Автор: Тимофеева Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – д⁄с № 33 "Чуораанчык"
Населённый пункт: село Ой, Хангаласский улус, Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством компьютерной игры.
Раздел: дошкольное образование
Тема: Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством
компьютерной игры.
Тимофеева Татьяна Анатольевна, село Ой, МБДОУ ЦРР д/с № 33 «Чуораанчык»,
воспитатель.
Актуальность: Использование новых технологий обеспечивающих эффективность
педагогического воздействия на экологическое воспитание детей в условиях реализации
ФГОС.
Проблема состоит в дефиците электронных игр с региональным компонентом и
потребностью детей к современным технологиям.
Цель: Создание компьютерной игры способствующей на экологическое воспитание
детей.
Задачи: - Разработать компьютерную игру «Экологическая мозаика».
-Развивать простейшие технические умения.
- Использовать компьютерные игры в ДОУ с соответствии с возрастными и
психическими возможностями.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует
отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней
отношения.
Дошкольное детство- период первоначального познания природы во всех ее
проявлениях.
Раннее общение с природой поможет выработать и воспитать в их сознании
правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и
взаимоотношение человека с окружающей средой. Особенностями восприятия детьми
прекрасного, в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию
Л.Шлегер, В.Шмидт, Д.Лазуткина, Е.Тихеева, Р.Орлова, А.Суровцева и деятели общей
психологии, педагогики, физиологии С.Шацкий, П.Блонский, Е.Архин, К.Корнилов и др.
В старшем дошкольном возрасте преобладает образное мышление, поэтому
формирование реалистических представлений о природе проходит особенно успешно,
если воспитатель постоянно использует различные наглядные средства.
Практика обучения и воспитания постоянно убеждает, в том, что умелая разработка и
методически верное использование наглядных средств представляет собой один из
важных источников повышения эффективности воспитания и обучения.
Современное человечество живет в век информации.
В ознакомлении дошкольников с природой особое значение имеют дидактические
игры на компьютере. В процессе игры вырабатываются знания о природе, развиваются
познавательные интересы, любовь к окружающему миру, бережное и заботливое
отношение к природе, а также эколого-целесообразное поведение в природе.
Компьютер с цветным изображением притягивает взор ребенка.
Посредством зрения ребенок воспринимает примерно 90% возбуждений и образов
внешнего мира. Именно в этом смысле применение компьютера в педагогическом
процессе делает ее эффективным средством.
Занятия с использованием компьютера очень интересны дошкольникам. Их
специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы
решения поставленной перед ним задачи, что позволяет рассматривать их как особое
средство развития творчества детей. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения,
при этом тренируется их внимание, развивается произвольное восприятие, зрительно-
двигательная координация.
В любых компьютерных играх, от самых простых до сложных, детям необходимо
учиться нажимать пальцами, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей.
Ученые отмечают, что чем больше дети делают мелких и сложных движений
пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. У ребенка развивается
понимание того, что окружающий нас мир это не только реальные обьекты природы, но и
их отражение в форме картин, схем ,слов и.т.д.
Авторская компьютерная игра « Экологическая мозаика» для детей старшего
дошкольного возраста.
При разработке этого пособия я опиралась в следующие принципы:
- принцип игровой реализации поставленных задач;
- принцип максимального включения анализаторов, речи, представлений, мышления;
-принцип систематичности и последовательности усложнения предлагаемого
материала;
-принцип наглядности;
В диске представлены 5 игр:
1. Игра « Вершки и корешки». Дидактическая задача: составить целое из части. Игровые
действия: поиски своей пары. Правила: искать свой вершок и корешок.
2 Игра. «С какого дерева ветка». Дидактическая задача: выбрать нужные части. Игровые
действия: поиски нужной ветки к дереву.
3. Игра «Чей след». Дидактическая задача: правильно найти след животных. Игровые
действия: найти различие следов. Правила: уметь отличать следы животных.
4 Игра « Найди ядовитый гриб». Дидактическая задача: выбрать растения, не
используемые в питании. Игровые действия: поиск по внешним признакам. Правила:
найти по ярко выраженной внешности.
5. Игра « Чьи детки». Дидактическая задача: правильно найти детенышей. Игровые
действия: уметь различать детенышей. Правила: найти сходства и различия по внешним
видам животных.
Методическое руководство к компьютерной игре. Игра длится 25-30 минут и
состоит из 3-х частей: подготовительной, основной и заключительной.
1.
Подготовительная часть игры: ознакомить с содержанием компьютерной игры;
привлечь опыт детей по наблюдению; создать определенную предметно-
ориентировочную игровую среду.
2.
Основная часть: обьяснить задание самостоятельной работы; игра детей на
компьютере (15 минут); наблюдение за работой детей ( пояснение, замечание или
уточнение задачи).
3.
Заключительная часть: проведение итога: а) оценка выполнения игры; б)
закрепление в памяти ребенка необходимые для усвоения понятий и смысловых
структур программы и правил действия с компьютером; в) зрительная
гимнастика, спортивная разрядка.
В процессе действий с изображенными на экране предметами и явлениями у
детей формируются гибкие, подвижные представления и образы, которые служат
основой для перехода от наглядно-действенного к наглядно- образному мышлению.
Компьютерная игра позволяет детям в интересной, доступной форме получить
знания, развивать технические умения, решить поставленные педагогом задачи.
Список использованной литературы:
1.
Бобылева Л.А. Экологические знания дошкольников. - М., 1998.
2.
ВиноградоваН.Ф .Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой.- М., «
Просвещение», 1978.
3.
Короткова Н. Познавательно- исследовательская деятельность старших дошкольников /
Дошкольное воспитание., 2003., № 4.
4.
Сыч В. Д. Технические средства обучения в детском саду.- М., « Просвещение»., 1989.
5.
Н.Е.Вераксы,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Примерная основная образовательная программа
дошкольного образования « От рождения до школы» М.,2015.
Приложение: Компьютерная игра в электронном варианте