Авторы: Харитонова Варвара Даниловна, Николаева Айталина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – д⁄с № 33 "Чуораанчык"
Населённый пункт: село Ой, Хангаласский улус, Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: применение мобильной лаборатории "Свет и тень" в деятельности старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Применение мобильной лаборатории «Свет и тень» в проектной деятельности старших
дошкольников.
Село Ой, МБДОУ «ЦРР – д/с №33 «Чуораанчык», Харитонова Варвара Даниловна – воспитатель,
Николаева Айталина Алексеевна – старший воспитатель.
Актуальность
В настоящее время в рамках совершенствования региональной системы профориентации и
подготовки
квалифицированных
инженерно
–
технических
кадров
для
высокотехнологичных
отраслей особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением
массового интереса молодежи к научно – техническому творчеству.
Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности детей и развивать их в
этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов –
от воспитанников детского сада до студентов.
Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач
подготовки
инженерных
кадров.
Ребенок,
который
не
познакомился
с
основами
технической
деятельности до 7 -8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою профессию с техникой, так как
детство
–
пора
поисков
ответов
на
самые
разные
вопросы.
Дошкольники
прирожденные
исследователи,
и
тому
подтверждение
их
любознательность,
постоянное
стремление
к
экспериментированию, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации.
Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно
прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая
деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он
развивается.
С
введением
ФГОС
(приказ
МОиН
РФ
от
17.10.2013
год
№1155),
исследовательская
деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. Согласно ФГОС мы создаем
условия для развития ребенка, открываем возможности для его позитивной социализации, его
личностного развития, инициативы и творческих способностей.
Понимая значение экспериментирования для развития технических наклонностей ребенка,
мы разработали план по четырем темам по ознакомлению старших дошкольников с неживой
природой. Ведущая идея плана заключается в организации посильной, интересной и адекватной
возрасту экспериментально – исследовательской деятельности для формирования естественно
научных представлений дошкольников.
Проблема
В основной образовательной программе дошкольного образования под редакцией Н.Е.
Вераксы «От рождения до школы» в образовательной области «Познавательное развитие» не
достаточно раскрыта тема по ознакомлению детей с неживой природой. В связи с этим мы решили
составить примерный перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с явлениями
неживой природы, рассчитанный на два года.
В план входит такие темы как: «Вода», «Магнит», «Свет и тень», «Звук».
Предлагаю вашему вниманию один проект из темы «Свет и тень».
Цель
Создание условий для реализации эксперимента «Свет и тень».
Задачи
1.
Научить детей выявлять основные взаимосвязи и использовать их для формирования своих
предположений и объяснения природных явлений;
2.
Развивать у детей умения обсуждать естественнонаучные и технические вопросы;
3.
Формировать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении
экспериментов;
4.
Поддерживать
интерес
дошкольников
к
окружающей
среде,
удовлетворять
детскую
любознательность;
5.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
6.
Развивать умственные способности детей;
7.
Активизировать речи и обогащать словарь.
Ожидаемые результаты
Следует отметить, что в результате работы по ознакомлению старших дошкольников с
неживой
природой
у
детей
формируются
устойчивые
знания
и
представления,
а
также
применение этих знаний на практике. Каждый воспитанник должен научиться:
Выделить и поставить проблему, который необходимо решить;
Предложить возможные решения;
Проверить эти возможные решения;
Сделать выводы в соответствии с результатом проверки;
Применить выводы к новым данным;
Сделать обобщение.
Список использованной литературы:
1.
Николаева С.Н.; сост. Горбашов Г. и др. «организация экспериментальной деятельности дошкольников»
( методические рекомендации); 2015.
2.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Ребенок в мире поиска»; 2017.
3.
Мартынова Е.А., Сучкова И.М., «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет.
Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий»; 2018.