Напоминание

"Адаптация в ДОУ"


Автор: Занкина Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №20
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья по адаптации детей В ДОУ
Тема: "Адаптация в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Адаптация-это процесс приспособления организма и личности ребенка к новой

обстановке и новым условиям.

Как родители могут помочь ребенку быстрее и легче адаптироваться в яслях.

Если у ребенка есть любимая игрушка, он может брать ее с собой в группу.

Пусть она будет вместе с ним и облегчит расставание с близкими.

Если малыш больше привязан к маме, то лучше будет, если в ясли его будет

водить папа или другой член семьи.

Если вы заранее не отучили малыша от соски или от бутылочки, не отучайте

сейчас . Пусть пока не привыкнет, он их сосет. Замечено, что сосательные

движения успокаивают. Если ребенок пользуется соской или бутылочкой

только перед сном, воспитатели дадут их малышу своевременно.

Если ребенок не приучен к горшку, не следует отучать его от памперсов в

адаптационный период.

Накануне поступления в ДОУ будет полезно приблизить режим ребенка к

принятому

в

саду.

Очень

важно,

формировать

у

ребенка

навыки

самообслуживания. Отправляя ребенка в сад, маме необходимо позаботиться об

удобной практичной одежде. Прежде всего, такой, которая позволяет ребенку в

группе и на прогулке чувствовать себя раскованно и свободно. Понятно, что в

садике случаются всякие казусы: играл на полу, облился супом, упал на улице.

Поэтому одежда должна быть легко стираемой и недорогой, чтобы у мамы не

возникло желания отчитывать ребенка за то, что он испачкался во время игры.

Лучше иметь в запасе несколько комплектов одежды на смену.

Важнейшей задачей родителей – мотивация ребенка, формирование у него

заинтересованности в посещении дошкольного учреждения. Известно, что

нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные дети в семье,

чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному

вниманию, неуверенные в себе.

Чтобы облегчить ребенку адаптацию в детском коллективе, следует обращать

внимание на развитие его коммуникативных навыков задолго до поступления в

детский сад. Способствовать его контактам с детьми во дворе и дома. Стараться

не вмешиваться в его общение с другими детьми ( по крайней мере, пока нет

открытого конфликта).

Ребенок может соскучиться и по родителям – поэтому маме не следует, приведя

ребенка домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Надо

позволить малышу посидеть на коленях у взрослого, расслабиться от

прикосновений.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего,

первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не

все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на

детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома,

другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу

начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он

способен адаптироваться. Эмоциональная реакция родителей на поведение

ребенка в этот период часто усугубляет ситуацию. Из - за того, что они сами не

знают, как лучше поступить, мама с папой не могут помочь своему малышу.

Для каждой семьи острый период адаптации индивидуален. Он может иметь

разную длительность.

Научитесь прощаться с ребенком быстро. Не затягивайте расставание. Ребенок

почувствует ваше беспокойство за него, и ему будет еще труднее успокоиться.

Никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно от ребенка, если хотите, чтобы он

вам доверял. Четко дайте ребенку понять, что какие бы истерики он ни

закатывал, он все равно пойдет в детский сад. Если вы хоть раз ему

поддадитесь, в дальнейшем вам будет уже гораздо сложнее справиться с его

капризами и слезами. Помните, что с начала посещения детского сада ребенок

на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно,

чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому

старайтесь уделять больше внимания малышу дома! Со стороны родителей

должно быть уважительное отношение к педагогическому персоналу ДОО. При

адаптации ребенка, родитель не должен пугать детским садом, чтобы у него не

возникало негативного отношения к учреждению. Так же для быстрой

адаптации желательно с ребенком гулять на площадке сада, знакомить с детьми,

садом. Безусловно будут полезны совместные просмотры мультфильмов,

беседы.

В адаптационный период на первый план выходит, конечно, работа с детьми:

индивидуальная и групповая. В процессе адаптации ребенка использовались

такие формы и методы работы как: наблюдение за индивидуальными

особенностями каждого ребенка, элементы телесной терапии (необходимо

всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность

детей в эмоциональном контакте со взрослым, ласковое обращение с ребенком,

периодическое пребывание малыша на руках, дает ему чувство защищенности,

поэтому взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время

укладывания на сон.

Таким образом, для успешной адаптации ребенка в ДОО необходимо

сплотиться родителям и педагогу. Чем быстрее ребенок станет доверять

воспитателю, тем безболезненно будет расставаться с родителями, что

позволяет поддерживать положительное эмоциональное состояние. Один из

важных моментов — формировать познавательную, социальную сферы, где

особенно

важно

воспитывать

самостоятельность

и

инициативность

для

успешного развития ребенка.

Если адаптационный период затягивается, и имеют место трудности адаптации,

проявляющиеся в вегетативных изменениях: плохой сон и аппетит, сниженное

настроение, слезы (не просто капризы), постоянные болезни, то следует бить

тревогу. Маленькие дети не всегда могут сформулировать свои мысли и

чувства, но могут выразить их в процессе рисования, лепки, игры с куклами.

Поговорите с воспитателями, с медсестрой, обратитесь к психологу. Возможно,

лучше подождать с детским садом до 4-5 лет или отдать малыша в группу

развития, где детей немного и есть специалисты, помогающие малышам

адаптироваться. В сложных случаях родители могут и должны обращаться к

психологам и психоневрологам, работающим в детских садах и центрах.



В раздел образования