Напоминание

опыты с водой


Автор: Булавкина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУдетский сад №15 Выборгского района
Населённый пункт: г.Санкт–Петербург
Наименование материала: Конспект занятия «Путешествие капельки» в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Общим недоразвитием речи.
Тема: опыты с водой
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми

нарушениями речи. Общим недоразвитием речи.

Образовательная область: Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.

Игры с водой.

Цель: Познакомить детей с составом воды, свойствами через опытно-исследовательскую

деятельность

Задачи:

Образовательные:

-уточнять и расширять знания детей о воде.

- формировать у детей познавательный интерес к природе;

-закрепить знания о круговороте воды в природе;

-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность.

2. Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

- умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также

отстаивать свое мнение.

3. Развивающие:

- Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в ходе

экспериментирования.

- развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать;

- развивать речь, мышление, любознательность;

- формировать умение анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение;

4.Коррекционные:

- активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными,

глаголами по теме занятия.

Оборудование: Стакан с водой, стакан с красками,мука, ложечки, ёмкости: с солью, с

сахарным песком, валериана, аромо масло, трубочки для коктейля, акварельная краска,

шарик. запись шума воды. На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, ложки,

«формочки» с солью и сахаром.

Методы и приемы:

•Организационный момент

•Художественное слово

•Уточнения, опросы, игровые приемы

•Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята к нам в группу пришло приглашение от профессора Пуговкина. Он

приглашает нас принять участие в исследование и для этого нам надо поехать к нему в

лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?

Дети. Лаборатория - это….

Вос: Ребята правильно, все вы знаете, что любые открытия делают в научных

лабораториях. Там работают профессора, ученые и их помощники. И сегодня мы с вами

будем юными исследователями. А вы хотите посетить лабораторию?

Дети. Да.

Вос.С чем мы будем проводить опыты, попробуйте отгадать:

В морях и реках обитает,

но часто по морю летает,

А как наскучит ей летать,

на землю падает опять (вода).

- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде (звучит шум воды).

Чтение стихотворения .

Вода - уникальное вещество нашей планеты.

Безбрежная ширь океана…

И тихая заводь пруда, струя водопада

и брызги фонтана, и все это - только вода.

Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.

Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,

снежные покровы, застилающие почти половину планеты,- и это вода.

В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.

И кажется сказкой это…

А, в сущности – только вода.

Жизнь без воды невозможна!

(читает стихотворение С. Олеговой).

Кто знает, откуда берется вода?

Быть может, из снега?

Быть может из льда?

А может, с подземных ключей она бьёт?

И всем она жизнь и цветенье даёт.

Чтоб нам о воде все – при все разузнать,

Немало учебников нужно читать,

А также различных журналов и книг

Чтоб все её тайны открылись нам вмиг.

Вос. Раз, два, три покрутись и в исследователей превратись (Дети крутятся вокруг себя)

Вос. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученных, и будем проводить

опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Одевайте передники и занимайте свои рабочие места.

Вос.: Ребята, прежде чем приступить к исследованию вспомните с правилами поведения в

лаборатории

1. Каждый работает за своим рабочим местом.

2. Нельзя толкаться и мешать другому.

3. Нужно класть всё на место.

4. Делать работу надо аккуратно.

5. Когда испачкал руки, нужно пользоваться влажными салфетками.

Вос.: Всё запомнили ,приступим.

Опыт 1: «Чем пахнет вода и какого цвета?»

Даем три стакана с водой. В один из них добавляем раствор валерианы, в другой –

несколько капель духов, третий с чистой водой. (Вода начинает пахнуть теми веществами,

которые в неё добавили).

Берем два стакана с чистой водой. Кладем в них ложки. Вода прозрачная, но если в

один стакан добавить краски, то она приобретет тот цвет, какую краску добавили

Опыт 2: «Имеет ли вода форму?»

Переливаем одну и ту же воду в сосуды разной формы. Вода принимает форму

сосудов. Выливаем из последнего сосуда воду на тарелку, она растекается бесформенной

лужей.

Вывод: Вода не имеет формы.

Опыт 3: «Есть ли у воды вкус?»

Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает

вкус того вещества, которое в него добавлено.

Опыт 4: «Пузырьки в воде».

Стаканчики с питьевой одой, трубочки для коктейля. Дети дуют в трубочки,

образуются пузырьки в воде. (Пузырьки хорошо видно, потому что воздух и вода не

смешиваются).

Опыт 5 «Шарики».

Взять два воздушных шарика, два камешка. Камни положить в шарики. Один шарик

завязать, не надувая, а второй надуть вместе с камешком. Оба шарика опустить в воду.

Надутый шарик будет плавать на поверхности, а не надутый опустится на дно. (Воздух в

надутом шарике не дает ему утонуть).

Опыт 6 «Тающий лед».

Вос. предлагает отгадать, где быстрее растает лед — в миске с холодной водой или в

миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими

изменениями. дети делают выводы.

Вос: Вода может быть твердой, когда она замерзает, превращается в лед.

Какой он?

Дети: Твердый, скользкий, холодный, гладкий.

Вос.: А если лёд нагреть, то он превратиться в воду, а когда

вода закипит, то она превратится в пар.

Вос.Ребята вы немного устали ,давайте отдохнем.

Физминутка

Если мы чуть – чуть устали

Все тихонько вместе встанем

И похлопаем в ладоши

Раз, два, три, четыре, пять.

С каждым разом будет выше

Наши ручки поднимать.

И потопаем ногами

Раз, два, три, четыре, пять.

С каждым разом будем с вами

Ниже, ниже приседать

Закружились наши ножки

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы теперь готовы снова

Все заданья выполнять.

Вос.Молодцы ребята ,а вы любите фокусы ?

Я предлагаю побыть немного волшебниками и показать фокусы.

Фокусы с водой:

1. «Достань предмет, не замочив руки». В стакан с водой опускаем иголку. Как можно

достать иголку не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)

2. Фокус «заговор воды». Возьмите банку с плотно закручивающейся крышкой.

Внутреннюю сторону крышки покрасьте красной акварельной краской. Налейте воды в

банку и закрутите ее крышкой. В момент демонстрации не поворачивайте банку к

маленьким зрителям так, чтобы была видна внутренняя сторона крышки. Громко

произнесите заговор: «Точно так, как в сказке, стань водичка красной». С этими словами

встряхните банку с водой. Вода смоет акварельный слой краски и станет красной.

3. Как растения пьют воду

С помощью этого простого и веселого эксперимента вы сможете объяснить и показать

детям, как растения пьют воду. Опыт не требует особых приспособлений, а его

наглядность говорит сама за себя — ребенок запомнит такое надолго, а скорее всего —

попросит повторить опыт еще и еще раз!

Вам понадобится:

китайская капуста;

пищевой краситель;

банка;

вода.

Количество предметов зависит от того, в какие цвета вы хотите покрасить вашу капусту.

Соответственно, сколько красителей, столько нужно листов капусты и банок.

Оптимальный размер банок — около 0,5 литра. Если под рукой таких нет, из заменят

высокие бокалы для воды.

Для начала добавим немного воды в каждую из емкостей. В зависимости от того, какой у

вас тип красителя, растворяем в каждом сосуде порошок или добавляем по несколько

капель в воду. Ждем, пока вода не окрасится в яркие сочные цвета. Попутно рассказываем

ребенку, что даже пищевой краситель не предназначен для питья, и что проводить этот

опыт в следующий раз стоит также вместе со взрослыми.

В каждый сосуд кладем по одному листу китайской капусты. Теперь наблюдаем, как

капуста будет пить окрашенную воду. Для наилучшего результата оставляем баночки с

капустой на ночь, а утром радуемся разноцветным листьям!

Итог: - Ребята, вам понравилось быть исследователями? К сожалению, нам пора

возвращаться в детский сад. Какие мы провели опыты?- Какие свойства есть у воды?

Какой вам опыт понравился больше всего? Вода это ценный и важный продукт, который

нужно беречь. Скажите можно прожить без воды? Правильно, вода нужна всему живому

на Земле, поэтому воду нужно беречь.



В раздел образования