Автор: Турулина Татьяна Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МДОБУ детский сад "Семицветик" с. Булгаково МР Уфимский район РБ
Населённый пункт: С.Булгаково Уфимского района
Наименование материала: Проект
Тема: "сказка как ключик на пути к школе"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Сказка как ключик на пути к школе»
Татьяна Турулина
Проект «Сказка как ключик на пути к школе»
СКАЗКА КАК КЛЮЧИК
НА ПУТИ К ШКОЛЕ
Турулина Т. А. учитель-логопед высшей квалификационной категории МДОБУ детский
сад «Семицветик» с. Булгаково МР Уфимский район РБ
Все мы хотим видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными,
состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во
всем. Четкая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни. Не важно, кем станут
наши дети, учителями, дизайнерами, математиками или журналистами, правильная речь
пригодится им в любой профессии. Плохо говорящие дети испытывают трудности владения
родной речью и постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся
молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Такие дети позже начинают пользоваться
фразовой речью, у них длительное время отмечаются устойчивые ошибки в употреблении
длинных слов, предлогов, окончания, он плохо заучивает стихи, нарушения звукопроизношения.
Поэтому в основную задачу детского сада обязательно включается развитие полноценной речи
у детей, предупреждение и устранение всевозможных недочетов. Приоритетным принципом
моего проекта «Сказка как ключик на пути к школе»является: совокупность единства
коррекционных и общеобразовательных задач. Все эти направления можно продуктивно
развивать при помощи сказки – универсального логопедического приема,
Цель проектной работы
Способствовать предупреждению расстройств речи, помочь естественному стремлению
ребенка преодолевать возрастные и патологические недостатки речи, разрабатывать и
совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями,
потребностями и интересами дошкольника.
Участники проекта - Учитель-логопед, дети, педагоги и родители
Дети-логопаты часто имеют ослабленное соматическое и психическое состояние. Они быстро
утомляются на занятиях, ухудшается внимание, память.
Как оптимизировать коррекционный процесс? Известно, что ведущим видом деятельности у
детей дошкольного возраста является игра. В проектной работе мы с детьми не просто
проигрывали те или иные упражнения, нам удалось вовлечь в сказочные истории,
путешествия, создать большинство заданий, которые подчинены одному сказочному
сюжету. Например: «Путешествия богатыря-Пересвета», «Крошечка-Ховрошечка и ее
друзья» и т. д.
Где дети проходят со сказочными героями все трудности. Именно сказказаставляет
сопереживать героям, персонажам, что усиливает мотивацию ребенка в дальнейшей
деятельности. Кроме того, использование логопедических сказокпозволяет формировать
пространственные представления, моторные навыки, познавательную активность, а также,
расширять и уточнять словарный запас, формировать грамматический строй речи, развивать
навыки связанной речи.
Для начала и разминки развивали по картинкам
Язычок вперед – назад, в общем артикуляционный аппарат.
На первом этапе важную роль отводили в формировании звукопроизношения, где активно
используется артикуляционная гимнастика, в качестве сказочных персонажей использовали
цикл артикуляционных сказок «Про язычок», «Трудолюбивый комар», «Невоспитанный
мышонок» и т. д. Где отрабатывали положение губ, языка и щек, укрепляли мышцы речевого
аппарата.
В каждое занятие были включены пальчиковые игры или массаж пальцев.
По насыщенности аккупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной
медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную
активность головного мозга указательного положительно воздействует на состояние желудка,
среднего на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинец – на сердце. Пальчиковые игры
очень важны в развитии и творчестве детей. Это инсценировка каких-либо рифмовочных
историй и сказок при помощи пальцев с помощью сборника Е. И. Косинцевой. и Нищевой по
всем лексическим темам «Осень, ягоды, дикие животные и т. д.» организовывали детей на
плодотворную работу и использовали в физминутках, на развитие координации речи с
движениями.
Пальцы ловкими хотят
Быть у всех моих ребят,
Пальцам мы сейчас поможем,
Упражнения предложим
Родителям предлагался широкий подробный материал на закреплении пальчиковых игр дома
в выходные дни. Многие пальчиковые игры требует участия обеих рук, это дает возможность
детям ориентироваться в понятиях «Вправо» «влево» «вниз» и т. д. Одним из таких
нестандартных инновационых методов использовали методику Р. Г.
Бушляковой «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой».
Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями одной кисти
руки (правой, лево) затем обеих, имммитирующих движения челюсти языка и губ. Совместные
движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны,
помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает
чрезвычайно плодотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а
также развивает координацию движений и мелкую моторику. Биоэнергопластика способствует
более быстрому преодолению речевых нарушений, позволяет достичь положительных
результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики. С целью повышения
заинтересованности в таких упражнениях применяются игровой персонаж,
например, «волшебные перчатки», «микки», «чуп и чупс», «счет», «музыка», «стихи», чем
больше уверенности в движениях детской руки, тем ярче речь ребенка.
Биоэнергопластика лучше разных форм
Формирует развитие речевых всех зон
Метод биоэнергопластики был продемонстрирован на мастер-классе Районного
Методического объединения логопедов и психологов, где каждый из участников мог попробовать
себя в различных упражнениях биоэнергопластики.
Мы гуляли в сказках, длинный путь вели
Сказочным героям помогали мы.
В работе над фонематическим слухом опирались на методику О. В. Тырышкиной. В пособии
предлагается система индивидуальных и подгрупповых занятий основанных на играх различной
направленности объединенных сюжетами по мотивам известных сказок, например,
автоматизация звуков «Ш» в слогах, словах и в фразовой речи по мотивам сказки М.
Гаршина «Лягушка-путешественница» или Дифференциация звуков «С» «Ш» по
мотивам сказки «У солнышка в гостях» и т. д. В занятия старались соблюдать структуру и
последовательность этапов, где осуществлялась коррекционно-развивающее направление:
- автоматизация поставленных звуков или дифференциация смешанных звуков;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики;
- развитие фоматического слуха и восприятие;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие психических процессов;
- закрепление навыка чтения прямых и обратных слогов;
- закрепление навыков согласования слов в предложении;
- активизация биологически- активных зон;
- развитие темпо-ритмической стороны речи, речевого дыхания;
- закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
- воспитание усидчивости, аккуратности, чувств сострадания и сопереживания.
Дидактические игры и задания сопровождались красочным картинным материалом. Также в
работе использовали сказки на закрепление произношения слухового внимания Е. Косинцевой.
Например, «Сказка о веселых насосах», «Звонкие комары», «Грустная змея» и т. д.
Серии индивидуальные тетради для домашних заданий И. В. Баскакиной Свистелочка,
Шипелочка, Звинелочка, Жжужалочка способствовали сформировать у детей навыки звукового
анализа и синтеза, что подготавливало их к овладению письменной речью.
Мы учились слушать звуки, голоса
Как не путать в речи буквы и слова.
Интересная работа проводилась и с буквами. Для усвоения графического образа
предлагались следующие сказки: «Волшебный карандаш», «Заколдованная
буква», «Сломанные буквы» и др.
При обучении детей чтению использовали разнообразные виды упражнений:
- дополни слог до целого слова
- собери слова из рассыпанных букв
- вставь букву и назови слово
- буква заблудилась
- прочитай по первым звукам
- прочитай по цифрам
- отгадай загадки –ребусы.
Мы узнали, где живут разные зверушки.
Кто как голос подает, а кто летит к кормушке.
Особое внимание уделялось развитию лексико-грамматической стороне речи. Настоящим
открытием стали сказки Е. Нищевой «Развивающие сказки». Каждая сказка влечет детей в
путешествие, где решаются не только коррекционные, но и воспитательные задачи,
например, «Как олененку маму искали», «Экологическая сказка», «Как сорока клеста судила» и
др.
Подготовка к занятиям и их проведение становится интересным всем, кто в них участвует.
Дети с радостью ждут нового путешествия, что обеспечивает обучающий и воспитательный
эффект сказок. Дома дети с удовольствием выполняли задания к сказкам. Здесь к творчеству
привлекались и родители. Каждое путешествие заканчивалось выставкой детский работ.
Большую помощь в проведения занятий оказывали педагоги детского сада:
- оформление дидактического материала музыкального зала, отработка сценок, стихов,
чистоговорок. Все занятия сопровождались музыкальным и компьютерным оформлением, что
позволяло удерживать внимание и интерес у детей на протяжении всего занятия.
За время проектной деятельности были проведены викторины по русским
народным сказкам «Бычок смоляной бочок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Лисичка со
скалкой».
«Сказка я тебя знаю». Варианты состязаний между детскими командами. Викторина
по сказкам К. Чуковского «Телефон», «Мойдодыр», «Краденное солнце». В рамках
республиканских курсов повышения квалификации для воспитателей при ИРО было проведено
открытое комплексное занятие «Айболит спешит на помощь».
По представленному мною проекту в Районном конкурсе методических
разработок «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» была
номинирована на I место в номинации «Проектная деятельность».
В Районном конкурсе презентаций «Мой педагогический опыт» была номинирована на III
место среди педагогов дошкольных образовательных учреждений.
В общероссийском конкурсе независимой ассоциации педагогов гуманитарного,
естественного и математического цикла «Форум» была награждена дипломами 3-ей степени
общероссийского конкурса «Ступенькина пути к школе»
методическая разработка занятий в ДОУ, «В гостях у Матроскина – современная сказка в
воспитании дошкольников» методическая разработка занятий в ДОУ.
В районном конкурсе «Здравствуй, здравствуй сказка» получила сертификат ИМЦ
Уфимского района.
Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир прекрасный раскроются двери!
Вы туда без труда попадете
На волшебном ковре – самолете,
На летучем большом корабле
Или с Бабой – Ягой на метле, на плоту по молочной реке
И верхом на Коньке – Горбунке.
Можно в сказку лететь на жар –Птице,
Можно на Колобке закатиться,
Можно въехать, как слон на еже.
Ой! Мы кажется в сказке уже…