Автор: Загитова Олеся Анисовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 178
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: "Эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста как социально-психологический феномен".
Раздел: дошкольное образование
«Эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста как социально-
психологический феномен».
Эмоциональный интеллект - способность человека управлять самим
собой
и
другими
людьми.
Эмоциональный
интеллект
включает
в
себя
саморегуляцию,
контроль
импульсивности,
уверенность,
самомотивацию,
оптимизм,
коммуникативные
навыки,
умение
эффективно
выстраивать
взаимоотношения с другими людьми.
1
В
российскую
психологическую
науку
понятие
эмоционального
интеллекта
было
введено
Г.Г.
Горсковой.
Термин
«эмоциональный
интеллект»
отражает
идею
единства
аффективных
и
интеллектуальных
процессов. В соответствии с определённым подходом к пониманию эмоций
(особый тип знания) и интеллекта (совокупность взаимосвязанных друг с
другом
умственных
способностей)
понятие
«эмоциональный
интеллект»
можно
охарактеризовать
как
совокупность
ментальных
способностей
к
пониманию собственных эмоций и эмоций других людей и к управлению
эмоциональной сферой.
2
Как
было
отмечено
П.
Саловейем
и
Д.
Майером
эмоциональный
интеллект
есть
уникальная
способность
рационально
использовать
информацию
эмоционального
характера
для
достижения
успешности
в
различных областях жизнедеятельности.
1
Правильно сформированный в ребёнке эмоциональный интеллект даст
ему возможность позитивного отношения к окружающему миру, к другим
людям, к себя.
Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно
воспринимать эмоциональное состояние человека, при этом дети достаточно
легко отличают радость, гнев, грусть, страх. Дети, прежде всего, обращают
внимание на выражение лица. В дошкольном возрасте общение с взрослыми
закладывает основы для понимания ребенком самого себя и своих эмоций.
Эмоциональные стандарты, усвоенные в семье, будут оказывать влияние на
протяжении всей жизни ребенка.
Одним из наиболее эффективных методов развития эмоционального
интеллекта
является
чтение
сказок
ребенку
с
подробным
разбором
характеристик персонажей. Посредством этого ребенок учится сопереживать
и сочувствовать, проникаться жизнью сказочных героев. Его эмоциональный
мир существенно расширяется, за счёт обогащения ситуативных комбинаций,
в которых задействованы персонажи. Благодаря этому ребенок дошкольного
возраста может не только заранее представить, но и пережить смысл данной
ситуации, предпринимаемых действий и их возможных последствий для себя
и других людей.
Список литературы:
1.
Андреева
И.Н.
Взаимосвязь
социальной
компетентности
и
эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование.
Демократия:
Материалы
5-й
Международной
междисциплинарной
научно-практической конференции. 6-7 ноября 2002 г., г. Минск, 2003.
С. 194-196.
2.
Андреева
И.Н.
Гендерные
различия
в
сфере
эмоционального
интеллекта // Материалы Международной междисциплинарной научно-
практической конференции, 19–20 декабря 2003 г., г. Минск, 2004. С.
147-149.