если в данной ситуации у

детей возникает неуверенность в своих способностях понимать музыку, страх

за неправильный ответ.

Теплов Б.М. указывал на недопустимость применения таких методов, так как

вместо

того,

чтобы

слушать

музыку

как

выражение

определённого

содержания (под содержанием подразумевается выражение чувств, эмоций)

дети

вынуждены

расшифровывать

ребус.

Теплов

Б.М.

подчёркивал,

что

угадывание

– занятие праздное и антимузыкальное. Запомнить в музыке

можно только то, что понято и эмоционально прочувствовано. В равной мере

8

это

относится

и

к

самой

музыке,

и

к

слову,

сказанному

о

музыке,

к

исполнению её, и к её слушанию. Важно, чтобы ребёнок в любом виде

музыкальной

деятельности

выплёскивал

своё

состояние,

проживал

своё

настроение в музыке, а не выполнял «техническое» задание.

Очень нравятся детям творческие задания. Они воспринимаются, как игра.

Моя же главная задача – не спугнуть творческий порыв, несмотря, допустим,

на неудачный опыт и всегда поддерживать инициативность.

Широко использую при слушании музыки музыкальные загадки. Например:

После прослушивания пьесы «Воробей», детям предлагаю выбрать персонаж,

который соответствовал бы музыке. Без проблем они узнают воробья, в

крайнем

случае

цыплёнка.

Далее

проигрываю

варианты

пьесы:

в

замедленном

темпе,

с

изменёнными

штрихами,

с

изменением

регистра,

динамики. Дети очень удивлены тем, как меняется в каждом конкретном

случае музыка. А ведь, если бы при прослушивании пьесы не было этого

игрового

приёма,

каким

скучным

показалось

бы

детям

изучение

музыкального языка.

При

слушании

музыки

с

младшими

дошкольниками

всегда

использую

игрушки, которые живут в чудесном «Музыкальном домике». Игрушки могут

разговаривать и двигаться с малышами. Детям нравится наш «Музыкальный

домик»,

они

всегда

в

ожидании

сюрприза.

Каждая

игрушка,

живущая

в

домике,

имеет

и

свой

голос,

музыкальный

инструмент.

По

звучанию

инструмента ребята легко отгадывают, кто же сегодня пришёл в гости к ним

на занятие. Такие игровые приёмы с удовольствием воспринимаются детьми,

и, что самое главное, побуждают их активно включаться в действие.

Одним из самых интересных видов деятельности для детей всегда являлась

игра на детских музыкальных инструментах. Но всё приобщение к этому

виду деятельности до недавнего времени у меня сводилось к многократному

повторению,

заучиванию

последовательности

определённых

ориентиров

(обозначение клавиш с помощью букв, цифр, цвета). В результате игра на

инструментах превращалась в тяжёлую работу не только для детей, но и для

9

меня и не приносила никому радости. Долгое время не находила выхода из

этой непростой ситуации. Пока не попробовала с детьми играть по слуху.

Это очень заинтересовало их. Причём в этот процесс активно включился и

воспитатель, и что ещё очень важно, игра на инструментах нашла своё

применение в самостоятельной деятельности детей.

Я начинаю осваивать этот вид деятельности с младшей группы. Малышам

интересно подбирать отдельные звукоподражания, ассоциирующиеся у них

со звуками капели, шумом дождя, боем часов, голосами птиц и животных.

Без особого труда, но с огромным интересом, дети сами подбирают простые

ритмические рисунки, воспроизводят высокие и низкие звуки, изображают

образ.

Мне

остаётся

только

научить

их

только

некоторым

техническим

приёмам игры.

Старшие

дети

уже

достаточно

легко

справляются

с

мелодиями,

построенными на одном звуке. Заметила, что ребятам легче воспроизводить

мелодию с голоса.

Пропевание

попевок

позволяет

детям

лучше

представить

направление

движения мелодии. А, чтобы лучше усвоился ритмический рисунок мелодии,

всегда использую обозначения. Выкладываем рисунок на фланелеграфе, а

затем

прохлопываем.

Это

очень

облегчает

запоминание.

Ведь

связь

музыкально-слуховых

представлений

с

моторикой

доказана

многими

исследователями.

Ещё одним из эффективных методов на этом этапе является совместная игра

со

взрослым

«Музыкальное

эхо».

Инструментальное

творчество

тоже

стараюсь организовать в игровой форме, например, в вопросно-ответной. Я

исполняю вопрос, а ребёнок импровизирует ответ. В итоге к шестому году

жизни у детей у самих появляется стремление подобрать мелодию по слуху и

никакие трудности их не пугают.

С помощью игры на инструментах я стремлюсь прежде всего заинтересовать

детей, побудить их к самостоятельным занятиям музыкой в ДОУ и дома.

10

Не ошибусь, если скажу, что любимый вид деятельности у детей – это

музыкально-ритмические движения. Разного характера танцы, музыкальные

игры,

двигательные

игровые

упражнения

помогают

ребенку

понять

содержание музыки, освоить ее непростой язык.

Чтобы

развить

у

детей

чувство

ритма,

выразительность

движения,

фантазию

и

воображение,

в

занятиях

с

малышами

использую

такой

педагогический материал, как игры со словом. Наличие мелодического и

ритмического начала позволяет выполнять движение по содержанию текста в

нужном

ритме

и

темпе.

Одновременно

у

детей

совершенствуются

двигательные

навыки:

прыжки,

топающий

шаг,

галоп,

шаг

с

высоким

подъемом ног, легкий стремительный бег.

Текст игры можно не заучивать с ребенком специально. Он запоминается в

процессе игрового действия и способствует развитию чувства ритма. Его

легко воспроизвести в хлопках или, как говорят педагоги, ритмизировать.

Для старших дошкольников важна передача движения в образе. Даже если

это просто бег, то обязательно в сравнении. Например, бабочка и самолёт, да,

в ногах одно и то же движение, но как корпусом, руками изобразить стальной

корпус самолёта и легчайшие крылья бабочки? Ребёнок без труда справится с

этой

задачей.

Или

труднейший

из

танцевальных

шагов

-

подскок.

В

хореографических студиях разучиванию этого движения отводится

долгое

время. Ведь очень трудно понять маленькому ребёнку последовательность

его выполнения. Раз – шаг, и – прыжок и так десятки раз. А стоило мне

сказать: «Ребята, представим, как весело Буратино прыгает в школу» и сразу

большинство детей справилось

с этим шагом, пусть поначалу неумело,

робко, но смысл дети поняли. И далось им это без особого труда. И если

вдруг мне нужно для танца разучить с детьми подскоки ногами врозь или

внутрь, то я обязательно приведу в первом случае в пример гномика, а во

втором Бабы-Яги.

Занятия с применением игровых приёмов всегда интересны для детей, но

совершенно

незаметно

для

них

на

таких

занятиях

идёт

кропотливая

11

системная работа по овладению умениями, навыками, по воспитанию и их

развитию.

Дети должны учиться легко. Мы отлично понимаем, что всегда лучше только

заглянуть

в

новое,

слегка

к

нему

прикоснуться,

подняться

вверх

на

«полкирпичика»,

чем

вызвать

неуверенность

детей

чрезмерно

трудным

заданием, потерять их внимание и интерес. При этом нужно помнить и о

качестве.

Любое

задание

должно

выполняться

детьми

точно,

а

не

приблизительно. Это очень важно для формирования «багажа» слуховых

представлений.

Нельзя

объяснять

неудачи

детей

их

немузыкальностью,

скорее – нашими ошибками

в выборе сложности задания для конкретной

группы.

Необходимо

приспосабливать

методику

к

детям,

а

не

детей

к

методике. Тщательно продуманная работа педагога даёт детям уверенность в

себе, чувство психологической защищённости.

Из опыта своей работы я видела, как трудно даётся детям раздел «восприятие

музыки», как тяжело им воспринимать и понимать классическую музыку.

Неумение и нежелание слушать и слышать музыку, бедный словарный запас

детей, всё это создавало много сложных ситуаций в моей работе и поставило

передо

мной

проблему

поиска

новых

методических

решений,

нового

материала для слушания, восприятия музыки. Программа О.П.Радыновой

очень помогла мне в этом поиске. Она дала мне базу, огромный классический

репертуар. Центром программы, её основной целью является формирование

основ музыкальной культуры дошкольника. А, как известно, ядром понятия

«музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость

на высокохудожественные произведения музыкального искусства.

Только

в

этой

программе

разработана

система

формирования

основ

музыкальной культуры дошкольника, обеспечивающая динамику развития

эмоционально-оценочного отношения детей к музыке.

А

ведь

эмоциональная

отзывчивость

на

музыку

связана

с

развитием

эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств, как

12

доброта,

умение

сочувствовать

другому

человеку,

ощущением

эмоционального комфорта.

А мне очень важно было знать, насколько комфортно чувствуют себя дети на

музыкальном занятии, проследить развитие эмоциональной отзывчивости,

которая

является

показателем

развития

интереса,

вкуса,

творческой

активности.

Сочетание разнообразных методических приёмов, таких как:

сравнение нескольких произведений с одинаковым названием, использование

поэтического слова, сочетание аудиозаписи и «живого» исполнения, моторно-

двигательное

уподобление

эмоционально-образному

содержанию

музыки

(мелкая

моторика

рук,

дирижёрский

жест,

ритмо-пластика),

тактильное

уподобление – всё это является универсальным и действенным средством

развития эмоциональной отзывчивости.

И очень важно то, что в программе разработаны критерии и показатели

уровней

сформированности

основ

музыкальной

культуры

детей

в

соответствии с возрастными возможностями.

В младшем дошкольном возрасте эти критерии совпадают с показателями

эмоциональной отзывчивости на музыку.

Провожу в начале и в конце года такую диагностику. Отслеживаю:

1. сосредоточенность внимания

2. продолжительность восприятия

3. двигательная активность (наличие движений, мимические реакции)

4.

наличие

действий

с

музыкальными

инструментами

и

игрушками,

их

соответствие характеру и ритму музыки

5. желание слушать музыку, высказываться о её характере

Поскольку в младшем дошкольном возрасте возможности суждений крайне

ограничены, оценкой можно считать эмоциональные проявления детей – тон

их

речи,

тишину

после

прослушивания

музыки,

внешние

проявления

(выражение глаз, мимику).

13

В старшем возрасте добавляю показатели, выявляющие уровень знаний детей

о музыке, проявления творческой активности.

1. сосредоточенность внимания

2. продолжительность восприятия

3. двигательная активность, выразительность исполнения

4.

оригинальность

творческих

проявлений

(ритмопластических

образов,

двигательных

импровизаций,

интонационно-окрашенных

вокализаций,

импровизаций на музыкальных инструментах)

5. глубина высказывания о музыке, выразительность оценочных суждений о

красоте музыки, наличие любимых произведений

Стараюсь

сделать

процесс

восприятия

интересным

и

увлекательным.

Например, очень нравится детям оркестрировать музыкальные произведения.

Они чувствуют себя, как бы соавторами композитора. Используем различные

музыкальные

инструменты:

колокольчики,

треугольники,

бубны,

металлофоны,

ксилофоны,

ложки

и

т.д.

и

у

нас

появляется

настоящий

оркестр. Дети очень радуются, когда у них всё получается так, как надо.

Особенно любят дети передачу образа, настроения в движении. Какое поле

для творчества. В одном случае – это просто движение руками – отрывистое

или

плавное

(Л.Бетховен

«Весело

и

грустно»),

в

другом,

образная

импровизация

(Сен-Санс

«Карнавал

животных»),

танцевальная

импровизация (вальсы, польки). Главное, чтобы дети получали от действия

удовольствие, тогда я могу быть уверена в том, что они комфортно себя

чувствуют в этом виде деятельности.

Анализируя

данные

диагностики

за

последние

годы,

мы

увидели,

что

уровень музыкальности детей в разделе «эмоциональная отзывчивость на

музыку» значительно повысился. У детей возрос интерес к прослушиванию

музыки, её пониманию и осмыслению, желание учиться музыке.

Ежегодно

от

5до

8

человек

поступают

в

различные

музыкально-

образовательные учреждения, причём не только на фортепианное отделение.

Дети

с

удовольствием

занимаются

на

вокальном,

струнном,

народном

14

отделениях, что очень радует нас и приносит удовлетворение от проделанной

работы.

Таким

образом,

комфорт

ребёнка

в

музыкально-образовательной

среде

является

результатом

гуманно-личностного

подхода

в

образовательном

процессе.



В раздел образования