Напоминание

"Загадочный космос"


Автор: Пчелинцева Елена Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкально-хоровая школа № 4" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Загадочный космос"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

в рамках проекта IV районного фестиваля детских хоровых и вокальных коллективов

«Хрустальный звон»

«Загадочный космос»

интерактивный урок

(приурочен к 55-летию со дня первого полета человека в космос)

Цель: расширить кругозор учащихся, углубить знания по истории космонавтики,

воспитать чувство гордости за свою Родину и патриотизм.

Задачи:

Образовательные:

изучить

историю

космонавтики

(

историю

освоения

космоса

человеком),

Воспитательные:

прививать

интерес

к

изучению

космоса,

воспитывать

чувство

патриотизма,

чувство

уважения

к

космонавтам

и

людям,

влияющим

на

развитие

космонавтики в России.

Развивающие:

развивать познавательную и творческую активность,

закреплять умение

ребят работать в группах.

Оформление класса: звездное небо, воздушные большие шары в виде планет, портрет

Ю.А.Гагарина, рисунки «Космос».

Оборудование:

компьютер,

проектор,

экран,

презентация

«

Космос»,

рисунки

и

иллюстрации по теме, выставка книг о космосе, фотографии лётчиков – космонавтов,

плакат, фонограмма песни « Я – Земля», сл. Е. Долматовского, муз. В. Мурадели.

Вступительное слово учителя.

Слайд 1-2 «Звездное небо»

Учитель. Дорогие ребята, какой праздник мы отмечаем 12 апреля? (День космонавтики.)

Именно этому Дню и посвящён наш классный час.

В России в этом году отмечают 55-летнюю годовщину со дня первого полета человека в

космос и вспоминают первого космонавта - Юрия Гагарина.

Космос! Это слово совсем недавно было понятно только узкому кругу специалистов, а

теперь оно вошло в нашу разговорную речь. Мы часто слышим, что живём в век

Космоса. - А что такое Космос? (Ответы детей).

Да, это бесконечная пустыня с огненными шарами гигантских звёзд и движущимися

вокруг

них

большими

и

маленькими

планетами.

(

Слайд

1-5

-

показ

рисунков

и

иллюстраций).

Слайд 2-4 «Небесные тела»

После того как человек изобрел самолет и завоевал небо, людям захотелось подняться

еще

выше. Жители

Земли

всегда

будут

с

благодарностью

помнить

имена

людей,

открывших новую сферу человеческой деятельности. И мы сегодня с вами обязательно

вспомним

этих

замечательных

людей, приняв

участие

в

познавательной

игре

«Загадочный

космос».

А

для

этого

мы

разделимся

на

четыре

команды

следующим

образом. Перед вами лежат космические звезды, обратная сторона которых раскрашена в

определенный цвет (красный, желтый, синий). Каждому из вас нужно выбрать свою

звезду.

Именно

по

такому

типу

вы

будете

разделены

на

команды.

Итак,

начнем!

Занимайте места на своих звездных столиках.

1 звездный раунд «История звездного пространства»

Учитель. Каждой

команде

предлагается

конверт,

в

котором

находится

текст

о

выдающихся космонавтах. Ваша задача интересно и выразительно преподнести данный

текст. Для этого нужно распределить между собой роли и отрепетировать текст. После

выступления команд перед нами раскроется история покорения звездного пространства.

Максимальная оценка – 5 баллов.

Слайд 4-8 «Великие покорители неземного пространства»

1 конверт.

В бесконечности начинается

И кончается в вечности…

Поколениями созидается

Век за веком

Земля нетленная.

Человек, как звезда рождается,

Чтоб светлее стала Вселенная.

С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей

таинственностью и красотой. «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и

пространством,

сначала

робко

проникнет

за

пределы

атмосферы,

а

затем

завоюет

себе

все

околосолнечное

пространство»

-

так

зарождалась

мечта

человека

о

Космосе,

мечта

Константина

Эдуардовича

Циолковского

главного

ученого-мечтателя

двадцатого

века,

ученого

первым

приблизившего

человечество

к

тайнам

Вселенной.

Он

первым

в

России

стал

писать

книги

о

космических полетах, и был уверен, что люди обязательно поселятся на далеких планетах.

Следующим

был Сергей Павлович Королев – конструктор первых космических кораблей, который сделал эту мечту

еще ближе.

2 конверт.

В 1961 году, когда Юрий Гагарин, сын плотника из села Клушино, стал самым знаменитым человеком

на Земле, ему было только двадцать семь лет. За 108 минут, пока проходил полет, жизнь Гагарина стала

частью широкомасштабной легенды о великом советском человеке, который первым полетел в космос.

Гагарин был открытым, простым… Его жизнь была наполнена самой искренней любовью всех людей

планеты. Его улыбка стала символ великой страны.

Юрий Гагарин с детства мечтал о небе, о полетах, о Космосе.

- В шестнадцать лет Юрий Алексеевич увлекся книгами Циолковского, и у него зародилась мечта о

космосе. После запуска искусственного спутника Земли, когда Гагарин уже был летчиком-истребителем

9 декабря 1959 года, он написал командованию рапорт с просьбой зачислить его в группу кандидатов в

космонавты.

- Комиссию прошли немногие, и среди них лучшим, самым пригодным для полета в космос был

признан Юрий Алексеевич Гагарин.

-

В

Центре

подготовки

космонавтов

из

трех

тысяч

военных

летчиков

отобрали

20

кандидатов

в

космонавты, затем из них оставили всего 6.

- 8 апреля на заседании Государственной комиссии на космодроме Байконур было утверждено задание

человеку на космический полет: «Выполнить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180-230 км

продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе.

- На заседании были представлены все шесть космонавтов. Генерал Каманин заверил, что все они

готовы

к

космическому

полету.

И

после

паузы

сказал:

«Командование

Военно-воздушных

сил

предлагает назначить командиром космического корабля «Восток» старшего лейтенанта Гагарина Юрия

Алексеевича. Запасным пилотом – старшего лейтенанта Титова Германа Степановича».

- Было подготовлено три сообщения ТАСС о полете Гагарина в космос. Первое – «Успешное», второе –

«Предпринята попытка полета человека в космос», третье – «Трагическое», если Гагарин не вернется

живым.

3 конверт.

-

12

апреля

Гагарина

и

Титова

разбудили

в

5.30

утра.

Завтрак,

медицинский

осмотр,

одевание

скафандров. Автобус привез их на старт по двухчасовой готовности. Слесари-монтажники закрыли и

завинтили за Гагариным люк космического корабля.

-

В

бункере

полковник

Кириллов

подал

команду

«Пуск!»

Старший

лейтенант

Чекунов

повернул

стартовый ключ и нажал на кнопку.

- В 9 часов 07 минут 12 апреля 1961 года сквозь грохот двигателей в бункере услышали голос Юрия

Гагарина: «Поехали!»

- Юрий Алексеевич Гагарин вошел в историю.

- Гагарин всем телом ощущал содрогание корпуса корабля, слышал нарастающий гул и свист. Потом его

придавило огромной тяжестью.

- Одна за другой начали отделяться ступени ракеты. Корабль вынесло на орбиту. Вдруг тяжесть

схлынула. В ту же секунду Гагарина словно подняло с кресла: если бы не ремни, он взлетел бы. Так вот

что такое невесомость!

- Он смотрел в иллюминатор. Как все переменилось! Неба не стало. Кругом простиралась черная

темнота космоса. Лишь по краю Земли по краю горизонта такой красивы ореол, который темнеет по

удалению от Земли. Темным металлом поблескивали океаны, хорошо различались земные материки.

Такой Землю до Гагарина не видел никто.

-Он мчался со скоростью, близкой к 28 тысячам км в час, в восемь раз быстрее, чем летит пуля. Минуты

утекали одна за другой. Полет приближался к концу.

- Корабль сошел с орбиты, и плотные слои атмосферы встретили его упруго, как морские волны. Вокруг

Гагарина бушевали стена огня: горела обшивка, специальная тепловая защита корабля. Тело снова

обретало тяжесть.

- Он уже видел перед собой синий разлив Волги, весенние холмы под Саратовым.

- Обгоревший шар опустился посреди вспаханного поля. Юрий Гагарин был снова на земле.

Учитель. Молодцы, ребята! Закончился 1 звездный раунд нашей игры. Я надеюсь, что

многие из вас узнали немало важного и интересного из данного задания.

2 звездный раунд «Звездная викторина»

Команды по очереди отвечают на вопросы. Время на обдумывание 15 сек. За каждый правильный ответ

– 1 балл.

Слайд 9-12 «Метеориты»

Вопросы 1 команде:

Вопрос 1. Назовите основоположника отечественной космонавтики. Время!

(Константин Эдуардович Циолковский)

Вопрос 2: Кем и когда впервые были проведены наблюдения в телескоп? Время!

(Галилео Галилей 1610 год)

Вопрос 3: На какой из планет Солнечной системы бывают дожди из серной кислоты? Время!

(На Венере)

Вопрос 4: Когда Россия ближе к солнцу – зимой или летом? Время!

(Зимой)

Вопрос 5: Назовите самую яркую звезду неба? Время!

(Сириус)

Вопрос 6: У космонавтов есть свой обычай. Так, перед вылетом в космос Российские космонавты всегда

смотрят это фильм. Назовите его. Время!

(Белое солнце пустыни.)

Вопрос7: У какой планеты есть спутники, названия которых переводится как “ужас” и “страх”? Время!

(Марс)

Вопрос 8 : Что такое метеорит? Время!

(Космический камень упавший на землю)

Вопрос 9: Какой позывной был у Гагарина? Время!

(“Кедр”.)

Вопрос 10: Сколько длился космический полет Ю.А. Гагарина? Время!

(108 мин.=1ч.48 мин.)

Вопросы 2 команде:

Вопрос1: Центральное тело солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная звезда-карлик.

Время!

(Солнце)

Вопрос 2: Что такое обсерватория? (Здание, оборудованное для астрономических наблюдений ) Время!

Вопрос 3: Что такое метеориты? (Обломки космических тел, упавшие на землю) Время!

Вопрос 4: Что такое телескоп? (Астрономический прибор для наблюдения за небесными телами) Время!

Вопрос 5: Какой учёный доказал, что Земля вращается вокруг Солнца? (Николай Коперник) Время!

Вопрос 6: В какой галактике мы живём? (Млечный Путь) Время!

Вопрос 7: Из чего состоит наша Солнечная система? (Из Солнца и всех тел, которые вращаются вокруг

него под действием сил притяжения) Время!

Вопрос 8: Что такое Вселенная (Пространство и все тела, заполняющие его) Время!

Вопрос 9: Источник жизни на Земле (Солнце) Время!

Вопрос 10: Сколько воды в лунных морях? (На Луне воды нет) Время!

Вопросы 3 команде

Вопрос 1: Какую планету называют утренней звездой? (Венеру) – 2 б

Вопрос 2: Какая планета самая большая? (Юпитер) - 2 б

Вопрос 3: Какая из видимых планет самая яркая? (Венера) - 3 б

Вопрос 4: У какой планеты есть ярко выраженные кольца? (Сатурн) - 2 б

Вопрос 5: Самоходный аппарат, совершивший путешествие по Луне? (Луноход) - 2 б

Вопрос 6: Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов) - 2 б

Вопрос 7: Первая в мире женщина-космонавт (Валентина Николаевна Терешкова) – 2 б

Вопрос 8: Первый человек, покоривший звёздное небо (Юрий Алексеевич Гагарин) -1 б

Вопрос 9: Советский космический корабль многоразового использования (Буран) – 3 б

Вопрос 10: Как назывался космический корабль, на котором Ю.А. Гагарин совершил полёт в космос?

(Восток) – 1 б

Учитель. А сейчас, ребята, давайте отдохнем и посмотрим выступление театрального

коллектива «Хамелеон». Педагог Пчелинцева Е.М.

Слайд 13-15 «Космическая эра»

Сценка «Все – в космос!»

Участвуют: мальчик и девочка.

Д: Куда это ты собрался?

М: Человек впервые за много веков оторвался от Земли. Открылась новая космическая эра. Все – в

космос! На Земле остаются одни дураки!

Д: Да ты соображаешь, что ты говоришь?

М: Вполне.

Д: Трепач, барон Мюнхгаузен.

М: Сама ты баронесса! Я с тобой вообще разговаривать не желаю. Что ты понимаешь в космических

проблемах?! Темнота! Во все времена истории всякие мракобесы травили великих ученых и считали их

сумасшедшими. Джардано Бруно, Коперник, Галилей…

Д: Фи!

М: Да, фи. Собаки и то летают в космос, а я не могу? Что ж я, по-вашему, хуже собак, что ли?

Д: Хуже? Собаки хоть ученые, а ты по математике и то кое-как на “3” вытянул!

М: Подумаешь математика. Ерунда. Я и без вашей математики до такого додумался, что вам и не

снилось!

Я размышлял 4 дня

Луна…Луна? Луна!

В уме родилась у меня

Теория одна

Луна находится сейчас

В космической дали

Но ведь она оторвалась

Когда-то от Земли…

Вполне научен этот факт,

Не я его открыл

А раз она оторвалась,

Была куском Земли,

На том куске в тот час как раз

И люди быть могли

Логичен вывод мой вполне

И, стало быть, живет

На нашей спутнице Луне

Нам родственный народ!

Д: Слушай, то, что ты выдумываешь все время это хорошо. Только для настоящего исследователя этого

мало. Ю. Гагарин первый в мире космонавт, а ремесленные на отлично окончил, и техникум, и

авиаучилище – все на отлично! И спортом занимался, и интересовался всем. Чтоб в космос улететь на

Земле сперва нужно двумя ногами стоять. Потом уж в космос! А ты? Учишься плохо, отрываешься от

коллектива, тебе на станцию юных техников ходить надо – там как раз модели космических кораблей

строят.

М: Все это ерунда. Я, между прочим, в свой телескоп лунатиков видел.

Д: Да ну!

М: Проверить я себя решил, приблизил я Луну и в тот же миг на ней открыл лунатиков.

Д: Да ну?!

М: Они похожи на людей что жили в старину. У них волос полно везде, как у горилл.

Д: Да ну?!

М: В пещерах каменных живут, не строят города, в лесах лунатики пасут своих коров.

Д: Ну да?!

М: Не в кухне, прямо на кострах готовится еда, и бродят по ночам в горах разбойники.

Д: Ну да?!

М: Ты не дакай. Сама знаешь, что луна – это кусок, который взял и оторвался. И может быть даже в тот

момент, когда он отрывался, на том куске находились твои близкие родственники.

3 звездный раунд «Слова из слов»

Слайд 16 Слова «космонавтика» и «астрономия»

Учитель. Вам нужно из предложенных слов составить свои слова. Начальные слова вы

можете видеть на экране «космонавтика» и «астрономия». Та команда, которая придумает

наибольшее количество слов за 3 минуты, заработает 5 баллов. Итак, начали!

4 звездный раунд «Звездный стих»

Слайд 17-20 «Небесные светила»

Учитель. Дорогие ребята! Впереди у нас последний раунд. И посвятили мы его поэзии.

Сейчас каждая команда получит стихотворение. Ваша задача вставить пропущенные

слова. А после мы сравним с правильным ответом на экране нашего проектора.

Стихотворение 1 команде.

В космосе так здорово!

О. Ахметова

В космосе так здорово!

Звёзды и ……………

В чёрной невесомости

Медленно ……….!

В космосе так здорово!

Острые …………

На огромной скорости

………… там и тут!

Так чудесно в космосе!

Так волшебно в……….!

В настоящем …………

Побывал однажды!

В настоящем космосе!

В том, который видел сквозь,

В том, который видел сквозь

…………. бумажный!

Стихотворение 2 команде.

Космос.

Я хотел бы слетать на луну,

В неразгаданный мир …………...

И подобно красивому сну

К самой яркой ………. прикоснуться.

Долететь до далёких орбит,

Неизвестных всем нам …………..,

Где загадочный космос хранит

Много ……. необъятной вселенной.

На планетах других побывать,

О которых наука не знает.

И существ ……………повидать, —

Что на странных тарелках летают.

Расспросить, как живётся им там,

Есть ли осень, ………. или лето,

С какой целью всегда летят к нам –

На забытую Богом ……….…

Все о чём-то мечтают всегда,

И стремятся чего-то добиться.

Только ………, увы, никогда

Не захочет наверно открыться…

Стихотворение 3 команде.

Нам Циолковский напророчил

Нам Циолковский напророчил,

Что в ………. выйдет человек.

В его мечтах поставил точку

Мятежный наш ………….. век.

Прочь, страх, неверие, сомненья,

И россиянин это смог:

Прорвав …………. притяженье,

Он сделал над Землей виток.

Всего один виток — начало

Неведомого нам пути…

А уж мечтатели сказали:

— На ……….. яблоням цвести!

Так будет ли? Пока не знаем —

И на Земле проблем не счесть…

Но «ближний…………» обитаем,

И в этом все же что-то есть!

Пусть не за тысячу парсеков,

Немного ближе — на………

Нога ступила человека,

Преграду взяв еще одну.

И спутники к далеким…………

Весть о землянах унесли —

Прими, великий космос, грозный,

Привет от маленькой ……….!

Учитель. Очень хорошо, друзья мои! Вы замечательно справились со всеми заданиями.

А сейчас настало время для подведения итогов нашей игры. Чтобы вы не скучали,

предлагаем посмотреть видео и послушать песню.

Слайд 21 Видео «ЗНАЕТЕ, КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ»

"Созвездие Гагарина" (А.Пахмутова - Н.Добронравов)

Слова Н. Добронравова

Музыка А. Пахмутовой

Знаете, каким он парнем был,

Тот, кто тропку звездную открыл?..

Пламень был и гром,

Замер космодром,

И сказал негромко он...

Припев:

Он сказал: "Поехали!"

Он взмахнул рукой...

Словно вдоль по Питерской, Питерской,

Пронесся над Землей!

Знаете, каким он парнем был,

Как поля родные он любил!

В той степной дали

Первый старт с Земли

Был признаньем ей в любви!

Припев.

Знаете, каким он парнем был!

На руках его весь мир носил...

Сын Земли и звезд

Нежен был и прост.

Людям свет, как Данко, нес.

Припев.

Знаете, каким он парнем был!

Как на лед он с клюшкой выходил,

Весел был и смел.

Весел был и смел,

Как азартно жить хотел!

Припев.

Знаете, каким он парнем был...

Нет, не был! Ведь смерть он победил!.

Слышишь дальний гром?

Видишь, это он

Вновь идет на космодром.

Припев:

Говорит: "Поехали!"

И живой звездой,

Словно вдоль по Питерской, Питерской,

Несется над Землей!

Слайд 22-25 «Фотографии участников»

Подведение итогов. Награждение участников игры.



В раздел образования