Напоминание

"сказка как ключик на пути к школе"


Автор: Турулина Татьяна Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МДОБУ детский сад "Семицветик" с. Булгаково МР Уфимский район РБ
Населённый пункт: С.Булгаково Уфимского района
Наименование материала: Проект
Тема: "сказка как ключик на пути к школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Сказка как ключик на пути к школе»

Татьяна Турулина

Проект «Сказка как ключик на пути к школе»

СКАЗКА КАК КЛЮЧИК

НА ПУТИ К ШКОЛЕ

Турулина Т. А. учитель-логопед высшей квалификационной категории МДОБУ детский

сад «Семицветик» с. Булгаково МР Уфимский район РБ

Все мы хотим видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными,

состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во

всем. Четкая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни. Не важно, кем станут

наши дети, учителями, дизайнерами, математиками или журналистами, правильная речь

пригодится им в любой профессии. Плохо говорящие дети испытывают трудности владения

родной речью и постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся

молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Такие дети позже начинают пользоваться

фразовой речью, у них длительное время отмечаются устойчивые ошибки в употреблении

длинных слов, предлогов, окончания, он плохо заучивает стихи, нарушения звукопроизношения.

Поэтому в основную задачу детского сада обязательно включается развитие полноценной речи

у детей, предупреждение и устранение всевозможных недочетов. Приоритетным принципом

моего проекта «Сказка как ключик на пути к школе»является: совокупность единства

коррекционных и общеобразовательных задач. Все эти направления можно продуктивно

развивать при помощи сказки – универсального логопедического приема,

Цель проектной работы

Способствовать предупреждению расстройств речи, помочь естественному стремлению

ребенка преодолевать возрастные и патологические недостатки речи, разрабатывать и

совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями,

потребностями и интересами дошкольника.

Участники проекта - Учитель-логопед, дети, педагоги и родители

Дети-логопаты часто имеют ослабленное соматическое и психическое состояние. Они быстро

утомляются на занятиях, ухудшается внимание, память.

Как оптимизировать коррекционный процесс? Известно, что ведущим видом деятельности у

детей дошкольного возраста является игра. В проектной работе мы с детьми не просто

проигрывали те или иные упражнения, нам удалось вовлечь в сказочные истории,

путешествия, создать большинство заданий, которые подчинены одному сказочному

сюжету. Например: «Путешествия богатыря-Пересвета», «Крошечка-Ховрошечка и ее

друзья» и т. д.

Где дети проходят со сказочными героями все трудности. Именно сказказаставляет

сопереживать героям, персонажам, что усиливает мотивацию ребенка в дальнейшей

деятельности. Кроме того, использование логопедических сказокпозволяет формировать

пространственные представления, моторные навыки, познавательную активность, а также,

расширять и уточнять словарный запас, формировать грамматический строй речи, развивать

навыки связанной речи.

Для начала и разминки развивали по картинкам

Язычок вперед – назад, в общем артикуляционный аппарат.

На первом этапе важную роль отводили в формировании звукопроизношения, где активно

используется артикуляционная гимнастика, в качестве сказочных персонажей использовали

цикл артикуляционных сказок «Про язычок», «Трудолюбивый комар», «Невоспитанный

мышонок» и т. д. Где отрабатывали положение губ, языка и щек, укрепляли мышцы речевого

аппарата.

В каждое занятие были включены пальчиковые игры или массаж пальцев.

По насыщенности аккупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной

медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную

активность головного мозга указательного положительно воздействует на состояние желудка,

среднего на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинец – на сердце. Пальчиковые игры

очень важны в развитии и творчестве детей. Это инсценировка каких-либо рифмовочных

историй и сказок при помощи пальцев с помощью сборника Е. И. Косинцевой. и Нищевой по

всем лексическим темам «Осень, ягоды, дикие животные и т. д.» организовывали детей на

плодотворную работу и использовали в физминутках, на развитие координации речи с

движениями.

Пальцы ловкими хотят

Быть у всех моих ребят,

Пальцам мы сейчас поможем,

Упражнения предложим

Родителям предлагался широкий подробный материал на закреплении пальчиковых игр дома

в выходные дни. Многие пальчиковые игры требует участия обеих рук, это дает возможность

детям ориентироваться в понятиях «Вправо» «влево» «вниз» и т. д. Одним из таких

нестандартных инновационых методов использовали методику Р. Г.

Бушляковой «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой».

Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями одной кисти

руки (правой, лево) затем обеих, имммитирующих движения челюсти языка и губ. Совместные

движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны,

помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает

чрезвычайно плодотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а

также развивает координацию движений и мелкую моторику. Биоэнергопластика способствует

более быстрому преодолению речевых нарушений, позволяет достичь положительных

результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики. С целью повышения

заинтересованности в таких упражнениях применяются игровой персонаж,

например, «волшебные перчатки», «микки», «чуп и чупс», «счет», «музыка», «стихи», чем

больше уверенности в движениях детской руки, тем ярче речь ребенка.

Биоэнергопластика лучше разных форм

Формирует развитие речевых всех зон

Метод биоэнергопластики был продемонстрирован на мастер-классе Районного

Методического объединения логопедов и психологов, где каждый из участников мог попробовать

себя в различных упражнениях биоэнергопластики.

Мы гуляли в сказках, длинный путь вели

Сказочным героям помогали мы.

В работе над фонематическим слухом опирались на методику О. В. Тырышкиной. В пособии

предлагается система индивидуальных и подгрупповых занятий основанных на играх различной

направленности объединенных сюжетами по мотивам известных сказок, например,

автоматизация звуков «Ш» в слогах, словах и в фразовой речи по мотивам сказки М.

Гаршина «Лягушка-путешественница» или Дифференциация звуков «С» «Ш» по

мотивам сказки «У солнышка в гостях» и т. д. В занятия старались соблюдать структуру и

последовательность этапов, где осуществлялась коррекционно-развивающее направление:

- автоматизация поставленных звуков или дифференциация смешанных звуков;

- развитие артикуляционной и мелкой моторики;

- развитие фоматического слуха и восприятие;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие психических процессов;

- закрепление навыка чтения прямых и обратных слогов;

- закрепление навыков согласования слов в предложении;

- активизация биологически- активных зон;

- развитие темпо-ритмической стороны речи, речевого дыхания;

- закрепление навыков звукового анализа и синтеза;

- воспитание усидчивости, аккуратности, чувств сострадания и сопереживания.

Дидактические игры и задания сопровождались красочным картинным материалом. Также в

работе использовали сказки на закрепление произношения слухового внимания Е. Косинцевой.

Например, «Сказка о веселых насосах», «Звонкие комары», «Грустная змея» и т. д.

Серии индивидуальные тетради для домашних заданий И. В. Баскакиной Свистелочка,

Шипелочка, Звинелочка, Жжужалочка способствовали сформировать у детей навыки звукового

анализа и синтеза, что подготавливало их к овладению письменной речью.

Мы учились слушать звуки, голоса

Как не путать в речи буквы и слова.

Интересная работа проводилась и с буквами. Для усвоения графического образа

предлагались следующие сказки: «Волшебный карандаш», «Заколдованная

буква», «Сломанные буквы» и др.

При обучении детей чтению использовали разнообразные виды упражнений:

- дополни слог до целого слова

- собери слова из рассыпанных букв

- вставь букву и назови слово

- буква заблудилась

- прочитай по первым звукам

- прочитай по цифрам

- отгадай загадки –ребусы.

Мы узнали, где живут разные зверушки.

Кто как голос подает, а кто летит к кормушке.

Особое внимание уделялось развитию лексико-грамматической стороне речи. Настоящим

открытием стали сказки Е. Нищевой «Развивающие сказки». Каждая сказка влечет детей в

путешествие, где решаются не только коррекционные, но и воспитательные задачи,

например, «Как олененку маму искали», «Экологическая сказка», «Как сорока клеста судила» и

др.

Подготовка к занятиям и их проведение становится интересным всем, кто в них участвует.

Дети с радостью ждут нового путешествия, что обеспечивает обучающий и воспитательный

эффект сказок. Дома дети с удовольствием выполняли задания к сказкам. Здесь к творчеству

привлекались и родители. Каждое путешествие заканчивалось выставкой детский работ.

Большую помощь в проведения занятий оказывали педагоги детского сада:

- оформление дидактического материала музыкального зала, отработка сценок, стихов,

чистоговорок. Все занятия сопровождались музыкальным и компьютерным оформлением, что

позволяло удерживать внимание и интерес у детей на протяжении всего занятия.

За время проектной деятельности были проведены викторины по русским

народным сказкам «Бычок смоляной бочок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Лисичка со

скалкой».

«Сказка я тебя знаю». Варианты состязаний между детскими командами. Викторина

по сказкам К. Чуковского «Телефон», «Мойдодыр», «Краденное солнце». В рамках

республиканских курсов повышения квалификации для воспитателей при ИРО было проведено

открытое комплексное занятие «Айболит спешит на помощь».

По представленному мною проекту в Районном конкурсе методических

разработок «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» была

номинирована на I место в номинации «Проектная деятельность».

В Районном конкурсе презентаций «Мой педагогический опыт» была номинирована на III

место среди педагогов дошкольных образовательных учреждений.

В общероссийском конкурсе независимой ассоциации педагогов гуманитарного,

естественного и математического цикла «Форум» была награждена дипломами 3-ей степени

общероссийского конкурса «Ступенькина пути к школе»

методическая разработка занятий в ДОУ, «В гостях у Матроскина – современная сказка в

воспитании дошкольников» методическая разработка занятий в ДОУ.

В районном конкурсе «Здравствуй, здравствуй сказка» получила сертификат ИМЦ

Уфимского района.

Если в сказку всем сердцем поверить,

В мир прекрасный раскроются двери!

Вы туда без труда попадете

На волшебном ковре – самолете,

На летучем большом корабле

Или с Бабой – Ягой на метле, на плоту по молочной реке

И верхом на Коньке – Горбунке.

Можно в сказку лететь на жар –Птице,

Можно на Колобке закатиться,

Можно въехать, как слон на еже.

Ой! Мы кажется в сказке уже…



В раздел образования