Автор: Булавкина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУдетский сад №15 Выборгского района
Населённый пункт: г.Санкт–Петербург
Наименование материала: Конспект занятия «Путешествие капельки» в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Общим недоразвитием речи.
Тема: опыты с водой
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи. Общим недоразвитием речи.
Образовательная область: Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.
Игры с водой.
Цель: Познакомить детей с составом воды, свойствами через опытно-исследовательскую
деятельность
Задачи:
Образовательные:
-уточнять и расширять знания детей о воде.
- формировать у детей познавательный интерес к природе;
-закрепить знания о круговороте воды в природе;
-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность.
2. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
- умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также
отстаивать свое мнение.
3. Развивающие:
- Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в ходе
экспериментирования.
- развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать;
- развивать речь, мышление, любознательность;
- формировать умение анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение;
4.Коррекционные:
- активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными,
глаголами по теме занятия.
Оборудование: Стакан с водой, стакан с красками,мука, ложечки, ёмкости: с солью, с
сахарным песком, валериана, аромо масло, трубочки для коктейля, акварельная краска,
шарик. запись шума воды. На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, ложки,
«формочки» с солью и сахаром.
Методы и приемы:
•Организационный момент
•Художественное слово
•Уточнения, опросы, игровые приемы
•Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята к нам в группу пришло приглашение от профессора Пуговкина. Он
приглашает нас принять участие в исследование и для этого нам надо поехать к нему в
лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети. Лаборатория - это….
Вос: Ребята правильно, все вы знаете, что любые открытия делают в научных
лабораториях. Там работают профессора, ученые и их помощники. И сегодня мы с вами
будем юными исследователями. А вы хотите посетить лабораторию?
Дети. Да.
Вос.С чем мы будем проводить опыты, попробуйте отгадать:
В морях и реках обитает,
но часто по морю летает,
А как наскучит ей летать,
на землю падает опять (вода).
- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде (звучит шум воды).
Чтение стихотворения .
Вода - уникальное вещество нашей планеты.
Безбрежная ширь океана…
И тихая заводь пруда, струя водопада
и брызги фонтана, и все это - только вода.
Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.
Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,
снежные покровы, застилающие почти половину планеты,- и это вода.
В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.
И кажется сказкой это…
А, в сущности – только вода.
Жизнь без воды невозможна!
(читает стихотворение С. Олеговой).
Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега?
Быть может из льда?
А может, с подземных ключей она бьёт?
И всем она жизнь и цветенье даёт.
Чтоб нам о воде все – при все разузнать,
Немало учебников нужно читать,
А также различных журналов и книг
Чтоб все её тайны открылись нам вмиг.
Вос. Раз, два, три покрутись и в исследователей превратись (Дети крутятся вокруг себя)
Вос. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученных, и будем проводить
опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Одевайте передники и занимайте свои рабочие места.
Вос.: Ребята, прежде чем приступить к исследованию вспомните с правилами поведения в
лаборатории
1. Каждый работает за своим рабочим местом.
2. Нельзя толкаться и мешать другому.
3. Нужно класть всё на место.
4. Делать работу надо аккуратно.
5. Когда испачкал руки, нужно пользоваться влажными салфетками.
Вос.: Всё запомнили ,приступим.
Опыт 1: «Чем пахнет вода и какого цвета?»
Даем три стакана с водой. В один из них добавляем раствор валерианы, в другой –
несколько капель духов, третий с чистой водой. (Вода начинает пахнуть теми веществами,
которые в неё добавили).
Берем два стакана с чистой водой. Кладем в них ложки. Вода прозрачная, но если в
один стакан добавить краски, то она приобретет тот цвет, какую краску добавили
Опыт 2: «Имеет ли вода форму?»
Переливаем одну и ту же воду в сосуды разной формы. Вода принимает форму
сосудов. Выливаем из последнего сосуда воду на тарелку, она растекается бесформенной
лужей.
Вывод: Вода не имеет формы.
Опыт 3: «Есть ли у воды вкус?»
Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает
вкус того вещества, которое в него добавлено.
Опыт 4: «Пузырьки в воде».
Стаканчики с питьевой одой, трубочки для коктейля. Дети дуют в трубочки,
образуются пузырьки в воде. (Пузырьки хорошо видно, потому что воздух и вода не
смешиваются).
Опыт 5 «Шарики».
Взять два воздушных шарика, два камешка. Камни положить в шарики. Один шарик
завязать, не надувая, а второй надуть вместе с камешком. Оба шарика опустить в воду.
Надутый шарик будет плавать на поверхности, а не надутый опустится на дно. (Воздух в
надутом шарике не дает ему утонуть).
Опыт 6 «Тающий лед».
Вос. предлагает отгадать, где быстрее растает лед — в миске с холодной водой или в
миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими
изменениями. дети делают выводы.
Вос: Вода может быть твердой, когда она замерзает, превращается в лед.
Какой он?
Дети: Твердый, скользкий, холодный, гладкий.
Вос.: А если лёд нагреть, то он превратиться в воду, а когда
вода закипит, то она превратится в пар.
Вос.Ребята вы немного устали ,давайте отдохнем.
Физминутка
Если мы чуть – чуть устали
Все тихонько вместе встанем
И похлопаем в ладоши
Раз, два, три, четыре, пять.
С каждым разом будет выше
Наши ручки поднимать.
И потопаем ногами
Раз, два, три, четыре, пять.
С каждым разом будем с вами
Ниже, ниже приседать
Закружились наши ножки
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы теперь готовы снова
Все заданья выполнять.
Вос.Молодцы ребята ,а вы любите фокусы ?
Я предлагаю побыть немного волшебниками и показать фокусы.
Фокусы с водой:
1. «Достань предмет, не замочив руки». В стакан с водой опускаем иголку. Как можно
достать иголку не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)
2. Фокус «заговор воды». Возьмите банку с плотно закручивающейся крышкой.
Внутреннюю сторону крышки покрасьте красной акварельной краской. Налейте воды в
банку и закрутите ее крышкой. В момент демонстрации не поворачивайте банку к
маленьким зрителям так, чтобы была видна внутренняя сторона крышки. Громко
произнесите заговор: «Точно так, как в сказке, стань водичка красной». С этими словами
встряхните банку с водой. Вода смоет акварельный слой краски и станет красной.
3. Как растения пьют воду
С помощью этого простого и веселого эксперимента вы сможете объяснить и показать
детям, как растения пьют воду. Опыт не требует особых приспособлений, а его
наглядность говорит сама за себя — ребенок запомнит такое надолго, а скорее всего —
попросит повторить опыт еще и еще раз!
Вам понадобится:
китайская капуста;
пищевой краситель;
банка;
вода.
Количество предметов зависит от того, в какие цвета вы хотите покрасить вашу капусту.
Соответственно, сколько красителей, столько нужно листов капусты и банок.
Оптимальный размер банок — около 0,5 литра. Если под рукой таких нет, из заменят
высокие бокалы для воды.
Для начала добавим немного воды в каждую из емкостей. В зависимости от того, какой у
вас тип красителя, растворяем в каждом сосуде порошок или добавляем по несколько
капель в воду. Ждем, пока вода не окрасится в яркие сочные цвета. Попутно рассказываем
ребенку, что даже пищевой краситель не предназначен для питья, и что проводить этот
опыт в следующий раз стоит также вместе со взрослыми.
В каждый сосуд кладем по одному листу китайской капусты. Теперь наблюдаем, как
капуста будет пить окрашенную воду. Для наилучшего результата оставляем баночки с
капустой на ночь, а утром радуемся разноцветным листьям!
Итог: - Ребята, вам понравилось быть исследователями? К сожалению, нам пора
возвращаться в детский сад. Какие мы провели опыты?- Какие свойства есть у воды?
Какой вам опыт понравился больше всего? Вода это ценный и важный продукт, который
нужно беречь. Скажите можно прожить без воды? Правильно, вода нужна всему живому
на Земле, поэтому воду нужно беречь.